МАСТЕР - КЛАСС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Тема: "Помоги себе сам!"
методическая разработка
Методический материал для использования старшим воспитателем в дошкольном учреждении по профилактике профессионального выгорания. Был представлен на МО старших воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Тема: "Помоги себе сам!"
Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов, стабилизация эмоционального состояния, коррекция высокой ситуативной и личностной тревожности, обучение методам рефлексии собственного психологического состояния.
Ход мастер - класса
Вступительное слово педагога - психолога:
"Профессиональное выгорание - проблема, с которой может столкнуться любой педагог, независимо от стажа работы. Не во всех дошкольных учреждениях есть педагог - психолог. Поэтому старший воспитатель, совмещая в себе много разных функций, почти всегда становится и в какой-то степени психологом для педагогических работников, потому что именно к старшему воспитателю педагоги приходят со своими профессиональными трудностями, а порой и личными проблемами. Поэтому старший воспитатель, как никто другой, понимает проблему профессионального выгорания педагога, потому что периодически сталкивается с ней у свои сотрудников. Я хочу вам представить некоторые элементы тренингов по предупреждению профессионального выгорания, которые вы можете использовать для работы с воспитателями на метод.советах, на семинарах, на педагогических советах. Эмоциональное выгорания у педагога может наступить по разным причинам. Но одна из них заключается в том, что мы загоняем далеко внутрь свои внутренние противоречия, которые не хотим проговаривать, даже для себя. Психологи говорят о том, что с проблемой можно работать, если для себя ее хотя бы как-то понимать.
Поэтому я предлагаю вам сегодня немного поработать со своим внутренним миром".
1. Упражнение "Составим рассказ или фразу".
Инструкция: "Встаньте, пожалуйста, в круг. У меня есть вот такая красивая подушечка в виде смайлика. Первый участник будет говорить слово, передавая этот предмет, второму я предлагаю подобрать к слову первого участника глагол или прилагательное. Потом передается подушечка следующему участнику...он подбирает дальше часть речи... И так по кругу. Таким образом, у нас будет составлен или мини рассказ, или какая-то фраза.
Начну, с вашего позволения, я.
Педагог..."
2. "Метафоры"
Инструкция: "Предлагаю вам присесть на свои места. Я вам раздам карточки, на которых написаны разные метафоры. Предлагаю вам выбрать две метафоры и зачитать их вслух. Первая метафора будет характеризовать ваше состояние в данный момент времени. А вторая метафора олицетворять то состояние, в котором вам хотелось бы находиться.
(Педагоги работают с карточками)
Теперь я предлагаю вам прочитать то, что у вас получилось.
Эти карточки остаются у вас. Дома, когда будет свободное время, попробуйте сами себе объяснить, почему вы выбрали ту или иную метафору. И попробуйте просто поговорить сами с собой, это иногда очень полезно".
Метафоры
Пламенное сердце
Золотые руки
Стальные нервы
Я - художник, пишущий картину своей жизни.
Заря жизни
Каменное лицо
Солнечная улыбка
Ледяной взгляд
Осень жизни
Глаголом жгу сердца людей!
Она была - живой костер из снега и вина!
За солнцем улиц где-то ковыряла никому не нужная, дряблая луна.
Золотые слова
Проницательный взгляд
Глаз - алмаз
Устала как собака
Как белка в колесе
Жизнь - полная чаша
Музыка моей жизни - это джаз!
Сама пишу книгу своей жизни.
Отговорила роща золотая...
3. "Продолжи предложение"
Инструкция: "Для того, чтобы быть в таком комфортном душевном состоянии, необходимо понимать свои сильные стороны.
Я вам сейчас раздам еще одни карточки. На них написано начало предложения. А вы вслух продолжите...
- Я считаю, что моя сильная сторона - это...
- Я думаю, что с успехом могла бы...
- Я уверена, что у меня все получится, если я...
- Мое настроение часто зависит от...
- Снова и снова я вспоминаю...
- Я могу создать себе бодрое расположение духа, если я...."
Вывод:
Педагог - психолог: "Похожие упражнения на стабилизацию эмоционального состояния необходимо выполнять всем, кто трудится в той или иной профессии. Но проводить такую саморефлексию особенно полезно для тех, кто работает с людьми. Потому что мы получаем много, как положительной, так и негативной энергии от окружающих. А значит, очень важно сберечь собственную личность для сохранения своего здоровья.
Привыкайте счастливыми быть,
Просыпаться с улыбкой лучистой...
И со взглядом, по детскому чистым,
Привыкайте друг друга любить.
Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды.
Вы ведите другие беседы,
Научитесь душой расцветать.
Научитесь подвоха не ждать
От людей - незнакомых и близких...
Ведь у всех - у высоких и низких-
Есть желание счастье познать.
Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь разобраться:
Если кто - то вдруг начал кусаться,
Значит, в чем- то ему не везло.
Научитесь прощенья просить,
И прощать... Вам судьба улыбнется.
И весна в вашу душу вернется.
Привыкайте счастливыми быть!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Мастер-класс направлен на создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ....
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов через познание внутреннего мира, раскрытие собственного «Я»»
На базе детского сада №1 "Улыбка" опробированы релаксационные методики для педагогов. Воспитатели осуществили погружение в свой собственный мир, изучили приемы саморегуляции....
Мастер - класс для педагогов на тему: "Изучи себя сам"
Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ....
Мастер-класс на тему: «Как воспитателю подготовить себя к работе в условиях действия профессионального стандарта педагога»
Диссеминация педагогом-мастером своего педагогического опыта работы в аспекте саморазвития на этапе введения профессионального стандарта педагога....
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания»
Профессия педагога требует выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении....
Мастер-класс «Профилактика эмоционального выгорания»
Цель: снятие эмоционального напряжения, сохранение и укрепление психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи:- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологичес...