|
| Проект « Размышляем и играем » Цель: способствовать развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности в выполнении логических заданий.
Задачи: Учить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Развивать элементы логического мышления через дидактические игры.
Тип: развивающий
Постановка проблемы:
Используя на занятиях элементы логических заданий, заметила, что не все дети справляются. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Поэтому возникла идея создать данный проект.
Срок реализации: март-апрель 2017 года (2 месяца)
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог – психолог, воспитатели группы.
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. Дети научились навыкам планирования своих действий, обдумывания их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Повысились коммуникативные навыки дошкольников.
Диагностика
Для определения уровня логического мышления была проведена диагностика учебных способностей
(см. приложение 1)
^ 28 детей участвовало в проекте
На начало проекта: На конец проекта: Логическое мышление Логическое мышление Сформировано – 18 человек Сформировано – 26 человек
^ Не сформировано – 3 человека Не сформировано – 0 человек
На стадии формирования – 5 человек На стадии формирования – 2 человека Этапы проекта
Этапы
| Деятельность педагога
| Деятельность детей
|
I. Подготовительный
| Формулировка проблемы (цель) Определение продукта проекта (итоговое занятие)
| Вхождение в проблему Принятие задачи
|
II. Практический
|
Пополнение материала в уголках для детей и родителей по данной теме
Подготовка к презентации (разгадывание логических задачек, головоломок и т.п.)
|
Разгадывание головоломок, задачек для ума Дидактические игры Задачки на творческое воображение
|
III. Итоговый
|
Подведение итогов реализации проекта через диагностирование детей
Представление проекта педагогам
|
Подготовка материала к презентации.
|
Распределение работы по этапам проекта
^ Этапы проекта
| Деятельность психолога
| Деятельность детей
| Совместная деятельность
| 1. Подготовительный
| 1.Постановка проблемы.
2.Создание игровой ситуации
3.Подбор наглядно – дидактических пособий, для реализации проекта.
4.Оформление рекомендаций для родителей по теме проекта
5. Сбор и уточнение информации
| 1. Вхождение в проблему
2. Вживание в игровую ситуацию
|
| 2. Основной ( практический)
| 1. Вводное занятие «В гости к Лесовичку».
| Развивать интерес к логическим задачкам.
| Развивать у детей творческую активность, воображение.
| 2. Весёлые математические задачки.
| Способствовать расширению математических знаний
| Самостоятельное придумывание собственных задачек
| 3 Игры на развитие воображения.
| Придумывание небылиц, шутливых рассказов и т.п.
|
|
Заключительный этап
|
4. Дидактические игры:
«Продолжи ряд»; «Графический диктант»;
«Помести недостающую фигуру»; «Найди 10 отличий»; «Составь картинку из частей».
«Что лишнее? Почему?»;
«Найди предмет отличающийся от других»;
«Отгадай какая сказка»;
«Мой или моя?»; 5. Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе:
Конкурс смекалистых: «Торопись да не ошибись».
6. Итоговое занятие «Лесная сказка»
|
|
|
Вхождение детей в игровую проблемную ситуацию:
План реализации проекта:
Апрель
Занятие 1.
1. Весёлые математические задачки.
2. Игры на развитие внимания и памяти.
3. Игры воображения.
Занятие 2.
1.Введение детей в проблемную игровую ситуацию
2. Ход занятия: Психолог: Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад «Чебурашка», детям группы «Умники и умницы». Давайте, откроем его и прочтем. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы могли посмотреть, что изменилось в моем лесу. До встречи. Жду вас. Лесовичок». Психолог: Ну, что, ребята, пойдем в гости к Лесовичку? Но, прежде, чем отправиться, давайте вспомним, какое сейчас время года? Дети: Весна. Ранняя весна. Психолог: Молодцы, а теперь отправляемся в лес. Как будем вести себя в лесу? Мы идем дорожками, Мы идем тропинками. На носочках осторожно Перейти сугроб нам нужно, Сугроб перешли. На полянку снежную пришли. Дети присаживаются на «полянке» на стулья. Психолог: Давайте отдохнем и поиграем. Игра «Четвертый лишний» - Понедельник, среда, пятница, осень. - Четверг, весна, зима, осень. - Август, вечер, ночь, утро. Игра «Назови соседей» 2, 5, 9, 4, 7. Игра «Назови задуманное число…» Которое больше 4, но меньше 6; больше 7, но меньше 9; меньше 8, но больше 6; больше 2, но меньше 4. Ну, а теперь решим веселые задачки: Однажды 3 цыпленка, А с ними 3 мышонка, А с ними3 веселых, Умытых поросенка Бежали спозаранку Из дома на полянку. Посчитай поскорей Сколько было всех друзей? – (9) Сколько всего игрушек у Андрюшки? Расставил Андрюшка В два ряда игрушки: Рядом с мартышкой- Плюшевый мишка, Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Еж и лягушка. Сколько расставил Игрушек Андрюшка? (6) Отдохнули, можно и дальше отправляться Мы идем дорожками, Мы идем тропинками… - Скажите, где быстрее снег тает – в городе или в лесу? Почему? - Какие первые цветы появляются ранней весной? – Подснежники и мать-и- мачеха. Вот они распустились на проталинке. - Сколько подснежников? - Сколько мать-и-мачехи? - Каких цветов больше? На сколько? - А каких меньше? На сколько? - Можно их рвать? Почему? Вот мы и пришли на другую полянку. Дети сели за столы. Здесь, наверно, у Лесовичка лесная школа. Давайте поговорим о первоцветах. На проталинке распустилось 5 подснежников и 3 цветка мать-и-мачехи. Сколько всего цветов распустилось на полянке.
Придумайте сами задачу про деревья, кусты.
Лесовичок приготовил для вас задание. - Какие геометрические фигуры вы видите? - Где находится треугольник, круг, овал, прямоугольник? Психолог достает игрушку, Лесовичка, который приветствует детей и предлагает еще одну задачу. Задание – заполнить недостающие клеточки в таблице. Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А ты Лесовичок, доволен тем, как ребята вели себя в лесу? Лесовичок: Да, я очень доволен. Ребята ходили в лесу осторожно, не рвали цветы, не ломали ветки. И со всеми заданиями справились хорошо, быстро и правильно. В подарок я вам приготовил волшебные цветики – семицветики. Вы знаете, что у него лепестки разного цвета. Вам нужно будет самим раскрасить их. Март
1. Весёлые математические задачки.
2. Игры на развитие внимания и памяти.
3. Игры воображения.
4. Графический диктант.
Занятие 2
1. Дидактические игры:
«Продолжи ряд»; «Графический диктант»;
«Помести недостающую фигуру»; «Найди 10 отличий»; «Составь картинку из частей».
«Что лишнее? Почему?»;
«Найди предмет отличающийся от других»;
«Мой или моя?»;
«Отгадай какая сказка» (презентация). Занятие 3
1. Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
2.Графический диктант.
3. Задачки на сообразительность.
Занятие : «Весёлые математические задачки».
- Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат? - У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели) - В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной). - На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.) С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало?
Скоро праздник. Новый Год, Встанем в дружный хоровод. Звонко песенку споем, Всех поздравим с этим днем. Приготовим всем подарки, Этот праздник очень яркий. Кате, Маше и Аленке Мы подарим по Буренке, А Андрюше и Витюше – По машине и по груше. Саша будет рад Петрушке И большой цветной хлопушке. Ну а Танечке - Танюше – Бурый мишка в сером плюше. Вы, друзья, гостей считайте Имена их называйте.счету детей, математика" align=right hspace=60 width=150 height=182 border=0>
Решила старушка ватрушки испечь. Поставила тесто, да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь, А сколько их надо — совсем позабыла. Две штучки — для внучки, Две штучки — для деда, Две штучки — для Тани, Дочурки соседа... Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась! Помоги старушке сосчитать ватрушки.счету детей, математика" align=right hspace=70 width=100 height=76 border=0>
В рыбьем царстве к осетру Приплывают по утру Три молоденькие щучки, Чтоб ему почистить щечки, А четыре чебака Моют брюхо и бока. Посчитай-ка, детвора, Сколько слуг у осетра? (В.Кудрявцева)счету детей, математика" align=right hspace=40 width=200 height=255 border=0>
Жили-были у жилета Три петли и два манжета. Если вместе их считать Три да два, конечно, пять! Только знаешь, в чём секрет? У жилета нет манжет! (Г.Новицкая)
Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке?
^ Три зайчонка, пять ежат Ходят вместе в детский сад. Посчитать мы вас попросим, Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Еще один стащила киска. А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки - три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять?
^ Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели Пять румяных, наливных, Два с кислинкой. Сколько их?
^ На забор взлетел петух, Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов?
Три цыпленка стоят На скорлупки глядят. Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поверней, Отвечай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей?
^ Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат Но один из них устал, А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?
Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Ёж и лягушка. Сколько игрушек Расставил Андрюшка?
Дарит бабушка лисица Трём внучатам рукавицы: "Это вам на зиму, внуки, рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте!"
^ Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек, "Приходите все на чай!" Сколько чаек, отвечай!
Белка на елке грибочки сушила, Песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать хлопот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, два масленка, Три веселеньких опенка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит. А лисичек ровно шесть. Ты попробуй все их счесть!»
Мы с мамой в зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья, Каких зверей видала я? А если их вы счесть смогли, Вы просто чудо! Молодцы!
Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей! Пять Сережке, три Антошке, Две Валюше и Катюше. А для мамы и для папы Сорок будет маловато. Ну а вы друзья считайте, Сколько капель отвечайте!
Вдоль овражка Шла фуражка, Две косынки, Три корзинки, А за ними шла упрямо Белоснежная панама. Сколько всего шло детей? Отвечай поскорей!Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, "косой", Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел - Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей - Посчитай-ка всех зверей. (Б.Заходер)
^ Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца?
Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей?
На базаре добрый ёжик Накупил семье сапожек. Сапожки по ножке - себе, Поменьше немного - жене. С пряжками - сыну, С застёжками - дочке. И всё уложил в мешочке. Сколько в семье у ёжика ножек? И сколько купили сапожек?
^ Пять цветочков у Наташи, И ещё два дал ей Саша. Кто тут сможет посчитать, Сколько будет два и пять?
Привела гусыня – мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята, как клубочки, Три сынка, а сколько дочек?
^ Четыре спелых груши На веточке качалось Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
Мама вышила ковёр. Посмотри, какой узор. Две большие клеточки В каждой по три веточки Села Маша на кровать, Хочет ветки сосчитать. Да никак не может Кто же ей поможет?
|
|
Занятие: «Игры воображения»
Предлагаемые темы:
Все люди научились летать. Что будет? Все животные заговорили человеческим голосом. Что будет? Из крана вместо воды бежит апельсиновый сок. Что будет?
Графический диктант.
Занятие: «Дидактические игры»
1. Дидактические игры:
«Продолжи ряд»
«Найди недостающий фрагмент» (см. презентация ); «Найди такую же фигуру» (см. презентацию найди фигуру);
«Мой или моя?»; «Отгадай, какая сказка» (см.презентацию угадай - ка сказку)
^ Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе Конкурс смекалистых- “Торопись, да не ошибись” Цель: Учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет. Развивать образное мышление, память, речь. Воспитывать настойчивость, смекалку и сообразительность. Материал: иллюстрация “Найди 10 отличий», предметные картинки, модели геометрических фигур, карточки с заготовкой. Призы для детей – раскраски. Ход: Ребята, сегодня у нас состоятся соревнования смекалистых и находчивых. Победит в нем тот, кто не будет отвлекаться, быстро и правильно все решит, быстрее других выполнит задание. В конце соревнования мы узнаем, кто стал победителем. Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Работа за столами.
Задание: найдите листок, где нарисована пирамидка: необходимо закрасить первое, третье, пятое кольца.
Задание: дорисовать в пустую клетку нужную фигуру, и объяснить почему.
Задание: разложите картинки вряд, рассмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее и почему.
Игра – разминка: под музыку или под бубен дети выполняют следующие задания:
идут шагом, прыгают друг за другом, бегут, прыгают вокруг себя, идут на носочках, бегут врассыпную по залу, маршируют.
Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами. Игра “Ванька – Встань-ка”: кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост..
Задание: найди десять отличий. Сначала отличия называет одна команда, потом другая.
Задачи – шутки загадываются по очереди.
– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)
– На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)
– Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)
– Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)
Подводится итог конкурса, проводится награждение. – Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными. Итоговое занятие «Лесная сказка»
|
|