Публикация "Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода" в сборнике по итогам городских педагогических чтений, 2019г.
статья
В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения педагогов ДОУ на основе системного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_nepreryvnogo_professionalnogo_stanovleniya_pedagogov_dou.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода
Попенова И.В.,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»
Ориентация отечественного образования на качество продолжает оставаться главным приоритетом государственной политики в его модернизации, это находит отражение в Указе президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», модели «Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики», законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и других документах.
Ключевой фигурой в реализации задач совершенствования дошкольного образования выступает личность педагога. От уровня его профессиональной компетентности зависит качество дошкольного образования.
Поэтому в нашем ДОУ создана система методического сопровождения деятельности педагогов, основная цель которой: создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций в контексте требований ФГОС ДО и профессионального стандарта воспитателя дошкольной образовательной организации.
Ведущими направлениями методической работы ДОУ являются: обучение педагогических кадров; научно-методическое обеспечение образовательного процесса; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
Ведущими принципами методической работы являются: непрерывность, системность (соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы), целостность (образовательная деятельность носит интегративный характер, реализующий идеи глобального образования), дифференциация (учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов), научность (строится на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта).
В нашем учреждении используются разнообразные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации, мастерства и профессиональной компетентности. Как традиционные (педагогический совет, проблемные семинары, семинары-практикумы, индивидуальное и групповое консультирование, беседы, посещения и обсуждения открытых мероприятий, курсы повышения квалификации), так и современные (мастер-классы, мастерские, психологические тренинги, деловые игры, конкурсы, круглые столы, разработка и презентация моделей занятий с детьми, творческие группы, портфолио, проектная деятельность).
Одним из механизмов, позволяющим качественно и оперативно решать методические задачи, апробированным в учреждении, является создание временных творческих групп. Задачи, которые посильны и качественно решаются за счет их деятельности: проведение мониторинга, обобщение опыта работы, организация внедрения новых технологий, участие в проектах, грантах, конкурсах, способствуют укреплению имиджа ДОУ, повышают самооценку коллектива.
В ДОУ разработана система повышения профессиональной компетентности педагогов, которая выстроена в соответствии с уровнем образования, стажем педагогической деятельности, профессиональными интересами и дефицитами педагогов. Используются все возможные ресурсы: КК ИПК РО, ЛПИ «Сибирский федеральный университет», дистанционные курсы, работа городских методических объединений, Школа молодого педагога, творческие и проблемные группы, конкурсы профессионального мастерства («Воспитательский дебют», «Младший воспитатель года ДОУ»). В ДОУ составлен и ежегодно корректируется план аттестации педагогических кадров и план-график повышения квалификации педагогов с учетом качества и результатов их деятельности.
На базе ДОУ организован филиал кафедры педагогики ЛПИф «Сибирский федеральный университет». Основной задачей сотрудничества с которой является: создание благоприятных условий для обмена идеями, информацией и педагогическими технологиями, а также разработка проектов и программ в рамках согласованных приоритетных научно-педагогических направлений. Преподаватели ЛПИфСФУ оказывают консультативную помощь педагогам ДОУ. Детский сад является базой для прохождения педагогической практики студентов ЛПИфСФУ.
На протяжении ряда лет в ДОУ сформирован стабильный работоспособный коллектив с положительным социально-психологическим климатом, который с 2013 года пополнился десятью молодыми специалистами в связи с открытием четырёх дополнительных групп. Возникла острая необходимость в создании условий для работы молодых педагогов и их профессионального роста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность. Одним из таких мероприятий стал вечер «Мир моих увлечений», на котором педагоги имели возможность в неформальной обстановке лучше узнать друг друга, познакомиться с любимым делом каждого.
В ДОУ функционирует Школа молодого педагога, целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Заседания проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе «Школы молодого педагога» привлекаются опытные, творческие специалисты. Но и сами молодые воспитатели занимают активную позицию. Для более глубокого изучения технологий дошкольного образования они готовят и проводят практикумы, мастерские, открытые занятия с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.
Эффективной формой профессионального роста начинающих педагогов, которая широко используется в нашем ДОУ, является наставничество. Опытные воспитатели-напарники оказывают молодым специалистам повседневную конкретную помощь, демонстрируя приемы взаимодействия с детьми и родителями.
В целях выявления, поддержки и мотивации творчески работающих молодых педагогов, повышения престижа воспитательского труда, распространения педагогического опыта и новаторства педагогов, был организован конкурс «Воспитательский дебют» среди молодых специалистов, который функционирует уже более пяти лет. В ходе конкурса воспитатели демонстрировали открытые мероприятия с детьми, мастер-классы, представляли ряд созданных ими дидактических игр. Многие мероприятия нашли положительный отклик у коллег дошкольного сообщества города и применяются как эффективные практики, например, проекты «Профессии наших пап», «Книжкина помощница», детско-родительский литературный клуб.
Таким образом, все молодые специалисты включены в систему методической деятельности ДОУ, активно посещают городскую Школу молодого педагога, занимаются самообразованием по выбранной ими методической теме.
Удачной формой повышения мастерства стал теперь уже традиционный ежегодный фестиваль «Калейдоскоп методических идей», в ходе которого педагоги каждой возрастной группы совместно представляли материал из опыта работы в одной из номинаций: «Конспект НОД», «Сценарий мероприятия с родителями», «Сценарий развлечения с детьми», «Авторская программа». На протяжении двух последующих лет в рамках фестиваля педагоги представляли результаты совместной проектной деятельности с детьми и родителями на суд экспертов - преподавателей ЛПИфСФУ Газизовой Т.В. и Колесниковой Т.А., старших воспитателей ДОУ № 9, 31, 42. Что несомненно способствовало освоению педагогами технологии проектной деятельности.
Работа старшего воспитателя с педагогами-стажистами направлена на обобщение и распространение их опыта на уровне города и края (участие в ГМО, научно-практических конференциях, публикации в педагогических изданиях, конкурсах профессионального мастерства, выставка продуктов профессиональной педагогической деятельности «Палитра мастерства» и др.)
Для обеспечения благоприятного психологического климата в ДОУ, способствующего эффективной образовательной деятельности, организована работа по обучению педагогов способам эффективного взаимодействия. В результате у 92% педагогов отмечается удовлетворенность условиями работы в детском саду. Этому способствуют и неформальные мероприятия (поздравления с юбилейными и праздничными датами, вечера отдыха, совместные походы, спортивные соревнования и др.)
В современных условиях компетентность педагога в сфере профессионального самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в профессиональной деятельности и определять способы их решения, т.е. проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому все педагоги нашего ДОУ в начале учебного года составляют свой образовательный маршрут. Целью и соответственно результатом реализации индивидуального образовательного маршрута является развитие профессиональной компетентности педагога.
Старший воспитатель сопровождает реализацию данного маршрута: педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ДОУ и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ДОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические объединения, открытые мероприятия, форумы, фестивали и т. п.). Характерными чертами индивидуального образовательного маршрута является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и развитию профессиональной компетентности.
В индивидуальном образовательном маршруте отражаются три основных направления деятельности: самообразование педагога, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ДОУ.
Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.
Практическая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внутренних (существующих в педагогическом коллективе) и внешних стимулирующих факторов.
Профессиональный стандарт ориентирует педагога не столько на освоение профессиональных знаний и умений, сколько на саморазвитие таких личных качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Поэтому работа с педагогами ориентирована на создание оптимальных условий для развития личностных качеств педагогов через создание такой образовательной среды, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Годовой план работы ДОУ разработан так, чтобы педагоги постоянно развивали свои профессиональные компетенции на различных методических мероприятиях.
Таким образом, в настоящее время в педагогическом коллективе намечена тенденция повышения качества профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют:
- высокие результаты участия в профессиональных конкурсах различных уровней (11 раз педагоги становились победителями конкурса на денежное поощрение лучших педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в рамках КЦП «Дети»; 2 воспитателя являются победителями краевого конкурса «Детские сады - детям»; 5 воспитателей являются финалистами городского конкурса «Воспитатель года»; 1 – победителем краевого конкурса «Воспитатель года - 2017» и др.);
- активность педагогов в методической (100% педагогов представляют свой опыт на городских методических мероприятиях) и самообразовательной работе. 50% педагогов имеют публикации во всероссийских печатных педагогических изданиях, методических сборниках по итогам участия в городских и региональных научно-практических конференциях;
- намечающиеся изменения в мотивах их деятельности, освоение теоретических основ содержания современного дошкольного образования (100% педагогов прошли курсы повышения квалификации, 1 педагог обучается в ЛПИфСФУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...
Публикация в сборнике материалов городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте»
В сборнике городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте» представлены материалы из опыта работы педагогов м...
"Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях.
quot;Обеспечение индивидуального подхода в музыкальном воспитании дошкольников" выступление на городских педагогических чтениях....
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.
Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения но...
«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г....