РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.
статья по психологии
Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения новые требования. ФГОС предусматривают создание условий не только для повышения качества образования, но и определение новых подходов к процессу воспитания и обучения учащихся. В современном обществе найдут себя люди деловые и способные, талантливые и предприимчивые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к самостоятельному выбору и риску, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения, конкурентоспособные. Соответственно, меняется взгляд на деятельность педагогов, образовательный процесс в целом.
Сегодня общество нуждается в школе, которая сможет подготовить человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Педагог, являясь субъектом педагогической деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный и развивающий характер. Необходимо учитывать тот факт, что работа с ребенком строится в первую очередь на личном примере педагога. Личностно-профессиональное становление педагога происходит на протяжении всей его профессиональной жизни и проходит несколько этапов. Данный феномен рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма. Развитие личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуются в работах Э.Ф. Зеера [1], Л.М. Митиной [6], А.К.Марковой [4], В.С. Мерлина [5] и др. Сущность понятия «становление личности» понимается как процесс прогрессивных изменений личности, происходящий под влиянием социальных воздействий, собственной активности и самосовершенствования, самоактуализации личности и самореализации в профессии.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога необходимо рассматривать как процесс развития, саморазвития педагога в ходе реализации профессиональных педагогических задач и овладения им профессиональными компетенциями [2]. Вместе с тем, это и динамический процесс «развёртывания» психологических качеств личности, который проявляется в формировании потребности к педагогической деятельности, в овладении социально значимыми и профессионально важными качествами личности. Задача развития психологической компетентности педагога – не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни. Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению педагогов и развитию их психологической компетентности и психологической культуры. Психологическая компетентность – психологический или личностный инструмент специалиста, который призван обеспечить его эффективную профессиональную деятельность.
Психологическая компетентность педагога предполагает наличие следующих компонентов:
1. Психолого–педагогическая компетентность как владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы на основе результатов педагогической диагностики.
2. Дифференциально – психологическая компетентность, включающая в себя умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых.
3. Аутопсихологическая компетентность, подразумевающая умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования.
4. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности как совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений в области психики человека.
5. Рефлексия, проявляющаяся в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.
А.К. Маркова в своих трудах отмечает, что компетентность учителя определяется как соотношением профессиональных знаний и умений, с одной стороны, а так же профессиональных позиций и психологических качеств – с другой [4].
Профессиональное развитие личности педагога осуществляется путем формирования профессионально значимых качеств, определяющих целостную структуру и особенность педагогической деятельности, которые, в свою очередь, являются переходящими с одной стадии профессионального развития на другую. Показателем профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств.
Сегодня социальная значимость профессиональной деятельности педагога возрастает.
Возрастает роль психологической компетентности педагога, которая определяется знанием возрастных особенностей учащихся, методами эффективного взаимодействия, пониманием закономерностей в поведения учащихся, так как педагог занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми [3]. Эффективное использование психологической образованности на практике является показателем сформированности психологической компетентности.
С целью повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, способствующие развитию и формированию данного вида компетентности.
Огромную роль здесь играет самообразование. Выделяют основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
1. Педагогический такт – обязательное соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач.
2. Умение найти правильный подход к ученикам, знать психолого-возрастные и индивидуальные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. Учет уровня мотивации учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
6. Владение навыками и умениями организаторских способностей, своей речью.
7. Умение управлять эмоциональным состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создание на уроках комфортной обстановки и умение определять психическое состояние детей.
8. Наличие развитого чувства эмпатии, способность сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь – умение посмотреть на ситуацию с позиции ученика и найти пути решения проблемы у ребенка.
Важным показателем психологической компетентности педагога является способность к сотрудничеству. Умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации без перевода разногласия в плоскость личных отношений. Немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, умение расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения. Учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально. Они обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что, в свою очередь, повышает уровень воздействия на учащихся. Соблюдение данных условий является необходимым для повышения уровня психологической компетентности педагога. Если педагог учитывает и применяет вышеперечисленные условия на практике, то психологическая компетентность формируется быстро и ему профессиональная деятельность становится более эффективной.
С целью изучения мнения учащихся в отношении профессионально важных и значимых качеств педагогов, мы провели диагностическое исследование компонентов профессиональной деятельности учителя. В исследовании, проведенном в марте 2018 года, приняли участие обучающиеся 7-ых и 10-ого классов МБОУ СОШ №102. Цельданного исследования:
1) Повышение эффективности образовательного процесса.
2) Формирование стремления педагога к самооценке своей педагогической деятельности.
3) Обеспечение администрации школы информацией о потребностях и запросах обучающихся в отношении различных аспектов педагогической деятельности учителя.
4) Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и повышению мотивации педагогического состава.
Рассматривались следующие компоненты профессиональной деятельности педагогов:
1) Гностический компонент (компетентность педагога как специалиста своего предмета)
2) Эмоциональный компонент (степень симпатии ученика к педагогу, эмоциональная сторона взаимоотношений).
3) Поведенческий компонент (реальное взаимодействие преподавателя и ученика, проявляющееся в построении отношений)
Учащимся была дана инструкция и заданы следующие вопросы:
«Уважаемые ребята! Просим Вас проранжировать проявления профессиональных и личностных качеств учителя по степени значимости для Вас! На первом месте – самое важное качество педагога, на 10 месте – наименее значимое».
Качества преподавателя:
1. Организованность и пунктуальность учителя.
2. Владение материалом и логическая последовательность в изложении
3. Содержательная значимость и доступность излагаемого материала (преподаватель ясно и логично объясняет материал, комментирует сложные моменты, выделяет главное в теме)
4. Связь с другими дисциплинами (формирует системное мышление у учащихся)
5. Связь изучаемой дисциплины с практической деятельностью
6. Умение общаться с ученическим коллективом (следит за реакцией класса, умеет перевести дискуссию в конструктивное русло, уважительно относится к ученикам)
7. Эрудиция и культура речи (речь преподавателя профессиональна, выразительна, доступна для понимания, позволяет делать необходимые записи)
8. Объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам.
9. Внешний вид педагога.
10. Умение разрядить обстановку, снять напряжение и усталость у учащихся.
Нами получены следующие результаты, что наглядно отображено на рисунке 1.
:
Рисунок 1 . Показатели выраженности компонентов профессиональной деятельности педагога
1. Уровень выраженности эмоционального компонента преобладает в своем среднем значении и составляет 6,7. Это означает, что наиболее важными и значимыми для учащихся являются такие профессионально важные качества учителя, как: умение разрядить обстановку, снять напряжение и усталость у учеников; профессиональность, выразительность и доступность для понимания речи педагога; объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам. Данный компонент относится к психологической компетентности и психологической культуре в деятельности педагога.
2. На втором месте по значимости для учащихся находится поведенческий компонент в деятельности учителя. Следует отметить, что данные профессионально важные качества так же относятся к психологической компетентности и психологической культуре учителя. Учащиеся в данном случае отмечают важность для них в обучении следующих качеств педагога: организованность и пунктуальность учителя; умение общаться с ученическим коллективом (следит за реакцией класса, умеет перевести дискуссию в конструктивное русло, уважительно относится к ученикам); объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам.
3. Гностический компонент в деятельности педагога, означающий компетентность педагога как специалиста своего предмета находится на третьем месте. Данный компонент предполагает: владение материалом и логическая последовательность в изложении; содержательная значимость и доступность излагаемого материала; связь изучаемой дисциплины с практической деятельностью. В нашем случае это может рассматриваться и как менее важная потребность у обучающихся в данных качествах педагога, и как наличие у учителей школы в данный период времени этих качеств и поэтому меньшая востребованность в них.
4. Необходимо отметить, что анализ оценок профессионально важных качеств педагога не выявил, что критерии, которыми ученики руководствуются в своих суждениях, существенно различаются в разном возрасте. Значимость выделяемых качеств одинакова как для учеников 7 классов, так и для десятиклассников.
Среди окружающих ребенка взрослых особое место занимает учитель, педагог. Работа над развитием профессионально важных качеств у педагога начинается с процесса самопознания. Однако, для создания развивающей образовательной среды, обеспечения развития образовательного процесса, необходимо понимать своих учеников, учитывать их потребности в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, необходима диагностика образовательной среды, определение приоритетов в педагогической деятельности. Конечно, каждый человек неповторим, поведение его невозможно до конца определить с помощью диагностического инструментария, но это дает учителю информацию к размышлению. Взгляд учащихся и их видение качеств, наиболее приоритетных в работе учителя, способствует формированию критичности не только к своим ученикам, но и к себе самому у учителя. Проведение изучения важности и значимости профессионально важных качеств учителя глазами учеников, возможность выделить приоритеты этих качеств глазами учащихся помогает педагогу осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zanina_i_knyazeva.docx | 45.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.
Занина С.Ю.
МБОУ «СОШ 102»
Князева Ю.И
МКДОУ Яменский детский сад.
Повышение качества образования, оптимизация технологий и способов организации образовательного процесса в настоящий момент ставят перед руководящими кадрами и педагогами образовательного учреждения новые требования. ФГОС предусматривают создание условий не только для повышения качества образования, но и определение новых подходов к процессу воспитания и обучения учащихся. В современном обществе найдут себя люди деловые и способные, талантливые и предприимчивые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к самостоятельному выбору и риску, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения, конкурентоспособные. Соответственно, меняется взгляд на деятельность педагогов, образовательный процесс в целом.
Сегодня общество нуждается в школе, которая сможет подготовить человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Педагог, являясь субъектом педагогической деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный и развивающий характер. Необходимо учитывать тот факт, что работа с ребенком строится в первую очередь на личном примере педагога. Личностно-профессиональное становление педагога происходит на протяжении всей его профессиональной жизни и проходит несколько этапов. Данный феномен рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма. Развитие личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуются в работах Э.Ф. Зеера [1], Л.М. Митиной [6], А.К.Марковой [4], В.С. Мерлина [5] и др. Сущность понятия «становление личности» понимается как процесс прогрессивных изменений личности, происходящий под влиянием социальных воздействий, собственной активности и самосовершенствования, самоактуализации личности и самореализации в профессии.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога необходимо рассматривать как процесс развития, саморазвития педагога в ходе реализации профессиональных педагогических задач и овладения им профессиональными компетенциями [2]. Вместе с тем, это и динамический процесс «развёртывания» психологических качеств личности, который проявляется в формировании потребности к педагогической деятельности, в овладении социально значимыми и профессионально важными качествами личности. Задача развития психологической компетентности педагога – не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни. Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению педагогов и развитию их психологической компетентности и психологической культуры. Психологическая компетентность – психологический или личностный инструмент специалиста, который призван обеспечить его эффективную профессиональную деятельность.
Психологическая компетентность педагога предполагает наличие следующих компонентов:
1. Психолого–педагогическая компетентность как владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы на основе результатов педагогической диагностики.
2. Дифференциально – психологическая компетентность, включающая в себя умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых.
3. Аутопсихологическая компетентность, подразумевающая умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования.
4. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности как совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений в области психики человека.
5. Рефлексия, проявляющаяся в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений.
А.К. Маркова в своих трудах отмечает, что компетентность учителя определяется как соотношением профессиональных знаний и умений, с одной стороны, а так же профессиональных позиций и психологических качеств – с другой [4].
Профессиональное развитие личности педагога осуществляется путем формирования профессионально значимых качеств, определяющих целостную структуру и особенность педагогической деятельности, которые, в свою очередь, являются переходящими с одной стадии профессионального развития на другую. Показателем профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств.
Сегодня социальная значимость профессиональной деятельности педагога возрастает.
Возрастает роль психологической компетентности педагога, которая определяется знанием возрастных особенностей учащихся, методами эффективного взаимодействия, пониманием закономерностей в поведения учащихся, так как педагог занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми [3]. Эффективное использование психологической образованности на практике является показателем сформированности психологической компетентности.
С целью повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, способствующие развитию и формированию данного вида компетентности.
Огромную роль здесь играет самообразование. Выделяют основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
1. Педагогический такт – обязательное соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач.
2. Умение найти правильный подход к ученикам, знать психолого-возрастные и индивидуальные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. Учет уровня мотивации учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
6. Владение навыками и умениями организаторских способностей, своей речью.
7. Умение управлять эмоциональным состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создание на уроках комфортной обстановки и умение определять психическое состояние детей.
8. Наличие развитого чувства эмпатии, способность сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь – умение посмотреть на ситуацию с позиции ученика и найти пути решения проблемы у ребенка.
Важным показателем психологической компетентности педагога является способность к сотрудничеству. Умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации без перевода разногласия в плоскость личных отношений. Немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, умение расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения. Учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально. Они обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что, в свою очередь, повышает уровень воздействия на учащихся. Соблюдение данных условий является необходимым для повышения уровня психологической компетентности педагога. Если педагог учитывает и применяет вышеперечисленные условия на практике, то психологическая компетентность формируется быстро и ему профессиональная деятельность становится более эффективной.
С целью изучения мнения учащихся в отношении профессионально важных и значимых качеств педагогов, мы провели диагностическое исследование компонентов профессиональной деятельности учителя. В исследовании, проведенном в марте 2018 года, приняли участие обучающиеся 7-ых и 10-ого классов МБОУ СОШ №102. Цель данного исследования:
1) Повышение эффективности образовательного процесса.
2) Формирование стремления педагога к самооценке своей педагогической деятельности.
3) Обеспечение администрации школы информацией о потребностях и запросах обучающихся в отношении различных аспектов педагогической деятельности учителя.
4) Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и повышению мотивации педагогического состава.
Рассматривались следующие компоненты профессиональной деятельности педагогов:
1) Гностический компонент (компетентность педагога как специалиста своего предмета)
2) Эмоциональный компонент (степень симпатии ученика к педагогу, эмоциональная сторона взаимоотношений).
3) Поведенческий компонент (реальное взаимодействие преподавателя и ученика, проявляющееся в построении отношений)
Учащимся была дана инструкция и заданы следующие вопросы:
«Уважаемые ребята! Просим Вас проранжировать проявления профессиональных и личностных качеств учителя по степени значимости для Вас! На первом месте – самое важное качество педагога, на 10 месте – наименее значимое».
Качества преподавателя:
1. Организованность и пунктуальность учителя.
2. Владение материалом и логическая последовательность в изложении
3. Содержательная значимость и доступность излагаемого материала (преподаватель ясно и логично объясняет материал, комментирует сложные моменты, выделяет главное в теме)
4. Связь с другими дисциплинами (формирует системное мышление у учащихся)
5. Связь изучаемой дисциплины с практической деятельностью
6. Умение общаться с ученическим коллективом (следит за реакцией класса, умеет перевести дискуссию в конструктивное русло, уважительно относится к ученикам)
7. Эрудиция и культура речи (речь преподавателя профессиональна, выразительна, доступна для понимания, позволяет делать необходимые записи)
8. Объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам.
9. Внешний вид педагога.
10. Умение разрядить обстановку, снять напряжение и усталость у учащихся.
Нами получены следующие результаты, что наглядно отображено на рисунке 1.
:
Рисунок 1 . Показатели выраженности компонентов профессиональной деятельности педагога
1. Уровень выраженности эмоционального компонента преобладает в своем среднем значении и составляет 6,7. Это означает, что наиболее важными и значимыми для учащихся являются такие профессионально важные качества учителя, как: умение разрядить обстановку, снять напряжение и усталость у учеников; профессиональность, выразительность и доступность для понимания речи педагога; объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам. Данный компонент относится к психологической компетентности и психологической культуре в деятельности педагога.
2. На втором месте по значимости для учащихся находится поведенческий компонент в деятельности учителя. Следует отметить, что данные профессионально важные качества так же относятся к психологической компетентности и психологической культуре учителя. Учащиеся в данном случае отмечают важность для них в обучении следующих качеств педагога: организованность и пунктуальность учителя; умение общаться с ученическим коллективом (следит за реакцией класса, умеет перевести дискуссию в конструктивное русло, уважительно относится к ученикам); объективность, уважение и тактичность в отношении к ученикам.
3. Гностический компонент в деятельности педагога, означающий компетентность педагога как специалиста своего предмета находится на третьем месте. Данный компонент предполагает: владение материалом и логическая последовательность в изложении; содержательная значимость и доступность излагаемого материала; связь изучаемой дисциплины с практической деятельностью. В нашем случае это может рассматриваться и как менее важная потребность у обучающихся в данных качествах педагога, и как наличие у учителей школы в данный период времени этих качеств и поэтому меньшая востребованность в них.
4. Необходимо отметить, что анализ оценок профессионально важных качеств педагога не выявил, что критерии, которыми ученики руководствуются в своих суждениях, существенно различаются в разном возрасте. Значимость выделяемых качеств одинакова как для учеников 7 классов, так и для десятиклассников.
Среди окружающих ребенка взрослых особое место занимает учитель, педагог. Работа над развитием профессионально важных качеств у педагога начинается с процесса самопознания. Однако, для создания развивающей образовательной среды, обеспечения развития образовательного процесса, необходимо понимать своих учеников, учитывать их потребности в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, необходима диагностика образовательной среды, определение приоритетов в педагогической деятельности. Конечно, каждый человек неповторим, поведение его невозможно до конца определить с помощью диагностического инструментария, но это дает учителю информацию к размышлению. Взгляд учащихся и их видение качеств, наиболее приоритетных в работе учителя, способствует формированию критичности не только к своим ученикам, но и к себе самому у учителя. Проведение изучения важности и значимости профессионально важных качеств учителя глазами учеников, возможность выделить приоритеты этих качеств глазами учащихся помогает педагогу осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. – Москва. : Академия, 2013. – 416 с.
2. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. – Москва. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 45 с
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Москва : Корпорация Лотос, 1999. – 384 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – Москва. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
5. Мерлин B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / B. C. Мерлин. – Пермь : Пермск. гос. пед. ин-та, 1990. – 110 с.
6. Митина Л. М. Интеллектуальная гибкость учителя : психологическое содержание, диагностика, коррекция : учеб. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова. – Москва. : Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога
То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...
Личностно-профессиональное развитие педагога ДОУ как условие инноваций в образовании
Современные условия ставят перед педагогическими и руководящими кадрами новые требования, меняется взгляд на педагогическую деятельность, реальный образовательный процесс. В этих условиях особое значе...
орг-проект семинара “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности"
Задачи семинара:Выяснить, какие позиции, занимаемые педагогом в совместной деятельности с детьми, обеспечивают возникновение и становление детской инициативности и самостоятельности.Продем...
Презентация к семинару “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности»
Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку...
"Профессиональная компетентность - необходимое условие повышения качества педагогического процесса"
Данная кнсультация направлена на повышения уровня педагогической осведомленности воспитателей....
14.12.2017 г. Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция "Развитие личности ребенка и личностно-профессиональное развитие педагога в условиях реализации ФГОС ДО"
Сертификат участника....
Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОСТ"
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания л...