Введение ФГОС. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Выступление на августовской конференции работников образованияТашлинского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgustovka.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 5 часть 5. (выведем на слайд) гласит:
«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов ….. , в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;…
Впервые на законодательном уровне введено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (как субъект образовательной деятельности) — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой (применяемой на различных образовательных уровнях), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Таким образом, действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях.
Закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа.
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
В настоящее время предусмотрены следующие формы образования обучающихся с ограниченными возможностями:
1) совместно с другими обучающимися;
2) в отдельных классах, группах;
3) в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Выбор формы образования обучающихся с ОВЗ определяется родителями (законными представителями) ребёнка, т.е. при желании родителей и отсутствии медицинских противопоказаний ребёнок с ОВЗ должен быть принят в образовательное учреждение, расположенное на «закреплённой территории». Администрация учреждения в этом случае обязана создать условия для получения обучающимся с ОВЗ качественного образования.
Обучение детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях по месту их жительства (месту пребывания) позволяет решить следующие задачи:
1) не помещать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждения интернатного типа (школы-интернаты);
2) обеспечить проживание и воспитание ребёнка с ОВЗ в семье;
3) создать условия для субъектной интеграции детей с ОВЗ в социум.
Чтобы решить обозначенные задачи необходимо создать «специальные условия», т.е. условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя:
1) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
2) предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
3) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
4) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (создание универсальной безбарьерной среды);
5) другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме специальной статьи 79 Закона об образовании, регламентирующей организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, необходимо учитывать другие требования Закона об образовании. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 34 обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в т. ч. на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. В свою очередь психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей);
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Кроме этого, педработники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия.
Наверное, уже каждое дошкольное учреждение столкнулось с проблемами обучения детей с особенностями в развитии. Перед администрацией и педагогами ДОУ встает вопрос: как правильно организовать работу с данной категорией детей.
Встает вопрос что делать? Педагоги понимают, что работа в группе, где 25-30 человек и среди них дети с нарушениями в развитии, не только не продуктивна, но и вредна и для детей с нормой развития, и для детей с нарушениями, и для педагогов группы.
Начинать нужно с изучения нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и знакомства с опытом детских садов, которые уже вступили на путь инклюзивной практики.
На заведующих и старших воспитателей Учреждения при внедрении инклюзивной практики возлагается решение следующих задач:
-- разработка правовой базы иклюзивного процесса;
-- соблюдение требований приема и комплектования групп;
-- кадровое обеспечение;
-- материально-техническое обеспечение;
-- информационно методическая поддержка организации инклюзивного педагогического процесса.
Остановлюсь подробнее на решении каждой задачи.
Разработка правовой базы инклюзивного процесса;
Организация инклюзивного образования регулируется следующими Федеральными и региональными документами:(перечень на слайд)
-- Конституция Российской Федерации,
-- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ,
-- «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», 2.4.1.3049-13
-- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761);
-- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
С данными документами Вы все хорошо знакомы, но в них в основном закреплены права и обязанности как детей с ОВЗ, так и других участников образовательного процесса.
К сожалению, они не раскрывают особенностей организации работы при обучении детей с различными ограничениями здоровья в среде нормально развивающихся сверстников.
Но в (на слайд) Письме Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Отмечено: «Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения».
Поэтому, что бы обеспечить себе юридическую защищенность, мы должны закрепить (максимально продумать и прописать) своими локальными актами законодательно то, что реализуем в нашем ДОО относительно детей с ОВЗ.
Таким образом, закон закрепляет право руководителя образовательной организации самостоятельно формировать нормативное поле и возлагает ответственность (административную, дисциплинарную) за разработку и её соответствие действующему законодательству;
Функция локального акта — детализация, конкретизация, дополнение, восполнение общей правовой нормы применительно к условиям конкретной образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организации обучения детей с ОВЗ.
То есть это может быть:
-- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОО.
- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы
В нем устанавливается порядок разработки и утверждения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, структура АОП.
--Дополнительные соглашения к договору ДОО с родителями на организацию психолого-педагогического обследования и индивидуального образовательного сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ.
Это один из самых важных локальных нормативных документов, в котором зафиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.
Соблюдение требований приема и комплектования групп
Согласно статье 55 пункт 3 Закона «Об образовании»..«…дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Поэтому первым шагом при выявлении детей с проблемами в развитии усвоении образовательной программы ДОО это сбор необходимых сведений, составление характеристик и работа с родителями по прохождению ПМПК.
Специалистами консилиума с родителями детей с трудностями усвоения общеобразовательной программы и особенностями в развитии должна быть проведена разъяснительная работа о необходимости создания особых образовательных условий для их ребенка и что организовать данные условия детский сад может только после подтверждения педагогических заключений специалистов ДОО, территориальной ПМПК .
Родители с детьми направляются со всем необходимым пакетом документов на ПМПК и предоставляют в учреждение заключения ПМПК подтверждающее необходимость создания ребенку особых образовательных условий ,на основании которого мы имеем право организовывать его обучение и воспитание согласно рекомендованному типу программ.
Опираясь на Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 n АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" в котором дана рекомендация: «При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03).»
Кадровое обеспечение.
При организации инклюзивной практики необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательной организации.
Для этого надо предусмотреть в штатном расписании или по договору с ППМС-центром или другой организацией специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
Требования к кадровым условиям реализации инклюзивного образования включают следующие положения:
-- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
-- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование.
Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Материально-техническое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей каждой категории.
Организация пространства включает подготовку помещений, оснащение их мебелью, приобретение необходимого оборудования для игровых диагностических и терапевтических сеансов с детьми, а именно: оборудование для развития общей подвижности; средства для развития невербальной коммуникации; игрушки для развития ручных навыков, тактильного, зрительного, слухового восприятия; развития мышления, речи и языка;
Подбирая оборудование для инклюзивного образования, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нуждается.
Важно подобрать оборудование, которое бы сделало образование полностью безопасным. Ведь риск травматизма присутствует всегда, особенно у детей с ОВЗ.
Информационно -методическая поддержка организации педагогического процесса.
В ДОО рекомендуется создать условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
В функции заведующей и старшего воспитателя так же входит контроль за организацией работы в инклюзивной группе, мы осуществляем
– контроль за ведением документации по каждому ребенку специалистами ДОУ, посещение занятий специалистов;
– контроль за проведением психолого-педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (3 раза в год);
– старший воспитатель организует работу ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов);
– так же под контролем старшего воспитателя проходит организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интересов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развивающей работе, организация встреч родителей со специалистами, консилиума с участием родителей – по запросу родителей или педагогов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&~i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча...
Основные условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Со...
«Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»
laquo;Опыт и перспективы образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС различного уровня»...
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»
Данный тренинг направлен на профилактику психологического здоровья педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие способности к саморегуля...
МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ В 2018 ГОДУ
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРО...
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Проектная работа «Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»...