НОД на тему « Автоматизация звука « Р » в предложениях »
учебно-методический материал
Вашему вниманию сегодня будет представлена индивидуальная непосредственно образовательная деятельность с ребёнком подготовительной к школе группы. Ребёнок посещает логопедический пункт нашего сада, на момент зачисления имел дефекты произношения звуков «Л», «Р», «РЬ».
Планируя образовательную деятельность, учитывала индивидуальные особенности ребёнка и уровень эффективности педагогического воздействия. Старалась организовать НОД так, чтобы отразить разнообразные виды деятельности, направленные на автоматизацию звука «Р».
В образовательной ситуации буду применять технологию нейропсихологического сопровождение Светланы Евгеньевны Большаковой, технологию сенсорной интеграции Марианны Ильиничны Лынской, технологию гуманистического общения «взрослый - ребёнок» Натальи Петровны Гришаевой.
Цель НОД: Автоматизировать у ребёнка чёткое произношение звука «Р».
Моя личная цель: повысить уровень общепедагогической, коммуникативной и рефлексивной компетенции. Выявить свои слабые стороны с целью дальнейшего профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_14.10.19.docx | 343.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
« Детский сад №32 » г.Троицк
КОНСПЕКТ
НОД на тему « Автоматизация звука « Р » в предложениях »
Составил:
учитель-логопед МБДОУ
« Детский сад №32 » г.Троицк
Хрулёва С.Б.
г.Троицк
2019 г.
Пояснительная записка
Вашему вниманию сегодня будет представлена индивидуальная непосредственно образовательная деятельность с ребёнком подготовительной к школе группы. Ребёнок посещает логопедический пункт нашего сада, на момент зачисления имел дефекты произношения звуков «Л», «Р», «РЬ».
Планируя образовательную деятельность, учитывала индивидуальные особенности ребёнка и уровень эффективности педагогического воздействия. Старалась организовать НОД так, чтобы отразить разнообразные виды деятельности, направленные на автоматизацию звука «Р».
В образовательной ситуации буду применять технологию нейропсихологического сопровождение Светланы Евгеньевны Большаковой, технологию сенсорной интеграции Марианны Ильиничны Лынской, технологию гуманистического общения «взрослый - ребёнок» Натальи Петровны Гришаевой.
Цель НОД: Автоматизировать у ребёнка чёткое произношение звука «Р».
Моя личная цель: повысить уровень общепедагогической, коммуникативной и рефлексивной компетенции. Выявить свои слабые стороны с целью дальнейшего профессионального роста.
Самоанализ
Представленная НОД была выстроена с учетом требований ФГОС:
- в структуре материально-технического обеспечения была отражена специфика требований к организации пространства (использовала музыкальный зал);
- организация временного режима обучения - занятие было проведено в утренний отрезок времени;
- дидактический материал отвечал образовательным потребностям.
Цель НОД была достигнута через решение коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих и коррекционно-воспитательных задач.
При проведении психогимнастики «Щенок» и в дидактическом упражнении «Ракета» закреплялось изолированное произношение звука «Р», развивалась артикуляционная и мимическая мускулатура.
В упражнении на ленте и с мягким кубиком звук «Р» автоматизировался в слогах, развивалась общая моторика, умение координировать речь с действиями.
Нейропсихологическое сопровождение по методу С.Е.Большаковой было представлено в упражнении на ленте, в динамической паузе «Робот» и при выполнении корректурной пробы «Смайлики». Это способствовало развитию таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.
В словах звук «Р» автоматизировали через д/упр «Подскажи словечко» и «Бусы». Д/упр «Бусы» так же способствовало закреплению умения определять первый и последний звуки в слове, развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию фонематического слуха.
В словосочетаниях звук «Р» автоматизировали через д/упр «День-ночь» и «Разноцветные столбики». Используя методику М.И.Лынской, геометрические фигуры были помещены в банку с ароматными зёрнами кофе. В д/упр «День-ночь» ребёнок так же упражнялся в изменении словосочетаний по падежам.
Автоматизация в предложениях проходила так же с использованием методики М.И.Лынской, ракушки находились в сенсорной коробке «Дары моря».
Для развития ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации поставленного звука использовала такой метод мнемотехники, как рифмование.
В упражнении «Зажмурься-посмотри», через напряжение и расслабление тренировали мышцы глаз.
На протяжении всей НОД у ребёнка формировались навыки сотрудничества, взаимопонимания, самоконтроля; воспитывалось внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова; воспитывались доброжелательность и эмпатия;
Всё выше перечисленное способствовало формированию коммуникативной, информационной и здоровье сберегающей компетентности ребёнка;
Конспект индивидуальной логопедической НОД Автор-составитель: Хрулёва Светлана Борисовна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №32», г.Троицк Анонс: Материал предназначен для учителей-логопедов. НОД направлена на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей, включает закрепление правильного произношения звука «Р». Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут. Тема: Автоматизация звука «Р». От отдельного звука к предложению Цель: Автоматизировать чёткое произношение звука «Р» Задачи: Коррекционно-образовательные: -Закреплять правильное произношение звука «Р» изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; -Упражнять в изменении словосочетаний по падежам; -Закреплять умение определять первый и последний звуки в слове. Коррекционно-развивающие: -развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику; -развивать мимическую мускулатуру; -развивать координацию речи с движением; -развивать фонематические процессы; -Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; -Развивать различные каналы восприятия информации: аудиальный, визуальный, кинестетический (телесно-чувствительный). Коррекционно-воспитательные: -Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности; -Воспитывать внимание к звуковой стороне речи, к изменению грамматических форм слова; -Воспитывать чувство доброжелательности, эмпатии; -Формировать коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников. | |
Оборудование: Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе; плоскостные фигурки: ракета, рысь, робот; атласная оранжевая лента, деревянные плоскостные рыбки; кружка с морсом; мягкий кубик; мольберт; картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко»; магниты; таблица смайликов; маркер; шнурок; картонные «бусины» с предметными картинками; предметы: перо, ведро, пробка, коробка, платок; банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики»; сенсорная коробка с песком и разными ракушками. | |
Предварительная работа: Проведение комплексов артикуляционной гимнастики для звука [р]; постановка и автоматизация этого звука во фразах; выполнение дыхательной гимнастики с проговариванием слов, фраз; проведение психогимнастики. | |
Ход НОД: 1. Организационный момент | |
Сегодня к нам гости пришли. Гости дорогие, важные такие. На стульчиках тихо сидят, Строго так на нас глядят. -Вглядимся в лица наши гостей, они действительно строгие? (Ответ ребёнка) А какие? (Ответ ребёнка) -И не строго, а с улыбкой, Очень доброй и простой Гости нас опять встречают. Чем ответим? (Добротой). -Давай пожелаем нашим гостям доброго утра. -Как ты красиво сказала: «ДобРое утРо». А почему осенью говорила «Добгое утго»? (Ответ ребёнка) Мы и сегодня будем много рычать, Для этого надо конверты открывать. | Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе |
2. Изолированное произнесение звука «Р» | |
- Посмотри, кто на картинке? (Щенок и хозяин) -Мальчик позвал щенка, тот бежит и рычит. Покажи пальцем. -Покажи как щенок просится на ручки. Можешь? (Если ребёнок не показывает сам, то показать образец) -Но хозяин его не берёт, боится, что поцарапает одежду. Надо спрятать каждый коготок и прорычать. (Отрывисто, на сгибание каждого пальца, потом длительно, последовательно сгибая по пять пальцев на каждой руке) - А как щенок радостно рычит? Чему он может так радоваться? (Ответ ребёнка) -Щенок огляделся вокруг и зарычал удивлённо. Как? -Почему щенок удивился? (Ответ ребёнка) | На папке рисунок для автоматизиции изолированного [Р] Психогимнастика «Щенок» |
-Открываем конверт номер 1. Задание: Произнеси звук «Р», когда на тебя показывают. -Ррр! - ракета рвётся ввысь! -Ррр! - рычит серьёзно рысь. -Ррр, - рокочет ровно робот. -Ррр, - в него включили провод. -Теперь я начну, а ты кончай Слово точно добавляй. -Ррр! - ракета рвётся … ввысь! -Ррр! - рычит серьёзно … рысь. -Ррр, - рокочет ровно … робот. -Ррр, - в него включили … провод. | Плоскостные фигурки: ракета, рысь, робот |
3. Автоматизация звука «Р» в слогах | |
-Зажмурь глазки сильно-сильно. Смотри, конверт … (договаривает ребёнок) номер 2. Задание: По ленте-дорожке пройди, слоги все произнеси. -Ра, Ро, Ру, Ры, Рэ; -По дорожке пройди На рыбок не наступи. -пРа, пРо, пРу, пРы, пРэ; -А теперь с кружкой в руке. Там смородиновый морс. -вРа, вРо, вРу, вРы, вРэ. | Гимнастика для глаз Атласная оранжевая лента, деревянные плоскостные рыбки, кружка с морсом |
-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт (договаривает ребёнок) номер 3. Задание: поиграй с кубиком. -Бросай высоко и далеко. (Ребёнок бросает кубик, приносит и показывает сколько выпало точек). -Бра. Нажимай, повторяй. (Ребёнок повторяет слоги). -Бери, бросай, повторяй. (Слоги: прэ фру гра кро) | Мягкий кубик |
4. Динамическая пауза «Робот» | |
Робот может головой кивать, -Робот, где у тебя кнопка? (Ребёнок показывает любую точку на своём теле, или на одежде) -Запоминай программу: руки вниз, на пояс, на плечи, на голову, над головой, потянуться и улыбнуться. -Работай (нажать на «кнопку»). (Ребёнок повторяет последовательность действий). -Вторая программа: Правая рука закрыла своё ухо, левая – показала нос, руки за голову, за спину, два хлопка. | Игровое упражнение «Программа» |
5. Автоматизация звука «Р» в словах | |
-Зажмурь глазки. Смотри. Конверт … (договаривает ребёнок) номер 4. Задание: отгадай загадки. Он высокий словно шкаф, Удивленно смотрит Люда Когда зима и спать пора У ёжика своя … (нора) На крылечке у ворот -Верблюд какой? (Горбатый) -Кот какой? (Рыжий) | Мольберт, картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко», магниты |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 5. Задание: Радостный смайлик найди, в кружочек обведи, а грустный - зачеркни. Ребёнок работает по заданию у мольберта. | Мольберт, таблица смайликов, фломастер, магниты |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 6. Задание: Надо нанизать на разноцветный шнурок большие бусины. Назови картинку вслух, Выделив последний звук. -Какая следующая? (топор-рак-карандаш-шарф) | Шнурок, картонные бусины с предметными картинками |
6. Автоматизация звука «Р» в словосочетаниях | |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 7. Задание: поиграть в «День и ночь» -У нас есть прочная пробка, картонная коробка, красивое перо, красное ведро. -Ночь настала – сразу всё пропало. (Закрыть предметы) -Что пропало? (Прочная пробка, картонная коробка, красивое перо, красное ведро) -День придёт – Кристина всё найдёт. (Открыть предметы) -Что нашла? (прочную пробку, картонную коробку, красивое перо, красное ведро). -Ночь настала – и опять не стало. (Закрыть предметы) -Чего не стало? (прочной пробки, картонной коробки, красивого пера, красного ведра). | Предметы: перо, ведро, пробка, коробка, платок |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 8. Задание: достать из банки и надеть на столбики только красные фигуры. -Один, два, три – беги. -Что принесла? (Красный круг, красный квадрат, красный прямоугольник, красный треугольник). | Банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцветные столбики» |
7. Автоматизация звука «Р» в предложениях | |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 9. Задание: найди ракушку. -Я загадала ракушку. Найди её, если она большая, закрытая, без дырочки. -Теперь ты загадай. (Игра повторяется 3-4 раза) | Контейнер с разными ракушками |
Осталось поиграть в игру «Вспомнить всё» -Готова? -Сколько рыбок было на оранжевой дорожке? -Что было в кружке? -Какого цвета был шнурок? -Что было под платком? -Какие фигуры остались в банке? -Из трёх баночек найди ту, в которой одна витаминка. Она твоя. | |
8. Подведение итогов. | |
-Молодец. А как ты так всё запомнила? -Ты очень старательная и очень внимательная. Спасибо за внимание. -Тебе понравилось? -А если наше занятие понравилось и нашим гостям, то они сейчас тебе похлопают. |
Карточки в конверты
Сегодня к нам гости пришли. Гости дорогие, важные такие. На стульчиках тихо сидят, Строго так на нас глядят. -Вглядимся в лица наши гостей, они действительно строгие? -А какие? -И не строго, а с улыбкой, Очень доброй и простой Гости нас опять встречают. Чем ответим? (Добротой). -Давай пожелаем нашим гостям доброго утра. -Как ты красиво сказала: «ДобРое утРо». А почему осенью говорила «Добгое утго»? Мы и сегодня будем много рычать, И конверты открывать. | Конверты с заданиями в папке-скоросшивателе |
-Посмотри, кто на картинке? -Мальчик позвал щенка, тот бежит и весело рычит. Проведи пальцем. -Покажи как щенок просится на ручки. Можешь? -Но хозяин его не берёт, боится, что поцарапает одежду. Надо спрятать каждый коготок и прорычать. -А как щенок радостно рычит? Чему он может так радоваться? -Щенок огляделся вокруг и зарычал удивлённо. Как? -Почему щенок удивился? | с |
-Открываем конверт номер 1. Задание: Произнеси звук «Р», когда на тебя показывают. -Ррр! - ракета рвётся ввысь! -Ррр! - рычит серьёзно рысь. -Ррр, - рокочет ровно робот. -Ррр, - в него включили провод. -Теперь я начну, а ты кончай, слово точно добавляй. -Ррр! - ракета рвётся … ввысь! -Ррр! - рычит серьёзно … рысь. -Ррр, - рокочет ровно … робот. -Ррр, - в него включили … провод. | Плос-костные фигурки: ракета, рысь, робот |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 2. Задание: По ленте-дорожке пройди, слоги все произнеси. -Ра, Ро, Ру, Ры, Рэ; -По дорожке пройди На рыбок не наступи. -пРа, пРо, пРу, пРы, пРэ; -А теперь с кружкой в руке. Там смородиновый морс. -вРа, вРо, вРу, вРы, вРэ. | Атласная оранжевая лента, деревянные плоскостные рыбки, кружка с морсом |
-Конверт … номер 3. Задание: поиграй с кубиком. -Бросай высоко и далеко. -Бра. Нажимай, повторяй. -Бери, бросай, повторяй: прэ фру гра кро | Мягкий кубик |
4. Физкультминутка «Робот» | |
Робот может головой кивать, -Робот, где у тебя кнопка? -Запоминай программу: руки вниз, на пояс, на плечи, на голову, над головой, потянуться и улыбнуться. -Работай. -Вторая программа: Правая рука закрыла своё ухо, левая – показала нос, руки за голову, за спину, два хлопка. | Игровое упражнение «Программа» |
-Конверт … номер 4. Задание: отгадай загадки. Он высокий словно шкаф, Удивленно смотрит Люда Когда зима и спать пора У ёжика своя … (нора) На крылечке у ворот -Верблюд какой? (Горбатый) -Кот какой? (Рыжий) | Мольберт, картинка-подсказка для д/у «Подскажи словечко», магниты |
-Конверт … номер 5. Задание: Радостный смайлик найди, В кружочек обведи, А грустный - зачеркни. | Мольберт, таблица смайликов, фломастер, магниты |
-Конверт … номер 6. Задание: Надо нанизать на разноцветный шнурок большие бусины. Назови картинку вслух, Выделив последний звук. -Какая следующая? (топорррр-рак-карандаш-шарф)
| Шнурок, картонные бусины с предметными картинками |
-Конверт … (договаривает ребёнок) номер 7. Задание: поиграть в «День и ночь» -У нас есть прочная пробка, картонная коробка, красивое перо, красное ведро. -Ночь настала – сразу всё пропало. (Закрыть) -Что пропало? (Прочная пробка, картонная коробка, красивое перо, красное ведро) -День придёт – Кристина всё найдёт. (Открыть) -Что нашла? (прочную пробку, картонную коробку, красивое перо, красное ведро). -Ночь настала – и опять не стало. (Закрыть) -Чего не стало? (прочной пробки, картонной коробки, красивого пера, красного ведра). | Предметы: перо, ведро, пробка, коробка, платок |
-Конверт … номер 8. Задание: достать из банки и надеть на столбики только красные фигуры. -Один, два, три – беги. -Что принесла? (Красный круг,…) | Банка с зёрнами кофе, д/и «Разноцвет-ные столбики» |
-Конверт … номер 9. Задание: найди ракушку. -Я загадала ракушку. Найди её, если она большая, закрытая, без дырочки. -Теперь ты загадай. -Моя очередь. | Контейнер с разными ракушками |
Осталось поиграть в игру «Вспомнить всё» -Готова? Только полным ответом. -Сколько рыбок было на оранжевой дорожке? -Что было в кружке? -Какого цвета был шнурок? -Что было под платком? -Какие фигуры остались в банке? -Из трёх баночек найди ту, в которой одна витаминка. Она твоя. | |
-Молодец. А как ты так всё запомнила? -Ты очень старательная и очень внимательная. Спасибо за внимание. -Тебе понравилось? -А если наше занятие понравилось и нашим гостям, то они сейчас тебе похлопают. |
Технологии, направленные на максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
• Технология коррекции звукопроизношения.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
Нетрадиционные для логопедии технологии:
• нейропсихологические технологии,
• кинезитерапия,
• ароматерапия,
Коррекционная работа так же строится на 5 принципах технологии развивающего обучения, разработанного Л.В. Занковым. А именно:
Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Задания на логопедических занятиях планируются таким образом, чтобы учащимся нужно было приложить некоторые усилия для их выполнения. Сначала все упражнения выполняются совместно с учителем, постепенно роль учителя заключается только в периодической помощи, и, наконец, самостоятельное выполнение упражнений.
Ведущая роль теоретических знаний.
При постановке звуков для учащихся очень важны знания о строении речевого аппарата. Эти знания преподносятся в игровой форме с использованием демонстрационных игрушек. И, конечно, такие занятия проводятся перед зеркалом. Постепенно вводятся графические обозначения произношения отдельных звуков.
Обучение быстрым темпом.
На каждом занятии повторяется ранее изученный материал и немного добавляется нового. Таким образом, весь материал является актуализированным.
Осознание школьниками процесса учения.
Мотивированные к учению школьники активнее и работают на занятиях, успешнее запоминают и применяют на практике полученные знания.
Разнообразие технологий не дает ученикам привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует на получение новых знаний.
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.
Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута.
Виды ароматерапии:
• распыление;
• массаж.
При планировании занятия были поставлены цели: коррекционно - образовательные, коррекционно-развивающие коррекционно - воспитательные цели.
Занятие было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь с такими образовательными областями как: социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем-логопедом, формирование позитивной установки к занятию); речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения); физическое развитие (нейропсихологическое сопровождение).
Цели занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов.
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Организационный момент помог почувствовать ребёнку доброжелательную обстановку, сконцентрировать внимание ребёнка, настроить на занятие.
Каждая часть логопедического занятия выполняла свою определённую цель.
В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечила выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.
Технологии логопедического массажа. Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.
Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики - конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса. Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих. Это помогает преодолению вербализма,как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. При работе использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.
Технологии развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.
Технологии коррекции нарушений письма. Нарушение письменной речи у детей являются распрастраненным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:
формированию слоговой структуры слова;
развитию языкового анализа и синтеза;
развитию фонематического восприятия;
развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
обогащению и систематизации словарного запаса;
формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.
Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Кобзаревой.
Информационные технологии. Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:
формирую у детей умение пользоваться компьютером;
применяю компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии, которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.
Здоровьесберегающие технологии. Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии: - музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
растормаживание речевой функции;
развитие чувства ритма, темпа, времени;
развитие мыслительных способностей и фантазии;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
нормализация просодической стороны речи.
Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
совершенствование лексико - грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
развитие диалогической и монологической речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.
Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся со зрительной депривацией, с сочетанной патологией. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.
Весной часто идёт дождь и мы берём зонты. Смотрите, какой у меня есть зонт. Мы с зонтом поиграем и буквы почитаем. (На верхушке зонта прикреплена на ленте буква «Р», а на кончиках – гласные). -Бувку добавляем и песенки читаем.
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Две картинки». (самолёт и собака)
Когда услышишь [Р], подними эту картинку, а когда услышишь [Л] – эту. 6. Автоматизация звука «Р» в словах.
«Собери ранец в школу» Надо положить школьные принадлежности, в которых слышится звук «р». Предметы: тетРадь, Ручка, каРандаш, сыР, каРтон, кРаски, пРопись, двеРная Ручка,
«Доскажи словечко»
Ра-ра-ра – начинается … игра.
Ра-ра-ра – у лисы … нора.
Ро-ро-ро – у нас новое … ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы … игру.
Ру-ру-ру – книгу я … беру.
Ар-ра-ра – паровоз пускает … пар.
Ор-ор-ор – у Ромы … топор.
Ур-ур-ур – покормим … кур.
11. Домашнее задание: выучить стихотворение Владимира Орлова. «Кража».
- Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана -
У тебя ведь
Нет кармана.
- Как?! -
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
- Что ж вы раньше
Не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали
Конспект НОД
I. Вводная часть.
1. Введение в игровую ситуацию.
2. Введение в тему.
3. Формулирование темы.
II. Основная часть занятия.
Логопед: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие мимических мышц.
3. Работа над развитием дыхания и голоса.
4. Акустико-артикуляционный образ звуков.
5. Связь звуков и буквы.
6. Развитие фонематического слуха.
7. Дидактическая игра «Сигнальщики».
8. Динамическая пауза.
9. Дидактическая игра «Замени звук».
10. Звуковой анализ.
11. Дидактическая игра «Дни недели» (определение места звука в слове).
12. Дидактическая игра «Собери цветок».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
2. Оценка деятельности детей.
3. Сюрпризный момент.
Логопедическое занятие
Тема занятия: Звук Р (этап автоматизации в словах, предложениях)
Цели занятия
Коррекционные:
- закрепление навыка правильного произношения звука Р в слогах, словах и предложениях;
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование общей, мелкой, мимической моторики, переключаемости движений;
- развитие речевого дыхания;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- активизировать подбор слов с учетом позиции звука;
- развитие оптико-пространственных представлений (предлоги на за, над, по);
- расширение и активизация словарного запаса.
Обучающие:
- закрепление правильного употребления предлогов на, за, над, по;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие ритмических способностей;
- закрепления навыка подбора слов антонимов.
Воспитывающие:
- воспитание усидчивости;
- умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование
Предметные картинки, сухой бассейн с игрушками в названии которых есть звук Р, мяч, игровое поле с геометрическими фигурами, наборное полотно «Лесная поляна», солнышки с мимическими изображениями радости, грусти, удивления, обиды, графическое изображение артикуляции звука Р.
Ход
1.Организационный момент.
Координация речи с движением: «Не хотим мы больше спать»
Мы проснулись рано утром,
Потянулись бодро, шумно.
Чтобы сон ушел, зевнули,
Головой слегка качнули.
Разбудил нас бег на месте
К ванной побежали вместе.
Умывались и плескались.
Зубы вычистить пытались.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно.
Не хотим мы больше спать.
Будем весело играть!
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для звука Р.
2. Введение в тему занятия
Задание:
- Давай вспомним, как рычит собака? (Р-Р-Р)
- Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук? (Согласный)
- А где он встречает преграду?
- Воздуху мешает язычок, который поднимается к бугоркам за верхними зубами и дрожит.
- Этот звук звонкий или глухой? (Звонкий)
3. Закрепление звука в слогах
Задание:
- Повтори слог РА (РО, РУ, РЫ) столько раз, сколько выпадет точек на кубике.
Задание:
- А теперь матрешкой прошагай ступеньки. Сколько цветных полосок на ступеньке, столько раз повтори слог КРА (ПРО, АРЫ).
Самомассаж лица
Ручки растираем Потирать ладони.
И разогреваем, Хлопать в ладоши.
И лицо теплом своим Ладошками провести по лицу сверху вниз.
Нежно умываем.
Пальчики сгребают Граблеобразными движениями провести пальцами от
Все плохие мысли, середины лба к вискам.
Ушки растираем Растирать пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.
Сверху вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, Сгибать руками ушные раковины вперёд.
Тянем вниз за мочки, Оттянуть уши вниз за мочки.
А потом руками трогаем Легко похлопать щеки ладошками.
мы щечки.
4. Закрепление звука в словах
Задание:
- Посмотри у меня есть коробочка, но она не простая. В ней спрятались животные. Найди их и назови.
- В названии этих животных есть звук Р?
- В слове РАК, где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставь животных к соответствующим карточкам.
Задание:
- Послушай, правильно ли я сказала слова? ДАРАНДАШИ, ГЕДРО, ДОРОВА
- Скажи их правильно.
5. Закрепление звука в предложениях
- Посмотрите, как светит солнышко. Какое сегодня солнышко?
(Ласковое, теплое, весеннее).
Пальчиковая гимнастика: «Заботливое солнышко»
Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещивают руки над головой
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет Плавно покачивают руки вверху.
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток. Ритмично постукивают пальцем по носу.
Очень нравится им это!
Задание:
- Солнышко пригрело, и в лесу все зазеленело, все проснулось и на полянке лесной, посмотри.
- Скажи, где ползёт гусеница? (Гусеница ползёт по траве).
- Где летает бабочка? (Бабочка летает над травой).
- Где растет елка? (Елка растет за пеньком).
- Где сидит белочка? (Белочка сидит на ветке).
Задание:
- Посмотри рядом с лесной полянкой, есть полянка с геометрическими фигурами, а над ней летает бабочка. Если бабочка сядет на большую фигуру нужно говорить громко, если на маленькую тихо. Повторяй за мной чистоговорки.
РА – РЫ – РА – весенняя пора
РА – РО – РУ – погуляем мы в бору
ТРА – ДРА – ГРА – у нас новая игра
РАЗБОЙНИКИ НАПАЛИ НА КОРОЛЕВУ.
РОМА ПРЫГАЛ ЧЕРЕЗ РОВ.
У РУБАШКИ ЕСТЬ РУКАВА.
Пальчиковая гимнастика: «Интересно все вокруг»
Ползет по пальцам муравей,
Залез в мою ладошку.
- Ты щекотать меня не смей,
Поползай тут немножко!
Вот бабочка – павлиний глаз
Спит крылышки сложила.
Но вдруг вспорхнула
И с цветка слетела суетливо.
Кружится бабочка легко,
Как пух, как легкий ветер.
Цветы раскрыли лепестки.
Ждут с бабочками встречи.
Задание:
- А теперь мы с тобой поиграем в игру «Скажи наоборот». Я тебе буду бросать мяч, и говорить слово, а ты должна назвать мне противоположное по значению.
ТЕПЛО – ХОЛОДНО ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
БЛИЗКО – ДАЛЕКО НОЧЬ – ДЕНЬ СЛАДКИЙ – КИСЛЫЙ
САХАР – СОЛЬ СНЕГ – ДОЖДЬ ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ
Задание:
- Гуляет солнышко по небу, вниз на землю поглядывает: то удивляется, то веселится, то печалится.
- Посмотри на эти солнышки, они разные. Покажи радость, грусть, удивление, обиду.
- А теперь нарисуй на этом солнышке свое настроение (звучит музыка).
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
6. Итог.
- Молодец! Мы сегодня научились правильно говорить звук Р в предложениях. Много играли. В группе и дома старайся говорить правильно и побольше улыбаться. А что бы улучшить произнесение звука р ты получаешь домашнее задание.
Домашнее задание:
1.Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
2.Выполни все задания с картинками на страницах Назови каждую картинку, которая начинается со звука Р, как чистоговорку.
Например: РА—РА—РА — РАК, РО-РО-РО - РОБОТ и т. д.
3. Назови каждую картинку по два раза.
4. Если картинка отмечена, представь себе, что таких предметов пять,
и сосчитай их.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.Выучи чистоговорки.
РЫ^РЫ—РЫ— нас кусают комары.
РА—РА—РА — рама, рак, гора, нора.
РУ—РУ—РУ — зададим мы комару.
РЫ—РЫ—РЫ— рыси, рыбы, комары.
РА—РА—РА — мы убили комара.
РУ—РУ—РУ — ручка, руки, кенгуру.
РО—РО—РО — угодил комар в ведро.
РО—РО—РО — Рома, роза, рот, перо.
Изменяй предложения по образцу.
- Я рою норку (мы роем норку; ты; вы; он; она; они)
- Я собираю ручки и карандаши в коробку.
- Я нюхаю розы и ромашки.
- Я ем гороховый суп и пирог. /,
- Я собираю красные помидоры на огороде.
- Я рублю дрова острым топором. (%
Придумай предложения по картинкам
Конспект. Автоматизация звука Р в словах. (старший дошкольный возраст)
КОНСПЕКТ. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОВАХ. (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района г. Волгограда
Конспект открытой образовательной деятельности по формированию звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста Тема: Автоматизация звука Р в словах
Провела: учитель-логопед второй квалификационной категории
Романенко Оксана Александровна
Тема: Автоматизация звука Р в словах
Цели:Коррекционные:- закрепление навыка правильного произношения звука [р] изолированно, в слогах;- укрепление мышц языка, используя зрительный и слуховой контроль при произнесении звука [р]; - автоматизация звука [р] в словах; - формирование самоконтроля за правильным произношением звука [р] в начале слова;- закрепление целенаправленной воздушной струи;- развитие речевого дыхания на этапе проговаривания словосочетаний;- развитие фонематического восприятия;Развивающие:- развитие слухового внимания;- развитие внимания, памяти и логического мышления;- развитие координированных движений во взаимосвязи с речью;- совершенствование общей, мелкой, мимической моторики, переключаемости движений;- обогащение и активизация словарного запаса.Воспитательные:- воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, ответственности, самостоятельности.- воспитание усидчивости;- умение доводить начатое дело до конца.Лексическая тема: Осень. Дикие животные.Методы и приемы:- игровые (помощь медведю добраться до леса);- наглядные (показ артикуляционной позы);- словесные (объяснение, вопросы, инструкции: задания);- практические (действия, дидактические игры, здоровьесберегающие технологии: элементы дыхательной гимнастики, психогимнастики, самомассажа).Материалы и оборудование:Демонстративный: карточки –символы для артикуляционной гимнастики;Раздаточный: осенние листья, картинки на звук [р];Дидактический: зеркала, медведь - рукавичка, мяч, кубик, грибы: большой и маленький; массажные дорожки; парные крышки, счетные палочки (синие).Предварительная работа:- проведение комплексов артикуляционной гимнастики для звука [р];- выполнение дыхательной гимнастики с проговариванием слов, фраз;- проведение психогимнастики;- преодоление нарушений слоговой структуры слова;- выполнение упражнений по звуковому анализу слов;- беседа по темам: «Поздняя осень», «Дикие животные осенью».
Ход занятия:Организационный момент: дети проходят в логопедический кабинет.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы продолжим учиться правильно произносить звук Р в словах. - Вспомните, какое сейчас время года? Осень. Посмотрите вот и осенние листья – желтые, красные…дунул ветер и полетели. Как называется явление природы, когда листья падают? Листопад. Вы – будете ветром. Положите листья на ладонь, вдохните через нос, выдохните так, чтобы получился листопад. Затем сделайте еще один вдох через нос и на выдохе произнесите: осенний листопад (дети выполняют задание). Собирайте листья в осенний букет. Основная часть:- Послушайте, кто в гости на занятие пришел:Косолапый и большойСпит в берлоге он зимой.Летом по лесу гуляетМед, малину собирает.Любит рыбу, муравьев.Отгадайте, кто таков? - Это Медведь (на руке логопеда появляется игрушка-медведь).Логопед подносит медведя к уху, дети располагаются на ковре:- Ребята, медведь говорит, что его язычок не послушный, и не может рычать. Давайте покажем медведю упражнения для язычка, которые помогут ему зарычать (логопед раздает зеркала детям). Выполняем упражнение «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Моторчик».Дети выполняют упражнения. - Ребята, звук Р – согласный или гласный? Почему? Звук Р согласный, поэтому мы будем обозначать его синим цветом. - Вот медведь и зарычал. Ребята, медведь предлагает сыграть в игру: он произносит слова и бросает мяч, а вы, если услышите в слове звук Р, ловите мяч, а если нет – отбрасываете: рот, рамы, шуба, горы, чашка, ведро, барабан, стол, помидор, стул, топор. Молодцы! А теперь перейдем на места перед зеркалом и продолжим занятие. - Ребята, медведь снова рычит. Как он рычит? (Р-Р-Р) Он увидел вас и радостно зарычал (Р-Р-Р), он огляделся и зарычал удивленно (Р-Р-Р), он спрашивает - где я? (Р-Р-Р), он рычит печально (Р-Р-Р) (дети перед зеркалом «рычат» с разной интонацией). Ребята, а знаете, почему медведь печально зарычал? - Все животные осенью готовятся к зиме. Вот и медведю тоже надо в лес, спать в берлоге. Давайте ему поможем добраться до леса, а вот и тропинка (логопед предлагает дорожки из фломастеров). Наши пальчики шагают, Слоги верно повторяют: Ра-ра-ра-ра (Ру, Ро, Ры)Дети вместе выполняют упражнение. - Осенью часто идут дожди, остаются лужи. Что же сидеть дома? Осенью на прогулку нам, чтобы не промочить ножки, надо обуть сапожки (логопед предлагает на пальцы, указательный и средний, надеть крышки). Дети, а вот и наш волшебный сундучок. Открываем …и картинки получаем. Назовем их: рак, рот, рыба, руки. А что бы добраться до леса нам поможет кубик. Сколько точек выпадет, столько шагов и надо прошагать: С каждым шагом не молчи, Слово верно говори: рак (рот, рыба, руки). Бросай кубик, сколько точек… Дети выполняют упражнение по одному. - Посмотри, на лесной полянке после дождя выросли грибы. Большой гриб и маленький грибок. Поиграем, если я возьму гриб, надо говорить громко, а если грибок – тихо. Повторяй за мной: РА – РА – РА – радуга РО – РО – РО – робот Ры – ры – ры – рынок Ру – ру – ру – рубашка - Дети, медведь просит вас внимательно посмотреть на картинки и назвать их. Выберите, какая картинка лишняя. Почему? (Для каждого ребенка логопед выкладывает по четыре картинке: Роза, Рак, Автобус, Рыба; Рот, Лук, Рука, Рысь – все картинки начинаются на звук Р, Р в 1-ом слове нет). - Медведь, лесной житель и порой слова не умеет произносить правильно. Поможем ему справиться с заданием (Логопед выставляет картинки). Послушайте, правильно ли звучат эти слова: УЧКА, ДАКЕТА, ЛАДУГА, ГОМАШКА.Скажите их правильно. Выложи столько палочек, сколько слогов в слове ракета (ручка, радуга, ромашка).- Ребята, медведь говорит вам спасибо, ему ваших палочек хватит, что бы укрепить берлогу. Итог:- Дети вы сегодня на занятии очень старались произносить правильно звук Р в словах и помогли медведю добраться до леса. Медведь прощается, а в подарок приготовил вам интересное задание: выбрать слова со звуком Р и раскрасить их синим цветом. Литература:1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. 2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика 3. Ткаченко Т.А. Большой логопедический учебник4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Логопедическая раскраска для закрепления произношения звука Р
-Ррр! – ракета рвётся ввысь!
-Ррр! – рычит сердито рысь.
-Ррр, - рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
-Ррр, - возьмёмся за учёбу.
-Ррр, - язочок широкий к нёбу.
Языком, передним краем,
Вверх на дёсны нажимаем.
Дунь на кончик языка
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр – раскатистый и громкий.
Ррр – рокочущий и звонкий.
Игра «День и ночь»
Картинки (рисунки): ромашка, букашка, шишка, мышка, кукушка, лягушка, камыши, шалаши.
Ночь настала – сразу всё пропало:
Белая ромашка, смелая букашка,
спелая шишка, серая мышка,
скользкая лягушка и звонкая кукушка.
День пришёл - сразу всё нашёл:
Ночь настала – и опять не стало:
День придёт – красоту вернёт... (кому?чему?)
Белой ромашке, смелой букашке,
спелой шишке, серой мышке,
скользкой лягушке и звонкой кукушке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"
Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет на тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Автоматизация звука [Л] в словах, фразах и предложениях"
Индивидуальная работа в подготовительной группе...
Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима».
Цель: развитие лексика грамматического строя речи. Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образова...
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...
Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) по теме: Автоматизация звука [р] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная к школе группа) и рабочий лист по темеТема: Автоматизация звука [р] в предложениях....