Статья "Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности".
статья на тему
В представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилактики девиаций у детей.
Ключевые слова: девиантное поведение, программы профилактики, эффективная профилактика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor.docx | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»
Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста в условиях сельской местности.
Аннотация: в представленной статье мною рассматривается вопрос организации профилактики девиантного поведения дошкольников. В работе также указаны причины, затрудняющие разработку и внедрение первичной профилактики девиаций у детей.
Ключевые слова: девиантное поведение, программы профилактики, эффективная профилактика.
В условиях сельской местности слабо развит, а зачастую и вовсе отсутствует культурно - досуговый сектор. Данный фактор приводит к развитию у детей и подростков девиантных форм поведения. Первоначальная полноценная социальная активность начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок приходит в дошкольное образовательное учреждение и начинает взаимодействовать как со сверстниками, так и с детьми более старшего возраста. Приобретение нового статуса ребенка сопряжено с определенными трудностями и рисками – ребенок присваивает новые образцы поведения, при этом, не анализируя их и не осознавая последствия своих действий. Современные социокультурные условия констатируют дефицит в сельской местности специальных учреждений, способных предоставить детям возможность выбирать, чем заполнить досуг (посещение спортивных секций, кружков по интересам, танцевальных занятий и т. д.). Всё это не располагает к полноценному культурному становлению личности, дополнительно ставя под угрозу нормативность поведения сельских детей.
В лучшем случае, в деревнях функционирует сельский дом культуры, где трудоустроены далеко не высококвалифицированные специалисты в области культуры и искусства. Родители основное время проводят на работе, считая приоритетной задачей финансовое обеспечение семьи. Дети зачастую «предоставлены сами себе», большую часть времени они проводят в условиях улицы. Общение со сверстниками и детьми более старшего возраста не всегда благоприятно влияет на пока ещё не сформированную личность дошкольника. Профилактика девиантного поведения становится особо актуальной задачей современного общества. Однако разработка и внедрение первичной профилактики девиации у детей, оказывается, чрезвычайно затруднена по причине следующих обстоятельств:
1. По-прежнему нерешенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов – педагогов, врачей, психологов – следует вести профилактическую работу с подрастающим поколением. Мы сталкиваемся с различными аспектами некомпетентности, сформировавшими господствующую сегодня модель профилактики, основа которой – запугивание и дезинформация [1].
2. Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики отклоняющегося поведения среди дошкольников.
3. Существующие методические рекомендации сводятся к профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками, тогда как дошкольники часто лишены внимания со стороны взрослых. А именно дошкольный возраст сенситивен к восприятию профилактических мероприятий разнонаправленного характера. Стремление внедрить в российских условиях зарубежный опыт малоэффективно и часто сопряжено с пустой тратой денежных средств. Без учета культурологического аспекта эффективная адаптация зарубежных программ не целесообразна и в принципе, нереальна.
4. Отсутствие системного подхода в понимании сущности различных девиаций как явления (узкопрофессиональное видение приводит к формированию ошибочного и неполного восприятия той или иной девиации).
5. Недостаточность организации педагогической работы в аспекте профилактики девиантного поведения младших и старших дошкольников. В настоящее время данные исследования практически отсутствуют. Существуют лишь слабые в методологическом и методическом плане попытки осмысления практического опыта [5].
Эффективным превентивным мерам необходимо включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать разнообразные проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений. Важным условием реализации этих программ является точная дифференциация детей в группы для организации профилактической работы. Группы могут быть ориентированы на следующие направления – формирование здорового образа жизни, развитие личности, профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний, коррекция детской агрессивности и др. Желаемым результатом реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения среди дошкольников в сельской местности следует считать повышение ответственности за собственное поведение, развитие максимально возможного для своего возраста самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.
Список литературы:
1. Галич Г.О. Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова, Н.В. Тупарева // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – №20.
2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика девиантного поведения детей дошкольного возраста»
статья о девиантном поведении...
Сообщение из опыта работы "Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."
quot;Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."...
Девиантное поведение детей дошкольного возраста.
Девиантное поведение детей, означает стремление ребенка стереть грань между нормой поведения, принятой в обществе, и неблаговидными поступками....
Консультация для родителей " Девиантное поведение детей дошкольного возраста"
Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за предел...
Лекторий для педагогов "Девиантное поведение в дошкольном возрасте"
Презентация предназначена для демонстрации педагогам дошкольных образовательных учреждений,для знакомства с причинами девиантного поведения в дошкольном возрасте и методами коррекции....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантнос...
«Девиантное поведение детей дошкольного возраста»
laquo;Девиантное поведение детей дошкольного возраста»Что такое девиантность?Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, э...