Педагогическая диагностика по ФГОС ДО в младшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал

Андреева Елена Ивановна

В данном материале содержится информация по педагогической диагностике в младшем дошкольном возрасте.  «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того как вы помогли ему найти свой путь»  Конфуций о воспитании                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

 

Круглый стол

 «Педагогическая диагностика по ФГОС ДО в младшем дошкольном возрасте»

Воспитатель высшей квалификационной категории                                       Андреева Е.И.

Пугачев 2018

Слайд 1

         Реализация программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) по которой наш детский сад работает четвертый год, предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

           В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики  и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

     Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

           В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки (подлинной, реальной  оценки результатов дошкольника педагогом).

        Основным недостатком  тестового подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в полной мере отразить реальные возможности дошкольников.

   А в основе аутентичной оценки лежат следующие принципы:

     Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

      Во-вторых, если тесты проводят  профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

     

      И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Для того, чтобы  провести диагностику, необходимо знать возрастные особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. (Они представлены на слайде, все знают их)

Слайд 2,3    

       Таким образом, зная  систему оценки результатов освоения Программы, по которой работает воспитатель  и возрастные особенности детей определенного возраста, можно приступать к педагогической диагностике.

В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики  по-новому.

        Изучив опыт воспитателей в сети педагогических сообществ, мы с коллегами нашего детского сада остановили  свой выбор на «Диагностике педагогического процесса»   автора-составителя, кандидата психологических наук, практикующего психолога и учителя-дефектолога  Верещагиной Натальи Валентиновны, издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»2015

          Слайд 4

         Данная диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с  детьми разных возрастных групп, в частности второй группы раннего возраста и младшей группы, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Слайд 5

        Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  •  наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

    А инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тex проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые  мы используем для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки.

А теперь как это происходит у меня в группе:

   Во-первых, в начале учебного года намечаю для себя  план наблюдения по образовательным областям. Инструментарий подбираю яркий, интересный, доступный, т.к. у детей младшего дошкольного возраста внимание, мышление, память, восприятие носит непроизвольный характер.

Например, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», где мне необходимо отследить   насколько соблюдает правила поведения конкретный ребенок в определенной ситуации:  в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Определяю подгруппу детей(5 чел) и веду наблюдение в быту и на прогулке,  во время  организованной деятельности.

  Слайд 6

Фиксирую стиль поведения и общения ребенка в дневник наблюдения (черновичок). На  следующий день выполняю эту же работу с другими детьми, к примеру, есть в группе не говорящие  мальчики-близнецы, которых  побуждаю к общению со сверстниками («Возьми  Милану за руку», « Поделись лопаточкой с Артемом», «Пожалей Варю», «Накроем стол для чаепития»). По реакции на мои побуждения, делаю вывод, что дети понимают и принимают  стиль общения и правила поведения  со взрослыми и сверстниками, но не выражают это словесно.

        

Слайд 7

На примере показа сказки «Теремок» отслеживаю через беседу и проблемную ситуацию социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений через словесные ответы и эмоциональное восприятие сказки.                                                                  Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

А в группе раннего возраста при показе кукольного театра «Колобок» наблюдаю, насколько ребенок проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников через героев сказки, обсуждая проблемную ситуацию. «Что случилось с колобком? Кто обхитрил? Какая лиса?»

     Для того, чтобы отследить умение разыгрывать самостоятельно  отрывки из знакомых сказок, предлагаю детям побыть в роли героев сказки «Репка».

Что с удовольствием дети делают. Конечно, не все дети могут имитировать мимику и интонацию героев сказки. Для себя отмечаю в какой степени у детей получается инсценировать сказку.

Образовательную область «Познавательное развитие» отслеживаю на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с миром природы, с социальным миром, в поисково-исследовательской деятельности и  в быту.

Слайд 8

Например: во время проведения организованной деятельности по ФЭМП «Шар и куб» создается проблемная ситуация - разложить по корзинам шары и кубы; затем задача усложняется – разложить фигуры по размеру; далее по цвету. Таким образом, я узнаю очевидные  умения группировать предметы по цвету, размеру, форме.

А в группе раннего возраста тоже, но только группировать по цвету и размеру.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.

Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»

Образовательную область «Речевое развитие» наблюдаю во всех сферах деятельности своей группы, за исключением тихого часа.

Слайд 9

Например: Рассматривая сюжетные картинки, ставлю задачу перед ребенком «Посмотри на наши картинки и расскажи, что видишь».

Материал: сюжетные картинки, соответствующие возрасту младшей группы и раннего возраста.

Если ребенок испытывает затруднения, задаю наводящие вопросы. По мере выполнения задания, фиксирую результаты в тетрадь наблюдения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 10

Часть ОО «Художественно-эстетическое развитие», в частности,  музыкальное  воспитание выполняем совместно с музыкальным руководителем во время  занятий и в игровых ситуациях.

Например: хороводная игра «Паучок», где дети показывают умение выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами.

Игра «Угадай, на каком музыкальном инструменте играю»:  погремушки, бубен (2 группа раннего возраста) , металлофон, барабан( младшая группа). Где мы видим, насколько дети различают звучание разных инструментов и умеют называть их.

        Во время проведения образовательной деятельности «Аппликация» легко проследить уровень освоения умений создавать изображения предметов из готовых фигур, украшая заготовки из бумаги разной формы.

Например: создается проблемная ситуация «Давайте украсим вазу»

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

Слайд 11

Умения и навыки по ОО «Физическое развитие» отслеживаем с инструктором по физическому воспитанию во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, подвижных играх, физкультминутках, днях здоровья.

Например:  игра «Солнышко и дождик». В ней прослеживаются умения

 ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Материал: зонтик.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Вывод:

Все результаты заносятся в таблицу, затем идет  подсчет как индивидуально по каждому ребенку в каждой из областей, так и в целом по группе.

ИТОГ: Общая картина по группе позволит создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для  детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Слайд 12

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того как вы помогли ему найти свой путь»   H:\конфуций.jpg

 Конфуций о воспитании                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми

педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО

Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выв...

Методическое пособие "Педагогическая диагностика по видам деятельности для детей дошкольного возраста"

Педагогическая диагностика (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по видам деятельности) Уважаемые коллеги! Предлагаемые таблицы разработаны с целью оптимизации образовательного ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.

                Управление качеством образования – это важнейшее направлениедеятельности в целостной системе управления образовательнымучреждением. Качес...

Статья "Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки"

В данной статье содержится информация о мониторинге художественно-творческого развития детей дошкольного возраста по программе И. А. Лыковой "Цветные ладошки". Бонусом являются оценочные лис...