Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика» | 85.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"
Принято на заседании Педагогического совета Протокол №17 от "20" сентября 2019г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок" __________________Е.Н. Лебедь Приказ № 100 от «20» 09 2019г. |
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
(кружок «Занимательная математика»)
разработана с учётом Основной образовательной программы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка – д/с «Теремок»
срок реализации программы 2019-2020г.
Разработчик: Курапова О.Н.-воспитатель
г. Северобайкальск
2019г.
Математика в большей степени, чем любая другая наука, является промежуточным связующим звеном между человеком и природой, между внутренним и внешним миром, между мыслью и восприятием.
(Ф. Фребель)
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется- развитию логических форм мышления, ножницы на каждого ребенка. Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Направленность программы:
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Цель – Создание условий для всестороннего развития детей, развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи :
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления о задаче, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Воспитательные:
Воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, показ).
- игры-эксперименты,
- модели, схемы.
- развивающие игры.
- логические задачи.
-работа в тетрадях.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- повысят уровень умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения детей;
- повысят уровень развития логического мышления;
- разовьют интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.
2. Организационный раздел
Участники: Дети 5-6 лет
Срок обучения: Программа рассчитана на один год обучения.
Организация занятий кружка:
Два занятия в неделю по 25 минут.
Материалы: Картотека загадок, картинки с изображением профессий, набор геометрических фигур на каждого ребенка, простые карандаши для каждого ребенка, геометрические фигуры разрезанные на 3-4 части, счетные палочки на каждого ребенка, карточки с цифрами на каждого ребенка, маркеры, картотека картинок «Части суток», набор трафаретных цифр, набор предметов из совокупностей «мебель», «одежда», «посуда», 2 куклы, игрушка заяц, картотека картинок домашние животные и их детеныши, демонстрационный счетный материал, конверт для письма, 2 миски, горох, мерный стакан, чашка, ложка, магнитная доска, магниты, разные группы овощей, тетрадь в клетку, плакат с клетками, картинки со сказочными островами, «Сетка-неделька», карточка (на которой шесть рисунков на один и тот же сюжет), но с частями, по-разному расположенными; фишки. демонстрационный материал для счета, пуговицы, кубики разного цвета, 5 снежинок, снежная туча, бубен, мячики, карточки цифры от 0 до 9, тарелки для раздаточного материала, картотека задачи - шутки на сообразительность и смекалку,
График работы кружка:
День недели - вторник, четверг
Время – 16.00-16.30
3.Содержательный раздел
Сентябрь
№ | Тема | Задачи | Название игр | Материал |
1 | Беседа: «Интересные факты из истории математики» | Дать детям понятие о математике как о науке; познакомить с основными математическими понятиями; учить отгадывать загадки. | Рассказ воспитателя о математике Загадки о математике Физ.мин «Бабочка», «Самолеты» | Картотека загадок Картинки с изображением профессий. |
2 | Геометрические фигуры | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить отгадывать фигуру по описанию (загадке); развитие внимания. | Д/и «Назови фигуру» Загадки о геометрических фигурах. Д/и «Какой фигуры не стало?» Физ.мин «Бабочка», «Самолеты» | Карточки с изображением геометрических фигур для каждого ребенка и для воспитателя, картотека загадок. |
3 | Геометрические фигуры | Учить находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость; развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета). | Д/и «Отгадай фигуру по описанию» Д/и «Дорисуй рисунок» Физ.мин «Бабочка», «Самолеты» | Печатные изображения геометрических фигур каждому ребенку, картотека загадок, простые карандаши. |
4 | Геометрические фигуры | Узнавать предметы в рисунке; знать их названия. | Д/и «Собери картинку» Д/и «Лото». Физ.мин «Бабочка», «Самолеты» | Геометрические фигуры разрезанные на 3-4 части, игра лото из геометрических фигур |
5 | Четырёхугольник | Познакомить с признаками четырёхугольника; учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь». | Д/и «Фигуры в окружающих предметах» Логическая игра «Что лишнее» Д/и «Что, где находится?» Д/и «Назови четырёхугольники» Физ.мин «Вверх рука и вниз рука», «Буратино» | Геометрические фигуры, магнитная доска, карточки с геометрическими фигурами на каждого ребенка |
6 | Квадрат | Учить составлять квадрат из счётных палочек; учить ориентироваться на листе бумаги; обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п. | Д/и «Составь квадрат» Д/и «Укрась коврик» Физ.мин «Вверх рука и вниз рука», «Буратино» | Квадратный лист бумаги (15*15) на каждого ребенка, геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник) |
7 | Трапеция, ромб | Упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигур; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, воображение | Логическая игра «Учим фигуры» Д/и «Трапеция, ромб» Физ.мин «Вверх рука и вниз рука», «Буратино» | Счетные палочки на каждого ребенка, магнитная доска, карточки с цифрами, набор геометрических фигур разной формы. |
8 | Геометрические фигуры | Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти , в классификации предметов по разным признакам. | Д/и «Составь фигуру из палочек Д/и «Признаки предметов» Логическая игра «Числовой ряд» Физ.мин «Вверх рука и вниз рука», «Буратино» | Карточка с признаками предметов, мяч, карточки с геометрическими фигурами, набор счетных палочек на каждого ребенка. |
Октябрь
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал | |
1 |
Многоугольники | Познакомить детей с понятием «многоугольник», его признаками: сторонами, углами, вершинами и их взаимно – однозначным соответствием; закреплять знания о последующем и предыдущем числах; закреплять знания о днях недели | Игра с мячом «Не зевай, не зевай, задание быстро выполняй» Работа с цифрами. Физкультминутка Море волнуется раз | Мяч, геометрические фигуры, цифры от 1-10, квадратные листочки (10*10) на каждого ребенка, ножницы на каждого ребенка. | |
2 | Число | Закреплять счет в пределах 5; упражнять в счете с помощью различных анализаторов. | Д/и «Посмотри и принеси» Д/и «Какое число пропало?» «Будь внимателен» Физ.мин «Вверх рука и вниз рука», «Буратино» Загадки про числа | Маркер, природный материал, набор цифр. | |
3 | Составление предмета из треугольников | Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться на листе бумаги; словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение. | Д/и «Сложи из треугольников» Логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке» Физ.мин «Во дворе растёт подсолнух» «Считаем вместе» | По 5 треугольников на каждого ребенка, картинки с недостающими фрагментами. | |
4 | Число и цифра 6 | Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку; правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы. | Д/и «Число 5» Д/и «Учим цифры» Загадки про цифру 6 Игра с мячом «Назови следующее число» Физ. мин «Во дворе растёт подсолнух» «Считаем вместе» | Конверт с письмом от Красной Шапочки, демонстрационные материалы; 6 кругов (ватрушки, 6 овалов (пироги, набор цифр от 1 до 6, полоски картона от 2 до 6 см, шнурки для выкладывания цифр. | |
5 | Ориентировка в пространстве | Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве; закреплять знания цифр от «1» до «6»; | Д/и «Разложим правильно» Д/и «Что не так?» Д/и «Контролер» Физ. Мин «Веселый счет» | Картотека с картинками. | |
6 | Числа и цифры от «0» до «6» | Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством; | Д/и « Теремок» Физ. Мин «Веселый счет» | Фанерный домик «Теремок», фанерные цифры и геометрические фигуры с ножками, ручками и головками, картонные маленькие разноцветные цветочки 10шт. | |
7 | Число и цифра 7 | Познакомить с образованием и составом числа 7 и цифрой 7; закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника. | Д/и «Веселые задачи» Логическая игра Образование числа 7. Д/и Знакомство с цифрой 7. Д/и Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7. Физ. Мин «Ежик». | Числовой отрезок, опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», «вагончики» и т. п. ; грибы; кубики; картинки: белочка, 6 орешков, увеличенные геометрические фигуры; | |
8 | Сравнение предметов по высоте | Закрепить умение свободно и самостоятельно группировать предметы по их назначению; упражнять в использовании в речи обобщающих слов: мебель, посуда, одежда; учить сравнивать предметы по высоте; ввести в активный словарь детей слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже» «одинаковые по высоте», «разные по высоте»; закрепить знания о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». | Д/и «Чудесный мешочек» Д/и «Сравнение предметов по высоте.» Д/и «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Логическая игра «Назови одним словом» | Мешочек с трафаретами цифр 1,2,3, набор предметов из совокупностей «мебель», «одежда», «посуда», 2 куклы, разные по росту, набор предметов по высоте. |
Ноябрь
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал | ||
1 | Далеко - близко | Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко». | Физ.мин. «Зайка» Д/и «Далеко - близко» Д/и «Кто внимательнее?» | Коробочка, заяц, картинка с лошадью и жеребятами | ||
2 | Число и цифра 7 | Закрепление числа семь и цифрой семь; повторение счета в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа». | Д/и «Учим цифры» Логическая игра «Гришкин счёт» Д/и «Продолжи счёт» Д/и «Калейдоскоп» Физ. Мин «Веселый счет» | Карточки с цифрами, демонстрационный счетный материал. | ||
3 | Загадки и задачи на развитие логического мышления | Научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия; создать у детей радостное настроение. | Задачи - шутки на сообразительность и смекалку Физ. Мин «Веселый счет» | Цифры, прямоугольники | ||
4 | Задачи на смекалку. | Научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия; создать у детей радостное настроение.. | Задачи на смекалку Физ. Мин «Быстро встань» | Геометрические фигуры 10 шт, картотека с задачами на смекалку, | ||
5 | Число и цифра 8 | Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь». | Д/и «Учим цифры» Логическая игра «Части суток» Д/и «Продолжи счёт» «Число 8» Физ. Мин «Веселый счет» | Конверт с письмом, картинки со сказочными островами, полоски с цифрами, карточки с цифрами, геометрические фигуры, листочки с цифрой 8( обведи по точкам). | ||
6 | Измерение | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление. | Д/и «Помоги зайчонку» Д/и «Найди пару» Физ.мин. «Зоопарк» | 2 миски, горох, мерный стакан, чашка, ложка, магнитная доска, магниты, разные группы овощей; геометрические фигуры, карточки с цифрами | ||
7 | Знакомство с тетрадью и страницей | Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы); выполнять простейшие задания. | Тетради в клетку, простые карандаши. | |||
8 | Знакомство с клеткой | Учить детей ориентироваться в странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток. | Физ. Мин «мы сейчас пойдем на право, а потом пойдем на лево» Загадки. | Тетрадь к клетку, плакат с клетками |
Декабрь
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал | ||
1 | Дни недели. | Познакомить детей с названиями, с последовательностью дней недели; учить детей наглядно в определенной последовательности раскладывать дни недели; Продолжать учить порядковому счету. | Загадки Физ. Мин «день недели» | «Сетка-неделька», карточки с изображением чисел (от 1 до 7), цветные карточки (К, О, Ж, З, Г, С, Ф), тот же раздаточный в количестве присутствующих детей. | ||
2 | Ориентировка в пространстве | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел. | Д/и «Назови соседей числа» Д/и «Назови соседей числа» Д/и «Кто рядом?» Д/и «Что, где? Д/и «Найди спрятанную игрушку» Физ. Мин «мы пойдем с тобой на право» | Мяч, игрушки. карточка (на которой шесть рисунков на один и тот же сюжет), но с частями, по-разному расположенными; фишки. | ||
3 | Знакомимся с тетрадью | Продолжить знакомить детей с тетрадью по математике; учить ориентироваться на листе; выполнять простейшие задания. | Рассматривание тетради Д/и «Положи кружок, куда скажу» Д/и «Нарисуй дорожку» Д/упр. «Нарисуй забор» Физ. Мин «Веселый счет» | Тетрадь на каждого ребенка, геометрические фигуры, простые карандаши на каждого ребенка | ||
4 |
Многоугольники | Познакомить детей с многоугольником; учить называть многоугольники по количеству углов; видеть в многоугольнике другие геометрические фигуры | Игра с мячом «Не зевай, не зевай, задание быстро выполняй». Физ. Мин «Веселый счет» | Конверт с письмом, наборы цифр на каждого ребенка, геометрические фигуры, мяч, по 4 квадрата на каждого ребенка, лист с геометрическими фигурами на каждого ребенка, цветные карандаши, ножницы. | ||
5 | Работа в тетради | Развивать ориентирование на рабочей строке и в микро пространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.), навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую моторику; показ способа выполнения задания на доске или в тетради с одновременным пояснением | Работа по образцу | Тетради и простые карандаши на каждого ребенка | ||
6 | Логические задачи | Научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями выстроенные на их основе суждения и понятия; создать у детей радостное настроение... | Решение логических задач Физ. Мин «Веселый счет» | Тетрадь и простой карандаш на каждого ребенка, | ||
7 | Закрепление счета в пределах 8 | Развивать представления детей о том, что считать предметы можно в любом направлении; упражнять в счете предметов расположенных по разному; воспитывать интерес к образовательной деятельности. | Д/и «сосчитай звуки» Д/и «Продолжи счёт» «Число 8» Физ. Мин «Веселый счет» | Игрушка заяц, магнитная доска, металлофон, демонстрационный материал для счета (8 морковок,8 матрешек, на каждого ребенка счетный материал, наборное полотно. | ||
8 | Графический диктант | Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. | Физ. Мин «Веселый счет» | Тетрадь в клетку и простой карандаш на каждого ребенка |
Январь
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал |
1 | Число и цифра 9 | Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов. | Д/и «Геометрические фигуры» Д/и «Минутка для шутки» Д/и «Наоборот» «Сосчитай, не ошибись» | Рисунки геометрических фигур, листок бумаги и простые карандаши на каждого ребенка, листок бумаги с заданиями. |
2 | Логические задачи | Научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями выстроенные на их основе суждения и понятия; создать у детей радостное настроение... | Наглядно демонстрационный материал, листочки с заданиями и простые карандаши на каждого ребенка | |
3 | Измерение | Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора | Д/и «Прямой и обратный счёт» Логическая игра «Учим цифры» Д/и «Сколько? Который?» Д/и «Составь из единиц» Д/и «Сосчитай на ощупь» Физ. Мин «Веселый счет» | |
4 | Работа со счётными палочками | Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете, сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; | Д/и «Счетные палочки» Физ. Мин «Веселый счет» | Набор счетных палочек на каждого ребенка |
5 | Повторение | Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счёте | логическая игра «Меры длины» Д/и «Чем похожи» Физ. Мин «Веселый счет» | |
6 | Знакомство с числом 10 | познакомить детей с цифрой 10, закреплять знания цифр в пределах 10; закрепить названия дней недели; закреплять умение находить различие в двух похожих рисунках; формировать умение применять задачу, поставленную воспитателем, на слух; воспитывать у детей выдержку, умение выслушивать ответы товарищей. | Д/и «Не промочи ноги»» Д/и «Дни недели» Д/и «Кто внимательный?» Физ. Мин «Встань и улыбнись» | Карточки с цифрами, мяч, 7 кругов количеству детей, пуговицы |
Февраль
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал |
1 | Ориентировка во времени | Закрепить знания о ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; закрепить счёт в пределах десяти; в названии последовательности дней недели. | Отгадываем загадки., работа с раздаточным материалом ( картинки с частями суток) Игра «Отгадай и доскажи» Физ. Мин «Дни недели» | Картинки с частями суток, |
2 | Ориентировка в пространстве | Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,; упражнять в счёте. | Д/и «Прямой и обратный счёт» логическая игра «Признаки предметов» Д/и «Измерь длину по-разному», «Назови адрес», «Ближе - дальше», «Назови адрес» Физ. Мин «Веселый счет» | |
3 | Графический диктант | Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. | «Маленькая собачка» «Змея» Физ. Мин «Веселый счет» | Тетрадь в клетку на каждого ребенка. Простой карандаш |
4 | Логические задачи | Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек. | Д/и «Выложи фигуру». игра с мячом «Назови соседей». Физ. Мин «Веселый счет» | Комплект счетных палочек на каждого ребенка |
5 | Число и цифра 0 | Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов | Стихотворение про цифры Сказка про цифру 0 Логические задачи Игра «На что похожа цифра 0». Физ. Мин «Снежинка» | 5 снежинок, снежная туча, бубен, мячики, карточки цифры от 0 до 9. цифры от 0 до 9, веревочки, листы бумаги. |
6 | Проверочная работа | Проверить усвоение предыдущих тем детьми | Д/и «Живая неделя» Д/и «Свойства фигур» логическая игра «Времена года» Физ. Мин «Веселый счет» | Карточки с заданиями ( цифры, геометрические фигуры, части суток) |
7 | Закрепление пройденного материала | Упражнять детей в порядковом счёте, в сравнении групп предметов в пределах 10, в отсчёте предметов в соответствии с цифрами от 1 до 10; Продолжать учить детей делить предметы на 2 равные части, отражать в речи действие и результат деления: разделим пополам | Игра «Кто быстрее назовёт» Деление предметов на две равные части. Работа с раздаточным материалом. Физ. Мин «Мы устали засиделись» Сравнение предметов. | Карточки с цифрами от 1 до 10, прямоугольники (бумажные) на каждого ребёнка, мяч, по 10 треугольников на каждого ребенка, полоски разной длинны и ширены. |
8 | Работа в тетради | Закрепить количественный и порядковый счет, закрепить геометрический фигуры, закрепить понятие «большой», «маленький», «поменьше» | Физ. Мин «Мы устали засиделись» | Тетради и цветные карандаши на каждого ребенка |
Март
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал |
1 | Геометрические фигуры | Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам. | Работа с геометрическими фигурами Игра «Отгадай-ка», «Веревочка» Физ. Мин «Мы устали, засиделись..» | На каждого ребёнка по 2 верёвочки и набор счётных палочек, набор геометрических фигур. |
2 | Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших. Задачи на логику. Круг, овал, треугольник» | Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, решать математическую загадку. Закреплять понятие «левый верхний/ нижний угол», «правый верхний/ нижний угол», «середина». Закрепить знания о геометрических фигур: круг, овал, треугольник. | Задачи Работа в тетради | Большие плоскостные и объёмные геометрические фигуры, чудесный мешочек, тарелки для раздаточного материала, карточки от 1-10,коробочка с заданиями. |
3 | Математические задачи, ориентировка на листе | Продолжаем учиться ориентироваться на листе бумаги в клетку | Задание «Подумай и ответь», «Реши задачи», Игровое упражнение «Рисуем фигуры», «Слуховой диктант» «Сравни числа и поставь знаки» | Тетради и простые карандаши для каждого ребенка. |
4 | Соотнесение количества предметов с цифрой | Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей | Загадки Игра «Соедини правильно», «Хватит ли куклам конфет?» Физ.мин. «Мы устали, засиделись…» | Тетради и простые карандаши на каждого ребёнка, листочки с заданиями. |
5 | «Знаки плюс, равно» | -учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; -закреплять умение писать цифры 1,2,3,4; -учить писать цифру 5; | Заучивание стихотворения И, Блюмкина. Игра «Отгадай и запиши». Учимся писать цифру 5. Закрепление названия месяца – октябрь. Игра «Что перепутал художник» Игра «Дорисуй зернышки цыплятам» | Стихи про октябрь месяц, Картотека загадок, Образцы на каждого ребенка пишем числа по точкам Картинка с перепутанными признаками осени. |
6 | Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели | Закрепить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и. т.д.); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше» | Загадки Игра «Отгадай и нарисуй» Игру «Дни недели» | 8 кубиков одного цвета и 1 кубик другого цвета. |
7 | Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат | Учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике | Загадки Минутка вундеркинда. Физ. Мин. «Мы считали и устали…» Игра «Дорисуй недостающие фигуры» | Картотека загадок, тетрадь и простой карандаш на каждого ребенка. |
8 | Развитие логического мышления через загадки и задачи. | Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять простейшие задания. | Д/упр. «Закончи ряд» Д/и «Четвертый лишний» Физ. Мин «Веселый счет» | Картотека задачи - шутки на сообразительность и смекалку |
Апрель
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал |
1 | Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -. | Продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +, -, учить рисовать в тетради в клетку кораблик | Работа в тетради | Тетрадь и простой карандаш на каждого ребенка |
2 | Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками | Упражнять в количественном и порядковом счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка) | Игра «Отгадай загадку». Физ.мин. «Мы считали и устали…» Игра «Считай, закрашивай». Задания со счетными палочками. | Счетные палочки, цветные карандаши, тетрадь на каждого ребенка. |
3 | Запиши цифру | Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять простейшие задания, закрепить правильное прописание цифр, продолжаем учиться правильно держать карандаш | Загадки Игра «Напиши правильно» Физ.мин. «Мы считали и устали…» | Тетради и простой карандаш на каждого ребенка. |
4 | Игры головоломки | Развитие пространственных представлений, образного, логического и абстрактного мышления. | Игра «Танграм» Игра «Волшебный круг» Физ. Мин «Веселый счет» | Геометрические фигуры разрезанные на несколько частей, Силуэты животных разрезанные на несколько частей. |
5 | Закрепление знаний знака «больше», «меньше», «равно» | Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками < и >. | Игра «Веселый счет» Физ. Мин. «Мы считали и устали…» | 5 одинаковых котят с разноцветными бантиками; 5 клубков разноцветных, под цвет бантиков; карточки с цифрами от 1 до 5; две полоски бумаги – модели знаков равенства и неравенства. счетные палочки; карточки с цифрами от 1 до 5. |
6 | Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками | Упражнять в количественном и порядковом счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка) | Игра «Отгадай загадку». Игра «Считай, закрашивай». Задания со счетными палочками. Игра «Найди и посчитай». | Счетные палочки, цветные карандаши, тетрадь. |
7 | Рабата в тетради | Развитие мелкой моторики рук , закрепить. Продолжить учиться работать с клеткой | Физ. Мин. «Мы считали и устали…» | Тетрадь и простые карандаши на каждого ребенка |
8 | Логические задачи | Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, выполнять простейшие задания | Физ. Мин «Мы устали, засиделись..» Игра «Веселый счет» | Демонстрационный материал «количество и счет» |
Май
№ | Тема | Задачи | Название игры | Материал |
1 | Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача | Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; учить решать логическую задачу на сходство и различие | Игровое упражнение «Отмеряем воду для строительства ледяной крепости.», «Моделируем фигуры». Физ. Мин Сколько ног у осьминога? (Топают) | Дидактический наглядны материал, листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, счетные палочки, веревка. |
2 | Решение задачи на Вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» | Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь), учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» | Игра «Временные представления». Игра «Я начну, а ты продолжи» Игра «Отгадай загадку» Игра с мячом «Назови скорее» Игра «Сколько время?» Игра «Сосчитай и покажи» | Наборы кубиков с цифрами; карточки с изображением различного количества фигур и предметов; карточки с цифрами; мяч; макет часов; различные часы (настенные, настольные); иллюстрации жука, паука, бабочки; сюжетная картинка «Ужин гномов». |
3 | Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года | Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление. | Д/и «Найди место в ряду» Игра «Отгадай загадки» Физкультминутка Сколько ног у осьминога? | магнитная доска ;; - карточки с изображением цифр 1 до 10; - карандаши цветные и простые по числу детей ; |
4 | Работа со счётными палочками | Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек. | Игра с мячом «Назови соседей». | Счетные палочки (на каждого ребенка по 20 счетных палочек разных по цвету – 10 зеленых, 5 розовых и 5 оранжевых); тетрадь в клетку и простой карандаш на каждого ребенка, набор цифр от 1 до 10, мяч для игры. |
5 | Графический диктант | Развитие ориентации в пространстве письменного листа; умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога. | Физ. Мин «Веселый счет» | Тетрадь в клетку и простой карандаш на каждого ребенка |
6 | Число и цифра 6 | Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку; правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы | Д/и «Число 5» Д/и «Учим цифры» Загадки про цифру 6 Игра с мячом «Назови следующее число» Физ. мин «Во дворе растёт подсолнух» «Считаем вместе» | Конверт с письмом от Красной Шапочки, демонстрационные материалы; 6 кругов (ватрушки, 6 овалов (пироги, набор цифр от 1 до 6, полоски картона от 2 до 6 см, шнурки для выкладывания цифр. |
7 | «Путешествие по сказке» | Закреплять счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, сравнивать группы предметов по количеству и делить их на две равные части на основании составления пар; Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. | Игра «Путешествие по сказке» | Четное количество васильков, ромашек и колокольчиков, сюжетные картинки, карточки с числами, раздаточный материал для детей: лист бумаги, цветные карандаши, карточки с таблицами |
8 | Путешествие по дороге в подготовительную группу». | Закрепить знание о времени года, последовательность дней недели, частей суток. -закрепить счёт в пределах 10, находить соседей цифры; -закрепить умение различать геометрические фигуры; -закрепить умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; Развивать логическое мышление воспитанников с помощью решения логических задач. |
Литература:
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2018г.
Голубь В.Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Метода», 2014 – 48с.
Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи: Тетрадь для детей 5-7 лет. 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с.
Михайлова, З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 2015 г.
Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, издательство Мозаика-Синтез, 2016 г.
С. Мисуна Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2015г.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2015г.
Примерной основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.;
В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2017г.
Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М.: Эксмо, 2016.
Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет
Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"
Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна...
Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...