Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Волшебная бусинка"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана воспитателем Быстан-оол Шончалай Эресовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В связи снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своего народа, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности.
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по бисероплетению, разработанной педагогом дополнительного образования Нуртдиновой Назирой Узбаковной и по энциклопедии М.Я. Ануфриева «Культура и традиции».
Рабочая программа кружка «Волшебная бусинка» разработана на основе нормативных документов:
• Законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-Ф3; принят Государственной Думой РФ 21.12.2012 года, вступил в силу с 01.09.2013года;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013г, приказ №1155;
• Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г №26;
• Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Рабочая программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение года и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Разрабатывая программу, мы попытались сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы из бисера, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учли план коллективно – творческих дел ДОО, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.
ЦЕЛЬ рабочей программы: развитие мелкой моторики рук через увлекательное искусство – плетение из бисера. Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей, овладение различной техникой плетения из бисера.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ рабочей программы:
Обучающие:
• Обучение технологии изготовления поделок из бисера на проволочной основе.
• Учить детей работать со схемой, дополнять или изменять её, составлять свою;
• Обогащать речь детей, расширять словарный запас;
Развивающие:
• Развитие любознательности, художественного вкуса, интереса к народному творчеству.
• Развитие зрительного и цветового восприятия, воображения, речи, внимания.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями;
Воспитательные:
• Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
• Воспитывать художественный вкус, интерес к прошлому и настоящему своей культуры;
• Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы:
- Принцип природосообразности: приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии;
- Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов,
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственности;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип системности.
Формы работы:
- Беседы;
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Работа с родителями
- Игра;
- Оформление выставок.
Формы реализации программы:
В процессе занятий используются различные методические приемы:
- Беседы;
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Работа с родителями;
- Оформление выставок.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Интеграция с другими областями
В программе прослеживаются связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно - организованной деятельности образовательной области «Речевое развитие (Коммуникация)». При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественно-эстетическое развитие (Рисование)», «Познавательное развитие (ФЭМП)».
Программа разработана с учётом тематического плана основной образовательной программы ДОО, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе.
Материалы для работы:
- Бусины и бисер (различных форм и размеров)
- Салфетки 40-40 см
- Леска и резинка для бисера
- Проволока медная или металлическая толщиной от 0,2 до 1 мм в диаметре
- Клей ПВA.
- Ножницы.
- Нитки капроновые (разных цветов).
- Замочки для бус.
- Цветные карандаши или фломастеры.
Отличительные особенности программы:
- темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
- предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
- в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
- данная программа интегрируется с образовательными областями: "Познавательное развитие (Конструирование, ФЭМП), " Речевое развитие (Коммуникация)", "Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)", «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
В программе участвуют дети 6-7 лет
Данная программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы. Оптимальное количество детей – 8 человек.
Список детей:
- Апыр-оол Аялга
- Дамба Оранза
- Конгаржап Ия
- Кызыл-оол Нелли
- Салчак Чимитцу
- Сурун-оол Авырал
- Тулуш Сенги
- Тюлюш Намчал
Ожидаемый результат
• Устойчивый интерес к творческому процессу и основам рукоделия;
• формирование умений работать с бисером, планирование и составление схем;
• Стремление детей к созданию украшений для кукол;
• Более высокий уровень развития мелкой моторики рук.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
Занятия кружка проводятся два раза в месяц по 30 минут во второй половине дня. Программа в объеме 18 часов, из них 4 – теоретических,14 – практических, включая организацию выставок.
Перспективный план кружка
Месяц | № | Мероприятия | Сроки проведения |
Сентябрь | 1 2 | Тема: «Знакомство с искусством бисероплетения». Тема: «Из истории бисера» | 8 сентября 15 сентября |
Октябрь | 1 2 | Тема: «Организация рабочего места, техника безопасности работы с бисером ». Тема: «Золотая осень» (коллективная работа) | 13 октября 27 октября |
Ноябрь | 1 2 | Тема: Диагностика детей Тема: «Нитка – бусы» для куклы» | 10 ноября 24 ноября |
Декабрь | 1 2 | Тема: «Игрушки на елку». Тема: «Елочка» | 8 декабря 22 декабря |
Январь | 1 2 | Тема: «Снежинка». Тема: «Чавага» | 12 декабря 26 декабря |
Февраль | 1 2 | Тема: «Рыбка». Тема: «Панно «Рыбки в аквариуме». | 9 февраля 23 февраля |
март | 1 2 | Тема: «Собери бусы для мамы». Тема: «Букет из рябины». | 2 марта 16 марта |
апрель | 1 2 | Тема: «Божьи коровки». Тема: «Ромашка». | 13 апреля 27 апреля |
май | 1 2 | Тема: «Панно «Весна». Выставка работ детей | 4 мая 11 мая |
Методические рекомендации к программе .
- Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания программы.
- В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.
- Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.
- На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
- Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.
- Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
- Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.
- Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.
- С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.
- Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по хореографии "Бусинки"
Данная рабочая программа была разработана в соответствие с ФГОС ДО для детей 4-5лет. Будет полезна для музыкальных руководителей, хореографов и педагогов дополнительного образования....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...