Практическая лаборатория « Активные формы методической работы».
методическая разработка

Повесма Галина Петровна

 Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для детского сада, работающего в режиме реализации практико - ориентированного подхода. Современная система образования, ориентированная на деятельностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_formy.docx103.57 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая лаборатория

« Активные формы методической работы».

 Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для детского сада, работающего в режиме реализации практико - ориентированного подхода. Современная система образования, ориентированная на деятельностный подход, требует непосредственного вовлечения педагогов в активную познавательную деятельность с применением активных и интерактивных методов и приемов передачи информации, которая полностью осваивается, поддерживается и в дальнейшем используется в непосредственной практической деятельности.

Возникают вопросы, ответить на которые я попрошу вас.

Если Вы уверены, что внедрение и реализация практико – ориентированного подхода в работу  современного детского сада невозможно без  использования активных форм методической работы.                            

C:\Users\11111\Desktop\strax.jpg

Если Вы считаете, что освоение активных форм методической работы  невозможно без повышения профессиональной компетентности педагогов.

C:\Users\11111\Desktop\img6_1.gif

 Если вы согласны с тем, что  для повышения профессиональной компетентности  педагогов просто  необходимо  использовать наряду с традиционными, активные формы и методы обучения  коллег.

кнопка-да.png

Если Вам интересно узнать, как  используются   различные активные формы  методической работы  для реализации практико – ориентированного подхода  в работу детских садов города Клинцы.

C:\Users\11111\Desktop\f_9570105851361173875.jpg

Незаметно для себя вы приняли непосредственное участие в одной из активных форм  методической работы . Активные методы привлечения внимания, постановки вопроса или проблемы, "квик – настройка" всегда приветствуются педагогами и проходят более успешно по сравнению с традиционными. Они позволяют сократить время на объяснение, настроить и заинтересовать педагогический коллектив.

Из множества активных форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, мы познакомим вас с теми, которые на наш взгляд наиболее успешно используются и применяются в работе детских садов города Клинцы(естественно в рамках реализации практико - ориентированного подхода).

    Первая эффективная активная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование).Обучение опытом - содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение людей. 

        Игры - тренинги позволяют раскрепостить и активизировать педагогов. Если мероприятия проводятся на городском уровне, то в процессе тренинга воспитатели могут познакомится друг с другом, найти общие точки соприкосновения, выработать единую концепцию или стратегию. Как это выглядит на практике я сейчас вам покажу.

Для данного игрового тренинга нам  с вами понадобятся обыкновенные листы бумаги для ксерокса формата А4.(раздаю листы бумаги).Теперь закройте глаза, сложите лист пополам, разгладьте место сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги. Обращаю ваше внимание, что глаза на протяжении всего тренинга должны быть закрыты. Снова сложите листок пополам и повторите процедуру. И так до тех пор, пока сможете складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба.(выполнение). Теперь не открывая глаз разверните все, что получилось в исходное положение. Откройте глаза и посмотрите. Первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из вас выполнял одни и те же команды, тем не менее, узор у всех получился разный. Как вы думаете, почему так получилось? Безусловно. Рефлексия: Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других, а следовательно каждый из вас сможет внести свой неоценимый вклад в реализацию практико - ориентированного подхода в  педагогическую работу.

Продолжим. Технология Открытого Пространства, она предусматривает: активное участие каждого, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие и общение, развитие и обмен идеями.

Открытое пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Может применяться как сама по себе, так и на педсовете.

Надо отметить, что при использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. В рамках реализации практико - ориентированного подхода с применением данной технологии у нас в городе прошло городское методическое объединение для старших воспитателей. По предложению  педагогов(более интересующие темы) были созданы своего рода институты : Нано - технологий, химии и конструкторно - модельной деятельности. В институтах состоялся день открытых дверей. Каждый институт подготовил презентацию и план проект по привлечению абитуриентов именно в свой институт. После того, как педагоги сделали свой выбор работа продолжилась на трех разных площадках. Тема практико - ориентированного подхода являлась центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников . Каждый педагог был активным абитуриентом, высказывал свое мнение и вносил предложения, участвовал в опытнической деятельности и мастер - классах. Если по каким либо причинам педагога не устраивала работа одного из институтов, он мог его покинуть и перейти в другой, но при этом дать объективное объяснение своего выбора. Итогом этой работы стало углубленное изучение, а самое главное практическое овладение старшими воспитателями интересных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по реализации практико - ориентированного подхода.

Творческая лаборатория предполагает «проблемные» вопросы поискового характера  и «некорректные» ответы, полёт фантазии, «безумные» гипотезы и их критический анализ. Однако, критику, не затрагивающую личностей участников творческой лаборатории. Объединяясь в творческие лаборатории наши педагоги с помощью  коллективного поиска нового в науке и технике, апробации возникших идей развивают свои творческие способности, делятся опытом в разных направлениях практико - ориентированного подхода, находят эффективные методы и пути разрешения возникших вопросов.

   В последние годы популярнейшим активным способом профессионального самообразования педагогов стала деловая игра. Она задумана в качестве моделирования живого педагогического процесса, его коллективной имитации, с целью поиска свежих решений в работе. В деловых играх мы не только узнаём новое, но и вспоминаем «хорошо забытое старое», касательно нашей профессиональной деятельности в вопросах внедрения практико - ориентированного подхода. Формы организации деловой игры могут быть разнообразными: "Модный приговор", "Слабое звено","Клуб знатоков" и т. д.Самое главное - это общая постановка вопроса и насыщенное содержание.

Одним из новшеств деловой игры является технология Игровое моделирование, которая так же относится к интерактивным формам методической работы. Проблемные ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которого принимаются оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Смоделированная игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию. Мы используем данную форму, как коллективное решение проблемных вопросов, методов самообразовательной работы. С технологией игрового моделирования мы с вами подробно познакомимся позднее в рамках работы нашей площадки.

Метод инсценировки предполагает принятие на себя реальной или сказочной  роли какого-либо  участника педагогического процесса или персонажа и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведение педагога в определенных ситуациях, разрешение вымышленных ситуаций в рамках обсуждаемой темы.

 Мастер – класс на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков. Его основная цель – знакомство с педагогическим  опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших, эффективных результатов. В нашем городе мы проводим мастер – классы как внутри дошкольных учреждений, так и на городском уровне. Традиционным стало празднование и проведение единого дня "мастер - класса" 14 ноября, в этот день  представляется лучшая педагогическая практика учителей и воспитателей  города. В традиционную практику стало входить и то, что мастер - классы проводят не только взрослые, но и дети, которые с большим удовольствием выполняют роль мастеров. Детские мастер - классы всегда интересны и познавательны как для детей, так и для их родителей и педагогов. А самое главное, что в процессе мастер - класса мы начинаем по новому смотреть казалось бы на первый взгляд на самые простые вещи. Одна и таже тема, но с разным акцентом может дать абсолютно противоположные результаты.

Интересный пример на основе Куба Неккера. Посмотрите внимательно, то вы видите? Одни трёхмерную фигуру – куб, другие  просто набор линий. Кстати, Куб Неккера можно воспринимать несколькими разными способами. Во-первых, он может быть повёрнут вниз (передняя грань ниже задней). Во-вторых он может быть повёрнут вверх (передняя грань выше задней. В-третьих его можно воспринимать в виде странной фигуры, у которой центральный прямоугольник образует верх, два треугольника и четыре трапеции составляют остальные грани. В-четвёртых, фигура аналогичная предыдущему варианту, но только прямоугольник – это дно. http://trenings.ru/images/psihotraining/1_2.gif

 «Школа успеха». В  «Школе  успеха» мы  совершенствуем практическое мастерство педагогов. На занятия приглашались воспитатели, стаж работы которых менее 15 лет, а так же все желающие. Тематика школы определяется по запросам или по выявленным проблемам начинающих воспитателей. На занятиях «Школы успеха» педагоги не только знакомятся с теоретическими материалами, но и делятся опытом, активно дискутируют по различным вопросам.

Педагогическое «ателье» . В котором педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие познавательных способностей дошкольника средствами интеллектуальных игр нового поколения».

 

Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических стенгазет. Такая форма работы, помимо развития памяти, мышления, связной речи, помогает коллегам лучше узнать друг друга, способствует сплочению коллектива. В газетах мы размещаем фотографии совместных событий и мероприятий, интересные эксперименты и детские открытия, сочинения педагогов и высказывания детей.

Творческий час «Очумелые ручки» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, интелект - карты, алгоритмы, внедряются интересные формы и приемы руководства по реализации практико - ориентированного подхода. Обязательным условием организации является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Квест- игра. В интересной занимательной форме педагоги осваивают новые педагогические понятия связанные с практико -ориентированным подходом, проявляют свои познавательные способности и  креативность мышления при решении различных задач. Тематика квест-игр может быть узкой и затрагивать отдельные стороны и направления "Занимательная физика", "Лего -страна","Загадочный эксперимент" и т. д.

Организация в детском саду "Недель науки". Во время проведения  научных недель педагоги обмениваются своими авторскими наработками и знакомят детей с различными видами наук.(физика и химия - опыты и эксперименты, астрономия и космос, математика и интеллектуальные игры и т. д.). В течение недели дети смотрят познавательные презентации, разрабатывают и защищают проекты, проводят и участвуют в мастер - классах, работают в творческих мастерских и научных лабораториях детского сада.

Перед тем как мы перейдем к следующей активной форме методической работы, я снова предлагаю вам поучаствовать в игровом тренинге и доказать или опровергнуть высказывание «Одна голова хорошо, а две лучше». Всем с детства знакома сказка теремок. Сейчас вам предстоит пересказать ее, но с небольшим усложнением, слова, в которых присутствует буква "К" произносить нельзя, их можно заменять любыми другими словами. Тот, кто забудет правило передает право пересказа своему соседу. Будьте внимательны. С кого начнем, кто самый смелый?...........Как удачно у вас все получилось, одним словом  «Одна голова хорошо, а две лучше».

Мы продолжаем.Метод проектов – один из наиболее популярных на сегодняшний день. Это метод интерактивного обучения дошкольников, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Темы проектов как правило придумывают сами дети:"Что рассказала нам маленькая пуговица?", "Куда торопится время?",Как вырастают дома?", "Повелители вулканов" и т.д. В процессе проектной деятельности совместно с родителями и педагогами оформляются альбомы и мини - газеты, организуются выставки и конкурсы, готовятся  презентации для защиты. Лучшие детские проекты участвуют на ежегодном городском фестивале "Юность. Наука. Культура", на котором дети выступают на равных со взрослыми, они с увлечением делятся первыми научными открытиями, выдвигают гипотезы, делают выводы и умозаключения.

 Фестиваль «Чудо из неоткуда » активная форма  -сопровождающаяся смотром достижений педагогов. В детских садах разнообразные фестивали костюмов стали традиционными событиями и праздничными мероприятиями, которые с нетерпеньем ожидают воспитанники. На фестивалях педагоги вместе с детьми декламируют костюмы собственного производства, как правило из бросового материала.

В педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Традиционные или активные формы работы с детьми дошкольного возраста при реализации практико -ориентированного подхода ».

Эффективной формой  является проведение выставки  - ярмарки  педагогических идей. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

"Копилка" педагогического мастерства представляет собой разнообразные эффективные педагогические и дидактические находки    воспитателей(дидактические и интеллектуальные игры для дошкольников, методические пособия, нетрадиционное оборудование) сделанные руками педагогов и родителей воспитанников.

Брейнсторминг (мозговой штурм) — популярный метод группового взаимодействия, используемый для решения образовательных задач. Как правило, самостоятельным мероприятием он не проводится, а входит составной частью в «педагогический ринг», «деловую игру» и т.п. Техника мозгового штурма направлена на спонтанное генерирование большого количества идей для решения какой-либо задачи/проблемы. Все педагоги делятся на две группы по 7-9 человек.

Первая группа – «генераторы идей» - должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решений обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, которому поручается фиксировать все возникающие идеи.

Вторая группа – «аналитики» - получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объясняются.

Проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Дискуссия в настоящее время является одной из важнейших активных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность педагогов, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия – это равноправное обсуждение коллегами проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее педагоги формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.  

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация как наглядный вариант лекционного и практического материала. Презентация включает в себя не только представление педагогами современных развивающих методов и технологий, но и возможности их применения в рамках практико - ориентированного подхода. Во время презентаций завязываются дискуссии, педагоги выступают в роли оппонентов, высказывают свои мнения, приводят доводы в защиту или сомнения по эффективности использования того или иного метода, технологии.

Методический мост. Данная  форма  родилась  на  волне  распространения  сетевых  компьютерных технологий.

Методический мост часто является разновидностью дискуссии.

Но к проведению  этой  формы  методической  работы  привлекаются  педагоги  разных образовательных  учреждений,  города,  родители. Важным  является  факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга. Главная цель методического моста - обмен передовым педагогическим опытом,

распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

На завершающем этапе различных методических мероприятий обязательно проводим рефлексию с помощью разных активных методов: «Геометрический человечек», «Молекулы», «Ящик ощущений» и др., что даёт возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.

Вывод очевиден, использование интерактивных и активных форм методической работы в рамках реализации практико - ориентированного подхода в работу современного детского сада позволяет направить дошкольное учреждение на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному. Организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Завершить выступление я хочу одной известной притчей.

"Притча об учителе и учениках".

Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил:

— Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы–  обеспечение качест...

"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...

Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ

В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию  активных  форм  методической работы с педагогами  дошкольного учреждения при изучении ФГТ....

Активные формы методической работы в МДОУ.

Данная методическая разработка содержит описание и область применения активных форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.Содержание.1.Психологические упражнения2.Формы групповой деятельности с...

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета как одна из активных форм методической работы в ДО»

Древняя пословица гласит «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено дей...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....