Активные формы методической работы в МДОУ.
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка содержит описание и область применения активных форм работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
Содержание.
1.Психологические упражнения
2.Формы групповой деятельности с педагогами.
3.Психолого-педагогическое занятие «Развитие некоторых креативных способностей».
4. Использование нестандартных заданий для педагогов, способствующих поиску активных форм методической работы.
5.Экспресс-опрос: «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»
6.Деловые игры
7. Креативная игра
8Тренинги.
9.Семинар: «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
10.Шесть Шляп Мышления Эдварда де Боно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные формы методической работы в МДОУ. | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кизильский детский сад комбинированного вида №3 «Солнышко».
+
Активные формы методической работы в ДОУ.
(методическая копилка старшего воспитателя
Шумилиной Надежды Николаевны).
с. Кизильское.
2010г.
Содержание.
1.Психологические упражнения
2.Формы групповой деятельности с педагогами.
3.Психолого-педагогическое занятие «Развитие некоторых креативных способностей».
4. Использование нестандартных заданий для педагогов, способствующих поиску активных форм методической работы.
5.Экспресс-опрос: «Кто хочет стать знатоком проектного метода?» 6.Деловые игры
7. Креативная игра
8Тренинги.
9.Семинар: «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
10.Шесть Шляп Мышления Эдварда де Боно.
11.ПОРТФОЛИО - КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ.
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса.
Под методической работой в современном ДОУ К.Ю.Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер. Формируется познавательный интерес и творческое мышление. Активные методы обучения можно рассматривать как обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, педагоги овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развивают творческие способности. Использование активных методов обучения расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности.
К воспитательным задачам активных методов обучения относятся:
-развитие самостоятельности, воли, активности;
-формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки;
-развитие коммуникативных качеств, умение работать в коллективе.
Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.
Стремление преодолеть пассивность позиции педагогов в традиционном обучении привело меня к поиску новых эффективных форм работы. В своей работе с педагогами я больше склоняюсь к имитационным формам проведения педагогических встреч. Они делятся на игровые и неигровые. Для активизации и интенсификации деятельности педагогов широко используются игровые технологии. Игровые методы обучения предусматривают моделирование конкретных ситуаций.
Рассмотрим некоторые приемы использования активных методов обучения.
1.Психологические упражнения
поддерживают психический тонус участников, необходимый для успешного проведения методического мероприятия, они направлены на развитие активности, сплоченности, мотивации и заинтересованности, а также на преодоление усталости и монотонности; они повышают настроение, снижают напряженность и скованность. Каждому участнику они дают опыт совместной рефлексивной деятельности.
Психологическое упражнение «Свеча».
Это упражнение призвано создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, Нои к продуктивному общению.
«Свеча».
Формула ведущего : «Начать нашу встречу мне поможет свеча: сейчас мы все встанем в круг, будем передавать ее из рук в руки и говорить друг другу комплементы, пожелания и таким образом заряжаться положительной энергией на предстоящую работу. Ведь свеча – камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет те положительные эмоции, то тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это». Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплементы и пожелания.
Использование подобных упражнений позволяет формировать чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему «Я».развивать чувство эмпатии. Кроме того, побывав в «внутри круга», почувствовав на себе эффективность подобных упражнений, педагоги используют подобные приемы в своей работе с родителями и детьми.
Психологическое упражнение «Гроздь винограда».
Для положительного эмоционального настроя педагогов.
«Гроздь винограда».
Формула ведущего : «Сегодня мне захотелось принести на нашу встречу виноград. Виноград – символ благополучия, богатства, он заключает в себе солнечное тепло, и эту солнечную энергию мы получаем от этих ягод. Но если внимательно посмотреть на эту гроздь, то можно заметить, что каждая ягодка индивидуальна, не похожа на другие. Я предлагаю вам , передавая виноград, рассмотреть ягодки и прежде чем съесть одну, постараться охарактеризовать понравившуюся вам ягодку, что она может вам дать».
Реплики участников : «Эта ягодка очень сочная, я думаю, что это солнечный сок, и он такой же теплый, как солнце и придаст мне положительной энергии».
Финальная формула ведущего : «Итак, мы смогли попробовать «кусочек солнца», но вы обратили внимание, что одинаковых ягод не было – каждая ягодка отличалась от других своими свойствами, характеристиками, каждая ягодка индивидуальна, но посмотрите – все вместе ягоды составляют единую гроздь и сила этого единства в индивидуальности каждого.
Упражнение «Вертушка».
Педагоги делятся на пары, встают в круг и в парах рассказывают, что они знают друг о друге. Затем внешний круг передвигается вправо на одного человека, и опять продолжается обмен мнениями и т.д.
Затем каждый говорит; что нового он открыл в себе после первого упражнения, какие чувства это у него вызвало.
Упражнение «Необитаемый остров».
Один участник становится в центре круга. Остальные составляют список умений и навыков, которыми обладает этот человек и которые ему пригодятся на необитаемом острове.
Игра «Поменяйтесь местами»
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
-кто пришел в юбке;
-у кого подавленное настроение;
-у кого короткая стрижка;
-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;
-кто любит золотые украшения;
-кто не знает, как составлять конспекты занятий;
-у кого двое детей;
-кто иногда опаздывает на работу;
-у кого ничего не болит;
-кто не знает, как общаться с родителями;
-кто любит играть роли;
-кто жалеет, что выбрал профессию педагога;
-кто любит играть на море.
2.Формы групповой деятельности с педагогами.
«Разброс мнений».
«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой- либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнения не существует, каждый имеет право сказать то, что хочет, что приходит в голову.
«Разброс мнений» - это очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения.
Методическим ключом такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает в первый момент беседы иметь, что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Методическая сторона группового дела «разброс мнений» предельно проста, сводится к выдвижению интересного вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше – цветной, четкий текст фразы) – первые слова, с которых начинается высказывание.
Плодотворным является проведения предварительного «разброса мнений» - перед тем, как приступить к большому и важному делу. Но полезен и итоговый «разброс мнений», когда дело уже завершено.
«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..»
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда…»
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что…»
«Я могу применить это в своей работе так как…»
« Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»
«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
«Значимость этого вопроса в том…»
«У зеркала».
Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения способствует групповая работа с педагогами под названием «У зеркала». Суть этого дела – поставить педагога перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя со стороны как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.
У зеркала рассаживается группа, либо каждый член группы – перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на себя в зеркало, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух. Если зеркало у каждого, то по просьбе ведущего все одновременно берут карточку одного цвета и сообщают зеркальному отображению свое мнение. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно – своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.
Примеры текста карточек: «Я вижу перед собой…», «Я обнаруживаю в себе…», «Мне интересен этот человек, потому что…», «Я бы не возражала побеседовать с ней , потому что…», «Я хотела бы задать прямой вопрос…», «В моем собеседнике мне непонятным кажется…».
«Сократовская беседа»
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучавшего учеников путем постановки системы вопросов.
Ее возникновение связано с социальными причинами: сегодня гораздо важнее видеть проблемы, чем иметь ответ на них; самостоятельно производить выбор, чем получать готовый; уметь мыслить, чем уметь извлекать чужое мнение. Затребованную временем способность следует неуклонно и постоянно развивать. «Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.
Суждения предлагаются с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности участников. К предложенному суждению или вопросу участники разговора ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске. Но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор.
«Предлагаю-выбираю».
Групповое дело под названием «Предлагаю – выбираю» учит в игровой форме умению слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, жесты и т. д. Смысл игры состоит в следующем: один из играющих сообщает о личной жизненной проблеме или о проблеме на работе, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, подойти, протянуть руку, и произнести: «Я выбираю твою помощь».
«Дискуссионные качели».
Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей; партнерами становятся две группы педагогов, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение. Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, филосовские категории, эмоциональные отношения. Если обсуждаемый вопрос чрезвычайно сложный, можно придать «качелям» альтернативный характер: партнеры «справа», допустим заведомо что-то утверждают, а партнеры «слева» - отрицают.
«Дискуссионные качели» - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа: игровая форма снимает психологическое напряжение и представляет противника конфликта в свете достойной позиции.
«Интеллектуальный аукцион».
Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к интеллектуальным ценностям, служит источником информации, улучшает психологическую атмосферу в коллективе.
Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; потом объявляется «плата» и принимаются первые взносы; обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы», при этом воспроизводя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения, никому не известные среди «покупателей» или просто совсем забытые.
Упражнение «Мыслительная карта».
Каждый педагог получает чистый лист бумаги, письменные принадлежности. Затем дается задание: разработать свой вариант мыслительной карты по обобщению представлений детей по теме, например, «Медведь» (поэтапно):
-напишите все, что вы знаете о медведе;
-обозначьте цифрами: что и в каком порядке вы можете рассказать детям о медведе (можно определить и возраст детей);
-укажите, какие формы работы для этого можно использовать;
-выберите итоговое мероприятие с детьми по этой теме.
3.Использование нестандартных заданий для педагогов, способствующих поиску активных форм методической работы.
Повседневное повышение квалификации тесно связано с воспитательно-образовательным процессом, и специалист детского сада должен иметь возможность на практике закрепить свои теоретические знания.
Поэтому наряду с традиционными формами проверки профессиональной компетентности воспитателей ДОУ необходимо использовать нестандартные задания, которые вызовут у них интерес и помогут оценить уровень их педагогического мастерства.
Нестандартное задание – широкое понятие, которое включает в себя ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных(стандартных).
Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой.
Виды нестандартных заданий.
-проблемные ситуации(затруднительные положения, из которых надо найти выход, используя полученные знания);
-ролевые и деловые игры;
-конкурсы и соревнования;
-задания с элементами занимательности(житейские и фантастические ситуации, инсценировки, сказки, загадки, «расследования»).
Нестандартные задания вызывают удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждают интерес к изучаемым теоретическим вопросам дошкольной педагогике и психологии.
Особый интерес представляет терминологический диктант. Он может содержать разные виды нестандартных заданий. Рассмотрим их подробнее.
«Переводчик» - вид нестандартных заданий, предполагающих опознание и объяснение педагогических подходов, предъявляемых нетрадиционными способами(часто с элементами занимательности). Выполняя эти задания, педагоги должны заменять указанные ведущим педагогические термины синонимичными. Синонимическая замена делает высказывание точным, понятным, правильным.
К нестандартным заданиям этого типа относится «перевод»:
-иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов (например: «сусек» - это..» );
-текстов (или составление словарей к ним), написанных с педагогическими ошибками;
-текстов, составленных в одном стиле(например, деловом) на «язык» другого стиля (сказки, образное толкование слов-терминов);
-смысла терминов, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам педагогов.
«Угадай-ка» - работа над заданиями этого вида заключается в восстановлении «первоисточника» по отдельным его деталям и признакам либо в «угадывании» термина по его описанию (толкованию). Выполнение этих заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможен и такой вариант).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
-угадывание слов по толкованию или общему признаку (например, «Приспособление, привыкание организма к новым условиям»? ответ: адаптация);
-расшифровка терминов, фамилий ученых по отдельным признакам или названиям педагогических произведений (например, автор книги «Ступеньки творчества» Б. Никитин);
-разгадывание загадок терминологического свойства;
-игры-задачи «Я задумал слово», «Вопрос-ответ» и др.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас педагогов за счет узнавания значений новых и уточнения значений уже известных слов. Все это , в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей воспитателей.
«Почемучки» - вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности педагогов при воспроизведении полученных ранее знаний.
К заданиям этой группы относятся:
-вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, сопоставление вариантов);
-вопросы занимательного характера, в основе которых лежат педагогические ситуации: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы.
Задания «На засыпку».
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
-диктанты «на засыпку» (например, объяснение терминов «эволюция», «локальный», «инвариантный»);
-редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками, неуместно употребленными терминами и понятиями (например, «Радостно и спонтанно идут на работу» и т.д.)
-подбор однотипных слов (пословиц) – по принципу «кто больше»? (например, «Одного поля ягодка», «Два сапога пара», «Из одного теста», «Одним миром мазаны», «Оба на одну колодку»); подбор метафор: нос корабля, льется речь, заря жизни, светлая голова, железный характер, каменное сердце;
- упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»);
- «предметные» диктанты (например, запись одним словом диктуемых словосочетаний: наука о язык, девочка со светлыми волосами, и т.д.)
Психолого-педагогическое занятие «Развитие некоторых креативных способностей».
Цель: развитие беглости, гибкости мышления и воображения у педагогов.
- Упражнение « Назови свое имя».
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди, по кругу, будет называть свое имя, а также одно из своих увлечений. Тот, кто будет представляться следующим, сначала повторит то, что сказал сосед, а потом расскажет о себе. Выдерживается пауза, давая возможность всем подумать, и кто готов – с того начинают.
2.Упражнение «Качества креативности». Участники сидят в круге.
Инструкция «Сейчас, бросая мяч по кругу, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие креативному человеку». Все высказывания записываются на доску. В конце упражнения подводится итог основных критериев креативности.
3.Игра «Апельсин».
Инструкция: давайте вообразим, что это – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин бросаем. При этом постараемся не повторяться. Ведущий начинает работу, называя любую характеристику, например «сладкий».
4. Упражнение «Стань поэтом».
Участникам предлагается придумать рифму к незаконченному предложению.
-щла корова по луне…
-сварен суп из топора…..
-оторвали хвост собаке…
-килька плавала в томате…
-стрекоза на шляпу села…
-мы спросили попугая….
руется семь секунд. Все участники пробуют восстановить последовательно все фигуры.
Фигуры: треугольник, знак «плюс», квадрат, круг, круг в квадрате, крестик в квадрате, крестик.
5. Упражнение «Запомни фигуры».
Для данного упражнения необходимы доска и мел.
Рисуются шесть фигур по очереди. Сначала одна , затем она стирается и на ее месте рисуется другая.
Каждому участнику предлагается изобразить предмет или действие с ним . остальные отгадывают, что было изображено.(оригинально, творчески).
6.Упражнение «Изобрази без предмета»
- Вдеть нитку в иголку.
- Пришить пуговицу.
- Подбросить и поймать мяч.
- Перебрасываться с товарищем мячом.
- Наколоть дров.
- Заточить карандаш.
- Перенести предмет с одного места на другое.
- Развернуть и сложить газету.
- Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
- Брать поочередно в руки очень холодный, теплый и горячий предметы.
- Понюхать розу, нашатырный спирт, лук.
- Поставить несколько тарелок одна в другую, не производя при этом ни малейшего шума.
7.Упражнение «Рисование по кругу».
Инструкция: когда я скажу «начали», каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование будет предоставлено 15 секунд. Через 15 секунд прошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором что-то нарисовано, следует нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу, и не вернется к вам. (сюжеты оцениваются необычные, нестандартные, неожиданные).
8. Рефлексия.
Ведущий задает вопросы:
-что было трудно?
-что было легко?
-что было для вас полезным?
-что было для вас необычным?.
Каждый педагог по кругу делится своими впечатлениями.
8.Чайный ритуал.
Педагоги делятся на три группы. Каждой группе предлагается чай и сладости. Необходимо, подумав, интересно рассказать об особенностях напитка
4.Экспресс-тестирование или экспресс-опрос
Чтобы определить, способствуют ли к онсультации повышению квалификации воспитателей, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования или экспресс-опрос. Для его проведения предлагается работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарты или тестовые задания имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ, затем проводится проверка.
Экспресс-опрос: «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования через интерактивные формы методической работы.
Ведущий: «Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам теперь известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры «Кто станет знатоком проектного метода?». Вам будет предложено восемь вопросов. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа, выбрать нужно один.
Тому кто правильно ответит на все вопросы , присваивается звание «Знаток проектного метода».
Вопросы:
1.Что такое педагогическое проектирование?
–дань моде;
-догма профессиональной деятельности педагога;
-вид педагогической деятельности.
2.Место эпиграфа в структуре проекта :
- в начале;
- середине;
- им можно закончить проект.
3.Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
- коллективный;
- исследовательский;
- долгосрочный.
4.Что такое гипотеза?
- короткая аннотация проекта;
- опасения педагога о неудачной реализации проекта;
- предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5.Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического этапа?
- реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами;
- выдвижение гипотезы;
- открытый показ деятельности по теме проекта.
6. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного этапа проекта?
- сопоставление цели и результата проекта;
-рефлексивная оценка проекта;
-выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
-репродуктивный;
- поисковый;
-творческий.
8.Презентуя проект, педагог должен:
- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
5.Деловая игра
– это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилами. Деловая игра – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях. В ходе игры педагоги овладевают реальным опытом, который могли бы применить в ходе проведения занятий, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. А главное игры способствуют активизации самообразования педагогов в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности.
Ролевая игра «Первое впечатление».
«Первое впечатление».
Так можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора и книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра.
Каждому участнику предлагается книга и лист с заданием (ролью) в соответствии с которой он должен подготовить двухминутное сообщение.
Примеры заданий:
Вы – логопед. Вам улыбнулась удача: вы приобрели редкую книгу по логопедии. Расскажите о ней коллегам.
Вы телеведущий. Сделайте рекламу этой книги в телемагазине.
Вы продавец. Посоветуйте эту книгу покупателю, воспитателю, чтобы он ее купил.
Вы покупатель. Вам навязывают книгу, которую вы бы не хотели покупать. Аргументируйте все «за» и «против».
Вы преподаватель. Настоятельно порекомендуйте студентам изучить эту литературу.
Вы рецензент. Сделайте краткую рецензию на эту книгу.
Вы журналист. Напишите небольшую заметку в газету об этой книге.
Ролевая игра «Багаж»
Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.
Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявитьи закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.
Сюжет игры. На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.
Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земны»е профессии, которым они готовы соответствовать, например повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.
Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.
Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух.
В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы .
Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать.
На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.
Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:
- Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
- Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
- Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
- Что станете предпринимать для возвращения домой?
На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.
На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить , а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе.
Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».
Деловая игра «Ораторы – Оппоненты – Эксперты».
Эта деловая игра способствует не только выявлению различных точек зрения на существующую проблему, но и раскрытию основных путей ее решения (в данном случае «Взаимодействие ДОУ и семьи».) Участникам при входе в зал предлагается взять карточку определенного цвета в соответствии с выбранным суждением:
Мини-тест: выберите одно из суждений:
- я считаю традиционные формы работы оптимальными и эффективными;
- в педагогической деятельности я использую преимущественно новые технологии и идеи, отражающую мою точку зрения;
- я сторонник сочетания традиционных форм работы и инноваций в педагогической деятельности.
Формула ведущего : «Уважаемые коллеги! Итак, мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему взаимодействия ДОУ и семьи. И чтобы выявить все многообразие различных аспектов проблемы, я предлагаю вам поиграть в психологическую игру «Ораторы – Оппоненты – Эксперты». Психологические игры призваны погрузить человека в необычную ситуацию путем присвоения определенной роли. В нашей игре вам предлагается три роли:
Первая роль: «Оратор» - тот, кто выдвигает положение, теоретически обосновывая его.
Вторая роль: «Оппонент» - тот, кто отстаивает положение, противоположное тому, что высказал «оратор», пусть даже не разделяя его.
Третья роль: «Эксперт» или последняя инстанция – тот, кто старается привести противоположные суждения к единому знаменателю, выискивает точки соприкосновения различных мнений, экспертирует мнения.
По ролям нам помог распределиться наш мини-тест: тот, кто выбрал первое суждение, становится оратором, второе – оппонентом, третье – экспертом. Предлагаю вам следующий регламент: на обсуждение вопроса в группе отводится до одной минуты и по одной минуте выступающему от группы.
Вопросы дискуссии:
- Кому принадлежат приоритеты в воспитании ребенка: семье или ДОУ?
- Чем обусловлена актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей: внутренними потребностями ДОУ или управленческими решениями?
- Что на современном этапе более приемлемо в ДОУ: «работа с родителями» или «взаимодействие с родителями»?
Итог игры.
Мы обсудили различные аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ. Прошу высказать свое мнение и оцеить ваши ощущения».
Деловая игра «Педагогический пробег»
Участники педсовета делятся на две команды (воспитатели детей старшего и младшего возраста).
Первая остановка «Угадайка».
Решение кроссворда №1 по теме «Народно- прикладное искусство в работе с детьми».
Установка. Заполнив горизонтальные строки кроссворда вы сможете прочитать название русского праздника – торга, на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.
Первая команда.
1.Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий).
2.Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полоховский Майдан? (дерево).
3.Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина).
4.Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово).
5.Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? (Золотая).
6.Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья? (Игрушка).
7.Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки. (Гончар).
8.Поскольку изделия малой декоративной пластики (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств можно их отнести?. (Скульптура).
9.Предмет домашней утвари, которой особенно прославились Городецкие мастера?(Прялка).
Вторая команда.
Кроссворд №2.
1.Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. (Орнамент).
2.Произведения искусства, выполненные любыми красками.(Живопись).
3.Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг.(Миниатюра).
4.Народный художник РСФСР – автор рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.(Рачев Е.М.).
5.Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, сукна, бересты.(Аппликация).
6.Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета.(контур).
7.Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве.(Бюст).
8.Произведения монументальной живописи, украшающие внутренние и внешние стены здания.(Панно).
9.Вид краски для рисования.(гуашь).
Вторая остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства».
Первая команда.
- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению моря? Человека? Военных действий?
-Выберите из представленных портретов портрет В.М.Васнецова и из репродукций («Аленушка», «Богатыри», «Иван Грозный» ) репродукции его картин.
-Перечислите все виды изобразительного материала, техникой которых дети старшего дошкольного возраста могут овладеть.
-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
Вторая команда.
- Как называет художника, отдающего предпочтение изображению природы? Животных? Цветов, фруктов, неодушевленных предметов?
-Выберите из представленных портретов портрет И.Е.Репина и из представленных репродукций («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии») репродукции его картин.
-Перечислите все виды изобразительного материала, с помощью которых дети младшего дошкольного возраста могут создавать рисунки.
-Выскажите предложения по использованию продуктов творческой деятельности детей группы в общей системе воспитательно-образовательной работы.
Третья остановка «Народные узоры».
Дано 16 элементов декоративной росписи( Городецкой, филимоновской, хохломской, гжельской).
Задание. Разложить узоры таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
Четвертая остановка «Практическая часть».
Рассказать друг другу (с показом детских работ) о наиболее удачно проведенном занятии по изобразительной деятельности (с точки зрения продуктивности решения программных задач и эмоциональной насыщенности).
Литература.
1. Дошкольное воспитание №8 – 04 – 43.Деловая игра «Педагогический пробег» О.Кокоткина.
2. Ребенок в детском саду №1 – 04 – 29 «Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности» Г.С.Швайко.
3.Организация методической работы в дошкольном учреждении. В.П.Дуброва, Е.П.Милашевич.
Креативная игра в условиях подготовки педагогов к воспитательно-образовательной деятельности рассматривается как направленная активность группы людей, объединенных общими интересами профессионального развития. Она основывается на содержательной мотивации и эмоциональной вовлеченности участников в процесс, а также на высоком уровне познавательной (в том числе рефлексивной) активности. Креативность понимается как действенная личностная способность адекватно отвечать на вызовы нового способа существования.
6.КВН
может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Содержание вопросов и заданий лучше посвящать одной тематике, что позволяет более полно охватить разные аспекты прблемы.
КВН-Викторина для воспитателей:
«Нет в мире краше Родины нашей».
Образовательные задачи викторины:
- углубить и уточнить знания о Родине;
- закрепить знания о достопримечательностях, культуре, традициях родного края;
- создать атмосферу позитивного настроя и эмоционального благополучия;
- закрепить полученные интеллектуальные знания положительными эмоциями;
- воспитывать интерес к народному искусству, чувство восхищения талантом русского народа.
Для достижения этих целей используются специальные средства искусства, призванные усилить чувства: музыка, живопись, русское народное творчество и т.п.
Материалы и оборудование:
- звуковое сопровождение: голоса птиц, мелодии песен;
- плакат с изображением ствола дерева;
- заготовленные детали ,для дополнения изображения (листочки, яблочки, птицы, лучи солнца, корни дерева, трава, цветы), на липучках;
- распечатанные тексты используемых песен,
- жетоны для поощрения;
- грамота для победителя.
Ход занятия.
Вступительная часть:
Уважаемые коллеги! Тема нашего занятия «Нет в мире краше Родины нашей». Мы поговорим о том, что Россия – родина для многих. Но чтобы считать себя гражданином России, необходимо ощутить духовную жизнь русского народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свою собственную.
Кроме родителей
Должны быть обязательно
Четыре коня, как четыре матери
Родная земля
Родной язык
Родная культура
Родная история.
(Обращаю внимание на приготовленный плакат с изображением дерева)
- Это дерево поможет нам сегодня обобщить имеющиеся у нас знания. Ствол – основа наших знаний, а насколько оно будет ветвистым и богато урожаем, зависит от того, как вы сможете представить свои знания.
- За каждый правильный ответ будет даваться жетон, а в конце занятия тот, у кого накопится больше всего жетонов, получит грамоту и звание «Самый знающий гражданин».
- Посмотрите, ветви нашего дерева растут в виде букв, слова «ГРАЖДАНИН». Чтобы сделать наше дерево ветвистым, вы должны назвать города России, начинающиеся на обозначенную букву. (На каждый ответ дорисовывается ветка).
- А знаете ли вы основные достопримечательности нашего края, села? (На каждый правильный ответ крепятся дополнительные листья).
- Чем богата наша Родина? (ответы – на дереве вырастают плоды).
Мягким ковром ляжет у подножия дерева трава – это произведения русского народного творчества: сказки, пословицы, потешки, песенки.
В траве распустятся цветы, как только вы вспомните и назовете знаменитых, лучших людей, которыми славится Россия.
Для того, чтобы дерево росло и крепло. Нужны сильные корни. Назовите, какие качества личности отличают настоящего русского человека. (Используются буквы слова «КОРНИ»).
А какие качества согревают душу и укрепляют любовь к Родине? Если ответите правильно, у слова «СОЛНЦЕ» соберутся все лучи. (Звучит запись птичьих трелей).
Вы слышите? К нам летят птицы! Они совьют гнезда на нашем дереве и будут радовать нас своим пением. Давайте и мы вспомним знакомые и близкие песни.
(Исполняются песни, которые начинаются на буквы слова «ГРАЖДАНИН»).
Итог занятия.
Теперь все на месте: солнце светит, цветы цветут, птицы поют. В природе и в нас воцарилась полная гармония, а мы открыли всю полноту содержания понятия «ГРАЖДАНИН».
Быть гражданином нашей страны – это большая привилегия, потому что в каждом из нас с детства закладывается знание богатейшей истории, культуры и желание служить любимой стране.
(Определяется победитель и награждается грамотой и памятным подарком).
Шар земной, на нем страна,
Город в ней , а в нем дома,
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой…
Этот дом, страна, земля – это
Родина моя!
7.Тренинг.
Среди разных форм и методов особую роль в работе с педагогами играет тренинг.
Тренинг выступает как активный метод повышения профессиональной компетентности педагогов и развития их творческого потенциала.
Тренинг «Страна Вообразилия».
Цель тренинга – развитие воображения и творческих способностей, формирование умения адекватно воспринимать себя и других.
Задачи тренинга:
- развитие партнерского взаимодействия в решении творческих задач;
- практическое освоение способов создания новых образов;
- улучшение эмоционального настроя.
Упражнение 1. «Приветствие». Предлагается четверостишие из стихотворения Б.В. Заходера «Путешествие в Вообразилию». Стихотворение произносится поочнредно по одному слову каждым участником. Важно сохранить единую интонацию, темп и тембровую характеристику стиха.
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает,
Как войти в ее расположение.
Упражнение2. «Мои творческие качества».
Каждому участнику тренинга предлагается написать мини-сочинение из 10-15 предложений, в котором будут отражены его индивидуальность и творческие качества.
Ведущий зачитывает сочинения, задача группы – отгадать автора.
Рефлексия. Какие трудности испытывали участники при написании сочинения, при отгадывании? Чьи характеристики удивили, чьи можно дополнить?
Упражнение3. «Представь и коснешься».
Вы знаете, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий, наждачка – шершавая.
Эти и другие ощущения возникают при прикосновении или, другими словами, благодаря осязанию. С помощью воображения можно придумать новы ощущения. Представьте и опишите, что вы будете ощущать, когда дотронетесь до счастья или до радуги?
Упражнение4. «Работа по подгруппам».
Первая подгруппа выполняет упражнение «Сказка втроем».участники тренинга разбиваются на тройки, каждая из которых работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Один из тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим тренинга. Второй из участников садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он имитирует роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» исполняют руки третьего. Для этого он встает на колени прямо за спиной второго и просовывает свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие по ходу сказки руки – руки сидящего на стуле рассказчика. Иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле голосом первого и руками третьего участника, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Вторая подгруппа выполняет упражнение «Коллаж». Каждому участнику предлагают лист акварельной бумаги, на которой приклеена половина открытки или картинки. Дается пять минут, чтобы завершить работу. С помощью полученных картинок создается общий коллаж. Участники подбирают название коллективной работе.
Рефлексиия по поводу выполненного задания: вид воображения, способы взаимодействия, приемы создания образов, возможное использование аналогичного задания в работе с детьми.
Упражнение5.Рефлексия по итогам занятия.
в группе обсуждаются следующие вопросы: «Что больше всего запомнилось, понравилось на занятии?», «Что нового из занятий вынес для себя каждый участник тренинга?», «Было ли в ходе тренинга, что кто-то открылся для вас с новой стороны?», «Раскрылся ли на занятиях ваш творческий потенциал, в какой степени? Если нет, то что этому помешало?», «Что из тренинга можно перенести в работу с детьми?».
Упражнение6. «Прощание».
Произносится второй фрагмент из стихотворения Б.В. Заходера «Путешествие в Вообразилию».
В моей Вообразили,
В моей Вообразили –
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии.
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения.
Тематический тренинг: «Похвала и порицание ребенка».
Тема: «Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей».
Дошкольное детство – период активного освоения окружающего мира, первоначального, фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Эффективность педагогического воздействия на ребенка зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы. Их сегодня очень много. Но один компонент присутствует в каждом из них – это оценка.
Как педагогические, так и психологические исследования показали важность и многоплановость влияния оценочных воздействий на воспитание нравственных чувств ребенка, развития самосознания личности.
Оценку можно отнести к методам поощрения и наказания.
В нашей практике воспитания наиболее употребляемыми являются следующие виды оценок:
-прямая оценка, выражается в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств субъекта(ребенка) и адресованная непосредственно к субъекту, например: «Молодец, ты приложил все старание при выполнении работы и результат получился замечательный», или «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку, и ему стало обидно;
-косвенная оценка – выражается в одобрении либо порицании определенных моральных качеств и поступков другого лица, например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как медвежата из сказки «Два жадных медвежонка».
-опосредованная оценка - выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Ирина Алексеевна»,или «Наша Машенька всегда старается поступать, как сказочная добрая фея»;
- предвосхищающая оценка- выражается в одобрении предстоящих действий субъекта: «Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос»;
-отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.
Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Оценку как стимул широко используют все педагоги - «Я уверена ты это знаешь».
Ориентирующая функция оценки используется в практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. Потому что эта оценка позволяет не только оценить действия конкретного ребенка, но и помочь другим детям сориентироваться в правильности своих действий и поступков, например: «Оля- заботливая девочка- не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь малышу». Такая оценка позволяет не только оценить действия конкретного ребенка, но и помочь другим детям сориентироваться в правильности своих действий и поступков.
Кроме подобных вербальных оценок можно использовать специальные наглядные пособия, позволяющие представить детям идеальный образец действий, т. е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия представляют собой оценочные карты, где есть схематическое изображение последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» изображены следующие действия: закатывание рукавов, открывание крана и регулирование напора воды, смывание мыла водой, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, мытье их после посещение туалета. Изображение этих действий понятны для детей.
В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной путь для этого – организация усвоения детьми моральных норм, регулирующих поведение. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Усвоению норм и правил поведения способствуют наглядные пособия такие как «Хорошо - плохо», «Наши правила»,
«Можно - нельзя» и.т.д. Как прием косвенной оценки можно применять наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и, одновременно, запрещающим сигналом. Например: знаки «Осанка», «Бегать нельзя», «Громкие звуки запрещены» и т. д. Выполнение правил, отраженных в этих знаках, для малышей является игрой, в которой постепенно закрепляется привычка следовать этим правилам.
Принимая во внимание многогранность влияния педагогической оценки на различные стороны воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребенка, а также учитывая большую податливость дошкольников оценкам педагога, можно ее использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
Тематический тренинг: «Похвала и порицание ребенка».
Цель занятия:
1.Выявление соотношения похвалы и порицания ребенка.
2.Разграничение порицания личности ребенка и порицания его действий.
3.Анализ значения похвалы и порицания для психического развития ребенка.
Цель тренинга: формирование умения использовать похвалу и порицание в личностно-ориентированной педагогике.
1.Выявление соотношения похвалы и порицания ребенка.
Ведущий предлагает педагогам взять лист бумаги, разделить его вертикальной чертой на две части и слева записать все те замечания, запрещения, порицания, которые в течение дня они высказывали детям. На листе справа следует записать похвалы, адресованные детям в течение дня.
Затем ведущий говорит: «Подведите черту и подсчитайте, сколько раз вы порицали и сколько хвалили детей. Скорее всего, кол-во негативных оценок будет значительно превышать число позитивных. Кроме того, обратите внимание на то, что далеко не всех детей вы успели похвалить в течение дня. Может оказаться, что порицание за что либо получил каждый ребенок и не получил при этом ни одной позитивной оценки.
2.Разграничение порицания личности ребенка и порицания его действий.
Ведущий предлагает участникам проанализировать записи в левой и правой частях и выделить красным цветом порицания, которые относятся к личности ребенка. Синим цветом надо подчеркнуть негативные оценки, которые относятся к действиям ребенка. Подводя итоги сделать вывод:
-что вы используете чаще всего – порицание личности ребенка или порицание его действий?
-вы чаще хвалите детей за их правильные действия или подчеркиваете их достоинства, личные качества?
3Разделение поощрений и порицаний на те виды оценок, которые наиболее употребляемы в практике воспитания.
Ведущий предлагает разделить все записанные педагогами порицания и поощрения на следующие виды оценок:
-прямая оценка,
-косвенная оценка,
-опосредованная оценка,
-предвосхищающая оценка,
-отсутствие оценки.
4.Выделить две функции педагогической оценки.
Ведущий предлагает из приведенные примеры похвалы выделить в две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Проанализировав запись сделать вывод, какая оценка используется в практике чаще? Эффект какой оценки значительнее?.
5.Анализ значения похвалы и порицания для психического развития ребенка.
Ведущий предлагает сравнить свои ответы с психологически компетентным использованием похвалы и порицания, приведенным в Методических рекомендациях.
Приложение.
Методические рекомендации.
Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. С целью создания наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, образа его «Я» преимущество отдается поощрениям, похвале. Похвала и поощрение должны относится к действиям ребенка, и к его личности. Очень важно показать каждому ребенку, что его мнение, его выбор уважают, благодарить его за предложения, проявленную инициативу, дать почувствовать, что он личностно значим для окружающих, принимается ими, а его компетентность положительно оценивается.
Позитивные оценки с психологической точки зрения являются более информативными для ребенка, поскольку, поощряя его, педагог показывает, как нужно правильно поступать, действовать, вести себя. При отрицательных оценках образец правильного действия обычно не задается взрослым.
Абсолютным правилом должно быт следующее: порицание может относиться только к конкретным действиям ребенка и никогда – к ребенку как к личности. Неудачи малыша в какой-либо деятельности не фиксируются специально взрослым, на их основании не делаются выводы, унижающие достоинство ребенка. Неудачи и затруднения являются, прежде всего, сигналом взрослому о помощи, поддержке, обучении ребенка, открытии для него новых навыков, способностей. Таким образом, затруднение должно стать ситуацией развития ребенка, а не эмоциональной травмы, как это бывает при негативной оценке педагога.
Виды наказания.
1. Запрещение действий (толкается, дерется).
2.Изоляция от детского коллектива (ссорятся).
3.Лишение интересной деятельности.
4.Физическое наказание запрещено.
Требования к наказанию.
1.Наказание не должно повредить ни физическому, ни психическому здоровью ребенка.
2.Наказание должно быть полезным для ребенка.
3.Если есть сомнения наказать или нет, то во избежание травмирования психики – не наказывать.
4.Наказание не должно быть для профилактики на всякий случай.
5.Наказание не исключает любви взрослого.
6.Учитывая срок давности поступка лучше не наказывать.
7.Не должно быть унижения.
8.Ребенок не должен бояться наказания.
9.Наказание должно относиться к поступку, а не к ребенку.
10.Не должно быть наказания трудом. Виды отрицательной оценки.
1.Осуждение.
2.Порицание (словесное осуждение; проводить отрицательную словесную оценку на фоне юмора).
Требования.
- Осуждение конкретного действия, а не личности.
- Осуждение с похвалой предыдущего действия.
- Раскрыть неприятные последствия данного действия.
Правила при использовании поощрения.
- Не хвалить за то, что дано от природы (ловкость, сила, красота).
- Не хвалить два раза за одно и тоже.
- Не хвалить за жалость.
- У каждого ребенка своя норма похвалы:
- детей с комплексом неполноценности хвалить больше и авансом;
-детей сверхполноценных хвалить только за достижения;
- самолюбивым детям давать оценку адекватную (оценку сегодняшним действиям).
- детей неполноценных, обиженных, неудачников – хвалить больше.
5.Хвалить не в сравнении с другими детьми, а в сравнении с самим собой.
Заповеди педагогического общения.
Заповедь первая.
Общение не может строится на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что он взрослый». Задача взрослого – показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование-запрет, а требование-объяснение.
Заповедь вторая.
Важно уметь выслушивать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого – убедить, если ребенок был не прав; согласиться, если вы были не правы; уметь признать свои ошибки и извиниться перед ребенком.
Заповедь третья.
Не угрожать и не обещать наград..! Воспитатель часто пользуется формулой «Если…,то…», и дети принимают ее как основное правило взаимодействия со взрослыми. Контроль, за выполнением требования, должен быть, по возможности, скрыт от ребенка. Похвала, награда должны быть результатом выполнения требования.
Заповедь четвертая.
Необходимо учить детей общаться, а именно:
-уметь слушать партнера по общению, не перебивать его,
-говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить,
-пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубых выражений и вульгаризмов.
Заповедь пятая.
Чтобы у педагога сложилось правильное представление о воспитаннике, необходимо учитывать:
-условия жизни семьи,
-статус ребенка в ней,
-уровень взаимоотношений членов семьи,
-отношения сверстников,
-оценку поведения ребенка.
Основные педагогические правила для работы с детьми.
Правило первое.
Оно касается внешнего вида воспитателя. Подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда красивая прическа. Отсутствие броских дешевых украшений. Туфли, а не стоптанные тапочки. Чаще смотреть на себя в зеркало.
Правило второе.
Во время утреннего приема постараться проявить персональное внимание каждому ребенку, спросить как настроение? Все ли дома в порядке? И .т.д.
Правило третье.
Проявление внимания в течение всего дня к каждому ребенку. Два-три раза в день (не меньше) обнять, приласкать, улыбнуться только ему; спросить о настроение, о планах на предстоящее время, похвалить за игру, занятие, труд; обратить внимание на то чем в данный момент занят ребенок.
Правило четвертое.
Прощаясь с детьми вечером пожелать каждому ребенку всего хорошего, похвалить ребенка в присутствии родителей за хорошо проведенный день, посоветовать ребенку рассказать дома о том, что делали в детском саду.
Духовный контакт с каждым ребенком выражается в формуле «НЕ РЯДОМ, А ВМЕСТЕ». Каждый раз это новые усилия не только ума педагога, но и его сердца! И полная искренность с детьми.
Особо важна эмоциональная искренность: улыбка, шутка, раскованность – все, что сокращает расстояние между ребенком и педагогом.
Закон этики дошкольного работника.
Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте своего превосходства.
Не навязывайте своего мнения и вкуса другим.
Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.
Не распространяйтесь о сугубо личных отношениях, тем более чужих.
Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.
Не ставьте другого человека в неловкое положение, сделайте вид, что не заметили его оплошности.
Умейте щадить самолюбие и достоинство других людей.
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.
В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение для урегулирования конфликта.
Учитесь иметь твердую жизненную позицию по любому вопросу, грамотно, культурно и с достоинством отстаивать ее.
В любой жизненной ситуации помните: ВЫ – ПЕДАГОГ, с вас строже спрос поведение, образ мыслей.
Помните золотое правило этики: ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ВАМ.
8.Семинары-практикумы
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, исследовательской, поисковой деятельности и повышает его педагогическую культуру.
Семинар: «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
Цели:
- Способствовать формированию целостного представления о развитии творческих способностей детей в игровой деятельности
- Осуществить коллективное продуцирование идей по выявлению эффективной педагогической стратегии развития творческих способностей у дошкольников.
Первый этап – введение в проблему.
Сообщение и обоснование темы, цели, регламента и порядка проводимого мероприятия.
Свободная игровая деятельность является самым привлекательным для детей занятием и, в то же время, одна из самых сложных видов деятельности. Педагоги испытывают трудности при построении игрового сюжета, расшатывании стереотипных игровых ситуаций.
Причины стереотипных действий:
- Привычные сюжеты («Больница», «Дом», «Магазин» и др.) и шаблонная атрибутика к ним.
- Стандартные предметы – стандартные действия с ними.
- Поощрение за точное воспроизведение образца.
- Не создаются условия для варьирования.
Особую сложность в организации представляют игры-придумывания, при организации которых используются приёмы фантазирования.
Презентация с приемами фантазирования:
- объединение – разъединение
- увеличение – уменьшение
- сделать наоборот (заменить данное свойство антисвойством)
- ускорение – замедление
- смещение во времени вперед, смещение во времени назад
- отделение функции от объекта, добавление функции к объекту
- изменение связи между объектом и средой (включая замену среды)
- изменение качественного показателя
Второй этап – выполнение игрового задания «Фантазёры».
Участникам предлагается выбрать любое случайное слово и написать большими печатными буквами на доске сверху вниз. Из букв выбранного слова участники придумывают новые слова. Из придуманных слов составить законченные предложения. Предложения фиксируются на листах бумаги. По полученным результатам необходимо придумать рассказ или весёлую историю.
Таким образом у участников формируется установка на неформальное участие в коллективной мыследеятельности, создаются условия для раскрепощения, повышения познавательной активности, развития воображения в ходе выполнения задания.
Согласно рекомендациям Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой характер игры-придумывания меняется следующим образом:
- Частичное преобразование известной сказки.
- Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.
- Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
- Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Методы и приёмы творческого сюжетосложения с использованием ТРИЗ-РТВ:
- Объединение 2-х героев разных сказок
- Внесение героя из одной сказки в другую.
- Объединение бытового сюжета и сказки.
- Объединение фантастического сюжета и сказочного.
- Объединение фантастического и бытового сюжета.
Третий этап – работа по развитию творческого воображения при работе со сказкой, формирование групп. Задание: сочинить сюжеты для новых игр.
Участникам предлагается объединиться в микрогруппы (по 5 человек) по случайному принципу. Игровое задание – в течение 5-7 минут придумать новую сказку или новое продолжение. Возможные варианты заданий:
- «сказка наоборот» - положительные герои наделяются отрицательными качествами, а отрицательные – положительными;
- «введение в сказку нового героя или нового объекта» («Красная шапочка и вертолёт», «Колобок и воздушный шарик» и др.);
- «что было потом?» - что произошло с героями после того, как сказка закончилась?
Представление результатов работы групп.
Четвертый этап – дискуссия на тему: «Что помогает ребёнку фантазировать и выстраивать новый сюжет игры?»
Найти ответы на следующие вопросы:
- Какие методы и формы организации совместной деятельности работают на развитие творческих способностей у детей в ходе игр-придумываний?
- Что делает педагог, благодаря чему игра-придумывание становится интересным занятием?
Коллективное обсуждение. Критический анализ предложений и аргументов по теме дискуссии. Определяются наиболее эффективные педагогические средства, выделенные в ходе коллективной деятельности педагогов. Осмысление, корректировка и детализированное достраивание модели педагогических условий развития творческих способностей у детей в игровой деятельности.
Пятый этап – рефлексия участников методического мероприятия.
Последовательность событий в общей сюжетной схеме сказки.
1. Обнаруживается желание иметь какой-либо предмет (или его пропажа), герой отсылается (или уходит за ним сам). | Жили царь с царицей. Царь был старый капризный. А царица молодая, добрая. Захотелось как-то царю домашнего, румяного колобка. Позвал он свою царицу и говорит ей: «Испеки-ка, мне, царица, колобок». А царица отвечает: «Что ты, царь-батюшка! я к таким делам и не приучена». Рассердился царь на свою царицу. И послал ее на курсы домоводства, к бабке с дедкой в деревню. Делать нечего, отправилась царица в деревню. |
2. Герой встречается с дарителем (обладателем) волшебного средства и для получения последнего проходит предварительное испытание (на смекалку, доброту, сообразительность). | Вот приходит она в избу к бабке с дедкой, и просит: «Помогите мне, научите как колобок испечь». А бабка ей отвечает: «А, ты, царица, по сусекам поскреби, по амбару помети, да и замеси тесто».как не старалась царица, ничего у нее не вышло, только беспорядок в избе навела. |
3. Герой получает от дарителя волшебное средство или волшебного помощника, при помощи которого достигает искомый предмет. | . Пожалела е старуха, и дала ей волшебных помощников:веник-самомет да совок-самосбор. Набрала царица муки, а как тесто замесить не знает. Снова пожалела ее старуха – дала ей волшебный кувшинчик.. Научил ее старик, как им пользоваться: нужно постучать по нему, и сказать волшебные слова «кувшинчик, меси тесто». Так и сделала царица. Долго ли дела делается, да не долго сказка сказывается. Испекла царица колобок, да по старухиному совету, положила его на окошко остывать. А сама устала, утомилась, да легла отдыхать. |
4. Герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудности). | Тем временем, вернулась из школы внучка. Оглянулась по сторонам, чтобы скушать, видит на окошке колобок лежит. Взяла его внучка и съела Проснулась царица, видит, нет колобка. Заплакала горючими слезами: «Что мне теперь делать? Царь выгонит меня из дворца!» |
5. Герой побеждает противника и получает искомый предмет. | Пожалела ее внучка и говорит: «Не плачь, царица, помогу я тебе, твоему горю Научу, как испечь колобок. Да не волшебный, а самый настоящий». Так они и сделали замесили тесто, испекли колобок. Да такой румяный, поджаристый, в масле, в сметане. Взяла его царица и пошла домой, во дворец. |
6. Герой возвращается домой и получает награду. | Обрадовался царь, в тот же миг откушал колобок. И вдруг…превратился он в доброго молодца. И стали они с царицей жить-поживать да добра наживать. |
Формирование материальной базы семинара-практикума:
Высказывания на стенку:
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б.Шоу).
«Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя самого» (М.М.Бахтин).
Правила группового обсуждения:
- Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры.
- Ответственность и доброжелательность в общении.
- «Работаем без погон», т.е. все равны в общении без учета былых заслуг, званий и педагогического стажа.
- «Сделаем себя понятным себе и другим», т.е. не «меня не поняли», а «я неясно выразил свою мысль».
- Каждый участник ответственен за результат работы группы, группа – за каждого.
- Доска, мел, листы бумаги на каждого по 2, стулья 3-х цветов (20).
- Мультимедиа.
- Столы для работы групп (3).
- Слайд-шоу.
- Листы с заданиями (3).
- Листы обратной связи.
9.Шесть Шляп Мышления Эдварда де Боно.
Чтобы сделать анализ занятия более объективным и разноплановым, можно использовать метод шести шляп Эдварда де Боно
Эдвард де Боно крупнейший специалист в области творческого и концепцуального мышления, доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета.
«Шесть Шляп Мышления» - вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновение мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваемся эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать.
В-третьих, мы пытаемся одновременно удержать в уме всю информацию, относящуюся к задаче, быть логичными, креативными, конструктивными, объективными и так далее, и все это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.
Метод шести шляп – это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Вот краткое изложение принципов использования шести шляп.
Белая шляпа : информация, факты, цифры.
Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая информация нам необходима и как нам ее получить. Какие существуют факты,подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?.
Красная шляпа:эмоции, чувства и интуиция.
Красный цвет символизирует эмоции. В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в подробности о том, почему это так, кто виноват и что делать. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Черная шляпа: критика, скепсис, сомнения в правоте и правильности..
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий. Указывает на возможные «рифы и подводные камни». В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостаток?
Желтая шляпа: логический позитив, оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ..
Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?
Зеленая шляпа: креативность, творчество,,спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов.
Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
Синяя шляпа: управление.
Системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов, перспективное планирование с учетом полученных итогов.
10.ПОРТФОЛИО - КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ.
ПОРТФОЛИО – досье, собрание достижений.
Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», портфолио представляет собой:
-визитную карточку, то есть совокупность сведений о человеке, организации;
-досье, то есть собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста.
Анализ результатов деятельности педагога современного ДОУ может может быть представлен посредством накопительной системы оценки достижений (портфолио). Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в ходе аттестации, а также в профессиональной деятельности, служит ориентиром дальнейшего самосовершенствования и саморазвития, является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Он позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагогов в течение длительного времени.
Важная цель портфолио – раскрытие творческого роста педагогов, представление отчета по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Функции портфолио: статистическая, накопительная и практическая.
Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности педагога, но и помогает решать следующие задачи:
-стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;
-поощрять их активность и инициативу к самосовершенствованию, саморазвитию;
-формировать навыки рефлексивной деятельности;
-содействовать персонализации повышения уровня своего мастерства, умение ориентироваться в отборе информации.
Портфолио специалиста дошкольного образования оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам педагог и ДОУ.
Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.
Раздел №1. Общие сведения о педагоге.
1.ФИО.
2.Год рождения. |
3.Семейное положение. |
4.Год окончания учебного заведения его название. |
5.Специальность и категория. |
6.Педагогический стаж в ДОУ и общий. |
7.Награждения. Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней. |
8.Домашний адрес и телефон. |
9.Дата заполнения. |
10.Подпись. |
Раздел №2. Результаты педагогической деятельности.
Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
-контрольных срезов;
-творческих работ детей;
-конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.
Раздел №3.Научно-методическая деятельность.
-перечень консультаций педагогов за 2 года;
-копии публикаций;
-участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы);
-конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер-класса;
-подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.
Раздел №4. Творческие находки педагога.
-список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом;
-программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ;
-взаимодействие с родителями.
Раздел №5.Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе.
-описание «островков», «уголков» групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ МБДОУ д/с ОВ № 6 изопыта работы старшего воспитателя Прапро Е.А. Краснодарский край ст.Кущевская Цель методической работы– обеспечение качест...
"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...
Активные формы методической работы как средство повышения качества профессионального уровня педагогов ДОУ
В слайд-презентации представлен опыт работы по использованию активных форм методической работы с педагогами дошкольного учреждения при изучении ФГТ....
Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"
В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....
«Нетрадиционные формы проведения педагогического совета как одна из активных форм методической работы в ДО»
Древняя пословица гласит «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Не секрет, что у взрослых, так же, как и у детей, то, что подкреплено дей...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....