Семинар-практикум №1
учебно-методический материал
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Речевое развитие дошкольников в
соответствии с ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Требования к структуре образовательной программы и ее объему». В пункте 2.6. мы найдем материалы о структуре программы по речевому развитию. Там выделено 7 компонентов речевого развития.
Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
Владеть речью – это, во-первых, владеть словарем. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, сейчас мы реализуем тему: «Осень». Какие слова должны пополнить словарь детей, если мы разумно организуем работу?
Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи.
Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребенок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры
«Что было бы…»(усвоение согласовательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже).
Развитие речевого творчества – работа не простая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д.
Например, не просто чтение сказки «Дюймовочка», а на каком то этапе дети мастерят колыбельку, лепят Дюймовочку, а затем обсуждают, а что могло бы случиться: если рыбка не помогла Дюймовочке уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку?..
Ребѐнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка.
Темп усвоения звуков у каждого ребѐнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чѐтко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребѐнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.
Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания.
Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.
И еще один компонент речевого развития - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребѐнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.
Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития
Методы речевого развития детей
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и
рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры,
игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...