Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов
статья
В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем всегда встает вопрос: «Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?». Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают руководителю в работе с кадрами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_aktivizatsii_pedagogov.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мишина Е.С.
Старший воспитатель СП
«Детский сад Созвездие»
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава
Методы активизации педагогов
при подготовке и проведении педсоветов
В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем всегда встает вопрос: «Как избавиться от пассивности отдельных педагогов?».
Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают руководителю в работе с кадрами.
Практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения в активную работу. Выбор методов для каждого мероприятия должен определяться его целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса.
Предлагаем вам описание методов и форм активизации, которые помогут руководителям при подготовке и проведении очередного методического мероприятия в дошкольном учреждении.
1.Моделирование ситуаций. Можно предложить воспитателям решить, как правильно поступить в конкретной ситуации. Педагог должен уметь принять педагогически правильное решение в любой обстановке. Этот метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных. Это возможно в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить, обосновать решение.
Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.
1) В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.
2) Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).
3) В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.
4) Ситуации-проблемы - наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.
2. Диалоги-дискуссии стали подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.
Диалог - это разговор двух и более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.
Дискуссия - рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Это более мягкая разновидность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среди разных точек зрения. В дискуссии нужна не только критика, но и изложение позиции, путей решения проблемы.
Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.
3. Обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно будет его поручить. По продолжительности он должен занимать до 5 минут. Лучше давать обучающий элемент из опыта работы.
4. Метод имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, которые надо решить, и предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и называет недостатки.
5. Решение педагогических кроссвордов и перфокарт помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Их можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.
6. Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагается познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей работе и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению своих недостатков. Эту работу каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
7. Анализ детских высказываний, детского поведения, творчества. Руководитель готовит материал. Это могут быть магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми.
8. Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.
Формы организации группового общения
I. Если вы хотите организовать педсовет или любую другую форму методической работы нетрадиционно, то прежде всего задумайтесь и установите разницу между формой организации общения педагогов в дискуссии и беседе за «круглым столом» и т.д.
· Дебаты - обмен мнениями двух сторон с четкой организацией выслушивания каждой из них.
· Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
· Диспут - публичный спор на научную и общественно значимую тему.
· Прения - обсуждение с итоговой оценкой выступления, доклада, сообщения.
· Беседа «за круглым столом» - обмен информацией и мнениями по какому-либо вопросу.
II. Если вы готовите проведение семинара по какой-либо проблематике, то заранее обдумайте темы или круг вопросов, которые будут обсуждаться на этом семинаре. Решите, кто какой вопрос будет обсуждать.
В ходе проведения, после информационного блока семинара, обязательно проведение обсуждения, чтобы решить вопрос о соответствии данных теоретических положений существующей практике в вашем дошкольном учреждении.
III. Если вы задумали дебаты, например, по вопросу «Группы кратковременного пребывания: настоящее и будущее» или др., разделитесь на две группы: сторонников и противников этой формы организации дошкольного образования. Выберите лидера в каждой группе. Подумайте, какие структуры и организации могут представлять участники дебатов. В соответствии с этим придумайте роли и распределите их. Выберите председателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка и проведение педсоветов в ДОУ
Методическая разработка содержит теоретический материал по подготовке и проведению педагогических советов в ДОУ. Будет интересна старшим воспитателям, методистам....
Статья: «Методы активизации педагогов в проведении педагогических советов».
В настоящее время существует значительный арсенал методов, позволяющий активизировать педагогов в рамках проведения педагогического совета. Следовательно, ответственность за эффективность проведения п...
Рекомендации для педагогов Методика подготовки и проведения выставок
Рекомендации для педагоговМетодика подготовки и проведения выставок Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, персональные.Этапы организации и проведения выставки:1. опр...
Памятка для педагога о подготовке и проведении мастер-класса.
Мастер-класс- современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения прфессионального уровня и обмена пере...
Консультация с запланированными ошибками, с включением методов активизации педагогов «Утренняя гимнастика-эффективная форма здоровьесбережения».
Данная консультация поможет педагогам вспомнить методику организации утренней гимнастики, выделить требования к подбору упражнений....
Мастер – класс для педагогов Доу Подготовка и проведение утренников
В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа....
План взаимодействия музыкального руководителя и педагогов по подготовке и проведению организационно-педагогических мероприятий
Годовой план взаимодействия музыкального руководителя и педагогов по подготовке и проведению организационно-педагогических мероприятий...