Рекомендации для педагогов Методика подготовки и проведения выставок
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рекомендации для педагогов

Методика подготовки и проведения выставок

 

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление работ выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

 

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и образовательный  период, тему недели, актуальные задачи детского образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: группа, музыкальный зал, коридор образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться на стендах, на  шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Тематика выставочных работ.

7. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

8. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

- работы могут быть взяты у воспитанников группы на период проведения выставки;

- может осуществляться систематический отбор выставочных работ

- можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой группы детей (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• подготовить экскурсии по выставке;

• организовать опрос мнений посетителей о выставке

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использования художественного слова
как средства умственного развития дошкольников»

из опыта работа

воспитателя

Баулиной С. Н.

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

                                                                                       

          Одним из компонентов, которые влияют на качество развития речи ребёнка дошкольного возраста является художественная литература -

 действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, К.Д.Ушинского, и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны  его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин:

во-первых, знакомство  с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно,

во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены.

 В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

 Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Одна пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и  творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы  различны:

  • выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»;
  • язык  волшебных сказок  В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; 
  • лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого;
  • легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета;
  • образный язык  маленьких описаний К.Д.Ушинского;
  • простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова.

Работа по использованию художественной литературы должна  строиться по принципам: целенаправленности,

индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал),

последовательности,

наглядности,

доступности (возраст, уровень подготовки детей),

нравственности,

интегрированного подхода

прочности (закрепление знаний).

Для достижения цели по развитию умственных способностей и развитию речи детей (ведь они тесно взаимосвязаны друг с другом) средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

– пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;  

– воспитания умения слушать произведение и анализировать;

– развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и    театрально-игровой деятельности;

–  развитие эмоциональной сферы ребёнка;

– контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также  учитываются запросы современного ребёнка.

Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений и понять некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек.

 Дети  активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Необходимо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений. Дети старших  групп способны  различить  прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строчек.

С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. В процессе игр - забав, развивается не только  речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходим такой анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает детское внимание на слова, какими автор характеризует и самих героев и их поступки. основного содержания, и умение оценить действия и поступки героев. Особенно тщательно надо продумывать вопросы о средствах художественной выразительности в рассказах о природе. Вопросы, предложенные после чтения рассказа, должны выяснить и понимание

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование  разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь более выразительной, яркой и эмоциональной,

Художественное слово можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи и умственных способностей детей.


Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении  вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять  услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов

Методика подготовки и проведения выставок

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1. определение темы, места и времени (периода) проведения выставки;

2. составление тематико-экспозиционного плана выставки;

3. подбор и оформление работ выставки;

4. оформление выставки и сопутствующих материалов;

5. открытие выставки;

6. проведение выставки;

7. закрытие выставки;

Рассмотрим подробнее работу на каждом из названных этапов:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и образовательный  период, тему недели, актуальные задачи детского образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: группа, музыкальный зал, коридор образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться на стендах, на  шкафах, на столах и т. д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Тематика выставочных работ.

7. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

8. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.

3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:

- работы могут быть взяты у воспитанников группы на период проведения выставки;

- может осуществляться систематический отбор выставочных работ

- можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

• последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ

• композиционно, т. е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

• работы каждой группы детей (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;

• работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

• подготовить экскурсии по выставке;

• организовать опрос мнений посетителей о выставке

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

Рекомендации по подготовке и проведению музыкального занятия.

Рекомендации по подготовке и проведению музыкального занятия: программное содержание, создание условий проведения занятия, деятельность муз. руководителя в ходе проведения занятия, деятельность воспит...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса

Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...

План проведения выставок, смотров, конкурсов в детском саду на 2017 – 2018 учебный год

План проведения выставок, смотров, конкурсов в детском саду на 2017 – 2018 учебный год...

Рекомендации педагогам по подготовке и проведению «Дня защитника Отечества» в детском саду

Методические рекомендации педагогам поподготовке и проведению «Дня защитника Отечества» в детском саду...