Статья: «Методы активизации педагогов в проведении педагогических советов».
статья на тему

Леонова Галина Николаевна

В настоящее время существует значительный арсенал методов, позволяющий активизировать педагогов в рамках проведения педагогического совета. Следовательно, ответственность за эффективность проведения педсовета лежит на администрации ДОУ и методической службе, а качество зависит от их управленческого таланта, а также умения организовать подготовительную работу и использовать наиболее эффективные методы активизации всех педагогов вне зависимости от их возраста, стажа, убеждений, жизненной позиции. Совершенствование технологии проведения педагогических советов и повышение их результативности предполагает более активное внедрение методов активизации педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._metody_aktivizatsii_pedagogovyu.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Методы активизации педагогов в проведении педагогических советов». Леонова Галина Николаевна старший воспитатель ГБДОУ детский сад №2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Термин «активность» широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка дает общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения.

По мнению, А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Ю. Б. Гиппенрейтер назвала их формами активности человека. Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской  посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели.

 Современная российская психология исходит из того, что личность обнаруживает свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности являются ее потребности. Именно потребности побуждают человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Потребности человека формируются в процессе его воспитания, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестает, к примеру, являться просто добычей, то есть предметом, имеющим лишь биологический смысл: «быть пищей». С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собственным потребностям, которые являются продуктом исторического развития. Потребности человека задаются процессом овладения им как личностью исторически выработанными способами деятельности (и прежде всего производственной деятельности). Поэтому у человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения им определенной общественным развитием формой деятельности.

В современных условиях, когда делается упор на эффективное использование всех видов ресурсов, передовые управленцы обращают внимание на резервы эффективного использования человеческих ресурсов, связанных с применением партисипативных методов управления. Партисипативными, по мнению И. А Грошева, называют методы, основанные на совместном участии руководства предприятия и работников в управлении, включая процесс выработки и принятия управленческих решений. Партисипативное управление основано на принципах демократизации отношений между управляющими и рядовыми работниками, отказа от административно-командных методов руководства; на наличии организованного процесса выработки совместных решений, в котором принимают равноправное участие как представители руководства, так и рядовые сотрудники; на вовлечении всего персонала в процессы решения проблем; принципиальном изменении культуры организационных отношений, создания стиля управления, основанного на уважении к человеку, его правам, достоинству; на действенной системе мотивации к труду.

Г. М. Андреева выделяет социально-психологические и социологические методы управления поведением.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п.

          Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают: методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей.

Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями: внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях.

К методам повышения социально-служебной активности относятся: традиционные методы: обмен опытом, почин, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование и нетрадиционные: деловые игры, тренинги, фокус-группы и т.д.

К. Ю. Белая предлагает методы активизации, которые помогут при подготовке и проведении педагогического совета, включить педагогов в активную работу. Она считает, что лучше предложить педагогам конкретную ситуацию из практики работы. Осуществляя подготовку к педагогическому совету, необходимо тщательно продумывать способы стимулирования активности педагогов.

По мнению Л. М. Денякиной,  прежде чем говорить о формах работы, необходимо остановится на активизации  педагогов.

К. Ю. Белая и Л. М. Денякина пишут, что известны четыре вида конкретных ситуаций. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение. Ситуации – упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» и другие). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его. Наиболее сложный метод активизации - это ситуации проблемы, где конкретный пример из практики излагается как  существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

        Подбирая виды конкретных ситуаций, с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности, - воспитателей считают авторы.

Ключевым моментом в ходе педагогического совета, как и любого делового совещания, является принятие решения. Ведь именно ради вынесения конкретного решения осуществлялась деловая встреча, обсуждение и т.д.

Принятие решений — центральный момент управления любым трудовом коллективом, и педагогический в этом смысле не является исключением. Он присутствует в планировании (процесс поиска и принятия решений относительно выбора целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), оперативном управлении, мотивации, контроле и пр.

В литературе можно встретить различные трактовки термина «решение». Решение понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Неоднозначность трактовки объясняется тем, что каждый раз в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретной направленности исследований.

По мнению А. Позднякова, преимущество группового принятия решения заключается в лучшем понимании существа проблем и путей их решения; в более быстром и "гладком" воплощении принятых решений в практическую деятельность.

Разработка и выполнение управленческих решений требует определённых организационно распорядительных мероприятий, касающихся управляющей и управляемой системы на всех этапах формирования и осуществления управленческих решений. К этим этапам относятся: разработка, согласование, принятие, утверждение и организация выполнения.

Исследования психологов, в частности К. Левина и его единомышленников, доказали эффективность использования групповой дискуссии при принятии решений.

Групповая дискуссия позволяет ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что ослабляет сопротивление новшествам. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции и тем самым помочь ее участникам увидеть разные грани проблемы. Если решение инициировано группой, поддержано присутствующими, его значение возрастает, и оно превращается в групповую норму.

Таким образом, в настоящее время существует значительный арсенал методов, позволяющий активизировать педагогов в рамках проведения педагогического совета. Следовательно, ответственность за эффективность проведения педсовета лежит на администрации ДОУ и методической службе, а качество зависит от их управленческого таланта, а также умения организовать подготовительную работу и использовать наиболее эффективные методы активизации всех педагогов вне зависимости от их возраста, стажа, убеждений, жизненной позиции. Совершенствование технологии проведения педагогических советов и повышение их результативности предполагает более активное внедрение методов активизации педагогов.

Технологии проведения педагогических советов:

 «Дискуссия» – целенаправленный обмен опытом, мнениями, идеями, обсуждение-спор, столкновение различных точек зрения, позиций с целью нахождения истины. Отличительная черта дискуссии – равный диалог участников. Обычно дискуссия проводится с целью нахождения истины небольшой группой специалистов – участников (около 10 человек), все смогут высказать свою точку зрения, получить возможность ее доказать.

«Круглый стол» –  проводится тогда, когда решение проблемы неоднозначно – много точек зрения, различные аспекты рассмотрения, существуют разные  мнения, доказательства, аргументы.

Ведущая роль отводится руководителю «круглого стола» - он должен хорошо разбираться  в предложенной теме, уметь  формулировать проблемы  вести полилог.

«Форум» -  прохождение заседания в виде форума рекомендовано тогда, когда предполагается обсуждение проблемы, в  обсуждении обычно участвуют 2-3 методических объединения (могут быть педагоги из разных ДОУ). В завершении форума руководитель должен подвести участником обсуждения к единым выводам.

«Дебаты» - Заранее подготовленное обсуждение, которое состоит из спланированных выступлений участников, имеющих противоположные мнения. Задача руководителя такого семинара – спланировать и подготовить выступления участников, спланировать очередность выступлений, продумать вопросы к участникам дебатов. Обязательно подвести итог такого семинара, еще раз рассмотреть все мнения, сделать общий вывод.

«Симпозиум» - формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями и отвечают на вопросы присутствующих. Задача руководителя симпозиума – подготовить сообщение с каждым участником, помочь подобрать необходимую литературу, рассмотреть структурные части доклада, заранее обдумать возможные вопросы к докладчику. Спланировать логику и очередность выступлений, обязательно подвести итоги проведенного семинара.

Методы и формы активизации педагогов при подготовке и при проведении педсоветов

Имитация конкретной ситуации. Педагог должен уметь принять правильное решение в любой обстановке. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. А это возможно, лишь если глубоко и всесторонне проанализировать события, сравнить их. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение.

Ситуации-упражнения требуют совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела программы воспитания и обучения в детском саду, и др.).

В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его.

Ситуации-проблемы, где конкретный пример из практики подается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям можно предложить несколько вопросов, и тогда возникает диалог-дискуссия.

Диалог — это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия — это рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-то спорного вопроса. Ее можно отнести к более мягким разновидностям спора, когда необходимо определить общие позиции, выбрав золотую середину среди разных мнений. В дискуссии нужна не только критика, но и изложение своей позиции, путей решения проблемы.

Обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения по поводу одной и той же проблемы. Педагог должен высказать свое отношение к ним и обосновать его.

Имитации рабочего дня воспитателя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и предлагается за определенное временя смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует удачи и недостатки.

Разгадывание педагогических кроссвордов помогает расширить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми. Кроссворды можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях.

Интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами. В данном случае тематика обсуждаемых проблем может быть как серьезной, так и шуточной. Подход к организации интеллектуальной игры с юмором повышает интерес воспитателей к участию в последующих педсоветах. Такие методы активизации педагогов приемлемы и в качестве методов повышения профессиональной компетенции воспитателей, своеобразного анализа общей культуры педагогических работников в период аттестации и самоаттестации как всего учреждения, так и отдельных педагогов.

Работа с инструктивно-директивными документами. Воспитателям заранее предлагают ознакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.

Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ним.

Ролевая игра - игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанника, либо заведующего или старшего воспитателя. Результатами этого процесса должны стать новые методические навыки и приемы, полученные всеми участниками.

Инициативные творческие микрогруппы педагогов Объединение группы в три-шесть человек на основании взаимной симпатии, личной дружбы и интерес к одной педагогической проблеме. Такие группы создаются лишь на добровольной основе. Данная форма позволяет быстрее в 3-4 раза, чем другими путями, освоить новую научную идею, так как снимаются психологические барьеры, а симпатия является мощным фактором, стимулирующим совместную деятельность.

Мозговая атака. Кратковременное разовое объединение группы педагогов, возникающее с целью овладения конкретной методической идеей или приемом, либо чтобы найти новое решение создавшейся учебно-методической проблемы. Подразумевает "полное погружение" в поставленную проблему.

Список использованной литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 49 с.
  2. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48 с.
  3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 38 с.
  4. Дик Н. Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 277 с.
  5. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2003.
  6.  Ерофеева Н. Ю., Иванченко с. Н., Лизинский В. М. Педсовет: идеи, методики, формы. – М., 2010. – 254 с.
  7. Маневцова Л. М. Организация педагогического совета в условиях повышения требований к качеству управления ДОУ. //Дошкольная педагогика. 2004 Январь – Февраль; с. 32 – 35.
  8. Орлов А. И. Принятие управленческих решений. /Менеджмент. - М.: Знание, 2010. - с. 149 – 155.
  9. Панфилова  А. П. Игротехнический менеджмент. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2012. – 413 с.
  10.  Папкин  А.И.   Основы   практического   менеджмента:   Учебное  пособие.   -   М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 411 с.
  11. Педагогический совет: технология: подготовки и практические разработки. -  М.: Глобус, 2015. - 207 с.
  12. Педагогические советы. Вып. 1 /Сост. Л. М. Сыромятникова.  – Волгоград: Учитель, 2011. – 212 с.
  13.  Педагогический совет в системе работы школы. Авт.-сост. Воронина Е. В. - М.: 5 за знания, 2012. - 171 с.
  14.  Погребняк Л. П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты. – М. – Ставрополь, 2003. – 243 с.
  15.  Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2014. – 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов"

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогиче...

Методы активизации педагогов при подготовке и проведении педсоветов

В какой бы форме не проводился педсовет, важно, чтобы все его участники были активны, высказывали свою точку зрения, сомнения, делились опытом работы. И перед руководителем всегда встает вопрос: &laqu...

Статья "Формы и виды проведения педагогических советов в дошкольном учреждении"

В статье описаны виды педагогических советов и формы их проведения....

Приказ от 24.01.2022 №23 О подготовке и проведении педагогического совета №3 "Расширение и активизация лексических возможностей дошкольников во всех видах образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Приказ от 24.01.2022 №23 О подготовке и проведении педагогического совета №3 "Расширение и активизация лексических возможностей дошкольников во всех видах образовательной деятельности в соответст...