Планы по ЭРС
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Часть Программы, разработанная с учетом
национального регионального компонента.
Пояснительная записка.
Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Данное приложение к программе (региональный компонент) составлено с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности:
- Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
- Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.
- Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.
- Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
1. Социально-коммуникативно развитие
(социализация, коммуникация, труд, безопасность)
выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, с представителями другой национальности, приобретающее на каждом возрастном этапе более совершенные формы. Успешность общения проявляется во взаимопонимании и бесконфликтном взаимодействии. Общение на языке татарского народа и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основе формирования его самосознания.
Использование национального регионального компонента в направлении, социально-коммуникативного развития ребенка включает:
- развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РТ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых работающих на НКНХ, НШЗ; детей другой национальностей народов Поволжья, родной природы, общественной жизни.
- обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города.
- расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи города Нижнекамска.
2. Познавательно развитие
главным является развитие познавательного интереса и любознательности в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края.
Основными задачами познавательного развития детей с учетом национально – регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и в городе Нижнекамск.
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности широко использовать возможности народной и музейной педагогики.
3. Речевое развитие
(чтение художественной литературы)
Основными задачами речевого развития детей с учетом национально – регионального компонента являются:
- обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах.
- ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям татарского, русского и других народов, проживающих в РТ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам.
4. Художественно-эстетическое развитие
(музыка, художественное творчество)
рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами культуры, в том числе национальной.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:
- создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;
- развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике Татарстан, родного города.
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарских, русских и других народов.
5. Физическое развитие
(физическая культура, здоровье)
заложено начало формирования здорового образа жизни.
Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
- создание условий в дошкольном образовательном учреждении;
- развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;
- осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Нижнекамск;
- совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.
II младшая группа.
(от 3 до 4 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края.
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей.
Воспитывать интерес к труду взрослых, учить с уважением относиться к их труду.
Развивать речь детей.
Содержание направлений с учетом этнокультурного – регионального компонента (ЭРК) | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр. Развитие всех компонентов устной речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи родного языка. Развитие свободного общения с взрослыми на родном языке. Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края. Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности), отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку), используя малые формы устного творчества своего народа. |
2 | Познавательное развитие | Создание условий для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей, развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности. Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды. Расширение знаний детей о своем родном городе – Нижнекамске; воспитание интереса к явлениям родной природы. |
3 | Речевое развитие | Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка, приобщения его к культуре чтения художественной литературы. Ознакомление с образцами татарского фольклора: потешками, закличками, пальчиковыми играми, сказками. Формирование умений правильного понимания смысла произведений. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами татарского фольклора. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр. Формирование интереса татарскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий татарским орнаментом. Использование узоров «Листья», «Тюльпан», в ИЗО деятельности. |
5 | Физическая культура | Развитие интереса к подвижным играм татарского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. |
Комплексно-тематическое планированиево II младшей группе.
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие (чтение художественной литературы) | Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) |
Нижнекамск, Татарстан | |||||
сентябрь - май | Игры. «Тюбетейка» «Маэмай» «Через ручеек» «Попади в круг» «Найди свой цвет» «Едет машина» «Пузырь» | Беседы. - «С кем я живу» - «О мамах и папах» Рассматривание альбомов. - «Моя семья» - «Труд взрослых в семье» Игровое упражнение «Готовим чак-чак» (баурсак) | Беседы. - «В каком городе ты живешь?» (учить детей назвать свой родной город (село, поселок), улицу, на которой они живут)
- «Как ты провел выходные?» (как они провели выходные дни, с кем гуляли, где). Дидактическая игра - «Собери машину» - «Сигнал светофора» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички: - «Баю-баюшки…» пер. В Тушновой - «Пальчик-пальчик, где ты был?» пер. Р.Ахмета Татарские народные сказки. - «Медведь и дед», «Коза и волк», пер. Р.Кожевниковой Поэзия. - «Наступила осень...» А. Ерикеев, «пер. Р.Ахметова - «Клубника», «Булат» Р.Валеева, пер. В Валеевой, - «Солнце» Р.Курбан, пер. С.Малышева Проза. - «Два петуха» А. Алиш Для заучивания наизусть. - «Этот палец- дедушка…» - «Падает снег» Р. Миннуллин | Музыка. Слушание. - «Апипа» татарская народная мелодия, обработка Р.Еникеевой, - «Кошка» муз. М.Музафарова, сл. А.Ерикея, - «Игра в лошадки» муз. Х.Ахмтова Музыкально-ритмические движения - «Погуляем» муз. Ф Шаймардановой, - «Паровоз» муз. Р.Ахияровой, Пляски и хороводы. - «Татарский танец» - «Танец с погремушками» татарская народная мелодия, обр. Л.Шигабетдиновой Музыкальные игры. - «Дождик» муз. И.Якубова, сл. Р.Валеевой - «Воробушки и кот» муз.и сл. М.Андержановой - «Солнышко и дождик» муз. Т.Вафиной, сл. К.Закировой ИЗО деятельность. Лепка. - Тарелка, пиала Аппликация. - «Красивая тарелка» Рисование. - «Узор на платке» (салфетке) Праздник. - «Сабантуй» |
Россия | |||||
ноябрь - апрель | Игры. «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кролики», «Лохматый пёс», «Попади в круг» | Беседы. - «Что делать если потерялся», - «Машины на нашей улице» | Беседы. - «Кем работают твои родители» - Познакомить с названиями и назначением общественного транспорта в городе Дидактическая игра - «Собери дорогу» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Пальчик-мальчик» - «Заинька, попляши» - «Радуга-дуга…» Сказки. - «Теремок» - «Волк и козлята» Поэзия. - «Девочка чумазая» А. Барто - «Муха – цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» К. Чуковский Проза. - «Ёж», «Лиса» А.Н. Толстой - «Петешок с семьей» К. Ушинский - «Купание медвежат» В.Бианки Для заучивания наизусть. - «Пальчик-мальчик» - «Как у нашего кота…» - «Огуречик, огуречик…» | Музыка. Слушание. - «Грустный дождик» - «Вальс» муз. Д. Кабалевского - «Дождик и радуга» муз. С. Пракофьева Пение. - «Петешок», «Ладушки» рус. народные песни Музыкальные игры. - «Игра с погремушками» финская народная игра - «Игра с цветными флажками» рус. народная мелодия ИЗО деятельность. Лепка. - «Неваляшка» - «Цыпленок» - «Яблоки лежат на тарелке» Аппликация. - «Украсим Маше сарафан» Рисование. - «Моя любимая игрушка» - «Здравствуй, солнышко» - «Снег кружится» - «Дождик» Праздники. «Масленица» |
Средняя группа.
(от 4 до 5 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. Знакомить с достопримечательностями родного города (села).
Развивать интерес к культурному наследию татарского народа.
Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Содержание направлений с учетом этнокультурного – регионального компонента (ЭРК) | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | Формирование у детей интереса к изучению родного и второго государственного языка через создание национального культурного пространства в ДОУ. Побуждение детей к общению, используя информационно-коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядность. Формирование первичных представлений о РТ, России. Воспитание навыков вежливого обращения к взрослым и сверстникам, стремление вести себя сдержанно. Развитие представлений о справедливости, доброте, дружбе, смелости, правдивости. Ознакомление с опасными ситуациями при контакте с животными и насекомыми, с элементарными приемами первой помощи. Формирование представлений об опасных для человека ситуациях на природе (ядовитые растения и грибы). Закрепление знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира на улицах родного города. Формирование представлений о видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в произведениях писателей и поэтов своего города, татарского и русского народа. Поощрение и закрепление желания трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых. |
2 | Познавательное развитие | Ознакомление с достопримечательностями родного города, столицей Татарстана - Казань и с растительным и животным миром родного края. Развитие интереса культурному наследию татарского и русского народа. |
3 | Речевое развитие | Формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка, приобщения его к культуре чтения художественной литературы. Ознакомление детей с малым жанром татарского и русского фольклора, с ярко иллюстрированными книгами писателей и поэтов родного города. Воспитание эмоционального восприятия содержания произведений. Формирование умений понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характеры персонажей. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с народными музыкальными инструментами: гармонь («гармун»), балалайка. Совершенствование умения детей чувствовать характер музыки; ознакомление с простейшими движениями, характерными для татарского национального танца. Формирование интереса татарскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий татарским орнаментом. Использование узоров «Листья», «Тюльпан», «Колокольчик» в ИЗО деятельности. Ознакомление детей с городецкими изделиями, выделяя элементы (бутоны, купавки, розаны, листья). Закрепление умений использовать элементов дымковской росписи для создания узоров. |
5 | Физическая культура | Ознакомление с татарскими и русскими народными играми, развитие интереса к народным играм. Развитие творческих способности детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: быстроту, ловкость, выносливость во время подвижных игр; совершенствование двигательные умения и навыки детей. |
Комплексно-тематическое планирование в средней группе.
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммутативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие (чтение художественной литературы) | Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) |
Нижнекамск, Татарстан | |||||
сентябрь - октябрь | Игры. «Гуси лебеди» «Серый волк» «Лисички и курочки» | Беседы. - «Моя Республика Татарстан» - «Знакомство с улицей города» - «Поведение в транспорте» - «Беседа о семье» - «Вежливые слова» (на татарском языке) - «Витамины» Рассказ воспитателя о родном городе. Рассматривание иллюстраций о шинном заводе | Беседы: - «Грибы» - «Комнатные растения» - «Профессии» Дидактическая игра. «С какого дерево листок» | Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Минемөем» Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички, считалки, прибаутки: - «Дождик, дождик, пуще…», - «Палец, палец, где ты был…» пер. Н.Ишмухаметова Сказки. - «Два лентяя» обр. С.Гильмутдиновой - «Лиса и Журавль» пер. Р.Кожевниковой Литературные сказки - «Бояка и Небояка», «Глупый зайчонок» А.Алиш пер. А.Бендецкого Поэзия. - «Петушок...» Б. Рахмат, пер. Е. Муравьева - « Кукле платье подарила» Р.Валеева, пер. В. Валеевой - «Про папу с мамой» Р. Миннуллин, пер. С. Малышева - «Колыбельная песня» Г.Тукай. пер. В.Тушновой Проза. - «Дядя рабочий» А.Алиш, пер. Г.Каримовой - «Снег идет» М.Хасанов, пер. М.Зарецкого - «Медведи» Батулла, пер. Л.Хафизовой Для заучивания наизусть. - «Пальчик, пальчик, где ты был?...» пер. Р. Ахметова - «Как время зовется?...» Г.Тукай, пер. В.Лунина | Музыка. Слушание. - «Әпипә» в обработке Ю.Виноградова - «Сабантуй» татарская народная мелодия обр. Р.Еникеевой, сл. Н.Садри - «Хороводная», «Давайте потанцуем» (диск «Шома бас») Пение - «Колыбельная» татарская народная мелодия сл. Р.Минуллина - «Возле елки» муз.и сл. Г.Гараевой, обр. Р.Еникеевой - «Весна» муз. Ф.Шаймардвновой, сл. Ш.Галиева Музыкальные игры. - «Самолеты» муз. А.Монасыпова («Этюд») - «Удар в бубен» татарская народная мелодия обр. В.Валиевой Игры с пением. - «Тюбетейка» татарская народная мелодия обр. Р.Еникеевой - «Веселый мячик» татарская народная мелодия обр. Т.Тимершиной ИЗО деятельность. Лепка. - «Покормим птичек» - «Подарок моему другу» Аппликация. - «Дом, в котором я живу» - «Украсим фартук» Рисование. - «На улицах города» - «Украшение платка» |
Россия | |||||
ноябрь | Игры. «У медведя во бору…» «Сбей булаву» «Ручеек» «Уголки» | Беседы. - «Страна, в которой мы живём» - «Какими видами транспорта можно путешествовать по России» - «Друг детей - светофор» Дидактические игры. - «Три цвета светофора» - «Дети-пешеходы и дети - пассажиры» Изготовление костюмов для игр-драматизаций по русским народным сказкам. | Беседы. - «В деревне» - «О профессии повара» Дидактические игры. - «У кого колечко?» - «Что изменилось?» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Наш козёл…» - «Гуси, вы гуси…» Сказки. - «Про Иванушку - дурочка» обр. М. Горького - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обр. А.Н. Толстого Поэзия. - «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет - «Улицей гуляет» М. Дружинина - «Багаж» С. Маршак - «Вот какой рассеянный» С. Маршак - «Дядя Степа» С. Михалков Проза. - «Братишка» В. Вересаев - «Показательный ребенок» М. Зощенко - «Заплатка» Н. Носов Литературные сказки. - «Федорино горе» К. Чуковский Басни. - «Отец приказал сыновьям…» Л. Толстой | Музыка. Слушание. - «Колыбельная» муз. А.Гречанинова - «Осенняя песенка» муз.Д. Васильева- Буглая, сл. А. Плещеева Пение. - «Баю- бай» муз. М. Красина, сл. М. Черный - «Кошечка» муз. В. Витлена, сл. Н.Найденовой Песни из детских мультфильмов - «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского Музыкальные игры - «Жмурки» муз. Ф. Флотова - «Веселые мячики» муз. М. Сатулина ИЗО деятельность. Лепка. - «Дымковская лошадка» Аппликация. - «Хоровод матрёшек» (коллективная работа) Рисование. - «Украсим сарафан Насти» (дымковская роспись) Праздники. - «Вечер русских народных сказок» - «Капустник» |
декабрь | Игры. - «День и ночь» - «У медведя во бору» - «Мяч через сетку» - «Сова» | Беседы. - «Великий город - Москва и её достопримечательности» - «Рассказ воспитателя о России» - «Москва – столица нашей России» - «Поведение на дороге» Дидактические игры. - «Гости Москвы» - «Сигналы светофора» - «Ловкий пешеход» | Беседы. - «О космосе» - «Наш детский сад» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Ножки, ножки где вы были?..» - «Сидит, сидит зайка…» Сказки. - «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля - «Зимовья» обр. И. Соколова - Микитова Поэзия. - «Живи, елочка!» И.Токмакова - «Зима» И.Суриков, «Разгром» Э. Успенский Проза. - «Подкидыш» В. Бианки - «Как елку наряжали» Л.Воронкова Литературные сказки. - «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Д. Мамин-Сибиряк | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом -Балалайка Слушание - «Мама» муз. П. Чайковского - «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик») Пение. - «Песня о Родине» И.Дунаевского - «Санки» муз. М. Красева, сл. О. Высотской - «Снежинки» муз. О. Берта, обр. Н. Метлова, сл. В. Антоновой Музыкальные игры - «Займи домик» муз. М. Магиденко - «Ловишки» рус. нар. мелодия ИЗО деятельность. Лепка. - «Сказочная птица» (филимоновская роспись) Аппликация. - «Украшение пояска» (филимоновская роспись) Рисование. - «Наряд русской красавицы» (филимоновская роспись) Праздники. - «Волшебная снежинка» - новогодний праздник, - «Рождество» |
Татарстан | |||||
январь | Игры - «Перехватчики» - «Изобрази предмет» | Рассказ воспитателя о городе Казани. Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Казани. Беседы. - «Татарские национальные блюда» - «Машины у светофора» Игры-имитации «Как правильно перейти дорогу на сигналы светофора» | Беседы: - «Зимующие птицы» - «Зимушка зима» Дидактическая игра - «Транспорт» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Ворона каркает…» пер. З.Нигматова Сказки - «Два лентяя» обр. С.Гильмутдиновой Поэзия. - «Гусята» Ш.Маннур, пер. Л.Топчия - «В автобусе?»Ш. Галиев, пер. В. Баширова и Э. Блиновой «Приходи, весна, скорей» Р.Валеева пер. Е. Муравьева - «Асия» Б.Рахмат, пер. Г. Абрамова Проза. - «Дядя рабочий» А. Алиш, пер. Г. Каримовой Литературные сказки. - «Хвост» А. Гаффар - «Бояка и Небояка» А. Алиш, пер. А. Бенденского Для заучивания наизусть. - «С добрым утром!» X. Халиков, пер. Е. Муравьева | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом - Курай Песенки, потешки, заклички, считалки, прибаутки. - «Попляши!», - «Найди свою пару» (диск «Шома бас») - «Попляши да попляши...», пер. А. Аминова Слушание - «Часы» муз. Ф.Ахметова - «Скачки» муз. Л.Батыр-Булгари Пение - «Платье для куклы» муз. Н.Бакиевой - «Жеребенок» муз. А Бакирова, сл. А.Бикчентаевой, пер. С Малышева Музыкальные игры: «Найди себе пару» муз. Р.Зарипова ИЗО деятельность. Лепка. - «Татарское национальное блюдо чак-чак» Аппликация. - «Украшение подушки» Рисование. - «Украсим полотенце» |
Россия | |||||
февраль | Игры. - «Зайцы и волк» - «Лиса в курятнике» - «Пастух и стадо» - «Стрелок» - «Перепрыгни через ров» | Беседы. - «Добрые и вежливые русские слова » - «Почему мы не говорим на одном языке» - «Я умею одеваться», - «Папы, дедушки - солдаты» Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества. | Беседы: - «На чем мы ездим» - «Во что я люблю одеваться» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Барашеньки…» -«Дон! Дон! Дон!» Сказки. - «Лиса, волк и медведь» - «Петушок и бобовое зернышко» Поэзия. - «Уехали» А. Барто, - «Песенка про сказку» Ю. Мориц Проза. - «Бодливая корова» К. Ушинский - «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» А. Веденский Литературные сказки. - «Тараканище» К. Чуковский Заучивание наизусть. - «Ветер, ветер! Ты могуч…» А. Пушкин | Музыка. Слушание - «Как у наших у ворот» рус.нар. мелодия - «Марш» муз. Л. Шульгина Пение - «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской - «Лошадка» муз. Т. Ломовой, сл. М. Ивенсен Музыкальные игры - «Самолёты» муз. М. Магиденко ИЗО деятельность. Лепка. - «Что было в избушке трёх медведей» Аппликация. - «Украшение солонки» (городецкая роспись) Рисование. - «Роспись доски» (городецкая роспись) Праздники. - «Масленица», - «М. Джалиль - татарский поэт - герой». |
Татарстан | |||||
март | Игры. - «Пробеги незаметно» - «Кошка и птички», - «Мяч через сетку» - «Серый волк» | Беседы. - «Животный мир Татарстана» - «Птицы родного края» - «Моя родная улица» - «Правила поведения в детском саду» Изготовление кормушек для птиц. Дидактическая игра. - «Шофер» - «Пешеходы и транспорт» | Беседы: - «Животные нашего края» - «Перелетные птицы» - «О правилах дорожного движения» Дидактическая игра «Отгадай и назови» (фрукты и овощи) | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Я плясать большой мастак» пер. Р.Ягафарова, пер. Л.Кузьмина Сказки. - «Два лентяя», обр. С. Гильмутдиновой - «Смышленая ворона» пер. Л.Замалетдинова Поэзия. - «Мой пес», «Храбрый заяц»М. Джалиль - «Мы поедем к бабушке» Р.Валеева пер. В Валеевой Проза. - «Моряк» М.Хасанов, пер.М.Зарецкого Литературные сказки. - «Рыбка-мерзлячка» А.Гаффар - «Водяная» Г.Тукай Для заучивания наизусть. - «Как время зовется?» Г. Тукай, пер. В. Лунина | Музыка. Песенки, потешки, заклички, считалки, прибаутки. - «Парный танец» - «Подружились» (диск «Шома бас») Слушание - «Мой зайчишка» муз. Л.Батыр-Булгари, сл. Н.Исанбет - «Колыбельная» муз. Р.Ахияровой, сл. Г.Афзал, пер. С.Малышева Пение - «Танец для мам» муз. и сл. Ф.Шаймардановой Музыкальные игры с пением - «Игра с мишкой» муз. Л.Хисматуллиной, сл. Народные - «Золотые ворота» муз. Ф.Шаймардановой, сл. Народные ИЗО деятельность Лепка. - «Птицы на участке» Аппликация. - «Снегири и синицы у нас в гостях» Рисование. - «Животные -главные герои татарских народных сказок» Праздник. - «Карга боткасы» |
Россия | |||||
апрель | Игры. - «Зайка серый умывается» - «Кто ушёл?», - «Лошадки» - «Бояре» | Беседы. - «Деревья родного края» - «Цветы, трава, насекомые на лужайке» - «Как вести себя в лесу» Дидактическая игра. - «Летают, прыгают, бегают» - «Детки, с какой ветки?» | Беседы. - «Труд взрослых прачка» - «Я такой» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Иди, Весна, иди, Красна…» Сказки. - «Лисичка-сестричка и серый волк» - «Зимовье зверей» Поэзия. - «Весна» Г. Ладонщиков - «Посидим в тишине» Е. Благинина - «А что у вас?» С. Михалков - «Почему рассердилась бабушка?», «Белая береза» С. Есенин Проза. - «Бабушкин садик» С. Георгиев - «Неслух» Н. Сладков Литературные сказки. - «Волшебная иголочка» В. Осеева - « У слонёнка день рождения» Д. Самойлов Для заучивания наизусть. - «Одуванчик» Е. Серова - «Спи, младенец мой прекрасный» М. Лермонтов | Музыка. Слушание. - «Жаворонок» муз. М. Глинки - «Новая кукла», «Болезень куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского) Пение. - «Дождик» муз. М. Красева, сл. Н. Френкель - «Воробей» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова Музыкальные игры. - «Веселая карусель» рус.нар. мелодия ИЗО деятельность. Лепка. - «Дымковский петушок» Аппликация. - «Весна в лесу» (коллективная работа) Рисование. - «Роспись пасхальных яиц» (филимоновскя роспись) Праздники. - «Пасха», - «День рождения Г. Тукая» |
май | Развлечение «Мы любим играть» | Беседа. - «Край мой - Татарстан» | Беседа. - «Наша дружная семья» | Литературная викторина. «Путешествие по знакомым произведениям» | Выставка детских работ. Праздники. - «Сабантуй» |
Старшая группа.
(от 5 до 6 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Расширять представления детей о родной стране; о государственных (Новый год, День защитников Отечества, День Победы, 8 Марта) и народных (Сюмбеля, Навруз, Сабантуй) праздниках.
Дать сведения о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа. Почитать обычаи народов Республики Татарстан.
Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Прививать любовь к музыке, живописи, литературе, искусству народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан)
Содержание направлений с учетом этнокультурного – регионального компонента (ЭРК) | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | Формирование представлений о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа; почитания обычаев и традиций башкирского, чувашского народа. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки играть, трудиться, заниматься сообща, стремления радовать старших хорошими поступками. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей. Воспитание культуры общения. Совершенствование диалогической речи. Общение с взрослыми и детьми в повседневной жизни на татарском и русском языках. Расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости. Продолжение формирования представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, через ознакомление с трудовыми традициями и обычаями татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Совершенствование правил поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах: быть скромным, сдержанным, громко не разговаривать, соблюдать порядок, чистоту; уступать место в транспорте старшим и младшим. Формирование осторожного отношения к опасным для человека ситуациям в окружающем мире. |
2 | Познавательное развитие | Воспитание дружественных чувств к народам других национальностей. Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с историей, культурой, традицией и природой народов Поволжья (Чувашия, Башкортостан). Расширение кругозора детей при изучении информационного, наглядного материала о столице и других городов РТ. |
3 | Речевое развитие | Ознакомление с художественной литературой, устным творчеством татарского, русского, башкирского и чувашского народов. Подведение детей к пониманию смысла поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образного содержания сказок, нравственного смысла изображённого. Формирование интонационной выразительности в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей татарского, русского, чувашского, башкирского народов, совершенствование умений рассказать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (русск.), курай (башкир), волынка («сарпай» - чув.), комуз («кубыз» - тат). Продолжение знакомства с татарским орнаментом: гвоздика, трехлистник. Расширение представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (тканые изделия, кожаная мозаика) Ознакомление с гжельской росписью, с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки) Формирование представлений об орнаменте и о национальной одежде башкирского и чувашского народов. Побуждение желания создавать узоры на бумажных силуэтах, в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка) одежды и головных уборов (кокошник, платок, пояс, калфак, сурпан) и предметов быта (ковер, салфетка, полотенце) |
5 | Физическая культура | Ознакомление с башкирскими и чувашскими народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые татарские и русские народные подвижные игры, доводить их до конца. Совершенствование двигательных умений и навыков детей. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко. Воспитание у детей сознательного отношения к своему городу. Своему здоровью, стимулирование желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни, используя устное народное творчество своего народа и народов разных национальностей (Чувашия, Башкортостан, Россия). Развитие самоконтроля у детей по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий, построенных на основе народных музыкальных подвижных игр и эстафет. |
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе.
Месяц | Физическое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие (чтение художественной литературы) | Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) |
Нижнекамск, Татарстан | |||||
сентябрь | Игры. - «Маляр и краски», - «Кошка и мыши» - «Серсо» - «Колечко» - «Тимербай» | Беседы. - «Мой семейный альбом» - «Самые красивые места, достопримечательности родного города» - «Мы не одни живем на земле» - «Шурале попал в беду» (противопожарная безопасность) | Рассматривание иллюстраций. - «Национальный парк «Нижняя Кама» - Презентация «Казань – столица РТ» Беседы. - «Береги природу» - «Как готовится природа к зиме» | Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Уйный-уйныйүсәбез» Чтение художественной литературы: Песенки, игровой фольклор. - «С добрым утром…» пер. В.Баширова и Э.Блиновой - «Мешок» пер. Р.Ягафаровва пересказ Л.Кузьмина Сказки. - «Глупый волк», пер.Р. Ахметова - «Как Таз рассказывал падищаху небылицу» Поэзия. - «Осень» (отрывок) Г. Тукай, пер.А. Ахметовой - «Тюбетейка и калфак» Р. Валеева, пер. Е.Муравьева Проза. - «Чем занимаются люди», А. Алиш, пер. Г. Каримовой; Литературные сказки. - «Червяк идет в гости» А.Гаффар Для заучивания наизусть. - «Наша семья» Г.Тукай, пер. Е. Тушновой | Музыка. Знакомство с музыкальным инструментом: «Кубыз». Слушание - Государственный гимн РТ муз. Р.Яхина, сл. Р.Байтимерова - «Утро» муз. Н.Жиганова Пение - «Солнечный край» муз. Л.Батыр-Булгари, сл. А.Рашитова, пер. С Малышева Песенки. Игровой фольклор. - «С добрым утром…», пер.Р. Ягафарова, перес.Л. Кузьмина Игры с пением. - «Малика» муз. Ф.Шаймардановой, сл. народные ИЗО деятельность. Лепка. - «Лабиринт сказок» (герои сказок А. Алиша) - «Друзья для Нечкәбил» (украшение калфака) Рисование. - «Поспешим на помощь краскам» (украшение платка для әби) |
октябрь | Игры. - «Лиса и куры» - «Карусель» - «Ловишки» | Беседы. - «Традиции и культура татарского народа» - «Старые виды ремесла: плетение и ткачество» - «Культура поведения на природе» | Дидактическая игра. - «Что, где растет» (растения луга, леса, сада, водоема, комнатные растения) Презентация «Достопримечатель-ности нашего города» | Чтение художественной литературы: Песенки, игровой фольклор. - «Мешок», «Лисонька…» пер. Р.Ягафарова пересказ Л.Кузьмина Сказки. - «Три дочери» обр. С.Гильмутдиновой пер. Л.Замалетдинова Литературные сказки. - «Лесные разбойники» Р. Батулла, пер. Э. Умерова Поэзия. - «Часы» М.Джалиль пер. Я.Козловского - «Стою я на посту» Р.Минуллин, пер. С.Малышева Проза. - «Воспитанный ребенок» Р. Фахреддин пер. Р.Ахмета - «Чем занимаются люди А.Алиш», пер. Г.Каримовой Для заучивания наизусть - «Поздравляю тебя, мама» Р.Валеева, пер. В.Валеевой | Музыка. Слушание - «Грустная мелодия» (из цикла «Четыре пьесы) муз. А.Монасыпова - «Шурале» муз. А.Ключарова - «Лирический танец», татарская народ. мелодия в обраб. А. Ключарева. Пение - «Праздник листьев» муз. Р.Еникеевой, сл. Л.Лерона, пер. Р.Архипова - Пение «Көз, көз, әйтәле» Музыкальные игры. - «Передача платочка» татарская народная мелодия обр. В.Валиевой Игры с пением. - «Морская фигура» муз. Ф Шаймардановой, сл. народные ИЗО деятельность. Лепка. - «Я слепил бэлеш» Аппликация. - «Орнаментация каймы» (тюбетейка, калфак) Рисование. - «Украсим Айсылу платьице» |
ноябрь | Игры. - «Скок-перескок» - «Займи место» - «Горшки продаем» | Беседы. - «Татарский растительный орнамент» - «Плачет хлебушко, когда его ест лентяй» - «Как жили наши предки» Заучивание татарских пословиц. | Беседы. - «Погода и здоровье» - «Красивые места нашего города» Дидактическая игра. - «Угадай, чей голос» (домашние и дикие животные нашего края - аудиозапись) Рассматривание «Символика РТ» | Чтение художественной литературы: Песенки, игровой фольклор. - «Шутка» пер. И.Законова Сказки. - «Три дочери», обраб. С. Гильмутдиновой Поэзия. - «Воспитанный ребенок» Р.Фахруддин - «Как я училась считать» А.Алиш, пер. Л.Файзуллиной Проза. - «Сладкое лето» Ф. Зариф, пер. Н.Бурсаковой Литературные сказки. - «Петух и часы» Г. Галеев, пер. Л. Файзуллиной. Для заучивания наизусть - «Дедушка Мороз» А.Кари, пер. Е. Муравьева | Музыка. Слушание - «Уммегульсум» татарская народная мелодия, обр. Ф.Фаизовой - «Колыбельная» муз. М.Яруллина Пение - «Петушок» муз. Дж. Файзи, сл. М.Джалиля, пер. Ю.Лапатина Музыкальная игра - «Найди себе пару» татарская народная мелодия, обр. Ф.Залялютдиновой Игра с пением - «Узнай по голосу» муз.и сл. В Валиевой ИЗО деятельность. Аппликация. - «Украшение полотенца» Рисование. - «Роспись блюда» Праздник. - Драматизация по произведениям А. Алиша (силами детей) |
Башкортостан | |||||
декабрь | Игры. - «Жмурки в кругах» - «Юрта» | Беседы. - «Традиции и культура башкирского народа» - «Как рубашка в поле выросла» - «Гостеприимные башкиры» | Презентация «Достопримечательности столицы Башкортостан -Уфы» | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Медведь и пчелы» - «Алп-батыр» - «Сказка о курае» - «Егет, звавший на помощь нужду» | Музыка. - Слушание башкирских народных мелодий - Знакомство с башкирским музыкальным инструментом: «Курай» - Пение «Кыш бабай» ИЗО деятельность Лепка. - «Путешествие в сказку» (герой башкирских сказок) Аппликация. - «Украшение башкирской национальной одежды» Рисование. - «Башкирский ковер» Праздник. - «Яңа ел» |
Россия | |||||
январь - апрель | Игры. - «Гуси-лебеди» - «Мышеловка» - «Мы веселые ребята» - «Гори, гори ясно!» - «Как у дядьки Трифона» - «Золотые ворота» - «По малину» - «Хитрая лиса» | Беседы. - «Традиции и культура русского народа» - «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» - «Русские народные промыслы» Дидактические игры. - «Русский наряд для куклы» - «Сложи узор» - «Дымковское лото» - «Русское лото» Словесно-дидактические: - «Летает, не летает» - «Кто любит?» - «Закончи пословиц» | Беседы. - «Москва – столица России» - «Семьи большие и маленькие» - «Наша страна Россия. Природа нашей страны» - «Что я думаю о себе и о других» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Как на тоненький ледок…» - «Николенька-гусачок…» - «Ранним-рано поутру…» - «Дождик, дождик, веселей…» - «Божья коровка…» Сказки. - «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы - «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой - «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого - «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы - «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова Поэзия. - «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин (из романа «Евгений Онегин») - «Зимний вечер» (в сокр.) - «Береза», «Черемуха» С. Есенин Проза. - «Малыш и Жучка» (главы) В. Дмитриева - «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка» Л. Толстой - «Живая шляпа» Н. Носов - «Горбушка» Б. Алмазов Литературные сказки. - «Серебряное копытце» П. Бажов - «Крупеничка» Н. Телешов - «Цветик-семицветик» В. Катаев - «Сказка о царе Салтане» А. Пушкин - «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной. Для заучивания наизусть. - «Посидим в тишине» Е. Благинина - «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила») А. Пушкин - «Вот моя деревня» И. Суриков - «Мирная считалка» М. Карем, пер. с франц. В. Берестова | Музыка. Слушание - «Марш», муз. Д. Шостаковича - «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова Пение - «Журавли» муз. А. Лившица, сл. М. Познанской - «К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен - «Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой Музыкальные игры. - «Колпачок» - «Ой, заинька по сенечкам» - «Ворон», рус. нар. песни - «Заинька», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова - «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского - «Ежик и мышки» муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. ИЗО деятельность. Рисование. - «Косынка для куклы» (дымковская роспись) - « Узор на полосе» (городецкая роспись) - «Голубое чудо гжели» Аппликация. - «Украшение кокошника для русской красавицы» Лепка. - «Сказочная птица» (дымковская игрушка) Развлечение. - «Встреча со сказкой» (инсц-ка д). |
Татарстан | |||||
февраль | Игры. - «Серый волк» - «Жмурки» - «Тимер-бай» - «Чума үрдәк, чума каз» | Беседы. - «О названиях улиц на которых живут дети » - «Двор, о котором мечтаю во сне» - «Они защищали наше Отечество» | Беседы. - «Город, в котором я живу» - «Имя, отчество и фамилия» | Чтение художественной литературы: песенки, игровой фольклор. - «Даут с петушком» пер. Р.Ягафарова пересказ Л.Кузьмина Сказки. - «Саран и Юмарт» - «Зилян» Поэзия. - «Зима» Дж. Тарджеманов, пер. М. Ивансен - «Стою я на посту» Р. Миннуллин. - «Скоро весна» Ф. Карим, пер. Т. Стрешневой Проза. - «Мама сказала» А. Хасанов, пер. Ф. Зарифуллина Для заучивания наизусть - «Поздравляю тебя, мама» Р. Валеева, пер. Р. Валеева | Музыка. Знакомство с музыкальным инструментом - Гармун Песенки. Игровой фольклор. - «Навруз, Навруз…» пер. Р. Ягафарова Игра с пением. - «Малика» муз. Ф. Шаймардановой, сл. народные Пляска с пиалами. ИЗО деятельность. Лепка. - «Любимые герои стихотворений М. Джалиля» Аппликация. - «Тюбетейка для дедушки» Рисование. - «Украшение фартука» Праздник. - «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы) |
Чувашия | |||||
март | Игры. - «Хищник в море» -«Рыбки» - «В цветы» | Беседы. - «Традиции и культура чувашского народа» | Беседы. - «Достопримеча-тельности столицы Чувашии - Чебоксары» | Сказки. - «Почему сосна и ель вечно зеленая», пер. С. Шуртакова - «Вот будет здорово!» - «Красавица Плаги» - «Приметливый портной» | Музыка. Знакомство с национальным инструментом - «Сарпай» - волынка Пение. - «Әнилэр бәйрәме» - «Яз килә» ИЗО деятельность. Лепка. - Чувашское национальное блюдо-хуплу Аппликация. - «Чудо-чудное, диво-дивное» (украшение салфетки) Рисование. - «Разные-разные сурпаны» Праздник. - «Щеварни» - Масленица - «Навруз» |
Татарстан | |||||
апрель | Игры. - «Спутанные кони» - «Кто первый?» | Беседы. - «Знаменитые наши земляки» (художники, композиторы) - «Татарская вышивка» - «Витамины» нашего края укрепляют организм» | Беседы: - «Водоемы – РТ» - «Промышленные предприятия – города Нижнекамск» Презентация. - «Веселый праздник «Сабантуй» | Чтение художественной литературы: Игровой фольклор. - «Даут с петушком» пер. Р.Ягафарова Сказки. - «Кто сильный?» - «Старик и лиса» Поэзия. - «Больнее было бы…» Р. Корбан, пер. С. Махотина - «Люблю гостей» Р.Минуллин пер. С.Малышева Проза. - «Как я учился считать» А. Алиш, пер. Л. Файзуллиной Литературные сказки. - «Лейсан» Ф.Шафигуллин - «Лесные разбойники» Р.Батулла Для заучивания наизусть - «Хочу быть шофером» Э. Шарифуллина | Музыка. Песенки. Игровой фольклор. - «Навруз, Навруз…» пер. Р. Ягафарова Слушание. - «Вальс» муз. С.Сайдашева Пение. - «Пришла весна» муз. Дж. Файзи Танец. - «Потанцуем» муз. А. Абдуллина ИЗО деятельность. Лепка. - «Путешествие в сказочной стране» (герои сказок Г.Тукая) Аппликация. - «Ичиги для мамы» Рисование. - «Кукла в национальном костюме» Праздник. - «Тукай безнең белән» |
Республики Поволжья | |||||
май | Игры. - «Тюбетейка» | Беседа. - «Край мой - Татарстан» | Беседа. - «Наша планета» - «День Победы» | Чтение художественной литературы: Поэзия. - «На сабантуе» Б.Рахмат Литературная викторина. - «Путешествие по знакомым произведениям» Для заучивания наизусть - «С добрым утром!» Х.Халиков | Лепка. - «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. - «Магазин народных промыслов» (коллективная работа) Праздник. - «Венок дружбы» |
Подготовительная группа.
(от 6 до 7 лет)
Задачи воспитания и обучения:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку; желание разговаривать па родном языке.
Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, искусством народов Поволжья (Россия, Татарстан, Чувашия, Башкортостан, Удмуртия, Марий Эль, Мордовия).
Содержание направлений с учетом этнокультурного – регионального компонента (ЭРК) | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа. Формирование представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами марийского, удмуртского и мордовского народа. Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников. На основе расширения знаний о Республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей. Обогащение словарного запаса детей словами используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях, во всех видах детской деятельности. Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе (на участке детского сада). Поощрение желания работать в коллективе. Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности. Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах. Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД. Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям. |
2 | Познавательное развитие | Формирование представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Татарстана(флаг, герб, гимн) Закрепление представлений о столице России-Москве, Татарстана-Казани, о государственных праздниках. Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях (памятник Г.Тукая, М. Джалиля, НКНХ, НШЗ, река Кама и др.), его природе, выдающихся личности (писатели, композиторы, художники). Формирование представления о Челнах, как о многонациональном городе. Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей. Расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре. Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов Поволжья (Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Башкортостан, Мордовия) |
3 | Речевое развитие | Ознакомление детей с художественной литературой и устным творчеством народов Поволжья. Закрепление умений понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи. Систематизирование знаний детей о творчестве народов Поволжья писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать. |
4 | Художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» - чув), гусли («карш» - марийск), волынка («шювыр» - марийск), скрипка, ложки (удм), домбра («думбра» - тат), дудка, деревянные ложки (русск). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина, Н. Жиганова и др. Слушание государственных гимнов России, Республик Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл; а также народной музыки республик Поволжья. Расширение представлений детей о народных промыслах (ювелирное дело, вышивка), о национальном орнаменте (пион, шиповник, разные виды листьев). Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовского). Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (удмуртский, мордовский, марийский). Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа. |
5 | Физическая культура | Ознакомление с мордовскими, марийскими и удмуртскими подвижными народными играми. Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр. Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость. Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников. |
Комплексно-тематическое планирование
в подготовительной группе.
Месяц | Физическое развитие | Социально-личностное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие (чтение художественной литературы) | Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) |
Нижнекамск, Татарстан | |||||
сентябрь - апрель | Игры. - «Угадай и догони» - «Снятие шапки» - «Нас было двенадцать девочек» - «Хромая лиса» - «Тимербай» - «Серый волк» (Соры бүре) - «Продаем горшки» (Чүлмәк сатыш) - «Скок-перескок» (Күчтем-күч) - «Займи место» (Буш урын) - «Жмурки» (Күзбәйләу) - Лисички и курочки» (Төлке һәм тавыклар) - «Мяч по кругу» (Төенчек) - «Спутанные кони» (Тышаулыатлар) | Беседы. - «Почему мы не говорим на родном языке» - Экскурсия в музей - Знакомство с природными богатствами РТ - Ознакомление с реками РТ Кама, Волга, Ик, Вятка, Белая - «Путешествие в прошлое одежды» | Беседы. - «Страны дружбы» - «Наш детский сад – большая семья» - «Народная культура и традиции» - «Что отличает город от деревни» - «Пословицы и поговорки»
| Тематика занятий по обучению детей татарскому языку по проекту: «Без инде хәзерзурлар-мәктәпкә илтә юллар». Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Загляни к нам солнышко», пер. Р. Ягафарова, перес. Л. Кузьмина - «Нардуган, мой Нардуган…» пер.Э. Каюмовой - «Мы косили, молотили..» (считалка) пер. В.Бояринова - «Пальчики» пер. Р.Ягафарова Сказки. - «О кривой березе пер. Г.Шариповой - «Гульчечек», пер. Р. Кожевниковой - «Луна и солнце» пер. И.Миннеханова Литературные сказки. - «шурале» (отрывок) Г.Тукай, пер. Р.Бухараева - «Скупая собака» (басня) К.Насыри, пер. Л.Сахаповой - «Родник» пер. Н.Бурсаковой - «Сын-Журавль» пер Э.Умерова Поэзия. - «Осень пришла» М. Джалиль, пер. Ю.Кушака - «Сады» Р. Корбан, пер. С. Махотина - «Мы с Волги, из Казани» С.Хаким, пер. Р. Морана - «Картошка» Р.Маннан - «Единственная» Ф. Яруллин, пер. Р. Кожевниковой - «Если будет хлеб» Р. Миннуллин, пер. С. Малышева - «Добрый зайчишка» Р. Мингалим, пер. В.Баширова - «Приезжайте в гости» Р. Миннуллин, пер. С. Малышева - «Считать умею» 3. Нури пер, Блантера - «Родной язык» Г.Тукай Проза. - «Воспитанный ребенок» (отрывок) Р. Фахреддин, пер. Р. Ахмета - «Куда бегут лекари?» В. Монасыпов - «Кому надо, а кому не надо» А.Алиш, пер. Н.Каримовой - «Птица Фариды» М. М. Хасанов, пер. М. Зарецкого - «Тихие улицы» А. Xасанов Для заучивания наизусть - «Зима» Ж. Тарджеманов, пер. М. Ивенсен - «Прощание с детским садом», Р. Миннуллин, пер. Э. Блиновой - «Забавный ученик» Г.Тукай, пер. Р.Морана | Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами -гармонь, курай, кубыз, домбра Слушание. - Государственный гимн РФ муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова - «Марш Татарстана» муз. Х.Валиуллина - «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (из цикла «Картинки природы») муз. Р.Яхина - «Утренняя заря» муз. С.Садыковой Пение. - «Осенняя пора» муз. Л.Хисматуллиной, сл. К.Наджми - «Веселое детство» муз. И.Шамсутдинова, сл. Г.Латыйпа - «Сабантуй» муз. Г.Шакировой, сл. Р.Валеевой - «Песня дружбы» муз. А.Гарифуллиной, сл. Ф.Сафина - Разучивание песни «Көз» Г. Гараева Музыкальные игры. - «Будем дружить» татарская народная мелодия - «Кошка и мышка» муз. Л.Шигабетдиновой - «Уголуи» муз. З.Хабибуллина - «Золотой петух» муз. Р.Еникеева ИЗО деятельность. Лепка. - «Машина Камаз» - «Өчпочмак» Аппликация. - «Мой город», - «Кукла в национальной одежде» - «Украсим фартук» Рисование. - «Улица на которой я живу» - «Украсим скатерть» Праздник. - «Сөмбелә» - «Нәүрүз» - «Карга боткасы» |
Россия | |||||
ноябрь - апрель | Игры. - «Пустое место» - «Третий лишний» - «Золотые ворота» - «Совушка» - «Горелки» - «Котел» - «Я знаю…» - «Два Мороза» - «Свечи» - «Классы» - «Горелки» - «Коршун и наседка» - «Лягушки и цапля» | Беседы. - «Почему на пасху красят яйца?» - «Почему русские люди пекут блины?» - Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее | Беседы. - «О пофессиях» - «Семья – глазами ребенка» - «За что Родину любить?» - «Моя Родина – Россия» - «Березка – символ России» - «Символ России – матрешка» - «Глобус» Дидактическая игра. - «Так бывает или нет?» - «Какое время года?» - «Где живет?» - «Из чего сделано?» - «Найди друзей» - «На что похоже?» | Чтение художественной литературы: Песенки, потешки, заклички. - «Зима пришла…» - «Коляда, коляда, ты подай пирога…» - «Где кисель — тут и сел» Сказки. - «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой - «Снегурочка» (по народным сюжетам) - «Сынко-Филипко» пересказ Е. Поленовой - «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского Поэзия. - «Жаворонок» (в сокр.) В. Жуковский - «Весенние воды» Ф. Тютчев - «Про зайца» Н. Рубцов - «Считалки, скороговорки» Г. Сапгир. Проза. - «Слон» А. Куприн - «Великие путешественники» М. Зощенко - «Белка» (в сокр.) К. Коровин - «Как ворона на крыше заблудилась»; Е. Носов - «На танцах» С. Романовский Литературные сказки. - «Хлебный голос», «Гуси-лебеди» А. Ремизов - «Старик-годовик» В. Даль - «КонекГорбунок» П. Ершов - «Слепая лошадь» К. Ушинский - «Лекарство от послушности» К. Драгунская - «Соль земли» И. Соколов-Микитов Для заучивания наизусть. - «Ты лети к нам, скворушка...» В. Орлов - «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина») А. Пушкин - «Про зайца» Н. Рубцов - «Зима» И. Суриков - «Подснежник» П. Соловьева - «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя) Ф. Тютчев - «Береза» С. Есенин - «Тает месяц молодой...» С. Маршак | Музыка. Слушание. - «Осень» муз. Ан. Александрова, сл. М.Пожаровой - «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди - «Песня жаворонка» муз. П. Чайковского - «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди Пение. - «Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко - «Моя Россия» муз. Г. Струве - «К нам приходит Hовый год» муз. В. Герчик, сл. З. Петровой - «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова Музыкальные игры. - «Плетень» рус. нар. мелодия - «Сеяли девушки» обр. И. Кишко - «Как на тоненький ледок» рус. нар. песня - «Как у наших у ворот», «Камаринская», обр. А. Быканова ИЗО деятельность Лепка. - «Дымковская лошадка» - «Мишка (по Богородской игрушке) Аппликация. - «Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка») -коллективная работа «Хоровод матрешек» Рисование. - «Хохломские узоры» - «Гжельские узоры» Праздники. - «Пришла Коляда - отворяй ворота» - «Масленица» |
Башкортостан | |||||
декабрь | Игры. - «Медный пень» (Бакырбукэн) - «Палка-кидалка» (Сойоштаяк) - «Стрелок» (Уксы) | Беседы. - «Чем славится Башкортостан» - «Национальные блюда башкирского народа» - «Древняя форма пчеловодства – «бортничество» | Беседа. - «Республика Башкортостан» | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Ленивая девочка» - «Сказка о курае» - «Башкирский праздник» переводы Р. Шафикова Поэзия. - «День победы» А. Игебаев - «Праздничные дары» Ф. Рахимгулова | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом -Кубыз. Песенки, потешки, считалки. - «Чудесная камышинка». Пересказ Л.Кузьмина - «Голоса». Пересказ Л.Кузьмина - «Пальчики». Пересказ Л.Кузьмина - «Двенадцать девчонок». Пересказ Л.Кузьмина. Слушание башкирской народной мелодии «Гульназира» Музыкальные игры. - «Не опаздай» башкирская народная мелодия, муз. Р.Касимова ИЗО деятельность Лепка. - «Мишка с бочонком меда» Аппликация. - «Ичиги для джигита» Рисование. - «Роскошный кафтан (жилет)» Праздники. - «Каргатуй» |
Чувашия | |||||
январь | Игры. - «Бои петухов» - «Воробьи и кошка» - «Гуси-лебеди» - «Иголка, нитка, узелок» - «Выйдем, девочки, играть» - «Волк и заяц?» - «Икс» - «Шарманка» | Беседы. - «Традиции и культура чувашского народа» - «Столица Чувашии – город Чебоксар» | Презентация - «Экскурсия по Чувашии» | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Девушка на луне». Перевод С. Шуртакова - «Почему сосна и ель вечно зеленая», пер. С. Шуртакова Поэзия. - «Засыпай сынок» обработка Л. Яхина | Музыка. Ознакомление с музыкальными инструментами -Волынка (скрипка). Слушание чувашской народной мелодии. Песенка. - «Засыпай сынок» обработка Л.Яхнина ИЗО деятельность Лепка. - Сказочные герои Аппликация. - Украшение головной повязки – сурпан Рисование. - «Украшение пояса» завитками Праздники. - «Раштав» (Рождество) |
Удмуртия | |||||
февраль | Игры. - «Удмурские горелки» - «Роняя полено» - «Поляна – жердь» - «Жаворонок» - «Баня» - «Водяной» - «Слепой баран» - «Маша и Яша» - «Горячие табани» | Беседы. - «Что такое народное искусство» - «Ознакомление с легендой о возникновении гуслей» - Беседа о музыкальном фестивале П.И. Чайковского - Беседа о создателе всемирно известного автомата АК-47, ижевском конструкторе-оружейнике Михаиле Тимофеевиче Калашникове | Беседы. - «Столица Удмуртии – Ижевск» (презентация) | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Как купец хотел солнце остановить» пересказ М. Булатова - «Красавица береза» пересказ М. Булатова - « Петух и курица» - «Заным-Койдым» - «Котофей Иванович» Проза. - «Я удмурт», «Друзья и хлеб» В. Ванюшев - «Наши сосны» Ф. Васильев - «Дождик», «Маковы цветы» пересказ Л. Кузьмина | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом -скрипка, ложки. Песенки, потешки, считалки. - «Шанежка» - «Дождик» - «Гуля- голубок» - «Считалка с яблоком» Музыкальные игры. - «Игра парами» ИЗО деятельность Лепка. - «Удмуртская посуда» Аппликация. - «Украшение удмуртского платка-айшон» Рисование. - Рисование кота по сказке «Котофей Иванович» - украшение головной косынки удмуртским орнаментом Праздники. - «Толсур» (зимний праздник) - «Бадзымнунал» (Пасха) |
Мордовия | |||||
март | Игры. - «Мяч об узкую стенку» - «Шлыган» - «Клек» - «Слепая старуха» - «Сова» - «Паук и мухи» - «За капустой» - «В камушки» (Кевняняса) - «В ворона» | Беседы. - «Духовная культура Мордовского народа» - «Заповедник имени П.Г. Смидовича, где находится уникальный в Республике, музей фауны» | Беседы. - «Столица Мордовии – Саранск» (презентация) | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Как собака друга искала» - «Благородный медведь, обработка Э. Померанцева - «Два купеческих сына» - «Жатва зимой» Поэзия. - «Родной мой край» Н. Эркай - «В России средь березовых просторов» А.Норкин | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом -свирель - «нуди», скрипка - «карьеве» Песенка. - «Лесные утки». Обработка Н.Колпака ИЗО деятельность. Лепка. - Знакомство с посудой мордовских мастеров Аппликация. - «Праздничный фартук» Рисование. - «Нарядный нагрудник» Праздник. - «Мэрцишор» (праздник прихода весны) |
Марий Эл | |||||
апрель | Игры. - «Бой петухов» - «Колышки» - «Катание мяча» - «Барабанные палочки» - «Золотые ворота» | Беседы. - «Народная песня – живой свидетель народного быта» - «Марийский заповедник «Большая Кокшага» | Беседы. - «Столица Марий Эл – Йошкор-Ола» (презентация) | Чтение художественной литературы: Сказки. - «Гусли само дуды» - «Ученый медведь» - «Леший и мужик» (марийские народные сказки) Проза. - «Пуговица» Н. Майн Литературные сказки. - «Лиса, сова и сорока». Пересказ А. Елагиной - «Мальчик- богатырь». Пересказ М. Булатова | Музыка. Ознакомление с музыкальным инструментом - гусли («карш»), волынка («шювыр») Песенки, потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки. - «Колыбельная» перевод С. Поделкова - «Наше поле» перевод С. Поделкова Музыкальная игра. - «Кукушка» - «Уступи свое место» ИЗО деятельность. Аппликация. - «Кружка для эран» Рисование. - «Национальный передник – Ончылсакыш» Праздник. -«Пеледышпайрым» (Праздник цветов) |
Республики Поволжья | |||||
май | Развлечение. - «Мы любим играть» | Беседа. «Край мой - Татарстан» | Беседа. - Традиции народов Поволжья» (презентация) | Литературная викторина. - «Путешествие по знакомым произведениям» | ИЗО деятельность. Лепка. - «Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок народов Поволжья) Аппликация-рисование. - «Магазин народных промыслов» (коллективная работа) Праздник. - «Все народы в гости к нам» |
Литература.
- Региональная образовательная программа дошкольного образования «Радость познания» - «Сөенеч», Р.К.Шаехова, - Казань: Магариф – Вакыт, 2016.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. − Москва: Мозаика-Синтез, 2017.
- Л. В. Коломиченко, Л. И. Югова. Блочно- тематический план реализации « Программы социального развития детей дошкольного возраста». − Пермь, 2003.
- Т.Ф. Бабынина, И.З. Хабибуллина, Н.И. Харисова. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно - исторического опыта. − Казань, 2010.
- Л. Гиззатуллина . Волшебный клубок. − Казань: Магариф, 1994.
- Г. В. Насырова, Т.Ф. Бабынина. В мире национальных культур. - Н. Челны, 2008.
- Т. Ф. Бабынина. Традиции национальных культур. −Казань, 2006.
- З. М. Зарипова. Белемһәм тәрбия процессында милли - төбәк компоненты. −Яр Чаллы, 2000.
- К. В. Закирова. Хрестоматия для воспитателей дошкольно- образовательных учреждений “ На поляне детства”. −Казань, 2011.
- К. В. Закирова. Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия “ Балачак аланы”. − Казан, 2011.
- А. М. Гильфанова, Г.Р. Насырова. Перспективное планирование работы по внедрению национально- регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс. – Н.Челны, 2010.
- К.В. Закирова, М. А. Васильева, Г. А. Галиева «Воспитание и обучение в детском саду». – Казань 2009.
- Нурзия Сергеева «Древо жизни». - Казань 2008.
- З.Я.Рез «Хрестоматия для детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1990.
- Перевод А.Вадюгиной; «Фируза Сказки татарских писателей». - Казань, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп
План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...
Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам
Данный интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...