Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.
материал (подготовительная группа)

Закирова Ирина Вячеславовна

Организация работы по профориентации с участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_stanovitsya_velikim_vospitatelem.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Поповский детский сад»                                                      Бавлинского муниципального района РТ

Организация работы по профориентации

с участниками образовательного процесса.

Закирова Ирина Вячеславовна

воспитатель 1 кв. категории

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека


В. А. Сухомлинский

            Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                                                      

             В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике  и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами —  по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Работа по ранней профориентации дошкольников  может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

    Труд способствует развитию  способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

     В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги  используют разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Приложение.

Игры:

  1. «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
    Весы, прилавок, товар – (Продавец)
    Каска, шланг, вода – (Пожарный)
    Сцена, роль, грим – (Артист)
    Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
    Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
    Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
    Доска, мел, учебник – (Учитель)
    Руль, колеса, дорога – (Водитель)
    Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
    Топор, пила, гвозди – (Плотник)
    Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
    Краска, кисти, побелка – (Маляр)
    Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
    Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
    Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
    Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)

  1. «Угадай, кто я?».
    (Дети стоят по кругу, воспитатель по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию).
    Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
    Я стираю, глажу… прачка.
    Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
    Я готовлю пищу … повар.
    Я подметаю двор … дворник.
    Я делаю прививки … медсестра.
    Я пишу картины … художник.
    Я учу детей в школе … учитель.
    Я лечу больных людей … врач.
    Я делаю мебель … столяр, плотник.
    Я крашу стены … маляр.
    Я пеку торты … кондитер.
    Я строю дома … строитель.
    Я лечу зверей … ветеринар.
    Я добываю уголь … шахтер.
    Я кую железо … кузнец.
    Я выращиваю деревья … садовод.
    Я пишу книги … писатель.
    Я сочиняю стихи … поэт.
    Я управляю оркестром … дирижер.
    Я ставлю пьесы … режиссер.
    Я разношу газеты … почтальон.
    Я шью одежду … портной, швея.
    Я летаю в космосе … космонавт.
    Я ремонтирую сапоги … сапожник.
    Я вожу машину … шофер, водитель.
    Я пою песни … певец.
    Я проектирую дома … архитектор.
    Я управляю самолетом … пилот.
    Я управляю поездом … машинист.
    Я варю сталь … сталевар.
    Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.

  1. «У кого какой инструмент?».
    Молоток – (у столяра)
    Кисть – (у маляра, у художника)
    Шприц – (у медсестры, ветеринара)
    Рубанок – (у плотника)
    Мел – (у учителя)
    Ножницы – (у парикмахера, у портного)
    Расческа – (у парикмахера)
    Иголка – (у портного)
    Палитра – (у художника)
    Указка – (у учителя)
    (лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)

  1. «Кто так говорит?».
    Кому добавки? (Повар)
    Вам посылка. Распишитесь. ( Почтальон)
    Большое спасибо за покупку. ( Продавец)
    Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
    Как вас постричь? (Парикмахер)
    Приятного полета! (Стюардесса)
    Урок окончен. (Учитель)

  1. Игра - соревнование «Подбери признак». Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки).
    Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
    Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
    Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
    Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
    (парикмахер, повар, врач, полицейский).

Загадки

С малышами я вожусь,
С ними дни все провожу,
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. (Воспитатель)


Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«01» мы набираем,
И на помощь позовем. (Пожарный)


У него серьезный вид,
За порядком он следит.
Ясным днем, ночной порой
Охраняет наш покой. (Полицейский)


Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)


Умело кто ведет машину –
Ведь за рулем не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везет?
(Шофер, водитель)


Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …(Продавцы)


Кто постирает нам белье,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом погладит? (Прачка)


Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой? (Дворник)
Если заболело ухо,
Или в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет … (врач)


Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой,
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)


Кто в школе детей приучает к порядку
И проверяет ребятам тетрадки,
Научит читать и писать, и считать,
Делить, умножать и задачи решать? (Учитель)


Краску желтую, лиловую
Я в ведерке растворю
И домам одежду новую
К новоселью подарю! (Маляр)


Где строится дом – ты взгляни поутру:
Кто в стеганой куртке сидит на ветру.
Он словно волшебник, играя с огнём,
Защитная маска надета на нем. (Электросварщик)


Вокзал. Звучит второй гудок.
Поедет поезд на восток.
Помчатся шпалы и столбы,
Берёзки, ели и дубы.
И я смогу, постарше став,
Вести большой – большой состав. (Машинист)


Где сосенки – подружки
Собрались на опушке.
Средь молодого сосняка
Стоит избушка… (лесника)


Вхожу я ранним утром в цех,
Когда вы спите тихо.
В стране я одеваю всех,
Поскольку я … (ткачиха)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

Организация работы по ознакомлению ППД и формированию навыков безопасного поведения у участников образовательного процесса "ЦРР -д/с "Сказка" г. Среднеколымск

В данном материале описывается опыт  и план работы по организации проведения месячника "Безопасного поведения на дорогах" в нашем детском саду....

Организация совместной работы участников образовательного процесса в старшей логопедической группе

1. Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии.2. Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет.3. Организация обучения и воспитания детей с ОНР в услови...

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»

Конспект родительского собрания на тему: «Правовой аспект участников образовательного процесса дошкольных образовательных организаций в рамках реализации ФГОС»...