Методическая разработка: "Культурные практики в детском саду"
методическая разработка
Консультация для воспитателей "Культурные практики в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki_tekst.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ НА ТЕМУ:
«КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.
Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья.
Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.
Культурные практики это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми. Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов ребенка (Н.Б. Крылова).
Культурные практики начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности.
В детском саду культурные практики проводятся как правило во второй половине дня. Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.
Программа «ДЕТСТВО» включает в раздел «Культурные практики»:
- Совместная игра
- Ситуация общения
- Творческая мастерская
- Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)
- Сенсорный и интеллектуальный тренинг
- Детский досуг
- Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
- Сюжетно-ролевые
- Режиссерские
- Игра-драматизации
- Строительно-конструктивные
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА
это проблемные ситуации (разрешаем разные проблемы)
- Реально-практические: Поможем малышам. Украсим детский сад к празднику и др.
- Вербальные: задушевные разговоры, обсуждения, как решать разные проблемы…
- Имитационно-игровые: Кукла Маша заболела, Мы самые старшие в саду….
Творческие мастерские:
создание книг-самоделок, детских журналов, оформление коллекций, составление своих маршрутов экскурсий, изготовление подарков…
- Занятие рукоделием
- Приобщение к народным промыслам
- Оформление книжного уголка
- Игры и коллекционирование
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ (ДЕТСКАЯ СТУДИЯ)
- Восприятие музыки и литературных произведений.
- Творческая деятельность художественного плана.
- Свободное общение воспитателя и детей на литературном и музыкальном материале.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ
ГОСТИНАЯ (ДЕТСКАЯ СТУДИЯ)
- Восприятие музыки и литературных произведений.
- Творческая деятельность художественного плана.
- Свободное общение воспитателя и детей на литературном и музыкальном материале.
- ДЕТСКИЕ ДОСУГИ
- Музыкальные. Литературные.
- Физкультурные
- (Здоровья и подвижных игр).
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения.
По, мнению Н.А. Коротковой без смысловых контекстов, наполняющих деятельность ребенка смыслом и содержанием, она становится чередой скучных упражнений.
Ребенку рекомендуется включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка культурно-досуговой деятельности "Здравствуй, лето!" для детей среднего возраста с ОНР.
Методическая разработка праздника "Здравствуй, лето!" для формирования творческой деятельности детей через различные виды искусства: музыку, стихи, живопись; для обогащения жизненного опыта детей чере...
Методическая разработка культурно-досуговой деятельности по ПДД
Данный материал был представлен на городской конкурс методических материалов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста, как спортивно-развлекател...
Методическая разработка "Культурно - гигиенические навыки в первой младшей группе. "
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями ги...
Методическая разработка культурной (культурно – образовательной) практики.«Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)
В целом данная практика позволила проявить инициативу по выбору цвета. Рисования ладошками самый простой из видов рисования с маленькими детьми. Такая техника рисования даёт малышам ощущение непосредс...
Методическая разработка “Культурно-досуговая деятельность детской библиотеки”.
Методика организации библиотечных выставок – это совокупность методов, приемов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретной цели. Такой целью является создание экспозиций,...
«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»
Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в анимационной студии «Анимашка» в р...
Методическая разработка культурно-образовательный проект «Страницы памяти славной истории нашего района»
laquo;Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем...