Методическая разработка культурно-образовательный проект «Страницы памяти славной истории нашего района»
методическая разработка (подготовительная группа)

«Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем».

Д.С. Лихачёв

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka._stranitsy_pamyati_-_kopiya.docx699.05 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 73 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Методическая разработка

 Культурно-образовательный проект

«Страницы памяти славной истории нашего района»

 

 

Автор проекта:

Калмыкова Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2019


Паспорт проекта педагогов ГБДОУ детского сада №73

«Страницы памяти славной истории нашего района»

Идея проекта

Создание условий для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте.

Миссия проекта

Объединение усилий детского сада и родителей в области приобщения дошкольников к истории и культуре города.

Цель проекта

Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к различным формам сохранения памяти о прошлом Приморского района.

Задачи проекта

  • Создать условия для развития умения ориентироваться в пространстве с помощью организации совместных путешествий с родителями.
  • Расширить знания детей о названиях улиц Приморского района.
  • Познакомить детей с памятными местами Приморского района, посвящёнными истории российской авиации.
  • Создать условия для развития и закрепления умения ориентироваться по карте-схеме.

Период действия проекта

Долгосрочный проект (5 месяцев: ноябрь-март)

Авторы /руководители проекта

Администрация ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга

Участники проекта

Воспитанники старшей группы, родители (законные представители)

Команда проекта

Воспитатель старшей группы Павлова А.В., педагог дополнительного образования Калмыкова Ю. В., старший воспитатель Сыкеева И.Д.

Ожидаемые результаты/ продукт проекта

Макет-карта с QR-кодами, в которых зашифрованы ссылки на фото\видео участников проекта

Показатели (индикаторы) реализации проекта

Результаты педагогической диагностики на начальном и завершающем тапах проекта.

Система информирования проекта

«Послания» родителям воспитанников, возможность загружать информацию о выполненных заданиях на сайт проекта в сети Интернет

Этапы проекта

Подготовительный – предпроектный педагогический мониторинг. Анализ информации.

Концептуальный этап - разработка проекта – обобщение и систематизация имеющихся наработок в области приобщения дошкольников к истории и культуре города; развитие концепции реализации идей – форма реализации проекта (электронный ресурс, культурная практика).

Технологический этап - создание виртуального пространства, его информационное наполнение, вовлечение в проект педагогов ГБДОУ и родителей воспитанников.

Заключительный этап – анализ проделанной работы, оценка работы проектной группы, самооценка.

Этап внедрения результатов проекта

Планируется проводить данную культурную практику с воспитанниками подготовительных групп ежегодно.


Пояснительная записка

Актуальность

«Любовь к родному обществу, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества… Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем».

Д.С. Лихачёв

Культорологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребёнка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культурно-личностной культуры ребёнка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

По словам Н. Б. Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». [1] Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах со взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Т. е. это отношения и общение между детьми одного возраста, разного возраста и со взрослыми.

Идея проекта

Создание условий для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте.

Цель

Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к различным формам сохранения памяти о прошлом Приморского района.

Задачи

  • Создать условия для развития умения ориентироваться в пространстве с помощью организации совместных путешествий с родителями.
  • Расширить знания детей о названиях улиц нашего района.
  • Познакомить детей с памятными местами Приморского района, посвящёнными истории российской авиации.
  • Создать условия для развития и закрепления умения ориентироваться по карте-схеме.

Адресная группа

Воспитанники подготовительной группы совместно с родителями.

Связь с образовательной программой ДОУ

Проект проходил в рамках образовательной деятельности в соответствии с рабочими программами воспитателей подготовительной группы.

Содержание культурно-образовательной практики

Предварительная работа

  • Работа по ориентировке в пространстве по картам-схемам на территории детского сада (Приложение 1), поиски объектов по онлайн картам.
  • Обсуждение темы «улица», зачем нужны названия.
  • Знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга (памятниками), различными формами сохранения памяти.

Особенности организации практики

Практика проводилась поочерёдно с одной подгруппой воспитанников подготовительной логопедической группы (8-10 человек), остальные дети в этот момент находились на занятии с логопедом. На некоторых этапах практика проходила в городском пространстве с участием родителей.

Необходимое оборудование и материалы

Экран, проектор, ноутбук, онлайн- или оффлайн карта Санкт-Петербурга с возможностью масштабирования и функцией панорамного обзора, письма для родителей, программа для создания QR-кодов, смартфон с приложением для считывания QR-кодов.

Ход реализации практики 

I этап

Проводится предварительная диагностика в группе (Приложение 2). Педагог спрашивает у детей, знают ли они как называется улица, на которой находится их детский сад. Педагог задает детям вопрос как можно узнать (где увидеть, посмотреть, найти) адрес нашего детского сада. Педагог обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод: адресные таблички, карты, навигаторы. Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране онлайн карту (вид на детский сад) с панорамой улиц. Детям предлагается рассмотреть название улицы на карте, затем с помощью функции панорамы приблизиться и рассмотреть адресные таблички на домах.

После этого, детям задается вопрос как улица получила свое название, что бы оно могло означать. Педагог предлагает детям послушать историю названия улицы Планерная. Педагог помогает детям прийти к выводу: название улицы, как форма сохранения памяти.

В конце занятия детям вручается конверт с посланием для родителей.

II этап

Послание для родителей (Приложение 3): «Уважаемые родители! Просим Вас рассказать своему ребёнку про название улицы на которой он живет (только про улицу!). Во время совместных прогулок найти адресную табличку на вашем доме (сфотографировать ребёнка на её фоне). Фотографии можно загрузить по ссылке, зашифрованной в QR- коде или отправить на адрес электронной почты KalmykovaJV@yandex.ru.

 Попробуйте вместе с ребенком рассмотреть карту (на телефоне, компьютере, распечатанную) и найти на ней вашу улицу и дом».

III этап

Педагог спрашивает у детей на каких улицах они живут. Предлагает детям по очереди рассказать о названии своей улицы, его истории. С помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране онлайн карту с видом на наш район и вместе с детьми находит названные улицы. Педагог спрашивает у детей далеко ли они живут от детского сада и друг от друга по сравнению с масштабом города (отдаляясь на онлайн карте). После чего обобщает ответы детей и помогает им сделать следующий вывод: место жительства воспитанников и детский сад находятся в одном районе.

В конце занятия детям вручается конверт с посланием для родителей.

IV этап

Послание для родителей (Приложение 4):

«Уважаемые родители!

Предлагаем Вам с детьми совершить интересное путешествие под названием «Иди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что!». Для ребенка это путешествие должно стать открытием, находкой. Заранее ничего не говорите и не рассказывайте.

Для начала, ребёнок сам должен ответить на 4 заданных Вами вопроса:

  1. Что ты здесь видишь?
  2. Какое это место (какой это памятник, какими изображены люди)?
  3. Почему ты так думаешь?
  4. Придумай свое название.

После этого можете ответить ребёнку на его вопросы.

Сфотографируйте, пожалуйста, ребёнка около найденного объекта. Фотографии можно загрузить по ссылке, зашифрованной в QR- коде или отправить на адрес электронной почты KalmykovaJV@yandex.ru.

Чтобы понять куда идти и что искать на обратной стороне расположены карты-подсказки.

Желаем приятного путешествия!»

На обратной стороне листа предложено 3 карты с обозначенными на них точками (объектами поиска).

V этап

Педагог спрашивает у детей, удалось ли им отправиться с родителями на поиски загаданного и что они нашли. Дети, посетившие предлагаемые объекты, рассказывают, что они увидели, какое оно (он, они). Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует на большом экране места, которые посетили воспитанники вместе с родителями.

Объекты в которых сохраняется память о прошлом нашего района. Эта память сохраняется в разных формах.

  1. Памятный знак Л. Мациевича  - сквер (Аэродромная 11).
  2. Вестибюли станции метро «Комендантский проспект».

Ранее был комендантский аэродром.

В оформлении тема – небо, цвет голубой:

  • Панно из голубой мозаики
  • Надпись «Слава в веках первым российским авиаторам»
  • Панно над эскалатором «Авиаторы на фоне неба и самолетов»
  • 18 мозаичных медальонов на тему неба, авиации
  1. Памятник авиаторам на пр. Королева (Самолеты).

VI этап

Создание макета карты (педагогом) с обозначенными улицами и объектами культурного наследия уже знакомыми детям. Карта с QR-кодами, в которых зашифрованы ссылки на фото\видео детей, находящихся на соответствующих адресах. Вспоминаем с чем связаны все предложенные объекты и названия улиц. После обсуждения задается вопрос: «Как вы думаете, что было раньше на территории нашего района?» Педагог помогает детям прийти к выводу: «Именно на территории современного Приморского района зарождалась российская авиация. Мечта о полете воплотилась в самых первых самолетах и изобретениях, великие авиаторы и конструкторы связали свою жизнь с Комендантским аэродромом. И пусть он не сохранился, мы чтим страницы авиационной истории нашего района»

3.4. Итоги апробации практики.

Данная практика помогла создать условия для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте. На основании проведённой диагностики (Приложение 1) можно сделать следующие выводы:

  • проект помог детям систематизировать знания о своём ареале проживания;
  • дети испытывают меньше трудностей при дифференцировании понятий «Город» - «Район» - «Улица»;
  • все воспитанники смогли запомнить названия своей и других улиц района «Комендантский аэродром» и историю появления этих названий;
  • участники проекта познакомились с памятными местами Приморского района, посвящённым истории российской авиации.

Трудности, риски:

  • работа с родителями (не все откликнулись на конверты с посланием или не сразу).

Удачи:

  • Дети с большим интересом рассказывали о своих улицах и об объектах, которые они посетили вместе с родителями;
  • Дети задавали вопросы друг другу, педагогам, родителям по поводу названия улиц в нашем районе и почему здесь установили эти памятники.

Решение поставленных задач и интерес, с которым дети их выполняли, указывает на то, что данную работу можно и нужно практиковать с учетом выявленных трудностей и рисков.


Приложение 1

Диагностический материал

  • Уверенно отвечает на вопрос – 3 балла
  • Отвечает с помощью наводящих вопросов взрослого – 2 балла
  • Пытается предложить варианты ответов, нужны наводящие вопросы взрослого – 1 балл
  • Не знает – 0 баллов
  1. Знаешь ли ты, как называется город, в котором мы живём?
  2. Знаешь ли ты, как называется район города, в котором находится наш детский сад?
  3. Как называется улица, на которой находится детский сад?
  4. Как называется улица, на которой ты живёшь?
  5. Почему эти улицы так называются?
  6. Выбери из предложенных фотографий те, которые находятся в нашем районе.

      

   

Диагностика проводится на начальном и завершающем этапе проекта


Имя ребёнка

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

Средний балл

Средний балл

Ксюша

3

3

2

3

3

3

3

3

1

3

2

3

2,3

3,0

Лена

2

3

0

2

1

2

1

3

0

2

1

3

0,8

2,5

Яна

2

3

1

2

1

2

2

3

0

2

1

3

1,2

2,5

Ева

3

3

2

3

3

3

3

3

0

3

2

3

2,2

3,0

Лиза

3

3

2

3

1

3

1

3

0

3

1

3

1,3

3,0

Алекса

2

2

1

2

0

2

1

3

0

2

1

3

0,8

2,3

Серёжа К.

2

2

0

2

0

2

1

2

0

2

0

2

0,5

2,0

Арина

3

3

0

2

0

2

1

3

0

2

0

3

0,7

2,5

Тима

3

3

1

3

2

3

3

3

1

3

1

3

1,8

3,0

Маша

3

3

1

3

1

3

2

3

0

3

1

3

1,3

3,0

Тася

3

3

1

3

2

3

2

3

0

3

1

3

1,5

3,0

Ваня

3

3

0

3

1

3

2

3

0

3

0

3

1,0

3,0

Алиса

3

3

1

3

1

2

2

3

0

3

1

3

1,3

2,8

Серёжа П.

3

3

1

3

1

3

1

3

0

3

1

3

1,2

3,0

Паша

2

3

0

2

0

2

1

2

0

2

0

2

0,5

2,2

Саша

3

3

1

3

2

3

2

3

0

3

1

3

1,5

3,0

Платон

3

3

1

3

1

3

1

3

0

3

1

3

1,2

3,0

Настя

3

3

1

2

0

3

1

3

0

2

0

2

0,8

2,5

Федя

3

3

2

3

3

3

3

3

1

3

2

3

2,3

3,0

Средний балл

2,7

2,9

0,9

2,6

1,2

2,6

1,7

2,9

0,2

2,6

0,9

2,8

1,3

2,8


Использованные литературные источники:

1. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — Москва : Народное образование, 2000. — 272 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме"Развитие интереса дошкольников к истории и культуре Сестрорецка и Курортного района"

"Знакомство дошкольников с родным городом" - этот материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....

Методическая разработка: Познавательно-творческий проект "Наша Армия сильна, охраняет мир она" по патриотическому воспитанию.

В ходе реализации проекта дети получили новые интересные знания о родах войск Российской армии, о военных профессиях, о героях защищавщих нашу Кубань в годы ВОВ, о наших земляках-Кубанцах, участвовавш...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...

Усть-Кут: славная история нашего города

Текст занятия в средней группе и презентация по теме: "Знакомство с историей родного города и его символикой"...

«Страницы памяти славной истории нашего района»

Объединение усилий детского сада и родителей в области приобщения дошкольников к истории и культуре города....

Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого  реального места. Используя в образовательной деяте...

Педагогический проект "Страницы памяти Приморского района"

Идея проектаСоздание условий для осознания дошкольниками их места проживания в культурно-историческом контексте.Цель:Создать условия для развития познавательного интереса у дошкольников к различным фо...