Формы и методы работы с молодыми педагогами
статья
Первый год работы молодого воспитателя самый трудный. Именно в этот период он держит главный экзамен –надо зарекомендовать себя знающим, любящим свое дело педагогом, заслужить уважение детей, коллег, родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_pedagogami.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с молодыми педагогами.
Первый год работы молодого воспитателя самый трудный. Именно в этот период он держит главный экзамен –надо зарекомендовать себя знающим, любящим свое дело педагогом, заслужить уважение детей, коллег, родителей.
Мы стараемся помочь молодым педагогам войти в новый коллектив. В первой беседе рассказываем о традициях нашего учреждения, о людях и делах. Знакомим с воспитателями и предлагаем понаблюдать за работой опытного педагога. Выясняем интересы молодого коллеги, узнаем, с детьми какого возроста он хотел бы начать работать. Помня, что правильная расстановка педагогических кадров является очень важной задачей, на первом же педсовете утверждаем наставника. Вначале мы назначали в одну группу опытного воспитателя и молодого специалиста. Однако практика показала, что такой подбод не всегда дает хорошие результаты. Зачастую подавляется инициатива и творчество молодых. Поэтому по оканчании учебного года вместе с молодым воспитателем выбираем ему напарника, учитывая характер, знание опыт и духовные потребности каждого.
В начале работы важно практически помочь молодому педагогу, особенно при организации детского коллектива.
Маленькие дети учатся быть дорожелательными, внимательными, вежливыми на примере воспитателя. Поэтому стараемся, объяснить, как должен выглядеть педагог в глазах детей, чтобы они стремились ему подражать. Подробно рассказываем, что каждый момент деятельности взрослого находится под внимательным, пытливым ребячьим взглядом. Предлагаем в первую очередь узнать, какие черты характера свойственны каждому ребенку. Советуем обратить внимание на детей, которые не могут подружиться со сверстниками, проявляют черты эгоизма, жестокости. Иногда молодой педагог ошибается в своих суждениях о детых. Например, подвижный, живой ребенок кажется ему недисциплинированным, а замкнутый, малоактивный -примерным. Мы стараемся учить понимать каждого ребенка, проявлять разумную требовательность.
Чтобы помочь начинающему воспитателю в работе, часто бываем в группе, наблюдаем отдельные режимные моменты, процессы деятельности, положительные моменты, выясняем причины неудач. О первых посещениях предупреждаем заранее. Прежде всего, отмечаем как педагог управляет коллективом, организует режимные моменты. В беседе анализируем работу педагога, с группой детей и с каждым ребенком в отдельности. При последующем посещениях заостряем внимание на том, какие методические приемы используются, как осуществляется руководство играми, как происходит переключение детей о одного вида деятельности к другому.
Советует молодому педагогу творчески подходить к опыту наставника, не копировать его, а взяв наиболее ценное, выработать свою систему.
Анализируя работу воспитателя сначала отмечаем удачные методы и приемы, а затем даем подробный разбор недостатков и их причин. Вместе с педагогом обсуждаем план его работы за день, проявляем интерес к результатам проведенной непосредственно образовательной деятельности, к поведению детей на прогулке, их взаимоотношениям в игре и труде.
При разбое оценки организованной деятельности и режимных моментов всегда представляем возможность воспитателю проанализировать свою работу по предложенному плану:
-в чем заключалась подготовка?
-какие воспитательные задачи вы ставили?
-что из намеченного удалось выполнить?
-на основе каких фактов это можно подтвердить?
-что вызвало затруднения и в чем их причины?
- какие сделаны выводы для улучшения работы в дальнейшем?
Таким образом, подводим педагогов к анализу и оценке своего труда.
Контролируя работу молодых воспитателей, убедились, что не все умеют принимать на практике теоретические знания, использовать необходимые приемы и методы. В таких случаях стараемся раскрыть причину ошибок, добиваемся, чтобы педагог сам увидел свои недочеты и пути исправления. Например, воспитатель не уложился во время, отведенное для НОД. Анализ работы показал слабую подготовку воспитателя: нечетко поставленные вопросы, многословные объяснения, а отсюда и недостаточная заинтересованность детей. Кроме того, педагог не учитывает, как усвоил материал каждый ребенок. Такие наблюдения оказывают действенную помощь.
Молодым педагогам предлагаем посетить НОД опытных воспитателей, а затем проанализировать его содержание и методику, чтобы взять для себя наиболее ценное.
Планируя работу предусматриваем постоянный контроль за воспитательно-образовательным процессом: указываем вид и тему проверки, заранее продумываем методы, наблюдения деятельности детей и воспитателя. Для молодых педагогов трудным моментом является планирование и учет работы. Поэтому данному вопросу уделяем особое внимание. В начале учебного года проводим консультации по правильному планированию воспитательно-образовательной работы и ведению ее учета. В первые дни самостоятельной деятельности педагога помогаем составлять планы, готовится к НОД, подбирать методическую литературу. В дальнейшем стараемся привлечь молодого воспитателя к оснащению методического кабинета. Даем задание подготовить материал к НОД подбирать литературу к консультации, выступлению. В конце учебного года предлагаем подготовить вопросы для обсуждения на педагогических совещаниях, назвать темы открытых просмотров, также предлагаем продумать и написать темы групповых родительских собраний консультаций.
Большие трудности испытывают молодые педагоги при установлении контактов с родителями. В первое время стараемся чаще бывать в группе утром, во время приема детей, и вечером. К беседам с воспитателям о жизни детей в группе, об их делах привлекаем родителей. Это укрепит авторитет педагога и вместе с тем помогает ему более свободно, уверенно общаться с родителями. Если родители видят интерес к своему ребенку со стороны педагога, то они прислушиваются к его мнению, охотно рассказывают детям.
На базе методического кабинета работает школа молодого педагога, действуют практикумы, на которых изучаются различные педагогические вопросы, например о единстве требований к детям, о подготовке к НОД, об организации деятельности детей, применение ИКТ в работе и др.
Возросшие в связи с ФГОС требованиями к качеству воспитания и образования нацеливают на создание необходимых условий для работы молодых педагогов, повышая их профессионального уровня. В этом гарантия зрелости и мастерства педагога.
Работа проводимая в МБДОУ№36, помогает молодым воспитателям полюбить свою профессию, понять что для овладения всеми тайнами искусства надо постоянно учиться.
Работа с молодыми кадрами.
Ежегодно в ряды педагогов МБДОУ№36 вливается новое, молодое поколение- выпускники педагогических колледжей. И именно от нас зависит, станут ли они опытными мастерами своего дела или же останутся равнодушными к своей профессии. Обстоятельства сложились так, что в течение двух лет изменился педагогический состав детского сада- пришли выпускники педагогического колледжа. Очень важно ввести нового человека в коллектив, показать, как его ждут здесь. Нужно было так организовать работу, чтобы помочь молодым воспитателям в короткий срок освоиться в коллективе.
В нашем коллективе трудятся опытные, знающие люди. Мы заботимся о том, чтобы у молодого педагога был чуткий и внимательный наставник. Перед началом их совместной работы я беседую с опытным педагогом о том, как помочь молодому коллеге в организации детского коллектива, в подготовке и проведении первых НОД. Под руководством старших опытных педагогов молодые воспитатели делают самостоятельные шаги в освоении профессии. В первые месяцы работы педагога используем только предупредительный контроль. Начинаем с выявления умения организовывать отдельные режимные моменты, переключать детей с одного вида деятельности на другой, провести игру и т. д. Иногда используем наблюдение и в течение дня. Свои впечатления отражаю в личном дневнике. Наиболее трудные НОД предварительно обговариваем с педагогом, показываем, как их провести. Во время беседы о просмотренной непосредственно организованной деятельности часто присутствует наставник. В первую очередь спрашиваю воспитателя, что он считает удачным в проведении НОД, а что не получилось. Сама стараюсь подчеркнуть, в начале положительное и только потом перехожу к недостаткам. Стремлюсь в своих оценках не быть категоричной. Анализирую причины неудач при проведении НОД, обращаю внимание на подготовку к нему, на умение пользоваться наглядным и раздаточным материалом.
Одной из эффективных форм работы с начинающими педагогами являются коллективные просмотры педагогических процессов у более опытных педагогов с последующим их обсуждением и анализом, на практике учатся анализировать педагогический процесс. Это облегчает им применять в своей работе наиболее эффективные методы и приемы.
А также наиболее значимая приемлемая форма семинары –практикумы, и работа по изучению, обобщению и внедрению передового педагогического опыта, по планированию воспитательно-образовательной работы, перспективному планированию.
На базе методического кабинета МБДОУ №36 работает школа молодого педагога, действуют практикумы, на которых изучаются различные педагогические вопросы, например о единстве требований к детям, о подготовке к НОД, об организации деятельности детей, применение ИКТ в работе и др.
В помощь воспитателям создана библиотечка «Самообразование- путь к педагогическому мастерству».
Какого содержание работы наставников в школе молодого педагога? Он заседает один раз в месяц. На этих заседаниях заслушивается информация о выполнении плана каждым наставником. Основное внимание уделяется анализу успехов или причин отставания в работе, того или иного молодого воспитателя. Оценивается состояние профессионального развития, даются рекомендации наставнику, в каком направлении действовать дальше. Практика подсказала нам необходимо иметь следующие планы: молодого педагога и наставника. В план включаются все моменты работы, которые нужно посмотреть у наставника, вопросы, по которым нужно проконсультироваться. При этом наставник рекомендует литературу, или советует ознакомится с опытом работы, учитывая недостатки практической подготовки молодого воспитателя.
Наставник же в своем плане отражает те моменты, которые следует показать молодому воспитателю (режимные моменты, НОД, работу с родителями и др.), анализ его работы, обсуждение с ним применение ИКТ в работе с детьми. При этом наставник так же планирует свою работу, чтобы не вносить изменения в планы молодого воспитателя. О выполнении своего плана и о ходе выполнения плана молодого педагога наставник отчитывается на педагогическом совете. Однако при этом не снимается ответственность и со стороны молодого воспитателя. В ходе посещения школы молодого педагога мы уделяем большое внимание формированию положительного отношения к труду, ответственности, позитивных моральных качеств. Выявить, в какой степени начинающий воспитатель овладел навыками работы с детьми, помогают определенные нами критерии педагогического труда. Одним из ведущих критериев мы считаем качество выполнения ООП ДО. Выполнение программы находится на контроле, как у молодого воспитателя, так и у наставника. Следовательно, школа молодого педагога не только выполняет огромную работу по совершенствованию квалификации молодого воспитателя, но и участвует в расстановке педагогических кадров. Такая работа способствует росту педагогического коллектива, помогает воспитывать желание пополнять и совершенствовать свои знания, потребность трудиться с полной отдачей.
Атмосфера искренности и доверия всегда определяет успех. Главное в работе с молодыми уметь увидеть и поддержать первые, быть может, пока робкие попытки сделать что-то интересное, не подавлять, а формировать творческую личность, умело использовать в интересах задор, энергию, желание действовать.
Комплексное использование различных форм работы обеспечат молодым воспитателям осваивать профессиональное мастерство. Считаем, что вопрос организации работы с молодыми кадрами мы решаем правильно. Авторитет ДОУ, дружеские советы старших педагогов стимулируют их на творческое отношение к делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: конкурс "Адаптация педагогов к ДОУ"
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Благодаря проведению нетра...
Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами
Повышение уровня мастерства молодых педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы дошкольного учреждения и представляет важное звено в целос...
"Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами".
Данный материал является методическим пособием, разработанным на уровне образовательной организации....
Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"
В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....
«Использование метода наставничества в работе с молодыми педагогами ДОУ»
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, не имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии. Вот почему особого внимания требуют именно ...
Использование кейс - метода в работе с молодыми педагогами
Использование кейс метода эффективно влияет на работу с молодыи специалистами...
Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"
Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....