Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения
консультация

Судницына Ольга Олеговна

Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения

Разработка программы развития – важная задача управленческой деятельности в ДОУ, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности. Ее решение предполагает осуществление совокупности взаимосвязанных действий разработчиков, нацеленных на получение «на выходе» программы развития, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям, о которых говорилось выше.

1. Подготовка к разработке программы развития ДОУ предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • Информирование коллектива ДОУ о целях разработки программы развития, обоснование необходимости и значимости принятого решения, предварительное разъяснение сути задач, решаемых с помощью данного документа;
  • Предварительное обсуждение на коллективных собраниях организационной структуры управления проектом по разработке программы развития, распределение ролей и функциональных обязанностей, выявление потенциальных участников проектной команды, подготовка предложений;
  • Утверждение на очередном собрании коллектива ДОУ предложений по созданию организационной структуры управления проектом, составу проектной команды, распределению ролей и функциональных обязанностей;
  • Подготовка необходимых условий и ресурсов для работы:

- издание внутреннего распоряжения об утверждении организационной структуры управления проектом, состава проектной команды, распределении ролей и функциональных обязанностей;

- подготовка состава проектной команды к осуществлению совместной деятельности, взаимодействия в проекте (проведение тренингов, семинаров по командообразованию в случае необходимости);

- повышение квалификации членов рабочей группы по направлениям: «Маркетинг проектной деятельности образовательного учреждения», «Стратегическое развитие образовательного учреждения», «Разработка и внедрение программы развития образовательного учреждения», «Разработка и внедрение системы оценки качества менеджмента в образовательном учреждении» т.д. (в случае необходимости);

- разработка структуры сметы бюджета реализации проекта (см. приложение 1).

2. Разработка программы развития ДОУ

Переходя к разработке программы развития ДОУ, члены проектной команды должны учитывать имеющийся в российских образовательных учреждениях опыт разработки и реализации программ развития, который говорит в пользу следующей их структуры:

1) Информационная справка об образовательном учреждении.

2) Аналитический блок.

3) Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОУ как системы.

4) Стратегия и тактика перехода (перевода) ДОУ в новое состояние.

5) Приложения.

2.1. Информационная справка о ДОУ

Информационная справка о ДОУ – это необходимая составная часть программы развития образовательного учреждения. Информационная справка выполняет важные функции как по отношению к разработчикам программы развития, так и по отношению к ее внешним экспертам. Разработчики программы развития, собирая материал для справки, начинают лучше осмысливать достигнутый уровень развития ДОУ, а внешние эксперты, читая такую справку, способны быстро войти в курс основных достижений и проблем образовательного учреждения.

Информационная справка представляет собой информационный текст. Он не носит аналитического характера, т.к. аналитико-прогностическое обоснование программы развития дается в ее тексте после информационной справки. Поэтому в информационной справке необходимо, прежде всего, кратко изложить важнейшую информацию о дошкольном учреждении. В содержании справки рекомендуется:

  • указать наименование и статус ДОУ (для учреждений, менявших наименование, номер, статус, следует отметить наиболее существенные из этих изменений и их даты), важнейшие (с точки зрения разработчиков программы и интересов развития учреждения) этапы истории ДОУ;
  • дать краткую вводную характеристику социального окружения ДОУ и описать характер его влияния на образовательное учреждение;
  • коротко описать роль ДОУ в социуме, в территориальной образовательной системе;
  • указать важнейшие объемные данные ДОУ (количество воспитанников, их групп, видовое разнообразие групп, наличие вариативных форм работы, их видовое разнообразие);
  • дать характеристику контингента воспитанников;
  • охарактеризовать педагогический персонал ДОУ: общее количество педагогов, соотношение основных работников и совместителей, распределение педагогов по возрасту, стажу, уровню образования, квалификации (с учетом разрядов и категорий по Единой тарифной сетке, наличия педагогов, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, работающих в ДОУ преподавателей вузов, сотрудников НИИ и т.п.);
  • дать характеристику действующего программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
  • описать подходы к диагностике результатов воспитательно-образовательного процесса;
  • охарактеризовать состояние здания ДОУ, инфраструктуры воспитательно-образовательного процесса, кабинетного фонда, материальной и финансовой базы ДОУ;
  • дать характеристику нормативно-правового и документационного обеспечения работы ДОУ;
  • коротко описать систему работы с педагогическими кадрами;
  • дать информацию об основных результатах воспитательно-образовательного процесса (в динамике за ряд последних лет), основных результатах инновационных процессов, опытно-экспериментальной работы в ДОУ. По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.

2.2 Аналитический блок.

Всесторонний анализ состояния ДОУ позволяет уточнить миссию образовательного учреждения, определить оптимальные модели выпускников, сделать выбор основных направлений развития. Аналитический блок программы развития включает:

Анализ внутренней среды ДОУ:

  • анализ качества реализации воспитательно-образовательного процесса;

анализ состояния здоровья, физического состояния воспитанников и медицинского сопровождения образовательного процесса;

- анализ уровня нервно-психического развития детей раннего возраста, уровня освоения образовательной программы детьми дошкольного возраста и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- анализ предметно-развивающей среды в ДОУ;

- анализ состояния учебно-методической базы ДОУ.

  • анализ имеющихся в распоряжении ДОУ материально-технических и финансовых ресурсов:

- степень оснащенности ДОУ игровым и учебным оборудованием, хозяйственным оборудованием и инвентарем, необходимыми помещениями;

- соответствие материально-технической базы санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям;

- наличие и качество работы технических средств, позволяющих организовывать для детей интересные познавательные занятия с использованием ИКТ, облегчающих условия труда работников ДОУ;

- средний объем бюджетного финансирования за последние три (пять) лет;

- средний объем внебюджетного финансирования за последние три (пять) лет;

- динамика роста объемов бюджетного и внебюджетного финансирования и их соотношение.

  • анализ кадрового состава и условий труда работников:

- возрастной состав работников;

- уровень образования сотрудников;

- наличие квалификационной категории у педагогических кадров;

- уровень заболеваемости работников;

- условия труда для всех категорий работников,

  • анализ организационной среды ДОУ:

анализ организационной структуры и функций ДОУ,

- анализ организационных связей и культуры ДОУ (ценностей коллектива, мотивации сотрудников к труду, их сплоченность, работоспособности, творческой активности)

Анализ внешней среды ДОУ должен включать:

  • анализ политических, экономических, социальных событий, происходящих в стране/регионе/муниципалитете, которые могут оказать положительное или отрицательное влияние на работу ДОУ:

изменения в федеральном, региональном, муниципальном законодательстве;

- изменения на рынке образовательных услуг;

- изменения социальных настроений и т.д.

  • анализ микрорайона/муниципалитета, в котором функционирует ДОУ, его образовательной и социокультурной сферы:

- развитость инфраструктуры микрорайона/муниципалитета;

- ближайшее расположение других дошкольных и общеобразовательных учреждений;

- анализ состояния взаимодействия с другими дошкольными, общеобразовательными учреждениями и учреждениями социокультурной сферы района/муниципалитета.

  • анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников:

- характеристика состава семей;

- характеристика возрастного состава родителей;

- характеристика социального статуса родителей;

- характеристика образовательного уровня родителей;

- уровень психолого-педагогической компетентности родителей

  • анализ адресуемых ДОУ образовательных потребностей, социального заказа (требования, предъявляемые к результатам работы ДОУ, к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды).

Работу над каждым разделом анализа следует завершать выводами о сильных и слабых сторонах ДОУ, возможностях его развития и угрозах, препятствующих этому. Для этих целей целесообразно использовать известную форму SWOT-анализа, где «S» означает сильные стороны (Strengths) образовательного учреждения по отношению к какому-то вопросу или задаче, «W» - его слабые стороны (Weaknesses), «O» означает те благоприятные для неговозможности (Opportunities), которые создает внешняя среда и ее ожидаемые изменения, а «T» – угрозы(Treats), опасности, риски для детского садакоторые несет с собой эта среда.

В нижеприведенной таблице приведен пример оформления SWOT-анализа состояния кадров. Аналогичное оформление должны получить выводы каждого раздела анализа. Их можно объединить в одном месте.

Образец SWOT-анализа состояния кадров ДОУ

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

- Полная укомплектованность штата ДОУ (42 единицы).

- Наличие в штате логопеда и педагога-дефектолога.

- Старение педагогических кадров ДОУ и их профессиональное выгорание.

- Низкий уровень квалификации (70 % педагогов ДОУ), связанный с отсутствием специального образования по профилю «педагогика дошкольного образования».

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

- Возможность повышения квалификации педагогических кадров за счет увеличения объема внебюджетного финансирования.

- Возможность профилактики риска неукоплектованности штата и снижения уровня квалификации кадров за счет взаимодействия ДОУ с педагогическим ВУЗом или ССУЗом.

- Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования.

- Реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений может привести к ликвидации ДОУ или сокращению его штата.

- Падение уровня квалификации педагогов из-за снижения мотивации к профессиональному развитию, вызванной задержками с выплатами заработной платы и отсутствием премиального фонда.

SWOT-анализ должен завершиться перекрестным анализом сильных сторон ДОУ и угроз его развитию, а также слабых сторон и возможностей. На основе перекрестного анализа описываются риски, с которыми может столкнуться ДОУ, и возможные способы их компенсации, а также варианты решения имеющихся у ДОУ проблем, то есть способы устранения слабых сторон.

Пример перекрестного анализа.

Риск.

Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране, влекущая за собой сокращение бюджетного финансирования сферы образования, а также реструктуризация сети дошкольных образовательных учреждений могут привести к сокращению штатных единиц логопеда и дефектолога, что препятствует реализации планов ДОУ по развитию направлений коррекционной работы.

Предполагаемый способ компенсации рискапривлечение внешних специалистов за счет внебюджетных средств, полученных благодаря активному взаимодействию ДОУ с социальными партнерами.

Проблема.

Старение кадрового состава и его профессиональное выгорание ухудшает качество воспитательно-образовательного процесса.

Возможный способ решения проблемы.

Систематичное взаимодействие ДОУ с педагогическим ВУЗом и участие в подготовке кадров позволит уменьшить уровень профессионального выгорания кадрового состава за счет привлечения молодых специалистов.

При проведении анализа состояния и прогнозировании тенденций изменения внешней и внутренней среды ДОУ большое значение должно быть уделено исследованию социального заказа. При анализе социального заказа полезно обсудить следующие вопросы:

  • Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашему ДОУ; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены?
  • Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашему ДОУ, и характер их предъявления?
  • К чему, прежде всего, предъявлялись требования: к результатам работы ДОУ (каким именно), к содержанию воспитания и образования, характеру воспитательно-образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в ДОУ, комфортности воспитательно-образовательной среды?
  • Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа?
  • В какой мере заказчик был удовлетворен работой ДОУ, исполнением заказа?
  • Появились ли у нашего ДОУ в последнее время новые заказчики?
  • Изменился ли за последнее время характер социального заказа ДОУ и если изменился, то как?
  • Как справляется ДОУ с сегодняшним социальным заказом на образование?
  • Как оценивает работу ДОУ сам заказчик?

Для развития образовательного учреждения особо важную роль играет прогнозирование социального заказа, так как его деятельность не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на воспитание и образование. Чтобы ДОУ эффективно развивалось, необходимы знания завтрашнего социального заказа, которые можно получить только в ходе прогнозирования. При прогнозировании социального заказа полезно задуматься над вопросами типа:

  • Как может измениться состав заказчиков нашего учреждения, какие новые группы заказчиков могут появиться?
  • Как может измениться характер предъявляемых ДОУ требований и способ их предъявления?
  • Какие дополнительные ресурсы понадобятся ДОУ для выполнения нового социального заказа?
  • Какие возможности открываются перед ДОУ в связи с выполнением нового заказа?

Итогом прогнозирования должно стать формулирование ожидаемого социального заказа, который сопоставляется с ресурсными возможностями ДОУ (кадровыми, финансовыми, материально-техническими).

Анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения социального заказа, адресуемого ДОУ, предполагает проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа (родителей воспитанников, самих воспитанников, педагогов). Для этих целей должны быть разработаны анкеты (опросные листы). Некоторые образцы анкет даны в приложении 2.

2.3. Концепция желаемого будущего состояния ДОУ1(см. приложение 3)

Концепция желаемого будущего состояния ДОУ – представление об ожидаемом результате развития учреждения. Текст, в котором оно изложено, – необходимая составная часть программы развития. Целостное представление концепции желаемого будущего состояния учреждения предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков.

1. Стратегические основания жизнедеятельности ДОУ и главные характеристики его внутренней среды(система ценностей ДОУ, его философия; главные принципы его жизнедеятельности; общая направленность ДОУ; миссия образовательного учреждения; его принадлежность к тому или иному виду или разновидности образовательного учреждения (например, к учреждениям общеразвивающего, комбинированного вида и т.д.); модель (модели) выпускников ДОУ, внутренний стандарт качества воспитания и образования; характеристика организационной культуры нового ДОУ)

2. Концепция воспитательно-образовательной системы нового ДОУ (общий принцип, система организации воспитательно-образовательного процесса; общая структура воспитательно-образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, взаимосвязь и взаимодополнение в воспитательно-образовательной системе ДОУ дидактической подсистемы и подсистемы воспитательной работы; подходы к диагностике и оценке результатов воспитания и образования; общие принципы отбора и структурирования содержания воспитания и образования и их реализация в воспитательно-образовательном плане ДОУ; принципы и способы обеспечения интеграции отдельных воспитательных и образовательных процессов в целостный воспитательно-образовательный процесс; требования к воспитательным и образовательным программам; принципы отбора и использования ведущих развивающих технологий, методов и средств; базовые обобщенные требования к занятию, воспитательному мероприятию)

3. Концепция обеспечивающей системы нового ДОУ (внутренние условия жизнедеятельности ДОУ, необходимые и достаточные для его успешного функционирования и дальнейшего развития (социально-психологические, организационно-педагогические, материально-вещественные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, эстетические, пространственно-временные и др.), требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования ДОУ и его новой воспитательно-образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности (по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, информационных, нормативно-правовых, материально-технических, финансовых и проч.); общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние структур ДОУ, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением учреждения всеми необходимыми ресурсами (также по всем видам ресурсов); внешние связи ДОУ и их вклад в ресурсное обеспечение его жизнедеятельности).

4. Концепция желаемого состояния сообщества ДОУ, его коллектива (важнейшие свойства и характеристики, необходимые сообществу ДОУ для решения воспитательно-образовательных и обеспечивающих задач (ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.); характер групповой динамики и отношений в коллективе.

5. Концепция управляющей системы нового ДОУ (характеристика направленности, главных свойств управляющей системы (например, адаптивность, характер управления); основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления (планирования, организации, руководства, контроля), методы и средства управления, основные управленческие технологии; организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности; организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы (аттестации кадров, контроля и т.п.); необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.

2.4. Стратегия и тактика перехода ДОУ в новое состояние (см. приложение 4)

Этот раздел, следующий по логике за концепцией желаемого будущего состояния ДОУ, разрабатывается на базе проблемно-ориентированного анализа его состояния и концепции желаемого будущего состояния ДОУ. Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая программы развития ДОУ, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в нее.

В составе этого раздела выделяют такие блоки:

1. Стратегия развития ДОУ:

  • формулировка генеральной цели развития;
  • формулировки задач (подцелей) по достижению генеральной цели;
  • ожидаемые результаты.

2. План мероприятий по выполнению задач стратегии развития ДОУ.

  • конкретизация каждой задачи стратегии развития ДОУ мероприятиями, необходимыми для ее выполнения;
  • определение сроков выполнения задач и ответственных лиц.
  • проект сметы расходов на реализацию запланированных мероприятий (приложение 4).

3. Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития ДОУ

Система оценки достижения планируемых результатов представляет собой систему показателей, по которым можно судить о результативности работы по реализации программы развития ДОУ.

Система оценки включает в себя

- систему показателей оценки промежуточных результатов реализации программы развития;

- систему показателей оценки итоговых результатов реализации программы развития.

Промежуточный контроль за ходом реализации программы должен проводиться на протяжении всего периода ее действия в зависимости от сроков выполнения каждого мероприятия (еженедельно, ежемесячно, ежеквартально). В конце каждого года должны подводиться итоги, анализироваться степень достижения промежуточных задач, успехи и неудачи, их причины. В случае необходимости может быть пересмотрена стратегия и тактика развития ДОУ, внесены коррективы в план реализации стратегии.

Возможный способ оформления системы оценки промежуточных и итоговых результатов реализации программы представлен в приложении 6.

Приложение 1

Примерная структура сметы бюджета проекта

Статья расходов

Расчет

Общая сумма

В том числе

Объем собственных средств

Запрашиваемая сумма

1.

Оплата труда

2.

Премирование

3.

Оборудование (приобретение, аренда)

4.

Расходные материалы

5.

Канцелярские принадлежности

6.

Командировочные расходы

7.

Типографские (полиграфические расходы)

8.

Связь и коммуникации

9.

Услуги сторонних организаций, привлеченных консультантов или экспертов

10.

Прочее

ИТОГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм разработки программы развития ДОУ

Алгоритм разработки программы ДОУ:Анализ исходной ситуацииСтратегическая цель, проектная идея, миссияПлан реализации целей программы развития...

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения...

Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольной образовательной организации

Программа развития является обязательным документом любой образовательной организации.  Современные тенденции дошкольного образования также предлагают рассматривать ее как инструмент оценки качес...