Методические материалы по психологическому сопровождению родителей одаренных и высокомотивированных детей
учебно-методический материал

Чегодаева Наталья Викторовна

Развитие личности ребенка в дошкольном детстве, ее самореализация тесным образом связана с ее способностями, одаренностью.   Психологическое сопровождение  родителей одаренных и высокомотивированных детей в образовательном пространстве ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические материалы по психологическому сопровождению родителей одаренных и высокомотивированных детей.

Развитие личности ребенка в дошкольном детстве, ее самореализация тесным образом связана с ее способностями, одаренностью. Под способностью мы понимаем особенности ребенка, которые могут обеспечить высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий. Одаренность трактуется как сочетание способностей, обеспечивающее успешное  осуществление деятельности. Эта индивидуально – психологическая особенность развивается в течение жизни и позволяет достичь высоких результатов.

Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся от своих сверстников выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Признаки одаренности, проявляемые в дошкольном детстве, могут «угаснуть». Очень важно пробудить имеющиеся задатки, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период значимый для человека – дошкольное детство. Необходимо принимать таких детей, обеспечивая им психологическую поддержку и возможность самореализации. Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям, их отношение к таким детям неоднозначно. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывает у родителей  чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его дальнейшему развитию, расти самим. Другие родители испытывают растерянность, дискомфорт во взаимодействии с необычным ребенком.

Родители одаренных и высокомотивированных детей нуждаются в психологической поддержке не меньше, чем их дети. В своей практической деятельности психолог встречается со следующими категориями родителей:

1. Родители, которые самоутверждаются через достижения ребенка.

2. Родители, которые адекватно принимают своего одаренного ребенка.

3. Родители, которые создают условия для развития одного вида одаренности и не замечают его трудностей (личностные, социально-коммуникативные особенности).

4. Родители, которые не видят никакой одаренности у своего ребенка.

Цель деятельности педагога – психолога  с родителями одаренных и высокомотивированных детей в организации системы сопровождения семьи. Основными направлениями психологического сопровождения являются: психодиагностика; коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

1. Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса; получение информации об образовательных потребностях семьи в развитии ребенка.

По следующим направлениям:

Познавательная сфера:  определение уровня нервно – психического  развития  детей раннего возраста (диагностический инструментарий: К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева); психолого-педагогическая диагностика определение умственного развития и состояния интеллекта детей (диагностический инструментарий: Е.А. Стребелевой); психодиагностическое исследование - диагностика школьной зрелости дошкольников (диагностический инструментарий Л.А. Ясюкова)

Эмоционально-волевая, коммуникативная сфера:

  • для детей - тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;     социометрический

эксперимент по  методике Т.А. Репиной «Секрет»; методика самооценки «Лесенка» В.Г. Щур; проективная методика «Рисунок семьи»; «Страхи в домиках» в модификации  Захарова А.И.

  • для родителей - анкета для родителей вновь поступивших детей Афонькиной Ю.А.;  

тест «Семейная социограмма» Эйдемиллер Э.Г.; анкета – опросник Е.А. Изотовой «Развитие эмоциональной сферы»; «Карта одаренности» Д. Хана и М. Каффа.

При поступлении в детский сад родители заполняют анкету (автор Афонькина Ю.А.), в которой   характеризуют особенности своего ребенка:

I группа вопросов – психофизиологические особенности;

II группа вопросов - индивидуально-психологические особенности детей;

III группа вопросов показывает социально-психологические особенности;

IV группа вопросов выявляет стереотипы в общении со взрослым.

V группа  вопросов  характеризует определенное проявление темперамента: уровень активности, регулярность, реакцию на новые ситуации, приспособляемость, интенсивность реакции,  характер настроения, настойчивость и сохранение устойчивого внимания, отвлекаемость, чувствительность.

Проводится качественная обработка результатов анкетирования, которая позволяет выстроить развивающую деятельность и определить,    при необходимости, корректирующие  меры поддержки родителей одаренных и высокомотивированных детей.

Методика «Семейная социограмма» Эйдемиллера Э.Г. позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных семейных отношений. Родители имеют возможность осознать характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.  Качественная обработка методики позволяет выявить проблемы семейных взаимоотношений и организовать консультативную или коррекционно – развивающую деятельность с родителями. Критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков, относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, психолог сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым родитель находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.

Величина кружков: больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о пониженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах родителя.

Расположение кружков относительно друг друга: расположение родителем своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде большим по размеру кружков, в центре или верхней части тестового поля.

Расстояние между кружками: удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении родителя. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Анкета - опросник  Е.И. Изотовой  выявляет представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка, выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия.

Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:

- степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка,

- особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.

Оценивается каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице баллами. В результате набранное количество баллов дифференцируется по следующим значениям:

-высокая степень участия — от 22 до 27 баллов;

-средняя степень участия — от 18 до 22 баллов;

-низкая степень участия — от 0 до 18 баллов.

Присутствие отрицательных значений (-1, -2) при любой комбинации баллов свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений на эмоциональном уровне (эмоциональное непринятие ребенка).

Степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка

- 24% опрошенных имеют высокую степень участия в эмоциональном развитии детей;

- 62% респондентов показывают среднюю степень участия в эмоциональном развитии детей;

- 14% родителей имеют низкую степень участия в эмоциональном развитии детей.

Особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне

По результатам диагностики выявлено следующее:

Положительный эмоциональный фон детско-родительских отношений имеют 56% респондентов.

Отрицательный эмоциональный фон детско-родительских отношений имеют 16% респондентов.

Нейтральный эмоциональный фон детско-родительских отношений имеют 28% респондентов.

Эмоциональный фон ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций.

Методика «Карта одаренности» позволяет родителям оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности  преобладает в настоящее время, составить    «портрет развития  дарований ребенка». Развивающая функция методики направляет родителей одаренных и высокомотивированных детей к составлению программы дальнейшего развития тех способностей, которые представляются наиболее ценными.

Методика выявляет следующие виды одаренности: интеллектуальную, творческую, академическую, художественно – изобразительную, музыкальную, литературную, артистическую, техническую,  лидерскую, спортивную.

2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

•        Групповые и индивидуальные консультации для родителей одаренных и высокомотивированных детей.  

•        Информирование родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: организация мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка в совместной деятельности с родителями одаренных и высокомотивированных детей.

Психокоррекционная работа производится в следующих сферах:

 • Эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль.

• Коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье.

•   Познавательная: высокий уровень развития познавательных процессов.

Основные методы коррекционных воздействий:

 •  индивидуальная игровая терапия: подвижные, познавательные игры, игры с песком и водой, сюжетно – ролевые;

• сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

•  психогимнастика;

•  куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которых травмирует ребенка;

•  арттерапия: работа с красками, песком и т.д.

• релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов;

•  игры по развитию психомоторики.

4. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности  родителей одаренных и высокомотивированных детей:

- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения одаренного ребенка;

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;  

- включение имеющихся знаний в структуру семейных воспитательных взаимоотношений.

  • Проведение систематизированного     психологического     просвещения родителей    в

форме родительских собраний, круглых столов, игротек, мастер-классов, семинаров и пр. с обязательным учетом  возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

  • Знакомство с  результатами,     особенностями,     трудностями,    которые возникают в

жизни одаренного ребенка (по результатам диагностических мероприятий).

  • Создание    информационной       среды для родителей       одаренных                   и

высокомотивированных детей в виде уголков психолога, папок-передвижек, стендовых материалов, на сайте детского сада.

Каждое из названных направлений  строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опирается на игровые технологии и приемы.

5. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи родителям одаренных и высокомотивированных детей при решении проблем, с которыми обращаются родители. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Профилактическое направление деятельности педагога – психолога ДОУ с родителями одаренных и высокомотивированных детей реализуется в форме мастер – классов, практикумов, семинаров с элементами тренинга, игротек и  способствует развитию психологической компетентности, развитию умений и навыков в воспитании способных, талантливых детей, оптимизирует детско-родительские отношения.

- Семинар с элементами тренинга «Одаренность ищем в детстве». Цель семинара: ознакомить родителей с понятиями «способности», «одаренность». Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком своих собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям. Практикум помогает родителям присмотреться внимательно к своим детям, понаблюдать за их поведением, понять и осознать его уникальность, поддерживать и способствовать развитию способностей, учитывая индивидуальность ребенка.  

- Круглый стол «Сказкотерапия – как средство развития эмоциональной сферы детей». Цель мероприятия: ознакомить родителей одаренных и высокомотивированных детей с функциями сказки, пополнить свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми, научиться распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детских эмоциональных проблем, таких как тревожность, плаксивость, агрессивность и т.п. Коррекционная функция сказки помогает родителям мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, результатом этой работы станут изменения в поведении ребенка за счет становления собственной активной позиции и самоконтроля.

- Семинар – практикум «В школу? Хочу!» Цель семинара-практикума: ознакомить родителей с составляющими готовности к школьному обучению. Показать  способы игрового моделирования эмоционально значимых ситуаций общения родителей одаренных и высокомотивированных детей  предшкольного возраста с  использованием игровых упражнений проективного характера с целью осознания родительского опыта. Научить родителей использовать сильные стороны ребенка для достижения его успешности.

- Собрание – студия «Как я представляю своего ребенка в школе». Цель практикума: способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осознанию родителями собственной позиции принятия ребенка, сопричастного (эмпатического) взаимодействия с ним. Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе» и сопоставляют их с рисунком на аналогичную тему, который родители выполнили дома. Анализ рисунков способствует  осознанию родителями, на что сегодня больше похожи его (ее) отношения с ребенком: на отношения сопричастности, сопереживания друг другу или зависимости. Относятся ли родители с доверием к ребенку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе. Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным, успешным?

- Семинар с элементами тренинга «Счастливое детство».  Цель семинара: помочь  родителям осознать понятие «счастливое детство»; с помощью коллажа выявить индивидуальные особенности   детей, увлечения и стремления; развивать конструктивные навыки взаимодействия с ребенком, оптимизировать детско-родительские отношения через тренинговую форму взаимодействия в группе.

Психологическое сопровождение родителей одаренных и высокомотивированных детей  обеспечивает своевременное  прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в   дошкольном детстве. Проведенные мероприятия помогают взрослым осознать возможности своего ребенка и содействовать его развитию.    

Необходимо продолжать деятельность по психологическому сопровождению семьи одаренных и высокомотивированных детей,  по совершенствованию структуры создаваемой системы работы, отбору наиболее эффективных методов, средств и форм организации работы с детьми, родителями и общественностью  в рамках единого образовательного пространства.

                                 

 

 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей при поступлении в ДОУ (автор Ю.А.Афонькина)

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Возраст____________________ Дата заполнения ___________________________________

Кто из родителей заполнил анкету________________________________________________

I группа вопросов:

1. Насколько быстро засыпает, как просыпается?___________________________________

2. Как реагирует на необходимость раннего подъема?_______________________________

3. В какое время суток наиболее активен?__________________________________________

4. Как относится к введению новой пищи?_________________________________________

5. Заявляет ли о физиологическом дискомфорте и каким способом: устал, хочет есть, пить, спать, мокрые штанишки?

6. Какими навыками самообслуживания владеет самостоятельно, какими с помощью взрослого: ест ложкой, пьет из чашки, пользуется горшком, оказывает содействие при одевании?

II группа вопросов:

1. На какое имя откликается? ____________________________________________________

2. Чем любит заниматься? _______________________________________________________

3. Какие игрушки любит? _______________________________________________________

4. Может ли сам найти себе занятие?______________________________________________

5. Какая любимая пища?________________________________________________________

6. Какое настроение преобладает? ________________________________________________

7. Как пытается достигать целей? ________________________________________________

III группа вопросов:

1. Как переносит разлуки с матерью?______________________________________________

2. Какова была максимальная длительность такой разлуки?___________________________

3. Подражает ли взрослым, проявляет ли интерес к их делам?_________________________

4. Как относится к оценке взрослого: положительной, отрицательной?_________________

5. Стремится ли демонстрировать свои достижения, умения взрослому? ________________

6. Проявляет ли интерес к ровесникам?____________________________________________

IV группа вопросов:

1. Каковы ваши действия в следующих ситуациях?

- ребенок отказывается есть______________________________________________________

- ребенок не может заснуть______________________________________________________

- намочил штанишки___________________________________________________________

- запачкал одежду на прогулке___________________________________________________

- сломал игрушку или предмет, которым пользуются взрослые________________________

- ребенок не реагирует на запрет и продолжает настаивать на желаемом________________

- ребенок не может заснуть______________________________________________________

- ребенок не слышит вас_________________________________________________________

2. Как вы:

- ласкаете ребенка______________________________________________________________

- хвалите______________________________________________________________________

- порицаете____________________________________________________________________

V группа вопросов:

1. Как передвигается ребенок?

а) преимущественно бегом;                б) беготня чередуется со спокойным перемещением.

2. Следует ли ребенок определенному порядку в проявлениях своей жизнедеятельности (просыпается и засыпает приблизительно в одно и то же время, съедает ежедневно приблизительно  одинаковое количество пищи, проявляет активность или спокойствие в одно и то же время суток)?

а) да;                                                    б) нет.

3. Быстро ли ориентируется в новой ситуации (тут же начинает улыбаться незнакомым людям, подходит к ним, сразу начинает обследовать новую территорию и пр.)?

а) да;                                                     б) нет.

4. Легко ли привыкает к новой ситуации (возникают ли проблемы, когда приходится спать в новом месте, оставаться с новым человеком, сопротивляется ли иным переменам в повседневной жизни)?

а) да;                                                     б) нет.

5. Как ребенок выражает свои чувства?

а) протестует активно: если огорчен, заливается слезами; если рад, громко хохочет;

б) протестует тихо: от огорчения хнычет, хмурится; от радости улыбается.

6. Какое настроение преобладает?

а) хорошее, бодрое;                              б) подавленное, вялое или серьезное.

7. Может ли ребенок достаточно долго заниматься каким-то делом, проявлять настойчивость?

а) да;                                                     б) нет.

8. Легко ли отвлечь ребенка от запретного предмета, интересной игрушки, слез?

а) да;                                                     б) нет.

9. Проявляет ли ребенок особую разборчивость в мелочах (протестует, когда надевают на него несколько тесную одежду; замечает, если несколько меняется вкус любимого блюда; реагирует на запахи и пр.)?

а) да;                                                     б) нет.

Вопросы в анкете характеризуют особенности ребенка:

I группа - психофизиологические;

II группа - индивидуально-психологические;

III группа - социально-психологические;

IV группа - стереотипы в общении со взрослым.

В V группе каждый вопрос характеризует определенное проявление темперамента: 1-уровень активности, 2-регулярность, 3-реакцию на новые ситуации, 4-приспособляемость, 5-интенсивность реакции, 6-характер настроения, 7-настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8-отвлекаемость, 9-чувствительность.



Предварительный просмотр:

Проективный тест «Семейная социограмма»

Источник: «Методы семейной диагностики и психотерапии», Э.Г. Эйдемиллер, М., С.П., 1996г

Проективный тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным тестам. Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов  семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков, относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.

Величина кружков: больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о пониженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Расположение кружков относительно друг друга: расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде большим по размеру кружков, в центре или верхней части тестового поля.

Расстояние между кружками: удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.



Предварительный просмотр:

Анкета – опросник для родителей (Е.А. Изотова)

1. Ф.И.О., возраст ребенка______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Кто из родителей заполняет анкету? (Мать, отец)

_____________________________________________________________________________

3. А. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)_______________________________________________________________________

3. Б. Почему?__________________________________________________________________

4. Как часто: редко, иногда, постоянно  (отметить каждую эмоцию) Ваш ребенок испытывает:

радость_______________________________________________________________________

печаль _______________________________________________________________________

гнев (злость) __________________________________________________________________

страх ________________________________________________________________________

обиду ________________________________________________________________________

стыд (вину) ___________________________________________________________________

зависть_______________________________________________________________________

отвращение ___________________________________________________________________

презрение_____________________________________________________________________

5. Как Вы думаете, что: ситуация, конкретный человек, конкретный предмет, чаще всего является причиной появления у вашего ребенка следующих эмоций (отметить каждую эмоцию):

радость_______________________________________________________________________

печаль _______________________________________________________________________

гнев (злость) __________________________________________________________________

страх ________________________________________________________________________

обида ________________________________________________________________________

стыд (вина) ___________________________________________________________________

зависть _______________________________________________________________________

отвращение___________________________________________________________________

презрение_____________________________________________________________________

6. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)________________________________________________________

7. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка? _____________________________________________________________________________

В чем выражается наказание? ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8.А. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый__________, эмоционально заторможенный?____________________     (Да, нет, не могу сказать)

8.Б. Не наблюдаются ли у Вашего ребенка яркие отрицательные реакции на определенную ситуацию, человека или предмет? (Да, нет, не могу сказать)_______________________________________________________________________

9.А. Случались ли в жизни Вашего ребенка трагические события (тяжелые болезни, смерть друзей и близких, расставание с ними, развод родителей, стихийные бедствия, несчастные случаи, физическое насилие, нападения и др.)? (Да, нет, не могу сказать)

_____________________________________________________________________________

(Указать возраст)

9.Б. Особенности реакции ребенка на данное событие (шок, истерика, кома и др.): _____________________________________________________________________________

10.А. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10.Б. Какие причины (человек, ситуация, предмет, не могу сказать) вызывают воспоминания об этом событии?__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)________________________________________________________

12. Считаете ли Вы лицо Вашего ребенка выразительным? (Да, нет, не могу сказать)_______________________________________________________________________

13. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)_______________________________________________________________________

14.А. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет) _____________________________________________________________________________

14.Б. Ваш ребенок похож на Вас в выражении своих чувств и эмоций? (Да, нет, не могу сказать)_______________________________________________________________________

15. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные ситуации, темперамент, не знаю)_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

16.А. Рассказываете ли Вы ребенку о чувствах, эмоциях, отношениях между людьми? (Часто, по ситуации, если спрашивает, редко, никогда)

_____________________________________________________________________________

16.Б. Какие слова вы используете для объяснения проявлений чувств (эмоций) в жизни, литературе, кинофильмах?_______________________________________________________

17. Как Вы думаете, в чем выражается любовь Вашего ребенка к Вам? (Поведение, слова, зависимость, не знаю, не проявляется)

_____________________________________________________________________________

Спасибо

Интерпретация результатов анкетирования опросника Е. И. Изотовой в рамках экспериментального исследования особенностей эмоционального развития  детей дошкольного возраста. Данный опросник выявляет представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка по следующим показателям:

-эмоциональный опыт ребенка (вопросы 9, 10);

-присутствие у ребенка фактора эмоциональной напряженности (вопрос 8);

-наличие у ребенка знаний и представлений о чувствах, эмоциях (вопрос 16);

-эмоциональное поле ребенка (вопросы 3, 13, 14);

-эмоциональный (модальный) стиль ребенка (вопросы 4, 5, 15);

-экспрессивность (мимическая выразительность) ребенка (вопросы 11, 12).

Вопросы 3, 6, 7, 14, 16, 17 выявляют позицию родителей по отношению к ребенку, особенности их эмоционального взаимодействия, а также степень достоверности ответов.

Проведение данной анкеты-опросника может осуществляться в сочетании с беседой для прояснения некоторых позиций родителей, а также инициировать наблюдение за эмоциональными проявлениями ребенка.

Качественный и количественный анализ.

1. Качественный анализ

Качественный анализ полученных ответов осуществляется в следующем направлении — особенности эмоционального развития ребенка.

Под эмоциональным опытом ребенка понимается эмоциональное проживание конкретного события или ситуации различного модального содержания (радостного, печального, страшного и пр.). Учитываются события, вызвавшие у ребенка эмоции высокой интенсивности, т. е. эмоциональные реакции на высоком пороге реагирования. Имеются в виду: эмоциональное возбуждение, полная или частичная заторможенность, различного рода депрессии, дисфории и эйфории, шоковые и коматозные состояния. Перечень возможных ситуаций, вызывающих подобные эмоциональные реакции, задан в вопросе 9 анкеты. В каждом конкретном случае возможно расширение данного перечня.

Для анализа необходимо фиксирование реального стимул-события в жизни ребенка, возраста ребенка на момент его проживания, особенностей его эмоционального реагирования (вопрос 9), а также эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих (вопрос 10).

Под фактором эмоциональной напряженности понимается проявление в повседневном поведении симптомов эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности или ситуативной реактивности как негативных показателей эмоционального развития ребенка. Учитываются реакции, повторяющиеся с определенной периодичностью и характеризующие состояния беспокойства, тревоги, страха. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые часто сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы. Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии эмоциональных реакций, адекватных для детей данного возраста. Так называемая «эмоциональная тупость» обусловлена состоянием тревожности и страха высокой степени, которое блокирует механизм адекватного реагирования. Часто эмоциональная заторможенность (полная) сопровождается мутизмом, т.е. отказом от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В некоторых случаях эмоциональная заторможенность (частичная) выражает скрытую агрессию и сопровождается немотивированными негативными действиями ребенка. Ситуативная реактивность проявляется в ярком и относительно кратковременном эмоциональном реагировании ребенка на конкретные ситуации, связанные с его негативными переживаниями. Например, ситуации с отчимом, братьями и сестрами (младшими и старшими), животными, темными помещениями, водой и высотой, запретами и наказаниями, болезнями и несчастными случаями. Реакции могут быть различного порядка: истерические, депрессивные, дисфорийные и др.

Для анализа необходимо фиксирование наличия фактора эмоциональной напряженности у ребенка, дифференциация симптомов по трем типам эмоциональной напряженности: возбудимость, заторможенность, ситуативная реактивность (вопрос 8).

Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребенка формируются в основе своей в дошкольном детстве и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Своевременное эмоциональное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребенка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина). В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение), импрессивное значение эмоции (переживание), ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических и пантомимических) различных эмоций и соотносить их с определенным значением.

Для анализа необходимо фиксирование наличия у ребенка представлений о чувствах и эмоциях, а также заинтересованности родителей в формировании данных представлений (вопрос 16).

Под эмоциональным полем понимается комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Этот комплекс включает: эмотивностъ, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность и др. В совокупности эти особенности дают представление об общей эмоциональности личности. Эмоциональное поле изначально имеет психофизиологический характер, поэтому его реактивная динамика обусловлена типом нервной системы. Некоторые формы эмоционального реагирования могут быть ситуативного (временного) происхождения, и связаны с сильными эмоциональными переживаниями: контрастные изменения эмоционального поля у ребенка диагностируют эмоциональные срывы и потрясения, симптомы поэтапной трансформации — развитие невротизации.

Для анализа необходимо фиксирование способности эмоционального сопереживания и «заражения», гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос 13), интенсивности эмоциональных проявлений (вопрос 14), а также мнения родителей об общей эмоциональности их ребенка (вопрос 3).

Эмоциональный стиль ребенка определяется на основе преобладающих эмоциональных состояний, их знака и модальности. Знак эмоциональных состояний дифференцирует эмоциональный фон ребенка: положительный, отрицательный, нейтральный. Положительный эмоциональный фон характеризуется достаточно стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности (позитивное отражение). Отрицательный фон характеризуется деконструктивным отношением к себе или окружающей действительности (негативное отражение), также достаточно стабильным. Нейтральный фон характеризуется отсутствием выраженного отношения к себе и окружающей действительности (нарушенное отражение). Наряду с эмоциональным фоном учитывается модальное содержание преобладающих у ребенка эмоций. За основу модального ряда, валидного для детей дошкольного возраста, взят следующий перечень: радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд (вина), зависть. Преобладание одной или устойчивого сочетания модальностей позволяет говорить о закрепленном эмоциональном реагировании ребенка. Сочетание знака эмоциональных состояний и их модальности в совокупности определяет эмоциональный стиль ребенка. У детей дошкольного возраста высоко дифференцированным является сочетание отрицательного эмоционального фона и модальностей страха (тревожность), гнева (агрессивность), печали-обиды (депрессивность), презрения-зависти (демонстративность) и т.д.

Для анализа необходимо фиксирование модальности эмоций и частоты их проявлений (вопрос 4), стимул-факторов, вызывающих определенные эмоциональные состояния (вопрос 5), форм закрепленного эмоционального реагирования (вопрос 15).

Под экспрессивностью понимается мимическая выразительность ребенка при эмоциональном реагировании. Экспрессивность входит в структуру коммуникативной и игровой компетентности ребенка в дошкольном возрасте. Та или иная степень мимической выразительности как средство общения со сверстниками определяет также социальный статус ребенка. При интерпретации различаются произвольная и непроизвольная экспрессии. В первом случае анализируются непроизвольные (спонтанные) экспрессивные реакции, во втором — произвольные мимические изменения по требованию.

Для анализа необходимо фиксирование доминирования открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопросы 11, 12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос 11).

2. Количественный анализ

Количественный анализ полученных ответов осуществляется по двум направлениям:

-степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка,

- особенности детско-родительских отношений на эмоциональном уровне.

Оценивается каждый ответ родителей в соответствии с представленными в таблице баллами (см. таблицу оценки ответов). В результате набранное количество баллов дифференцируется по следующим значениям:

-высокая степень участия — от 22 до 27 баллов (самое высокое количество баллов при однозначных ответах на все 18 вопросов);

-средняя степень участия — от 18 до 22 баллов;

-низкая степень участия — от 0 до 18 баллов.

Присутствие отрицательных значений (-1, -2) при любой комбинации баллов свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений на эмоциональном уровне (эмоциональное непринятие ребенка).

Таблица оценки ответов

Номер

Ответы

Баллы

Номер

Ответы

Баллы

вопроса

вопроса

Да

1

106

Человек

1

Нет

1

Ситуация

1

Не могу сказать

0

Предмет

1

Не могу сказать

0

4

7—9 строк заполнено

3

11

Всегда

1

3—7 строк заполнено

2

Иногда

1

1—3 строк заполнено

1

Никогда

0

9 строк не заполнено

0

5

7—9 строк заполнено

3

12

Да

1

3—7 строк заполнено

2

Нет

1

1 — 3 строк заполнено

1

Не могу сказать

0

9 строк не заполнено

0

Номер

Ответы

Баллы

Номер

Ответы

Баллы

вопроса

вопроса

6

Всегда

2

13

Да

1

Иногда

1

Нет

1

Никогда

0

Не могу сказать

0

7

Постоянно

-1

14а

Да

1

По ситуации

2

Нет

1

Редко

1

Никогда

0

Да

1

146

Да

1

Нет

1

Нет

1

Не могу сказать

0

Не могу сказать

86

Да

1

15

Самочувствие

1

Нет

1

Ситуации

1

Не могу сказать

0

Темперамент

1

Не знаю

0

Да

1

16а

Часто

4

Нет

1

По ситуации

3

Не могу сказать

0

Если

2

спрашивает

1

Редко

0

Никогда

10а

Радостное

1

17

Поведение

1

Печальное

1

Слова

1

Не могу сказать

0

Зависимость

1

Не знаю

0

Не проявляется

-1



Предварительный просмотр:

Методика «Карта одаренности»

Общая характеристика.

Эта методика создана на основе методики Д. Хана и М. Каффа. Она отличается тем, что для упрощения обработки результатов выравнено число вопросов по каждому разделу, а так же введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (или педагогам). Возрастной диапазон, в котором она  применяется: от 6 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух функций.

Первая и основная функция – диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать своего ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые представляются вам наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составляющую часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10 – 15 минут.

Если Вы затрудняетесь ответить, дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной развития Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру в «родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого – либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников в интеллектуальном развитии.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства с помощью мимики, жестов, движений.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Интересуется книгами, статьями, научно-популярными изданиями с опережением своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.  

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии, справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.

77. Любит игры – драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

1. Интеллектуальная

2. Творческая.

3. Академическая.

4. Художественно – изобразительная.

5. Музыкальная.

6. Литературная.

7. Артистическая.

8. Техническая.

9. Лидерская.

10. Спортивная.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Возможность накапливать индивидуальный познавательный и жизненный опыт, возможность быть субъектом собственной деятельности – вот те опоры, на которых строится полноценная педагогическая поддержка одаренных детей. И главное при этом-не навредить. Всем детям необходимо наше особое, бережное отношение, а одаренным – тем более.



Предварительный просмотр:

Методика «Семейная социограмма» (автор Эйдемиллер Э.Г.) позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений, характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Результаты тестирования проводятся по следующим критериям:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков, относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Анализируя  первую работу можно сказать, что в семье 3 человека, все они находятся в рамках круга – мама и две дочери. Рисунок расположен в верхней части круга, что может говорить о высоком уровне притязаний исполнителя. Самооценка мамы высокая (ее кружок больше размером и находится в позиции «над»). С левой стороны, чуть ниже мамы расположен круг Ани (старшая дочь, школьница), с правой стороны ниже и на расстоянии расположен круг младшей дочери Вики.  Анализ расположения кружков говорит о том, что ближе к маме в психологическом плане находится Аня. В общении с Викой мама испытывает дискомфорт.  

Анализ второго рисунка. Семья из трех человек: бабушка, мама, дочь Маша. Работа выполнена мамой. В центре круга расположен круг дочери Маши, далее в виде матрешки, расположен круг мамы (круг Маши внутри круга мамы), далее круг  бабушки (Маша  и мама оказываются внутри круга бабушки). Круги членов семьи находятся друг в друге, и это говорит нам  о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Рисунок 3 показывает, что в семье есть 4 человека, дочери – Вика и Кира, Денис и Я. Работа выполнена мамой. Количество членов семьи соответствует действительности. Три кружка – Вика, Кира, Денис изображены в верхней половине круга, свой кружок меньшего размера, чем все остальные испытуемый изображает в нижней части основного круга. Размер круга испытуемого  говорит нам о низкой самооценке, а размещение себя в нижней части основного круга, в стороне от других членов семьи указывает на переживание эмоциональной отверженности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение родителей агрессивных детей.

Большую роль в решении проблем социальной адаптации агрессивных детей могут сыграть педагоги - психологи, усилия которых должны быть направлены на оказание психологической помощи семье, начиная ...

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

Методическая разработка по психологическому сопровождению воспитанников с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении на тему: «Использование песочной игротерапии в работе с детьми ОВЗ»

laquo;Картина на песке – изображение душевного состояния.....Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликтпереноситься из внутреннего мира во внешний и делает зримым»Дора Колф...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".

Психологическое сопровождение  описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль...

«Психологическое сопровождение родителей детей с ОВЗ в рамках ФГОС»

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьер...