«Психологическое сопровождение родителей детей с ОВЗ в рамках ФГОС»
консультация по коррекционной педагогике
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_ovz.docx | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Психологическое сопровождение родителей детей
с ОВЗ в рамках ФГОС»
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
С учётом того, что в последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих ДОУ, увеличивается, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
В течение последних лет были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.
- Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
- Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
- Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
- Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, есть общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
- сформировать адекватную самооценку.
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
- Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
- Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.
- Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ (которая функционирует в ДОУ) на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
- Составление плана работы специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
- Непосредственная работа с родителями. В неё входит:
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Работу с родителями данной категории можно разделить на следующие блоки:
В ДОУ рекомендуется используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
- Беседы: коллективные и индивидуальные.
- Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
- Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
- Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление -презентация "Психологическая готовность детей к школе в рамках ФГОС"
Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об...
Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС
Ключевые слова: предметно-развивающая среда, психологическое сопровождение , социализация дошкольников, зона ближайшего развития, зона актуального развития, образовательный менеджмент, социокультурная...
Гиперактивные дети. Психологическое сопровождение и коррекция гиперактивности в рамках Дошкольной образовательной организации.
Личный опыт работы с гиперактивными детьми при помощи игровой психокоррекции....
Консультация «Психологическое сопровождение родителей детей с ОВЗ в рамках ФГОС»
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ....
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и худож...
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественн...