Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".
консультация по коррекционной педагогике
Психологическое сопровождение описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 158» посещают 248 воспитанников (из них 101 ребенок с ОВЗ, 21 ребенок-инвалид). В учреждении функционирует 14 групп, которые находятся в трех корпусах: 6 общеразвивающих групп и 8 для детей с ОВЗ: 5 групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 3 для детей имеющих диагноз ЗПР.
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка и создании условий для его гармоничного развития.
- Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
- Принцип комплексности. Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей и образовательным учреждением (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог и родители)
- Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
Опыт работы нашего детского сада показал необходимость психологической поддержки родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
Работа с родителями осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме, включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучение приемам и методам коррекционно-развивающей работы в домашних условиях, оказание консультативной и практической помощи.
Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Представление о ребенке и отношение к нему - это внутренняя основа воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком.
Принятие родителями ситуации , что «самый любимый и самый красивый ребенок отличается от других детей в не лучшую сторону и возможно ему даже потребуется медицинская помощь» соответствует описанным в психологии этапам переживания естественного течения горя.
Выделяют 6 этапов естественного течения горя. Эти этапы характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести проблемы, а также в зависимости от других факторов.
Этапы переживания горя: Шок → Отрицание → Агрессия → Торги → Признание и боль → Принятие
1. Шок или эмоциональная дезорганизация.
Наступает сразу после того, как родитель узнал о проблеме (воспитатель или другой специалист проговаривает родителю особенности поведения ребенка в группе, особенности развития). Содержанием данного этапа являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: «Почему это случилось именно со мной?».
2.Отрицание.
Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги.
«Отрицание» может выразиться в простом - переспрашивании. Или же человек может снова и снова, словно не расслышал, или не понял уточнять слова и формулировки, в которых он получил горькое известие. На самом деле в данный момент он не плохо слышит, а не хочет верить, что что-то уже произошло..
На этой стадии развивается, так называемое, «шопинг – поведение», родители начинают водить ребенка от одного специалиста к другому, переводят из сада в сад, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.
3. «Агрессия».
Родитель не просто не верит - он активно сомневается в том, что ему сообщили, направляет агрессию на источник информации. Это может привести к направлению агрессии на себя или на близких людей.
4. «Торги».
Родитель направляет энергию на то, чтобы «откупиться от проблемы (горя)». В этот момент он может обращаться к Богу, к любым высшим силам, с целью заключить сделку - я буду/не буду делать то-то и пусть всё вернётся к прежнему состоянию.
5. «Признание и боль».
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. На этом этапе появляются слезы.
Родителю надо постоянно демонстрировать, что хотя вы и понимаете его проблему, но относитесь к нему как к любому другому родителю, не давая ему никаких скидок и послаблений. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе (патологическое горе), или же ему может понравиться сочувствие и жалость, которую он вызывает, и из него сформируется профессиональная Жертва.
6. «Принятие и возрождение».
Родитель мыслями возвращается ко всему хорошему, что связано с тем, что принесло ему горе. Сложившиеся ситуация, теперь воспринимается, как часть жизни - она имеет своё начало, развитие и завершение. Возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и эмоции всего спектра, семья начинает задумываться о будущем. Только на этом этапе родители могут принимать решения о том, какие выводы сделать. На этом этапе происходит приспособление родителей и принятие особого ребенка.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен в виде следующих этапов:
1.Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
2. Исследование семьи
3. Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи.
4.Работа по оказанию психолого-педагогической помощи семье
- Информирование
- - Индивидуальное консультирование
- - Работа в диаде «родитель-ребенок
- - организация работы родительских и детско-родительских групп
5. Анализ эффективности достигнутых результатов
А сейчас на каждом этапе остановмся поподробнее.
Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество; Работа с мотивацией идет на протяжении всего периода взаимодействия с семьей.
Исследование семьи - это изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка.
Психологическая диагностика проводится как с ребенком (проективные методики «Моя семья», «Семья животных» и т.д. ) , так и с родителями (сочинение «Мой ребенок», Тест–опросник определения родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина; Опросник для измерения родительских установок и реакций Е. Шеффера и т.д.
Гармоничная семья. Дети и родители держатся за руки, достаточно яркие цвета, все члены семьи, и т.д.
Гипоопека – недостаток внимания к ребенку, ориентация на свои проблемы,асоциальные семьи, компьютерная зависимость.
Гиперопека- полная фиксация на ребенке,исполнение всех его капризов.
(пр. держат ребенка на руках авторитарная мама а дети за шторками, интересы ребенка преобладают над интересами др. членов семьи)
Родительское сочинение (метод работы с родителями)направлено на:
1.Изучение особенностей детско-родительских отношений (прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка);
2. Анализ проблем и трудностей в развитии ребенка с позиции родителя; сбор анамнестической информации,
3. Выявление личностных особенностей родителя
(По желанию слушателей зачитывание одного из писем)
Также в своей работе мы используем метод «Сеть социальных контактов» - это системный метод социальной работы с семьей, опирающийся на использование ее ресурсов, связей и отношений с людьми.
Метод работы с сетью социальных контактов, построен на представлении о том, что все мы являемся частью различных систем, и что мы подвержены влиянию взаимодействия этих систем. Если проблемы возникают в рамках одной системы (например, в семье), это отражается на всех её членах, в данном случае, на детях. Семья, в большинстве случаев, является наиболее важной системой для ребёнка, но не единственной. Все эти системы должны быть приняты во внимание в ходе работы.(Пример. Плохие взаимоотношения между семьёй и детским садом, например, также влияют на благополучие ребёнка)
В своей работе мы используем -заполнение карты сети с указанием всех важных людей в жизни ребенка; друзья, семья, родственники, воспитатели и др. Карту рисует ( или выстраивает из игрушек) сам ребенок под руководством педагога-психолога, который, задавая вопросы, помогает ребенку определить его эмоциональную дистанцию с каждым из этих персонажей, также карту заполняют и родители. Благодаря своей простоте, создание и анализ карты могут стать достаточно мощным терапевтическим инструментом. Карта отражает настоящую ситуацию, как с позитивной, так и с негативной стороны. Таким образом, родители сами могут определить новые возможности, а так же проблемы и конфликты, которые требуют разрешения.
Сетевую карту заполняет как ребенок, так и родитель.(Демонстрация карт) . Анализ случая. Никита Б. Мама имеет диагноз F70. Мама при помощи карты подробно рассказала ситуацию в семье, смогла ее проанализировать т.к. информация наглядна. Мама увидела значимость ее для ребенка т.к. ей казалось она ему не нужна . В данном случае психолог смог увидеть ситуацию в семье глазами мамы и глазами ребенка.
Вывод по диагностике
Результаты диагностики важно преподнести родителям не как диагноз, а как оценку положения дел на сегодняшний день. Если специалист не просто выносит вердикт, а привлекает родителей к диагностике («посмотрите, как малыш хорошо справился» или «это пока не получается»), то родители меньше проявляют реакций сопротивления, когда результаты диагностики не слишком радужные. На важно создание доверительного отношения к специалисту, побудительных мотивов, заинтересованности родителей в участии в процессе реабилитации
3.Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи. На данном этапе происходит выбор направления психолого-педагогической помощи семье, выбор определяется в зависимости от результатов диагностики
4.Работа по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направлена на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
Можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
- Информирование – это предоставление педагогом-психологом семье или отдельным ее членам информации о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т.д.; Информирование осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (пр. родительские собрания)
- Индивидуальное консультирование - это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального характера.
Работа в диаде «родитель-ребенок может быть направлена на коррекцию детско-родительских отношений, коррекцию эмоциональной и познавательной сферы и т.д. сферы. На занятиях используются элементы сказкотерапии, арт-терапии, игротерапии.( Пр. злость на маму, я один- чувство одиночества, совместная работа мамы и дочки остров волшебства)
На занятиях родители осваивают формы правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной в успехе реабилитации стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Обсуждая результаты коррекционной работы важно радоваться успехам ребенка, говорить о вкладе родителей в успех, объяснять причины неудач, поощрять ребенка к самостоятельности, показывая его возможности. Это стимулирует родителей. Так же совместные занятия позволяют привести в соответствие возможности ребенка и уровень требований к нему. Совместное творчество способствует самовыражению, позволяет увидеть родителям в своих детях «особые способности и таланты», которых нет у других детей.
Корекционно-развивающая работа в диаде «родитель-ребенок».
Дети в ходе игры с куклами проигрывают различные ситуации. Такая форма работы может использоваться как для диагностики так и для коррекции детско-родительских отношений.
Работа со сказкой. Анализ случая..
Запрос. К педагогу-психологу обратилась мама с проблемой: у ее сына 7 лет не складываются отношения с ее новым мужем. Мальчик избегает общения с новым членом семьи, стал замкнутым и агрессивным.
После анализа психологической диагностики было принято решение попробовать разрешить проблему через работу со сказкой. Занятия проходили как индивидуально с мальчиком, так и в диаде мама-ребенок, на последнее занятие мама сын и отчим пришли все вместе.
Работа со сказкой «Приключения Буратино»
Первая встреча.
Создание персонажа и места его проживания. Главный герой сказки –Хитрый Буратино у которого недавно погиб отец (1), но перед смертью оставил ему наследство – саблю для защиты.
Сейчас Буратино живет один в доме. (2).
В настоящее время отец мальчика проживает отдельно, отношения с сыном не поддерживает. Мальчик чувствует себя одиноким.
Вторая встреча.
Раскрытие проблемы гл. персонажа. Работа с зубной пастой .
Буратино пошел ночью в лес и увидел , что лес горит. Хотел сам потушить, но испугался, что сам не справится т.к. он деревянный и может сгореть. Поэтому обратился за помощью.(3)
После пожара расцвел красивый цветок , всем он нравился кроме Буратино(4) , ему хотелось его срубить но он не решался..
В настоящее время мальчик чувствует , что проблема очень большая и он может сам не справится, боится выразить свои чувства т.к. по мнению мальчика мама его не любит, она любит отчима. На второй встрече Саша рассказал про отчима и о том как он его не любит.
Третья встреча.
Создание замка злости и короля злости . Буратино долго бился с королем злости и его слугами, а потом пошел на хитрость решил сдаться , чтобы потом внезапно напасть и победить ..ведь он хитрый …
В реальной жизни Саша первый раз согласился пойти погулять с отчимом – ходили в кино. Со слов мальчика ему не понравилось, но он согласен еще раз сходить в кино , но уже на другой фильм.
Четвертая встреча
Однажды Буратино пришел в тир чтобы пострелять, но оружие закончилось и продавец предложил ему заняться фехтованием. Так Буратино начал заниматься фехтованием .
Саша вместе с отчимом стали ходить в бассейн. Общение стало спокойнее, мальчик вместе с отчимом играл в компьютер и в настольные игры.
Пятая встреча.
Хитрый Буратинно добился своего он победил короля на саблях, но убивать его он не хотел так как король оказался хорошим партнером в фехтовании и многому его научил.
Саша продолжает вместе с отчимом ходить в бассейн, а еще хочет заисаться на следующий год в секцию по плаванью , чтобы в будущем попасть на олимпиаду и завоевать золотую медаль.
- Групповая - это организация работы родительских и детско-родительских групп. В нашем детском саду такая форма работы с родителями была начата сравнительно недавно, на данный момент проведено 4 занятия.
Участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.
5.Анализ эффективности достигнутых результатов. Со отношение того, что получилось, что нет, что требует дальнейшей работы.
Итог.Таким образом целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.
Подготовила
педагог-психолог Малькова Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"
Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".
Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях ДОУ
В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца...
Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"
Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....
Практикум для родителей по теме "Эмоциональное выгорание у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития"
Представляю вашему вниманию конспект пратикума для родителей по теме "Эмоциональное выгорание у родителей, воспитывающих детей с особенностями развития". Данный практикум направлен на ознако...