Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
методическая разработка

Герман Оксана Александровна

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_etika_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx37.88 КБ
Office presentation icon etika_delovogo_obshcheniya.ppt991.5 КБ

Предварительный просмотр:

семинар-практикум для педагогов

Этика педагогического общения.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Цель: способствовать росту профессиональной компетентности педагогов по данной проблеме.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика».
  2. Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии.
  3. Выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.

Оборудование: листы бумаги А4, мультимедийное оборудование, презентация, ручки.

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

1. Вводная часть

1. 1. Игра – приветствие:

Встаем. Рассчитываемся на 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый.

Первые номера ставят руки за голову и разводят локти в сторону,

вторые номера – руки на пояс, локти в стороны,

третьи номера – руки перед собой на уровне груди крест-накрест, локти в стороны,

четвертые номера – левая рука на пояс, правая на голову, локти в стороны.

Приветствуем, друг друга, соприкасаясь локтями и говоря «приветствую вас, (называя имя)». Задача: поприветствовать как можно больше человек.

СЛАЙД 2

1. 2. «Самое лучшее и самое худшее»

        - Наша сегодняшняя встреча посвящена педагогической этике.

         «Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

        Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убивать. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одним из ведущих видов жизнедеятельности человека.

СЛАЙД 3

1. 3. Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция:  - Вспомним слова Б. Окуджавы

          Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

          Высокопарных слов не стоит опасаться.

          Давайте говорить друг другу комплименты,

          Ведь это все любви счастливые моменты…!

- Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Татьяна, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая! А у тебя Оля, такие красивые глаза!

- Комплимент принимается в определенной форме: - Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

2. Основная часть

СЛАЙД 4

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

        В современном понимании этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников.

СЛАЙД 5

Константин Михайлович Левитан писал: «Важнейшее орудие труда педагога – его собственная личность». В своей книге «Педагогическая деонтология (наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом)» К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но окончательно его сжав, можно выделить главный – «Не навреди!». Не навреди коллеге, родителю, воспитаннику.

СЛАЙД 6

        Этика делового общения в педагогическом коллективе может проявляться в отношениях:

  1. Между образовательным учреждением и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями),
  2. Между самими образовательными учреждениями,
  3. Внутри данного образовательного учреждения:
  • между руководителем и педагогическим коллективом,
  • между членами данного педагогического сообщества.

        

СЛАЙД 7

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений:

  1. Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный).
  2. Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный —  руководитель).
  3. Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).

        В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Рассмотрим их подробнее.

СЛАЙД 8

1. Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный)

        Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива. На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

СЛАЙД 9

2. Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы,  можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.
  • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

СЛАЙД 10

3. Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
  • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
  • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
  • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

СЛАЙД 11

Педагогическая этика это свод правил:

  • регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного учреждения;
  • защищающие их человеческую ценность и достоинство;
  • поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
  • создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

        На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.

 

2.1. Упражнение «Свои правила»

Психолог: - Уважаемые педагоги, мы узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на 4 минигруппы, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с воспитанниками, родителями, коллегами и администрацией.

Обсуждение:

 - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение?

 - Что вызвало наибольшие затруднения?

 - Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?

Этический кодекс педагога

В отношениях с родителями:

  • Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
  • Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к воспитанникам;
  • В общении с родителями недопустимо обсуждение детей группы и их родителей.

В отношениях с воспитанниками:

  • Педагог в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
  • Педагог должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение своих воспитанников.

В отношениях с коллегами:

  • Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
  • О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.
  • Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной;
  • В решении конфликтных ситуаций  применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.

        Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.

    Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, воспитанниками, коллегами. 

СЛАЙД 12

2.2. Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

СЛАЙД 13

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

- А сейчас ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» соотнесите со способами выхода из конфликтных ситуаций. (Например, «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Кеннет Томас считает, что:

  • при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
  • при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
  • и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

СЛАЙД 14, 15

2.3.  Упражнение «Выберите себе в пару»

Инструкция: - Предлагаю каждому из вас выбрать себе в пару того с кем не хотите расставаться. Танец на листах бумаги размером А4.

Вопрос: - Легко ли вам было подстраиваться друг под друга, выполняя совместные действия? Так же и в работе нам необходимо сотрудничать.

СЛАЙД 16

2.4.  Упражнение «Закончи предложение»

Цель: способствовать сплочению коллектива.

         - Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все — один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку.

        - Сейчас каждый педагог (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив — это…»

3. Заключительная часть

СЛАЙД 17

 «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром» - говорил великий Вольтер.

- Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Рефлексия

1. Был ли для Вас полезным этот семинар? (выберите нужное):

  • да;
  • нет;
  • частично.

2. Ваше мнение по актуальности проведения данного семинара (подчеркните нужное):

  • крайне актуально и важно;
  • актуально;
  • не уверена, что есть необходимость в их проведении;
  • считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.

Список используемых источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Электронный ресурс)
  2. Федеральный закон Закон об образовании
  3. Григорьева Т. Г. , Лисинская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. – М., 1997
  4. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия./ Под ред. Е. А. Левановой – СПб.: Питер, 2006
  5. Этика общения и культура педагогического труда. (www.webreshebnik.ru/zadachiresheni)
  6. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
  7. Сариева А. Б. Понятие о педагогической этике и её задачи [Текст] / А. Б. Сариева // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар - практикум для педагогов « Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса » Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 67 О. А. Герман

Слайд 2

САМОЕ ЛУЧШЕЕ И САМОЕ ХУДШЕЕ

Слайд 3

УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»

Слайд 4

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников Педагогические работники обязаны: 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

Слайд 5

ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ 1) наука о профессиональном поведении педагога; 2) профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые в учебной и воспитательной деятельности решения. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2005

Слайд 6

Этика делового общения в педагогическом коллективе проявляется в отношениях: Между ОУ и социальной средой в целом (контакты с другими предприятиями и учреждениями), Между самими ОУ, Внутри данного ОУ: между руководителем и педагогическим коллективом, между членами данного педагогического сообщества.

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ: Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный — руководитель). Этика делового общения «по горизон-тали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

Слайд 8

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СВЕРХУ ВНИЗ» стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения, замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам, укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства, доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки, привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

Слайд 9

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «СНИЗУ ВВЕРХ» не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо, не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы, не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя.

Слайд 10

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ «ПО ГОРИЗОНТАЛИ» не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого, попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы, не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей, не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах, не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

Слайд 11

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА Рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у педагога с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемах: педагог — воспитанники, педагог — родители воспитанников, педагог — педагогический коллектив.

Слайд 12

УПРАЖНЕНИЕ «ЯБЛОКО И ЧЕРВЯЧОК»

Слайд 13

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ (ПО КЕННЕТУ ТОМАСУ) Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера. Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Слайд 14

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБЕРИТЕ СЕБЕ В ПАРУ»

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫБЕРИТЕ СЕБЕ В ПАРУ»

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Наш коллектив — это…

Слайд 17

Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром Вольтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

"Семейный театр как способ организации взаимодействия субъектов образовательного процесса"

публикация расскрывает особенности одной из новых форм взаимодействия с родителями как  семейный театр....

Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....

Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи семинара:1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и воо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...

Деловая игра «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации эффективных форм общения, формирование умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....