Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»
Задачи семинара:
1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с их родителями.
2. Развивать творческие способности и любовь к профессии.
3. Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
4. Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_etika_obshcheniya_.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗВЁЗДОЧКА»
Семинар - практикум для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Выполнила и провела:
Педагог – психолог: Брескина А.В.
г. Ессентуки, 2018
Семинар - практикум для педагогов
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Дата проведения____________________
Место проведения: музыкальный зал
Выполнила и провела:
Педагог – психолог: Брескина А.В.
Цель семинара: познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»
Задачи семинара:
1. Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности, как с воспитанниками, так и с их родителями.
2. Развивать творческие способности и любовь к профессии.
3. Развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
4. Совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей, развивать коммуникативность, навыки диалогического общения.
План.
Вводная часть. Сообщение темы семинара.
Теоретический модуль.
Практический модуль.
Рефлексия.
Ход мероприятия.
1. Вводная часть.
Игра – приветствие: Встаем. Рассчитываемся на 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4 –й. Первые номера ставят руки за голову и разводят локти в сторону, вторые номера – руки на пояс, локти в стороны, третьи номера – руки перед собой на уровне груди крест на крест, локти в стороны, четвертые номера – левая рука на пояс, правая на голову, локти в стороны. Приветствуем, друг друга, соприкасаясь локтями и говоря «приветствую вас, (называя имя)». Задача: поприветствовать как можно больше человек.
Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать Вас. И начать наш сегодняшнюю встречу мне бы хотелось со слов Генри Фонда «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему им так плохо живется». Я думаю именно эти слова помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.
Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера: «Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».
Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.
Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
2. Теоретический модуль.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, педагог должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны: самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.
Для педагога необходимо постоянное обновление и саморазвитие. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. Как же можно сформулировать понятие педагогическая этика в общении? Это педагогика сотрудничества, толерантность, соблюдение общечеловеческих моральных ценностей.
Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Кстати, «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».
«Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть. Говоря словами Г. Гуцкова «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца». Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.
Постоянное общение воспитателя с детьми требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.
Обладая педагогическим тактом, воспитатель умеет разговаривать с детьми, выслушивать их. Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивает, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему даже не стоит делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделять ребенку внимание, как только появится такая возможность.
У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Решение ситуаций.
Ситуация 1. Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет». (Объясните и оцените ситуацию).
Ситуация 2. На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали. Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?
Ситуация 3. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты? Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?
Решение. В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование
Ситуация 4. В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души".
Упражнение 1. Выразительность культуры речи с воспитанниками
Произнесите фразу «Иди сюда»
1) громко, 2) возмущенно, 3) радостно, 4) таинственно.
Скажите « Молодец»
1) тихо, 2) громко, 3) ласково, 4) удивленно, 5) радостно.
Общение между педагогами.
Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению
Педагоги одного и того же образовательного учреждения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В образовательных учреждениях не должно быть места сплетням.
Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной.
Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Коллектив и субординация: когда она особенно необходима?
Человек проводит на работе большую часть своей жизни. Тем, кто работает в коллективе очень важно четко очертить свой круг обязанностей и обозначить границы, которые переходить не следует. Подобных границ существует не мало, но все же самой острой остается граница делового общения. Достаточно лишь соблюдать несколько простых правил субординации для того, чтобы работать среди коллег было комфортно.
Не стоит быть слишком откровенным и выносить свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Такие разговоры на работе совершенно не уместны, да и в худшем случае, могут обернуться в дальнейшем против вас. Чисто деловые отношения и разговоры, не более того.
Следует сохранять независимость и принципиальность, даже если мнение коллектива идет вразрез с вашим. Не стоит вступать в конфликты, а если этого избежать не удается, сохраняйте самообладание.
Держать дистанцию с коллегами - необходимость?
Наш второй дом – это работа, на которую особенно влияют отношения с начальством, подчиненными и коллегами. Сокращая дистанцию с коллегами и поддерживая с некоторыми из них дружбу, соблюдайте некоторые негласные правила.
Постарайтесь на работе не обсуждать методы работы начальства и заработную плату сотрудников. Личную информацию обсуждайте без свидетелей, а тем более не в письменном виде. Умалчивайте о своей личной жизни. Самое главное – это если даже при приеме на работу вы услышите фразу "мы все тут - одна семья", запомните, ваша настоящая семья у вас дома. На работе люди выполняют свои обязанности и приносят пользу, повышая статус учреждения.
Упражнение «Выберите себе в пару»
Инструкция: Предлагаю каждому из вас выбрать себе в пару того с кем не хотите расставаться. Танец на листах А4.
Вопрос: легко ли вам было подстраиваться друг под друга, выполняя совместные действия. Так же и в работе нам необходимо сотрудничать.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель - способствовать сплочению коллектива.
Психолог: «Очень важно, когда есть люди, которые вас понимают, принимают и могут поддержать. Мы все - один коллектив. Поддержка и помощь коллектива нужна любому человеку».
Каждый член группы (по очереди), говорит о том, что значит для него коллектив: «Наш коллектив - это…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ. Взаимодействие субъектов образовательного процесса."
Консультация с элементами треннинга....
Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....
Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель семинара: Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»Задачи:- сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностн...
консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»
Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...
Деловая игра «Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации эффективных форм общения, формирование умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения....