Методические рекомендации по освоению стандарта ( из опыта работы )
методическая разработка

Крушельницкая Татьяна Николаевна

Актуальность данных методических рекомендаций очевидна – опыт работы с педагогами и специалистами, занимающимися методической работой в системе образования, показывает, что как начинающие специалисты, так и опытные работники, в условиях реформирования образования нуждаются в информационно-методической помощи поддержке. Это прежде всего потребность в новых знаниях и технике их использования в практической деятельности, повышения уровня профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

Методические рекомендации по освоению  стандарта

( из опыта работы)

Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и  умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Рыцари и  принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и  принцессы

ВАЖНО:

соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ:

при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

  • Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
  • Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех  желающих присоединиться к нам.
  • Педагог  в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова.

- Внимание! Внимание!  Срочно отправляемся на прогулку!

- Срочно требуется помощь!

- Открывается мастерская! и др.

  • Кто меня видит – топните ножкой,
  • Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
  • Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
  • Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
  • Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
  • Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня  ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
  • Очень хочу с вами посекретничать……
  • Интересно,  кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?...
  • Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент.

 - Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)!

- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?

- Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с ………? (назвать предмет)?

  • При утренней встрече детей  педагог приклеивает к одежде ребенка  сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз!  Сегодня у нас будет интересный день!

Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

- Приглашаются ребята на солнечную полянку  и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

- На солнечной полянке сегодня праздник урожая…..

- На звездной полянке сегодня……

Памятка № 2 «Как   мотивировать детей, чтобы  они  САМИ  захотели с вами играть?»

1. Создать проблему

  • - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)

2. Подключить органы чувств  

  • Звучит  музыка, между детьми  и педагогом начинается диалог.

- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?  

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос

           Какая музыка                                            О чем  вы думаете,

            нравится тебе?                                  когда слышите эту музыку?  

- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

- Что необходимо будет тебе, Катюша,  для этого? А тебе, Иван?

3. Провоцировать

  • В зимний период года дети собираются на прогулку.

-Ребята! У меня для вас замечательное предложение -  верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).  

- Надевая всю эту одежду, мы потратим  много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)

- Что же произойдет, если мы не наденем  эти вещи? (ответы детей)

- Что вы предлагаете сделать?

4. Просить помощи

- Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)

- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.

- Как вы думаете,  что мы можем представить в этом фильме?

- Как нам это сделать?

  • - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве,  и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).

    - Что будем делать?

Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»

Шаг 1

Ответьте для себя на следующие вопросы:

  1. Вам важно, чтобы ребенок  НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ,  не почувствовал себя лишним и ненужным?
  2. Вам важно, что ребенок  все же захотел играть вместе с вами?
  3. Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?

Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите  

шагу № 2

Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию

Шаг 2

Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

  1. «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша!  Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
  2. «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
  3. «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
  4. «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
  5. «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам.  Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
  6. «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
  7. «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.),  но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

ВАЖНО:

  • иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
  • иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.

 Памятка № 4 «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и  умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Рыцари и  принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и  принцессы

ВАЖНО:

соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ:

при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

  • Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
  • Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились?  (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
  • А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ……….(игре, ситуации, на прогулке)!
  • Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь……..(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно? Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
  •  А тебе не будет скучно одному?
  •  Как жаль, что ты не узнаешь...
  •  А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
  •  А вдруг твой совет окажется самый  важным?…
  •  А как же мы без тебя справимся?
  •  А может быть, ты присоединишься к нам позже?

ВАЖНО:

понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль,  окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!

  • Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос

- Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь!

- Хочешь узнать, что мы будем делать с ………? (назвать предмет)?

  • Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

- Тогда ты мне можешь мне помочь, собери в него все интересные дела, какие  только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?  (

СОВЕТ: в знак скрепления  партнерских отношений можно  пожать руки

Речевые «формулы» оценивания

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем вместе

- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

- Какие молодцы! (Если 100% успех)

- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные… 

- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

- У вас хорошо получается!

- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

- Мне понравилось, как вы справились с заданием.

- Я вам благодарна за ваше настроение!

- Сегодня мы с вами сделали очень много…

- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

- Многие из вас работали  хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Ваш поступок привел меня в восхищение!

- Мне кажется, вы можете сделать лучше.

- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

- Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

- Я расстроилась из-за вашего поступка…

- Как вы думаете, почему я расстроилась?

- Я не ожидала такого вашего отношения ….

- Я рассчитывала на другой результат…

- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)

- Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?

- Как вы думаете, почему мы мало сделали?

- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

Мальчикам

- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

- Ты сегодня герой дня!

- Как ты сегодня смело поступил!

- Ты сегодня был очень отзывчив!

- Ты сегодня совершил мужественный поступок!

- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)

- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

- Ты настоящий: герой,  рыцарь, защитник!

- Я тобой горжусь, ты сегодня ….

- Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….

- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

- Ты очень любознательный!

- Ты настоящий капитан!

- Какой же ты сегодня джентльмен!

- В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?

- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

- Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

- Мне кажется, твой поступок не очень красив…

- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

Девочкам

- Какая ты у меня умница!

- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

- Твой рассказ меня тронул…

- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

- Как хорошо, что ты  помогла своей подруге!

- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

- Какая ты сегодня эмоциональная!

- Ты сама это сделала?

- Ты умница, ты сделала здорово!

- Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

- Твоя скромность очень украшает тебя!

- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

- Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?

- Ты у меня самая лучшая помощница!

- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта?

- Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и…  

- Спасибо,  что Вы обратились с этой проблемой к нам, и мы обязательно ее решим, когда это  будет удобно нам с  Вами….

- Я уважаю Ваше мнение, и в то же время  вижу эту ситуацию с другой стороны…., а как Вы видите выход из этой ситуации…, что мы можем предпринять?... (дождаться первого предложения от родителя)

- Нам это важно, давайте подумаем, как  нам решить эту проблему, и избежать данной ситуации в будущем…..

Как сформулировать просьбу, чтоб отказать было невозможно?

Универсальные:

- Только Вы……. в этой ситуации можете нам помочь

- Как замечательно, что Вы подошли…..

- Я больше ни к кому не могу обратиться, только к Вам…..

- Я знаю, что только Вы справитесь, потому что…….

- Только Ваши знания и  родительский (педагогический, жизненный) опыт могут нам помочь……

- Нам очень нужна именно Ваша помощь……

К родителю:

- Только Ваши знания и  родительский  опыт могут нам помочь……

К руководителю:

- Зная Вашу компетентность, я именно к Вам обращаюсь за помощью….

К коллеге:

- Вы уже работали по этой теме, мне нужен Ваш профессиональный совет…

Как утешить?

-  Все будет хорошо, я (мы) постараемся Вам помочь…..

- Я вам сочувствую, Вы можете рассчитывать на нашу помощь…

-  Давайте будем надеяться на лучшее! У меня тоже была похожая ситуация и…..

Как извиниться?

- Извините, возможно,  я не правильно высказала свою мысль…

- Я прошу прощения, что так произошло….

- Приношу свои извинения, это была случайность….

- Прошу Вас меня извинить за то, что……надеюсь……

СОВЕТ: Простые подсказки в непростых ситуациях

Ситуация: Родители систематически приводят ребёнка в дошкольное учреждение с опозданием

Шаг 1:  аккуратно выяснить причину опоздания. Например:

- Я волновалась, что вас так долго не было….Ничего серьезного, надеюсь не произошло?

Шаг 2:  Показать как важно и значимо для ребенка участвовать в режимных процессах. Для этого предлагаем несколько речевых «формул»

- Вы знаете, насколько режимные моменты важны для положительного эмоционального  состояния и формирования самостоятельности Вашего малыша…

- Я понимаю как Вам трудно, и все-таки очень бы хотелось,  чтобы… Давайте поможем ребёнку вместе…

- Я Вас понимаю, Ваши проблемы и сложности, но давайте подумаем еще и о Вашем ребёнке….

 

Ситуация: Родитель просит не выводить ребёнка на прогулку

- Ваше беспокойство понятно мне, однако мы работаем в определённом режиме…

- К сожалению, я не могу выполнить Вашу просьбу, потому что……..

- Мне очень жаль, но я вынуждена Вам отказать…….  

- Очень хотелось бы вам помочь, но,  к сожалению это невозможно, потому что….

- Я Вас услышала – здоровье ребенка – прежде всего! Полностью с вами согласна, и именно поэтому мы следим, чтобы во время прогулки ребята были одеты по погоде, создаем условия для их движения и других интересных занятий…..

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны для педагогов ДОУ для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ФГОС ДО....

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Вопросы адаптации к ДОУ. Советы и рекомендации родителям. Статья. (Из опыта работы воспитателя)

Статья посвящена проблемам и вопросам адаптационного периода детей в ДОУ. Она содержит рекомендации родителям, как помочь своему ребенку легче пройти  этот период....

Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»

Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую   эколого-оздоровительную работу....