Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год
материал

Аверьянова Руфина Шамилевна

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Золушка», примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2021-22g_programma.docx89.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение  

города  Когалыма «Золушка»

ПРИНЯТА                                                                                        

решением педагогического совета                                                                     Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

Протокол №

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

№    

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

педагога-психолога

на  2021-2022  учебный  год

Разработчик:  

педагог-психолог - Аверьянова Р.Ш.

                                                                                               

Содержание

  1. Целевой раздел……………………………………………………………..……..…….3

Пояснительная записка ……………………………………….……………………….….…..3

Характеристика особенностей развития детей ………………………………...….…..…….7

Планируемые результаты освоения Программы……………………………………….…..10

2. Содержательный раздел…………………………………………………………………11

2.1. Система работы педагога-психолога…………………………………...………………11

2.2 Психологическая диагностика…………………………………...……………….….….12

2.3. Коррекционно-развивающая работа ……………………………..…..…………...........13

2.4. Психологическое консультирование……………………………………...…………....16

2.5. Взаимодействия с педагогами..……….…………………………………………….......17

2.6. Взаимодействия с семьями воспитанников………………………………………..…..21

2.7.Психологическая профилактика…………………………………………...……………22

2.9. Психологическое просвещение……………………………………...………………….23

2.10. Экспертная деятельность ………………………………………………...….……..….24

2.11. Организационно-методическая деятельность………………………..………………25

2.12. Виды документации педагога-психолога………………….……….…………….…..26

2.13. Методическое обеспечение ……………………………….………….……………….28

3.Организационный раздел………………………………………………………………..28

3.1. Циклограмма распределения рабочего времени………….............................………...28

3.2. Особенности организационно-пространственной среды………………....…..………28

  1. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом основной общеобразовательной программы  дошкольного образования МАДОУ «Золушка», примерной общеобразовательной программой  дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы.

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

  • Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. № 082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2001 N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
  • Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка»;
  • Положение о консультационном центре психолого-педагогической помощи семьям,  воспитывающим детей дошкольного возраста на дому и семьям воспитанников, посещающих ДОУ города Когалыма, Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения   города Когалыма  «Золушка».

Охрана и укрепление психологического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации задач развития современного дошкольного образования.

Деятельность современного педагога – психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа обеспечивает условия для полноценной реализации возможностей развития ребёнка на каждом возрастном этапе от полутора до семи лет с учётом повышенного уровня психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психологизация образовательного процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов образовательно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. , а также умение их правильно интерпретировать.

Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования, реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека. Психологическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка. Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, ставящая своей целью создание социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей. Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до семи лет.

Предметом является психологическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в этом возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе социальных  отношений.  Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне психологического, эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого благоприятного фона и на достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ МАДОУ «Золушка» и направлена деятельность педагога-психолога. Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров как социально - нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте (к трем годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к семи - восьми  годам). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. На этапе завершения дошкольного образования они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации основной образовательной программы МАДОУ целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к дальнейшей учебной деятельности. Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной образовательной программы ДОУ.

Цели и задачи реализации Программы

 Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

1. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

2. Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

3. Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей;

4. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки родителям воспитанников и членам педагогического коллектива в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания.

Принципы и подходы к формированию программы

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие подходы и принципы:

• Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Основными понятиями этого подхода являются: зона ближайшего развития, социальная ситуация развития.

• Деятельностный подход (Л.А. Венгер). Здесь мы говорим о том, что формирование личности происходит прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка

• Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) предполагает индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

• Принцип амплификации. Всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания (А.В. Запорожец).

• Принцип развивающего образования. Этот принцип подразумевает ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (Блонский П. П., 1935; Выготский Л.С., 1983; Давыдов В. В., 1977; Занков Л. В., 1949; Смирнов А. А., 1966; Рубинштейн С. Л., 1946; Эльконин Д. Б., 1974, и др.). «Процессы развития, - писал Л. С. Выготский, - не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития».

• Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности. Речь идет и о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин).

• Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства. Важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад в становление личности.

• Принцип единства возрастных и индивидуальных особенностей. В практической работе с ребенком возрастной подход неотделим от подхода индивидуального.

• Принцип системности. Существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога.

• Принцип целостности. При любом психологическом воздействии на ребенка необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

• Принцип целесообразности и причинной обусловленности. Любое психологическое воздействие должно быть осознанным и должно быть подчинено поставленной цели. Педагог-психолог должен осознавать  причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие.

• Принцип своевременности. Любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.

• Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

•  Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

• Основные этические принципы, на которых базируется психолого-педагогическое сопровождение: принцип конфиденциальности, принцип  компетентности, принцип ответственности, принцип этической и юридической правомочности, принцип квалифицированной пропаганды психологии, принцип благополучия клиента, принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

1.2. Характеристика особенности развития детей

Возраст от полутора до трех лет.

Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

 В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

 Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

 Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

Дети могут осуществлять выбор из двух - трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от трех до четырех лет.

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить три  – четыре слова и пять – шесть названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей можно охарактеризовать так: они скорее играют рядом вместо  активного взаимодействия. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от четырех до пяти лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение пятнадцати – двадцати минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Коммуникация детей носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от пяти до шести лет.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенков; появляется способность узнавать форму прямоугольников, овалов, треугольников, воспринимается величина объектов, способность выстроить их по величине.

Дошкольник испытывают сложности в восприятии,  особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Совершенствуются возможности такой логической операции, как обобщение, что является основой словесно логического мышления.

Способности воображения будут активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Ребенок начинает быть способным к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности, структурированием игрового пространства, дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью, применением в конструировании обобщённого способа обследования образца, усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от шести до семи лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Они  могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, но воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3 Планируемые результаты

Психолого-педагогическое сопровождение в МАДОУ реализуется с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе отслеживания развития личности детей и формирования у них навыков:

  1. Выражены показатели психического здоровья и благополучия дошкольников: поведение, мысли и чувства ребенка адекватны окружающим условиям и событиям, социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения, положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию, равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность.
  2. Результатом предшкольного образования должна стать полноценная психологическая готовность к обучению в школе, понимаемая как достижение необходимого и достаточного уровня психического развития ребенка для успешного развития в ходе школьного обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению характеризуется развитостью следующих психологических образований:

  • интеллектуальное развитие: дифференцированное восприятие, концентрация внимания, способность постижения основных связей между явлениями,  возможность логического запоминания, тонкая моторика руки, сенсомоторная координация «глаз-рука»,  «внутренняя позиция школьника», «социальное Я»; мотивация учения, внеситуативно - личностное общение со взрослым, формирование отношения к взрослому как к учителю;
  • произвольность: умение сознательно подчинять свои действия требованиям, правилам, ориентироваться на заданную систему требований, слушать и точно выполнять задания, даваемые в устной форме, действовать по образцу, умение общаться со сверстниками, навыки сотрудничества, товарищеских отношений.

Прогнозируется формирование данных характеристик личности у всех выпускников подготовительной к школе группы.

  1. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов. Решаемые коллективом задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.
  2. Улучшение психологического климата в педагогическом коллективе, повышение стрессоустойчивости участников образовательного процесса в целом.
  3.  Рост компетентности родителей воспитанников проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах. Отсутствие или благополучное преодоление семейного неблагополучия.

2. Содержательный раздел

2.1. Система работы педагога-психолога в рамках реализации

образовательной программы

 Достижение главной цели психологического сопровождения воспитательно- образовательного процесса - психологическое здоровье детей  связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений деятельности педагога-психолога.   Содержание работы педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, экспертиза, организационно-методическая деятельность.  Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог в настоящий момент, и от специфики учреждения, где он работает. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей психического развития детей от полутора до семи лет.  Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.  

2.2. Психологическая диагностика

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Ст. 44 п.2 (6,8).

Психологическая диагностика - психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дошкольного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, получение информации об уровне психического развития детей, а также выявление индивидуальных особенностей и проблем других участников воспитательно-образовательного процесса.  Психологическая диагностика в работе педагога-психолога также направлена на контроль динамики психического развития детей с целью создания оптимальных условий развития как для «слабых», так и для «сильных» детей, а также для детей, обнаруживающих особые способности. Психодиагностика позволяет осуществить анализ эффективности различных программ с целью определения их развивающих возможностей. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых коррекционно-развивающих задач. Данные, полученные в диагностическом обследовании ребенка, сопоставляются с данными, полученными в результате наблюдений за ребенком, бесед с воспитателями, родителями и пр. для более грамотной интерпретации.  Диагностика - это важный подготовительный этап разработки рекомендаций педагогам и родителям воспитанников по оказанию помощи в вопросах воспитания обучения и развития, индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.  Психолого-педагогическая диагностика охватывает воспитанников всех возрастов, а также педагогов и родителей.  

Проводится:  

  • Мониторинг психологического фона развития детей МАДОУ  с учётом образовательных областей основной образовательной программы  МАДОУ для получения первичной информации о развитии детей, выявления детей, нуждающихся в помощи педагога-психолога и построения дальнейшей работы с ними.
  • Диагностика воспитанников старших групп с целью определения уровня познавательного развития для организации и координации образовательной и коррекционной работы.  
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы как результата освоения основной общеобразовательной программы МАДОУ.
  • Комплексная диагностика (изучение всех сторон психики: познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие) детей с нарушением речи и другими нарушениями развития в рамках психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) МАДОУ.
  • Диагностика уровня эмоционального выгорания, с целью профилактики нервного напряжения, предотвращения ущерба личности педагогов, их профессиональной деятельности, а также нежелательного влияния данных факторов на воспитанников.
  • Дополнительно:  для уточнения психологического диагноза (по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ, личным наблюдениям), педагог -психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

На основе обработки и анализа диагностических данных:

  • составляется психологическое заключение и сопутствующие документы по необходимости (характеристики, представления, справки);
  • проводится констатация результатов обследования в процессе беседы, консультирования с родителями (воспитателями);
  • даются рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Основной диагностический инструментарий, используемый для обязательной диагностики (Приложение 1).

2.3. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога

Коррекционно-развивающая работа - основное направление деятельности педагога-психолога, направленное на преодоление трудностей в развитии. Предполагает активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога и других специалистов МАДОУ как через реализацию образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога. Педагог-психолог осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Если отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется с согласия родителей (законных представителей) на консультацию к специалистам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций комиссии. Коррекционная и развивающая работа планируется и ведется с учетом приоритетных направлений МАДОУ «Золушка», специфики детского коллектива, отдельного ребенка.  

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МАДОУ «Золушка» строится с нуждающимися в психологическом сопровождении детьми на основании результатов психологической диагностики. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом). По выявленным проблемам педагог-психолог разрабатывает индивидуальные и/или групповые рабочие программы коррекционно-развивающей направленности.

Цикл занятий может быть закрытым (определённое количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Занятия разрабатываются с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, с целью формирования качеств, необходимых для успешного обучения в школе.  
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями развития, с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в психологической помощи (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах).  
  • Проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий (по необходимости) с детьми в период адаптации к новым условиям.
  • психологическую помощь педагогам в виде консультаций и рекомендаций по работе с одарёнными детьми.

Дополнительно:  

  • Проведение индивидуальных  и групповых занятий различной направленности с детьми, педагогами, родителями согласно перспективному плану работы педагога - психолога на учебный год и выявленным проблемам в течение учебного года.  

Коррекционно-развивающая работа строится на основе комплексного психолого-медико- педагогического подхода, который выражается в следующем:

  • комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников;
  • анализ медицинских карт;
  • развивающие и коррекционные занятия с детьми;
  • взаимодействие с ТПМПК с предоставлением материалов (по необходимости).  

Правила психокоррекционной работы:

  1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

  1. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

  1. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

  1. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

  1. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

  1. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

  1. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).

  1. Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

2.4. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу воспитателей, специалистов, администрации, родителей (законных представителей) воспитанников МАДОУ и по инициативе педагога-психолога. Специфика психологического консультирования в условиях детского сада заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь.  Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов их решения. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога МАДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в других службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Возрастно-психологическое консультирование проводятся в течение учебного года по вопросам:

  • Особенности адаптационного периода.
  • Результаты проведенной психологической диагностики.
  • Ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
  • Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
  • Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
  • Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей.
  • Итоговые результаты коррекционно-развивающей работы. Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка.
  • Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье. Консультативная работа в МАДОУ «Золушка» включает также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также при составлении плана воспитательно-образовательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания.

Обязательно: консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ и семье в интересах ребенка.  

Дополнительно: психолог может инициировать индивидуальные консультации педагогов и родителей.  

2.5. Взаимодействия с педагогами

Психологическое сопровождение образовательного процесса будет эффективным при условии тесного взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса.  

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с руководителем:

  • Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  • Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  • Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  • Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайта МАДОУ.
  • Предоставляет отчетную документацию.
  • Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  • Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  • При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ТПМПК.
  • Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно- образовательного процесса.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии со старшим воспитателем:

  • Анализирует актуальный уровень развития детей, образовательной и педагогической ситуации в МАДОУ.
  • Помогает в выборе инструментария для изучения и оценки деятельности педагогов.
  • Участвует в определении уровня мастерства педагогов.
  • Участвует в анализе учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий.
  • Составляет план работы с педагогическими кадрами на текущий год.
  • Участвует в проектировании образовательных программ и проектов предметно - развивающей среды.
  • Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  • Формирует психологическую культуру педагогов и родителей: организация групповых консультаций, подготовка и участие в проведении педагогических советов, семинаров-практикумов, посещение и обсуждение занятий педагогов.
  • Участвует в распространении опыта работы при подготовке и проведении открытых мероприятий в рамках города, подготовке и участии в конкурсах в рамках города, страны, разработке методических пособий, подготовке к участию в научно- практических конференциях.
  • Информирует по вопросам развития детей после проведенной психодиагностики.
  • Оказывает помощь в построении педагогического процесса с учётом развития способностей и состояния здоровья детей.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с воспитателями:

  • Участвует в проведении оценки развития детей педагогом в рамках психолого - педагогической диагностики (или мониторинга).
  • Помогает воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.  
  • Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  • Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  • Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы.
  • Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  • Оказывает психологическую помощь при индивидуальном обращении с запросом.
  • Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  • Информирует по вопросам развития детей.
  • Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  • Участвует в сопровождении процесса адаптации вновь прибывших детей.
  • Способствует организации благоприятного эмоционального климата в группах.
  • Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  • Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  • Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  • Оказывает помощь в построении педагогического процесса с учётом развития способностей и состояния здоровья детей, во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму и др.).
  • Участвует в деятельности по подготовке детей к обучению в школе, консультирует воспитателей по данной тематике.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с учителем-логопедом:

  • Совместно планирует и организует интеграцию детей с нарушениями речи в группе, создаёт среду психологической поддержки.
  • Участвует в совместном системном обследовании детей с нарушениями речи, которое включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).  
  • Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
  • Развивает память, внимание, мышление, пространственную ориентировку, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; навыки самоконтроля, волевые качества.  
  • Организует профилактику и коррекцию нарушений личностного развития.
  • Обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению.
  • Повышает психологическую культуру родителей и педагогов.
  • Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с музыкальным руководителем:

  • Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  • Проводит интегрированные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  • Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  • Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
  • Участвует в проведении музыкальной терапии.
  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
  • Формирует психологическую культуру и осведомлённость специалиста.
  • Оказывает помощь при затруднениях, связанных с особенностями развития детей или группы.  

Направления деятельности педагога-психолога при взаимодействии с инструктором по физической культуре:

  • Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  • Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  • Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  • Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  • Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
  • Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
  • Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

2.6. Взаимодействия с семьями воспитанников

 Обучает родителей:

  • созданию оптимальной развивающей среды дома;
  • методам игрового взаимодействия с ребенком.

Проводит:

  • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
  • групповые тематические консультации для родителей;
  • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
  • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
  • информационные беседы;
  • игровые детско-родительские сеансы;
  • психологическую диагностику детей;
  • родительские собрания;

Знакомит:

  • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
  • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

  • создания условий для успешной социализации детей;
  • обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

  • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
  • потребность в овладении психологическими знаниями;
  • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско- родительских отношений;
  • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
  • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно другими специалистами);
  • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Разрабатывает:

  • конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).

2.7. Психологическая профилактика

        Психологическая профилактика- предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.  В контексте ФГОС ДО психопрофилактика выступает, как приоритетное направление деятельности педагога-психологаи подразумевает работу по созданию полноценной социальной среды для развития детей, раскрытию возможностей возраста, созданию благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.  

Обязательно:  

  • Анализ всех воздействий на ребёнка, условий их жизни, воспитания, обучения с целью предупреждения от нежелательных, опасных ситуаций  для развития и жизни детей.
  • Анализ медицинских карт для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска по состоянию здоровья, требующих повышенного внимания психолога.  
  • Комплексное психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в период адаптации к условиям новой социальной среды.
  • Отслеживание динамики познавательного и социально-эмоционального развития детей, оказание своевременной помощи нуждающимся.
  • Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
  • Повышение эффективности в работе и общении педагогов с детьми и родителями, особое внимание уделяя стилю взаимодействия взрослых и детей.
  • Работа с родителями в рамках совета профилактики по профилактике семейного неблагополучия, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком.
  • Просветительская работа с родителями и педагогами несёт также профилактическая характер.

2.8. Психологическое просвещение

Психологическое просвещение - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного развития детей на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребенка. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Обязательно: проведение систематизированного психологического просвещения педагогов и родителей, имеющего непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами с использованием вербально-коммуникативных средств: лекции, беседы, семинары, родительские собрания, круглые столы и пр. Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе педагога - психолога. Педагог - психолог составляет список проблем, которые могут стать темами просвещения. Темы формулируются в виде вопросов, которые родители и воспитатели хотели бы задать психологу:

  • Почему дети с трудом привыкают к детскому саду?
  • Почему родителям и детям бывает трудно друг с другом?
  • Нужно ли учиться до школы?
  • Как подготовиться к школе?
  • Друзья и ябеды: дружат ли дошкольники? И т.п.

Тематика просветительской работы (примерные темы)

С кем проводится

Тематика

Родители

«Особенности подхода к «трудным» детям.

Консультация  «Идея для всей семьи».

Консультация «К школе готов!».

Педагоги

Тренинг «Как вырастить  ребенка успешным?» «Педагогические качели».

«Психологические модели построения взаимодействия в образовательной среде».

2.10. Экспертная деятельность

 Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002). Основные направления экспертной работы педагога-психолога в МАДОУ «Золушка»:

  • экспертиза образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений;  
  • посещение занятий;  
  • участие в работе конфликтных комиссий, жюри различных конкурсов, административных совещаниях;
  • участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума в МАДОУ «Золушка»

Алгоритм работы педагога-психолога по сопровождению ребёнка

в рамках  ПМПк МАДОУ «Золушка»

Деятельность на I этапе

Осознание сути проблемы поступившего запроса. Разработка плана сбора информации о ребёнке и проведение диагностического исследования. (Протокол) Анализ полученной информации (Заключение). Консультирование родителей по результатам диагностики. Подготовка материалов к консилиуму (Представление)

Деятельность на II этапе

Предоставление участникам консилиума необходимой информации по ребёнку. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы. Участие в разработке стратегии сопровождения. Разработка рабочей программы коррекционно-развивающей направленности. Выработка рекомендаций для педагогов, родителей, специалистов.

Деятельность на III этапе

Проведение коррекционно-развивающих мероприятий с ребёнком. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Деятельность на IV этапе

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. (Динамика). Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше? Консультирование родителей по итогам проведенной работы

2.11.Организационно–методическая работа

Включает в себя:

  • ведение организационной, рабочей, аналитической и отчетной документации;
  • подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками, их родителями и педагогами;
  • обработку, анализ и обобщение полученных результатов;
  • составление программ;
  • подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции;
  • разработку психолого-педагогических рекомендаций;
  • разработку и оформление карт индивидуального развития ребенка;
  • участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;  
  • самообразование, повышение личной профессиональной квалификации, консультирование у специалистов по различным вопросам профессиональной деятельности,
  • участие в методических объединениях практических психологов, в работе творческих групп, педагогических советах и совещаниях, участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, подготовка публикаций в СМИ;
  • оформление кабинета, стендов и др.

2.12. Виды документации педагога-психолога

Нормативная документация. Тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

Международные: Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

Конституция РФ, Закон РФ об образовании, Приказ  Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Положение о психологической службе в системе образования и др.

Региональные. Муниципальные. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально- юридических норм образования в Российской Федерации. Организационно-методическая документация. Целью организационно- методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В перечень организационно-методической документации входят:

Положение о психологической службе (разрабатывается образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней);  

Должностные инструкции педагога-психолога (разрабатывается образовательным учреждением на основе нормативно-правовых документов всех уровней).

График работы педагога-психолога

Циклограмма рабочего времени педагога-психолога

План работы педагога-психолога образовательного учреждения

Журнал учета индивидуальных и групповых форм работы

Банк данных (включает в себя информацию по следующим категориям: дети с ограниченными возможностями здоровья; дети из семей «группы риска»; одаренные дети; дети, нуждающиеся в психологической коррекции и др.). Данная форма не является обязательной и служит для систематизации информации.

Рабочие программы педагога-психолога

Статистический и годовой отчеты педагога-психолога за учебный год (предоставляется руководителю образовательного учреждения).

Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для контроля администрации МАДОУ и других вышестоящих организаций.  

Специальная документация (документация для служебного пользования). Особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

В специальную документацию входят:

Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.

Журнал консультаций педагога-психолога.

Психологические характеристики. Психологическая характеристика отражает  аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административых лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.

Психологические заключения. Структурированы по комплексным параметрам, включающие показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования, показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Протоколы диагностических обследований, бесед и др. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

Карта (история) психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте, как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.

Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по официальному запросу вышестоящих учреждений. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы. На основании специальной документации педагог-психолог даёт рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим. Из вышеперечисленной документации заключения и протоколы являются закрытыми видами. Эта документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе или закрытом шкафу) и может быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Все формы документации хранятся в архиве педагога-психолога в течение 5 лет.  

2.13. Методическое обеспечение

Приложение № 2

3. Организационный раздел

Прохождение программы.  

Возрастная    группа

Форма проведения

Направление деятельности

Количество

в неделю

в месяц

в год

Средняя группа

Групповая

Повысить психоэмоциональное состояние, развитие всех видов внимания и памяти.

1

4

32

Старшая группа

Групповая

Коррекция и развитие познавательных способностей. Развитие всех видов внимания и памяти.

1

4

32

Подготовительная группа

Групповая

Коррекция и развитие познавательных способностей. Развитие всех видов внимания и памяти.

1

4

32

Подгруппа (12 детей)

Развитие познавательных процессов, эмоционально - личностной сферы.

1

4

32

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

Согласно рекомендациям ТПМПК

Продолжительность занятий согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН.

Возрастная    группа

Продолжительность занятий

Средняя группа

20 мин.

Старшая группа

25 мин.

Подготовительная группа

30 мин.

3.1. Циклограмма работы педагога-психолога

Приложение № 3

3.2. Особенности организационно-пространственной среды

Созданная организационно-пространственная среда кабинета позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, оказать своевременную квалифицированную психологическую помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации. Кабинет расположен на первом этаже. Кабинет с отдельным входом и находится в стороне от административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий, на расстоянии близком от групповых помещений. Площадь кабинета 21.1кв.м., площадь тамбуров 2,5 и 2.82кв.м. Общий цветовой фон выдержан в успокаивающих оттенках голубого цвета.  Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом. Окна имеют шторы. Пол имеет мягкое ковровое покрытие. Пространство кабинета делится на основные функциональные зоны, соответствуют основным направлениям работы педагога-психолога: консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую. Их можно использовать в различных сочетаниях, в зависимости от характера и контекста психологической работы.

Пространство взаимодействия с детьми:

  • зона игровой терапии оснащена наборами игр, применяемых в игротерапии (игры «в семью», игры для недирективной терапии, кукольный театр, театральный уголок, строительные игры, игры с песком).
  • зона диагностики и коррекционной работы, где расположены стол для диагностики и коррекции детей, шкафы с дидактическим, стимульным материалом; играми и упражнениями для развития и коррекции познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер; бланками тестов, анкетами, специально подобранными с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно - развивающей работы.

Пространство взаимодействия с взрослыми:

  • зона ожидания приёма находится перед кабинетом для ожидания.
  • зона консультативной работы, зона для организационно-планирующей и интерпретационной деятельности педагога-психолога оснащена письменным столом, оргтехникой (компьютер, принтер), есть шкафы для методической литературы, нормативной документации.

Перечень компонентов функционального модуля

Наименование

Норма

Кол-во

1

Автомобили (разной тематики, мелкого размера)

5

5

2

Балансиры разного типа

1

1

3

Бесконтактный детский термометр

1

1

4

Бирюльки

1

1

5

Домино логическое

1

1

6

Домино логическое с разной тематикой – комплект

1

1

7

Игрушка-вкладыш

1

1

8

Комплект детских книг для разных возрастов

1

1

9

Комплект игрушек на координацию движений

1

1

10

Комплект книг для младшей группы

1

1

11

Комплект книг для средней группы

1

1

12

Комплект книг для старшей группы

1

1

13

Комплект книг для старшей и подготовительной группы

1

1

14

Куклы (среднего размера)

1

1

15

Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений

1

1

16

Методическое обеспечение. Рабочее место для практических психологов Комплект

1

1

17

Набор интерактивный коммуникативный игровой

1

18

Набор кубиков

1

1

19

Набор муляжей овощей и фруктов

1

1

20

Набор продуктов для магазина

1

1

21

Набор солдатиков (мелкого размера)

1

22

Набор фигурок – семья

1

1

23

Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями

1

1

24

Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями

1

1

25

Набор фигурок людей – разных профессий

1

1

26

Набор фигурок людей разных рас

1

1

27

Набор фигурок людей с ограниченными возможностями

1

1

28

Перчаточные куклы – комплект

1

1

29

Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект

1

1

30

Часы игровые

1

1

31

Шашки

1

1

32

Юла большая

1

1

33

Юла малая

1

ВСЕГО

37

Литература

  1. Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. –
  3. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  6. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных  качеств. Первая младшая группа.  – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  7. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  8. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Вторая младшая группа.  – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  9. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  10. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа.  – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  11. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  12. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Старшая группа.  – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  13. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  14. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств.  Подготовительная группа.  – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  15. Данилина Т.А. В мире детский эмоций: пособие для практических работ ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М., 2008.
  16. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е.Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  17. Ильина М.В. «Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 3-4  и 5-6 лет».
  18. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  19. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : Издательство ГНОМ,
  20. 2011. – 160 с.
  21. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  22. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» / под редакцией Куражевой Н.Ю. – Санкт-Петербург, Сфера, 2012 г.
  23. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
  24. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / составитель Доценко Е.В. Волгоград, 2011 г.
  25. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе./автор-составитель Останкова Ю.В. Волгоград, 2008 г.
  26. Ухарцева А.В. Завтрв в школу. Развитие эмоций и навыков общения у детей / А.В. Ухарцева. – СПБ. : ТЦ Сфера, 2011.
  27. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей в старшей группе / В.Л. Шарохина. – М. : Книголюб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога ДОО на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным...

Рабочая программа педагога-психолога для детей от 2 до 7 лет на 2021-2022 учебный год

Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становле...

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2020-2021 учебный год

Содержание рабочей программы педагога-психолога ДОУ...

Рабочая программа педагога-психолога МДОУ «Детский сад №7» на 2021-2022 учебный год

Целью Программы является психологическое сопровождение образовательного процесса  в МДОУ «Детский сад №7» - повышение качества образования путем индивидуализации образовательной деяте...

Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога по возрастам....