Организация работы с родителями в группе раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Груздева Валентина Михайловна

  Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2

Организация работы с родителями в группе раннего возраста

                                                                 Подготовила: Груздева В.М.

воспитатель 1 младшей группы

2019 г.


 
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
 
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
 
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
 
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. 

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
 

  С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
• групповые родительские собрания;
• консультации;
• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
• Дни добрых дел;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• оформление фотомонтажей;
• совместное создание предметно – развивающей среды;
• работа с родительским комитетом группы;
• телефон Доверия;
• почта Доверия; 
 
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

 
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

Познавательное направление

Наглядно – информационное направление

Досуговое направление  

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
 
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление
 

  Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
 
В нашей группе  созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог – психолог,  медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. 

Наглядно – информационное направление

  Наглядно – информационное направление включает в себя:
• родительские уголки
• папки - передвижки различной тематики
• семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка»
• семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»
• копилка Добрых дел и др.
 
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
 
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

  Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:
• совместные проекты «Моя мама лучше всех» 
• спортивный праздник «Папа может!» 
• празднование дней рождения (ежемесячно),
• Новогодний утренник.
Планируется
• выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»,
• спектакли «Теремок». «Колобок».
 
Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно. 
Планируется проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
 
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Мы благодарим наших родителей, вручая им грамоты и благодарности за активное участие в жизни группы.  
 
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано при помощи пап и мам наших детей. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». В уютной кухоньке с мойкой и плитой, красивой посудой дети просто обожают играть. 
 
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Так  в рамках акции «Дни добрых дел» я организовала ремонт игрушек, мебели, группы, прогулочной площадки вместе с родителями, родители оказали помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, тем самым удалось наладить атмосферу мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями. Мы вместе должны стремиться, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. 
 
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Опыт работы по организации взаимодействия с родителями в группе раннего возраста

Хочу представить Вам опыт работы по педагогическому взаимодействию с родителями. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающег...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....

Организация работы с родителями в группе раннего возраста

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОО с семьёй. Многие считают, что вос...