Сообщение для семинара по индивидуализации образовательной среды в ДОУ
консультация
Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремление детей самостоятельно ставит цели и достигать их.
Ковалева Т.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_seminara_po_individualizatsii_obrazovatelnoy_sredy.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ»
Тема моего сообщения: «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ» Мы постоянно говорим об индивидуальном подходе, а сейчас все чаще слышим выражение индивидуализация образовательного процесса в ДОУ. Как вы думаете это одно и тоже или есть разница?
До сих пор по этому поводу нет единой точки зрения. Но в образовании придерживаются теории Ковалевой Татьяна Михайловна. президент «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель тьюторской магистратуры.
Рассмотрим, какие определения понятия «индивидуализация» дает Ковалева Т.М.
Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремление детей самостоятельно ставит цели и достигать их.
Индивидуальный подход в образовании. Педагог – главный. Он подбирает что и как делать с учетом особенностей каждого ребенка. Задача педагога дать определенный уровень знаний. Например обусловленный программой.
Индивидуализация Ребенок и педагог партнеры. Задача педагога научить ребенка самостоятельности, активности, умению принимать решения.
И в то же время разделять эти понятия совершенно нельзя. Индивидуализация это процесс основным принципом, которого является индивидуальный подход.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).
Сквозной нитью через Стандарт проходит принцип индивидуализации:
1.4. 2 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
1.4. 3 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
1.4. 4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;
п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Т.М. Ковалева говорит о том, что если мы поставили задачу индивидуализации образования, то должны быть созданы условия для предоставления возможности каждому воспитаннику проявить индивидуальность и творчество.
Что же относится к условиям?
1. Готовность педагогов работать в направлении индивидуализации
Структура профессиональной готовности в данном исследовании выглядит следующим образом:
-информационная готовность;
-владение педагогическими технологиями;
-знание основ психологии и коррекционной педагогики;
-знание индивидуальных отличий детей;
-готовность педагогов моделировать познавательную деятельность и использовать вариативность в процессе обучения;
-знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;
-готовность к профессиональному взаимодействию и обучению.
2. Изменение подходов к образовательной деятельности
Организация кружковой работы
Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера
Проектная деятельность
Создание детского портфолио
Индивидуальные маршруты
Утренний или групповой сбор
Клубный день
3.Индивидуализированная среда
Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности. Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:
-Развитие общения
-Развитие любознательности
-Развитие инициативности
-Развитие самостоятельности
-Развитие творчества
Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
- Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
- Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
-Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
-Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
-Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
-Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
- Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Помещение групп разделены на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки):
1."Здравствуйте, я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
2. «Наш день», «Новости дня»
Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение. Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)
3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"
Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.
4.Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.
5. Стены творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.
6."Мое творчество" (Центр изо.творчества)
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))
7."Уголок именинника"
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.
8."Мое настроение" "Азбука настроения"
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
9."Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.
11. Лэпбук – тематическое пособие
Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем
12.Мини-музеи
Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.
13.Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательной среды для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей
Обмен опытом по программе "Элементарное музицирование" Т.Э.Тютюнниковой. Включены как теория, так и практические задания по каждому разделу программы....
Семинар-практикум "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"
Целью семинара-практикума является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....
«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
Статья в Журнале "Столичное образование" №№ 29 декабрь 2013год . г. Петрозаводск...
Представление опыта работы на сетевом семинаре педагогов "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"
В ФГОС ДО в пункте 1.4 принцип индивидуализации считается , как один из ведущих методов образования.Развиваются эта идея в русле “личностно-ориентированного подхода” к об...
Индивидуализация образовательной среды группы
Представленный опыт работы поможет воспитателям создать в группе среду интересную для всех участников образовательного процесса...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОЕКТ: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисцип...
Индивидуализация образовательной среды в ДОУ
Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремление детей сам...