Индивидуализация образовательной среды для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей
учебно-методический материал по теме
Обмен опытом по программе "Элементарное музицирование" Т.Э.Тютюнниковой. Включены как теория, так и практические задания по каждому разделу программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy.docx | 53.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Индивидуализация образовательной среды для развития
естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей
Пац Светлана Викторовна
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад№62»
Почетный работник общего образования Российской Федерации
2. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают вариативность образования, посредством создания «личных пространств» на основе выбора самого ребенка, где основными принципами являются:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- содействие и сотрудничество детей и взрослых
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
3. В профессиональной деятельности музыкального руководителя, на мой взгляд, наиболее ярко и комплексно данные принципы отражены в программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Цель данной программы: игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, способности к самовыражению, как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.
4.Посетив семинары Т.Э.Тютюнниковой по данной методике (2003-2004), я была воодушевлена свежим взглядом на возможности и предназначение музыкального воспитания. Эта методика в корне отличается от классических в том, что она принципиально «ненасильственная», где педагог и ребенок – это общение равных партнеров. Это стремление увидеть, «раскопать» и дать ребенку возможность активировать его творческие проявления.
5. В основу программы «Элементарное музицирование» легла концепция немецкого композитора-экспрессиониста, педагога Карла Орфа. В мировой педагогической практике существует несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых распространенных, более в 40 странах мира, является дидактическая концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».
Карл Орф – (10.07.1895 – 29.03.1982) немецкий композитор - экспрессионист, педагог.
Слово « schulwerk», было создано самим Орфом и означает «обучение в действии».
Главный принцип этой педагогики – «учимся, делая и творя» - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познавать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования.
Шульверк – это пятитомная антология музыки для детей, основанная на южно-немецком фольклоре, а так же фольклоре других европейских народов: французском, датском, шведском, английском. Интерпретация фольклора – вот идея Шульверка.
Орф предложил практическую модель музицирования с детьми. Вся «теория» его концепции зафиксирована в нотах – небольших партитурах для пения, игры и танца с аккомпанементом орфовских инструментов. Каждая небольшая пьеса из Шульверка доступна для исполнения даже маленьким детям.
Орф был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажорно-минорной гармонией. Он был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте, это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая получила название креативной. Основу концепции Орфа составляет импровизационное музицирование. Обучение через творчество способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребенке и развитие которой становится все более очевидной задачей образования.
Цель музыкального образования перестает быть локальной и занижено-утилитарной. Она естественно соединяется с главной целью образования – помощью человеку в полной мере реализовать свои возможности и стать самим собой.
За полвека существования Шульверка орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим институтом в Зальцбурге, учебно-методическими изданиями, семинарами и конференциями более чем в 40 странах мира. Институт Карла Орфа был открыт в 1962 году специально для обучения педагогов принципам творческой музыкальной педагогики. Долгое время в нем работал и сам Карл Орф в сотрудничестве со своими ближайшими сподвижниками и коллегами (Гунильд Кетман и Вильгельм Келлер).
После смерти образован фонд Карла Орфа, который поддерживает институт в Зальцбурге, оказывает разнообразную помощь педагогам разных стран в обучении, спонсируя проведение семинаров.
Идеи Орфа в России впервые появились в начале 60-х годов, когда Оксана Тимофеевна Леонтьева (музыковед, работа: журнал «Советская музыка», Институт истории искусства) выпустила свою первую книгу о композиторе, впоследствии переработанную в монографию «Карл Орф» ( изд. Музыка, 1984)
Сейчас в России существует «Педагогическое общество Карла Орфа» при музыкальном обществе Челябинской области (председатель В.А. Жилин).
Т.Э.Тютюнникова –педагог-наватор, проходила обучение в Институте Орфа, в Зальцбурге),адаптировала систему Карла Орфа для России , стала автором книг и пособий по системе К.Орфа.
6. Творческое музицирование является поисковой моделью обучения, в котором источником знаний служит непосредственный опыт ребенка, т.е. ребенок на собственном опыте, сам создает, свою музыку, в реальном и живом действии, в музицировании.
В основу методики по элементарному музицированию положено два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, креативности, индивидуальности, любви к музицированию, формированию навыков и умений.
Метод активации творческих проявлений - подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. «Музыкальная импровизация – естественная потребность не только музыканта, но и любого человека воспроизводить музыкальные звуки. Её можно наблюдать и у маленьких детей, т.к. для импровизации не нужны ни музыкальные способности, ни знания музыки», говорил Карл Орф. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку: от обычного металлофона рождается мерцающий огонек сверчка, простые рыболовные колокольчики разговаривают друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат осенью листья под ногами. Дети фантазеры, а нам важно чуть-чуть помочь им раскрепоститься, раскрытьть свое «Я!»
Метод моделирования элементов музыкального языка – дает почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Моделироваться разными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма и др.
Основным приемом методики является: вовлечение ребенка в музицирование по принципу: «делай с нами вместе» и «сделай, как ТЫ хочешь». Это как раз и есть индивидуализация, которая дает возможность ребенку осознанно сделать выбор, деятельно удовлетворить свои потребности (мотивация-побуждение к действию, процесс определяющий направленность, организованность и активность), реализовывая свои интересы и способности в совместной творческой деятельности, в сотрудничестве со взрослыми.
7. «Вход» в ситуацию музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально - психическое раскрепощение. Вовлечение детей в музицирование требует использование специальных подходов (способов начала занятий):
- Педагогические жанры – музыкально-коммуникативные игры и танцы. Без них не обойтись, поскольку важно в каком эмоциональном состоянии начнется и будет продолжаться занятие. Раскрепостить детей (эмоционально скованная группа будет просто не в состоянии творчески работать).
Богатым источником коммуникативно-двигательных игр, танцев является фольклор любого народа.
- Одновременные имитации – иной способ начала занятия, позволяющий сразу увлечь деятельностью, опираясь на непроизвольное внимание, – предложить детям копировать действие педагога одновременно с показом (импровизированные ритмические упражнения в ЗЖ(под запись), игры с инструментами, копирование поз после короткой совместной ритмической импровизации.
Эти игры способствуют собственной активности детей, развивают реакцию, внимание наблюдательность.
- Запоминаемые имитации - различные имитации по типу «эхо» . Это очень эффективная форма, для активного вовлечение детей в музицирование. Способствует развитию звуковысотного и ритмического слуха, чувства формы, активности внимания, быстроты реакции, памяти. Повторяя сразу за педагогом, точно без пауз, дети быстро накапливают багаж своей музыкальной компетентности, что приближает их к возможности изобретать и комбинировать самим.
Поэтому имитации «ЭХО» считаются в орфовской педагогике важнейшей ступенью к импровизации.
8. Программа «Элементарное музицирование» состоит из нескольких разделов: звучащие жесты, речевое музицирование, игры звуками, движение. В каждом из разделов программы значительное место уделено естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способам внутреннего раскрепощения, которые чаще всего являются внутренним свойством самих форм работы и способов действования педагога. Т.Е. каждый раздел программы – это один из способов раскрепощения ребенка, форма и способ действования педагога.
Элементарное музицирование - один из любимых детьми и мной видов музыкальной деятельности. Теперь рассмотрим подробно каждый раздел.
9. Звучащие жесты - оркестр человеческого тела, первые музыкальные инструменты, которыми владеет грудничок. Традиционно ЗЖ включают 4 движения: - притоп, шлепки по коленям, хлопки, щелчки. Используются удары по груди (грудная косточка), по боковым поверхностям (бедра).
Звучащие жесты:
- незаменимое средство для музицирования в отсутствии других инструментов (инструмент, который всегда с тобой).
- средство психо – эмоциональной зарядки (легкий микромассаж, приводящий мышцы в приподнятое состояние.1.Через стопу удар в позвоночник (активизируется работа головного мозга).
- незаменимое средство для развития чувства ритма. Воспитание чувства ритма проходит через мышечную активность (движение).
- средство для развития координации движений симметричных
( ритм вместе руки, ассиметричных (разными руками разный ритм).
Практические задания со ЗВУЧАЩИМИ ЖЕСТАМИ.
- Попробуем играть на всех инструментах. У вас есть инструменты? (дети скажут «нет») У вас есть инструменты! Это звуки вашего тела. Это весело и приятно.
- Теперь поиграем в игру «Заводные игрушки» (Вас завели, а вы играете)
- Тюшки – тютюшки. Ритмическая игра с одновременным проговариванием на ощущение фразы. ( 1 вариант для младших)
Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки, хлоп… (хлопки)
-----------------------сделаем топотушки, топ… (притопы)
---------------------- сделаем шлепушки, шлеп… (шлепки)
---------------------- сделаем шелкушки, шелк… шелчки)
Тюшки – тютюшки, хлопушки - топотушки, хлоп - топ…
---------------------- сделаем бурчушки, бур-бур…
---------------------- сделаем молчушки (палец к губам).
( 2 вариант для старших)
- более сложные ритмы
- сочетание разных ЗЖ.
- Укрась свое имя.
Ребенок говорит простое имя – Яна (хлопки)
Остальные отвечают ласковое имя – Яночка (шлепки) и т.д. по цепочке.
- Укрась музыку.
Педагог играет, а дети украшают, кто как хочет.
- Украшение пения.
Оставляя метр, а не ритм.
- «Эхо». БАРАБАН (задавать метр) Под музыку и без неё. Педагог показывает(квадрат), все повторяют.
- Рондо со ЗЖ. БАРАБАН (задавать метр)
Рефрен составляется из детских идей
- 1-й показывает – все отвечают, рефрен, 2-й, рефрен…
- в четверках.
«Раз, два, три, ну – ка, повтори!» Все повторяют слова, как рефрен, а один импровизирует со ЗЖ.
- Фруктовое рондо (фруктовый салат).
Лимон (хлопки) о о
апельсин (шлепки) о о о
банан (хлопки) о о
мандарин (шлепки) о о о
1.Дети повторяют слова со ЗЖ.
2.Повтор под музыку (Фруктовый салат) «Полька» 1 часть. Каждый по своему украшает музыку 2 часть.
3. Фруктовый салат с закрытыми глазами 1часть. Каждый по своему украшает музыку 2 часть.
4. Без слов, только ЗЖ. 1часть.
Результат: Разбудить в детях свободное манипулирование руками.
- Речевое музицирование – ритмизованная речь, которая декламируется (скандируется)в определенном метре или размере. Основной жанр речевого музицирования – речевые пьесы и упражнения. Речь является одной из прооснов музыки.
Из речи ребенок получает сведения обо всех средствах выразительности, кроме лада и гармонии. Все остальное есть в речи: ритм, динамика, артикуляция (штрихи), структура (фраза, предложение), темп, регистр, звуковысотная линия, фактура (когда звучит несколько голосов).
В музыкально-речевых упражнениях и пьесах удачно сочетается речь, музыкальный инструменты, звучащие жесты, движения, звукоподражания. Здесь формируется дикция, артикуляция, чувство ритма.
Практические задания по РЕЧЕВОМУ МУЗИЦИРОВАНИЮ.
- Фольклорные тексты
- Речевые диалоги. Дети распределяются по парам, выбирают образ (птичка и кошка, курочка и цыплята…)
- Звукоподражательные упражнения.
Исполнить подгруппами « Хор насекомых», «Ветер, дождик, гром», «На бабушкином дворе» ( с переносом на инструменты, с движениями)
- Ритмические игры с использованием шумовых инструментов
Все берут деревянные инструменты , стучат и произносят
- Рефрен. Тук, тук, тук – деревянный это стук.
Тук, тук, тук – деревянный это стук.
Импровизация на деревянном инструменте.
- Речевая игра «Шла лиса» со ЗЖ и барабаном.
- Все повторяют текст со ЗЖ
– повторяют текст в 2- группах
- барабан ( о о о о оо о оо о – текст в 2-х группах, ЗЖ, барабан
1.Шла лисица вдоль тропинки
2.Топ, топ, топ, топ.
1.И несла грибы в корзинке.
2.Топ, топ, топ, топ.
1.Пять опят и пять лисичек.
2.Да-да-да, да-да-да.
1.Для лисят и для лисичек.
2.Как всегда! Да!
- Речевая игра «Мы варили суп…(одноврем. имитация)
- Декламируем стих:
Мы варили суп, суп - хлопки,
Из перловых круп, круп,
Получилась каша, - круговые движения ладошкой
То - то горе наше. о ладошку,
Замесили тесто, - шлепки (медл)
А оно не с места.
Замесили на дрожжах - шлепки (быст)
Не удержишь на вожжах. – хлопки (быст)
У-ух! - вскинуть руки
- Стоя по кругу ритмично перекладываем маракасы (можно сидя на полу).
- Творческое задание: разделиться на подгруппы, разыграть речевую пьесу.
- Речевая пьеса с движениями и инструментами (импровизация)
Листья желтые летят,
Скоро будет голым сад.
Вдруг их ветер подхватил.
В легком вальсе закружил.
- Движение. Активное слушание.
С музыкой движение связано прежде всего через танец. Танцы народов мира и свободные импровизации на музыку являются привлекательной частью занятия. Танцы народов мира обогащают слух детей разнообразием интонаций музыки. Программа предлагает много коммуникативных игр и танцев, которые дети с удовольствием исполняют: «Танец сапожников», «Ку-чи-чи», «7 прыжков», Jiffy Mixer, под музыку немецкого, французского, датского, шведского, английского фольклора.
Дети сами придумывают танцы: вначале я их знакомлю с музыкой, предлагаю им придумать движения для нового танца, т.е. импровизировать. Из идей детей мы составляем несложный танец и исполняем его. На следующем занятии я показываю свой вариант танца, его разучиваем быстро: «танцуем, когда разучиваем», «разучиваем, когда танцуем». Дети сами выбирают свое пространство, свободно перемещаясь во время деятельности.
Часто на занятиях я использую музыку для свободной импровизации. Мы не прослушиваем предварительно музыку, не анализируем ее – движение детей становится живым восприятием музыки. Дети как бы нащупывают движения. Движения не разучиваются отдельно от музыки, это - спонтанная импровизация, которая доставляет детям удовольствие. На занятиях мы импровизируем как под музыку, так и без нее (под музыкальные и шумовые инструменты). Во время импровизационного движения ребенок не интерпретирует музыку, не пытается ее объяснить языком танца, он просто в ней живет несколько минут ее реального звучания. Это и есть телесно-интуитивные переживания музыкального образа. (прием отстранения, делю вид, что не вижу, а сама наблюдаю).
Для раскрепощения детей я использую игру, которая стала любимой для детей «Игра в персонажи». Детям предлагается придумать ситуацию, или небольшую историю, где они (по желанию) представляют свой персонаж, приветствуя других, самостоятельно подбирая для своего персонажа движения, а также мимику, передавая настроение персонажа. Некоторые дети представляют своего героя с импровизационным аккомпанементом на музыкальных инструментах, который дети выбирают самостоятельно, без принуждения. Отрадно наблюдать, как в начале зажатые дети, потом раскрепощаются, в их движениях отсутствует неуверенность и страх. Дети становятся более активными и раскрепощенными.
- Игры звуками - это первичная форма импровизации. Организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая: звучащие жесты, все виды инструментов, голос. Голос и артикуляционный аппарат рассматривается, как собрание инструментальных тембров. Они используются для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свист, шипение,шопот, кряхтение, цоканье языком, глиссандирование, вдохи, выдохи, возгласы и т.п. Дети спонтанно выражают себя через звук и шум, открывая новые звучания, что будит их фантазию и инициативу. В орфовской педагогике существует такой раздел, который так и называется «игры звуками». В играх звуками я широко использую детские музыкальные инструменты, прежде всего шумовые, потому, что они наиболее просты и доступны детям дошкольного возраста (чем меньше ребенок, тем проще инструмент). Техническая легкость игры на шумовых ударных инструментах побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации.
В практике я широко использую шумовой оркестр. Если младшие дети играют 2-х частные польки, народную музыку, то дети старшей и подготовительной групп исполняют «Турецкий марш» В. Моцарта, «Регтайм» Скота Джоплина. «Пиццикато» Делиба, «Вальс петушков» И.Стрибогга.
Три идеи шумового оркестра:
- На основе базовой партитуры.
- Шуточные аранжировки (исп. шуточные инструменты)
- Сказка или сюжет
Практические задания по ИГРАМ ЗВУКАМИ.
Каждый садится на стул по кругу. Муз рук. Предлагает достать из коробки любой музыкальный инструмент
- Изучение . «Поиграй на своем инструменте, изучи какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (исследование инструмента). Все работают одновременно.
Знакомство с инструментом, приемами игры, исследование звука
- Показ возможностей инструмента. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» .Игра на инструменте разными способами. Свободное индивидуальное соло , спонтанная комбинаторика).Передать эстафету по кругу следующему, коснувшись его пальцем или кистью.
- Маленький оркестр. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» , дирижировать оркестром из 3-4 инструментов.
- «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», « песню ветра», «танец ежика», «твое сегодняшнее настроение». (Темы раздать) Звукоподражание на инструментах
- «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение». (Стихи раздать). Свободное наложение импровизации, на поэтический текст.
- «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов. Разговоры инструментами.
- Сыграем вместе (все по очереди импровизируют на шумовом инструменте на фоне структурно оформленной импровизации муз. руководителя на ксилофоне (фортепиано)
- Озвучивание сказок («Курочка Ряба»)
- Шумовой оркестр
- Танец сидя ( массаж) «Детская полька» А. Жилинского
Все сидят на стульях по кругу, лицом в круг, другие стоят, в руках музыкальные инструменты.
1 часть – 8 раз ладошкой соседа по плечу вправо (коробочка)
-----------------------------------------влево (тон - блок)
2 часть – (говорят «о-о») массаж лица пальчиками (бубенцы)
1 часть - то же
2 часть – ( говорят «бом-бом») кулачками по спине соседа вправо (бубен)
1 часть - то же
2 часть – (говорят «шик-шик») массаж подбородка внешней стороной кистей ( шуршалка из пласт.бутылки)
1 часть – то же
2 часть – дуют на ногти (« после лака») (маракасики)
Все встают и восклицают « О-О!»
Любой импровизации даю только положительную оценку.
13. Дети нашего детского сада увлеченно играют в оркестре, что дает положительный результат в музыкальном и эмоциональном развитии всех без исключения детей и, прежде всего, позволяет почувствовать радость и удовольствие от коллективного, деятельного участия в музицировании. Ни один праздник не обходится без оркестра.
14. Если малыши играют маленькие пьесы, это чаще польки или народная музыка, то в старших группах дети исполняют более сложные произведения классиков и современников: »Турецкий марш» В.Моцарта, «Регтайм» Скота Джоплина. «Пиццикато» Делиба, «Вальс петушков» И.Стрибогга.
15. Для большей эффективности данной работы и насыщения образовательно-музыкальной среды был организован конкурс самодельных шумовых инструментов. . Родители вместе с детьми изготовили множество красочных инструментов (консультации для родителей) из разнообразных бытовых предметов и материалов.
16. Все работы были представлены на выставке, а затем пополнили музыкальные центры в группах, для организации самостоятельной деятельности детей. А логичным завершением конкурса стало выступление оркестра на 8 марта и самодельными музыкальными инструментами.
17. Методы работы по элементарному музицированию и модель построения образовательной музыкальной среды в группах нашли поддержку у педагогов ДОУ.
18 Мною были проведены семинары-практикумы по программе, на которых я знакомила педагогов с программой по элементарному музицированию, с разделами программы, приемами работы. для развития музыкально-творческой деятельности детей.
19. Несколько раз в год я провожу практические семинары по развитию музыкальности у педагогов, где мы поем, танцуем, развиваем ритм, импровизируем по разделам программы.
20. В рамках работы по программе был проведен мастер-класс по созданию шумовых инструментов).
Предлагаемые методы и приемы этой программы отличаются простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать творческое музицирование с детьми на любом занятии, в любой группе, дают возможность самовыражения, формируют положительную самооценку “Я могу!”. Дети сами осуществляют индивидуализацию: самостоятельно подбирают инструмент, способы и средства для извлечения звука, для музицирования. Это попытка детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке.
21. Работа по программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование» помогает детям войти в мир музыки, находя свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально, как радость и удовольствие, способствует усвоению музыкальных знаний в игровой практике. Она отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, эффективна для развития естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей и осуществляется только на основе индивидуализации образования.
22. Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Тютюнникова Т.Э. Доноткино. ч.1и 2, - М.: Пед.общ.России, 2010. – 64с.
- Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки. Игры звуками. Вып.1. - СПб: ЛОИРО, 2013. - 100с.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система К.Орфа – М.: АСТ, 2014. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста
Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов и по...
«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
Статья в Журнале "Столичное образование" №№ 29 декабрь 2013год . г. Петрозаводск...
Педагогический совет «Роль развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Разработка педагогического совета для дошкольных учреждений. В ходе заседания раскрывается роль среды в группах в развитии детей дошкольного возраста. Представлены теоретические вопросы для обсу...
Индивидуализация образовательной среды группы
Представленный опыт работы поможет воспитателям создать в группе среду интересную для всех участников образовательного процесса...
Сообщение для семинара по индивидуализации образовательной среды в ДОУ
Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремлен...
Индивидуализация образовательной среды в ДОУ
Индивидуализация – обучение при котором учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения и основана индивидуализация на развитии потенциальных возможностей стимулирующих стремление детей сам...
Развитие музыкально-творческих способностей у детей через театрализованную деятельность.
Музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если задействуются все творчес...