Выступление на семинаре воспитателей "Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ"
материал

Лашина Мария Викторовна

С введением ФГОС в дошкольном образовании одной из важных задач является индивидуализация образования и переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного
процесса в ДОУ

Ребёнок – это солнце,

вокруг которого вращается

весь педагогический процесс,

его сила должна быть выявлена,

интересы удовлетворены,

способности развиты.

С введением ФГОС в дошкольном образовании одной из важных задач является индивидуализация образования и переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.

(СЛАЙД 2) Индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников (Г.М. Коджаспирова. Педагогический словарь)

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В общих положениях ФГОС в пункте - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования.

Основа индивидуализации – учет индивидуальных особенностей ребенка и его социального окружения.

Как и перед всеми педагогами нашей страны перед нами встали задачи реализации ФГОС по переходу на новый уровень образования. Мы стараемся идти в ногу со временем, работаем над решением этих задач. Наработки некоторые у нас уже есть. Сегодня я хочу вам познакомить (напомнить) с методами индивидуализации и показать основные направления, по которым мы строим свою работу.

Работу мы выстраиваем по следующим направлениям (слайд 3):

  1. Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка.
  2. Изменение содержания образовательной деятельности.
  3. Взаимодействие детского сада с семьей.
  4. Создание и обогащение предметно-пространственной среды.

Работа по направлениям должна способствовать развитию индивидуальных способностей детей. Дети самостоятельно выбирают вид деятельности, игру, материалы, атрибуты. Развиваются индивидуальные способности в изобразительной деятельности, досуговых мероприятиях (музыкальная, театрализованная, двигательная), режимных моментах (игровая, познавательно-иссследовательская).

Одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.

Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.

Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Пример обучения на основе метода реагирования : модель трех вопросов. Н-р, выбрали вместе с детьми тему «Зимующие птицы». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о зимующих птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).

Затем выяснили, что дети хотят узнать о зимующих птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).

Далее дети предположили, что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых.

И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.

3 слайд. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.

Например, во время лепки дети планировали вылепить животных. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какое животное будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им вылепить то животное, которое они хотят. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных животных, причем такой сложности, как они желают. Более медлительные дети могут проявить большую зависимость от помощи взрослого. И те и другие так же получают широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

4 слайд. Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов.

То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.

5 слайд. Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных лесов».

В основе этого метода идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Н-р, наблюдаем за ребенком, который выкладывает кубики на столе горизонтально, и параллельно можем выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать так же или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

6 слайд.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий: ( 1- действие: презентация чего-то нового: «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться в нее играть, может прийти в «центр науки». 2 - действие: «Даша, Лера, вы сегодня узнали, увидели, сделали что-то новое. Давайте расскажем об этом всем ребятам». 3 - действие: «Если вы хотите что-то узнать, обратитесь к Даше и Лере».)

Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей. Пример: группы одновозрастные, работают по одной программе, но каждая группа- сообщество уникальное со своими особенностями, интересами, любимыми занятиями. И очевидно, что в этих группах и развивающая среда, и содержание игр, и поведенческие проявления детей будут различными.

Также индивидуализация может происходить на уровне подгруппы внутри группы детей одного возраста. Одни дети проявляют больше интерес к самостоятельному конструированию, другие увлечены рисованием, третьи любят вырезать.

Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне. Так как каждый ребенок – уникальная личность.

Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Н-р, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

В результате изучения литературы, собственного опыта мы сформулировали для себя следующий алгоритм обязательных действий воспитателя:

- Воспитатель формулирует цели и задачи.

-Дополняет идеи детей.

-Продумывает, какие материалы и задания нужно подготовить.

-Продумывает возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах.

-Оценивает внутренние ресурсы детского сада и группы.

-Определяет, какая помощь нужна от родителей.

-Готовит материалы.

9 слайд.

Также мы сформулировали организационные умения, которыми должен овладеть ребенок в результате индивидуальной деятельности :

-ребенок должен уметь определить цель деятельности;

-спланировать свою деятельность;

-реализовать намеченное;

-уметь осуществить самоконтроль;

-уметь осуществить самооценку;

10 слайд.

Одним словом, всю работу по индивидуализации можно построить блоками: план-дело-оценка.

Ребенок должен уметь составить план своей деятельности, уметь его реализовать и оценить результаты.

В младшем и среднем возрасте мы начинаем работу по составлению плана на сегодняшний день с помощью воспитателя.

В старшей группе привлекаем родителей к составлению плана дня ребенка в детском саду.

В подготовительной группе дети самостоятельно планируют свой день в детском саду.

Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах.

15 слайд.

Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?

Воспитатель может работать в одном из центров.

Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.

Наблюдать за деятельностью детей в центрах.

Наблюдать за конкретным ребенком.

16 слайд.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию учения необходимо :

-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора

(содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

- иметь опыт кооперации с другими детьми.

17 слайд.

А какие же условия для обеспечения индивидуализации обучения для педагога?

-педагог создает безопасную предметно-пространственную развивающую среду;

-поддерживает и инициирует взаимодействие с людьми (социальным окружением и семьей);

-принимает индивидуальные особенности ребенка;

Уважаемые коллеги, основной моделью организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является – совместная деятельность взрослых и детей, не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, которая должна быть основана на равноправном и равнозначном взаимодействии педагога и ребенка. Такой формой организации совместной деятельности взрослых и детей является – технология группового сбора.

  • Групповой сбор — это часть режима дня, проводимая в свободное время, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем, совместного планирования и организации своей дальнейшей деятельности в течение дня.
  • Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлексивности.

Принципы, на которых строится работа с детьми: свобода, самостоятельность, совместная работа.

Задачи группового сбора:

  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день - «задать тон»;
  • Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • Активизировать у детей навыки планирования дня и организации собственной деятельности; подведение итогов дня;
  • Прививать навыки культуры общения.

В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так :

  • Начало группового сбора («позывной» - музыка, звук, речёвка и др)
  • Приветствие (вербальное, невербальное).
  • Игра (словесная, хороводная, игра-фантазия, пальчиковая, элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание).
  • Обмен новостями (календарные события, особое событие, о плане действий на текущий день).
  • Презентация воспитателем центров активности.
  • Определение темы работы (работа по теме, плану деятельности на текущий день).
  • Выбор и планирование детьми содержания и форм работы по теме - если тема новая, работа в центрах - если тема продолжается.
  • Итоговый (вечерний) сбор. Его задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы. Он проводится для оценивания самими детьми своих успехов.

Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, нет жёстко закреплённой структуры.

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому.

Проводится презентация центров, сообщается детям, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить в какой центр они пойдут и чем они будут заниматься.

Каждому ребёнку позволено самому принять решение, чем заниматься в ближайшее время и в перспективе

Важно продумать такие виды деятельности, которые не были бы для ребят ни слишком простыми, ни слишком сложными и такие, которые бы интересовали всех детей

Специфика организации центров

- Центры активности открыты ежедневно

- Центры интегративны по своей сути

- Среда изменяется от темы к теме

- Каждый центр активности - маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами.

На групповом сборе дети учатся :

- правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства;

- развиваются все компоненты связной речи;

- обогащается и активизируется словарный запас;

Ребенок демонстрирует другим результат своей деятельности, получает адекватную оценку своим усилиям, приобретает опыт самоуважения.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, эмпатия, толерантность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару "Организация образовательного процесса в соотвтетствии с ФГТ""

Презентация поможет рассмотреть различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности.Ответит на вопрос как организовать...

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Тезисы для выступления на семинаре или педагогическом совете по теме "Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Документ содержит основные тезисы, комментирующие и разъясняющие  ФГОС ДО, может быть полезен при подготовке педсоветов или консультаций по ФГОС ДО....

Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО» подготовлен и проведен в рамках работы муниципального методического объединения педа...

Семинар «Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями в соответствии с ФГОС ДО»

Добрый день, уважаемые коллеги!!! Рады вас приветствовать на семинаре «Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями, в соответствии с ФГОС ДО». Обратите внимание, сегодня ...

Программа семинара «Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями в соответствии с ФГОС ДО»

Программа семинара«Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностямив соответствии с ФГОС ДО»Время Выступление Место проведения Ответственные9.00-9.05 «Роль дошкольной образова...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...