Программа "Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ"
рабочая программа

Сокольникова Галина Ивановна

      Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует от  педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение  создавать свой  положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности и   определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Downloads\ГИС атт 001 (1).jpg

Содержание

Паспорт программы……………………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

1. Характеристика основных проблем…………………………………………..5

2. Цель и задачи Программы………………………………………………..........6

3.Пути реализации Программы…………………………………………………..7

4. Ожидаемые результаты Программы………………………………………….8

5. Этапы реализации Программы………………………………………………...9

6.Организация управления Программой ……………………………………..11

Приложение………………………………………………………………………13

Паспорт Программы

Наименование Программы            

Программа «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ»  (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
    "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"

 Цели Программы

  • Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования;
  • Повышение качества дошкольного образования.

Задачи Программы

  • Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего необходимый уровень квалификации для работы в режиме развития и инноваций.
  • Формирование умений проектировать и прогнозировать педагогический процесс в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
  • Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства; Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
  • Повысить мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении.

Срок реализации Программы          

2017 - 2019 годы                                  

Педагогический состав

Всего педагогов -30, из них:

воспитателей -  23,

музыкальный руководитель -2,

педагог-психолог -1 ,

инструктор по физической культуре -1 ,

учитель – логопед – 1;

старший воспитатель – 1.

Планируемые результаты Программы:

  • Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов ДОУ.
  • Разработка единых, индивидуальных подходов к определению содержанию повышения квалификации педагогических работников ДОУ.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Соответствие педагогов требованиям  профессионального стандарта в контексте ФГОС ДО.
  • Повышение качества дошкольного образования.
  • Внедрение современных технологий в образовательный процесс.

Пояснительная записка

Концепция модернизации Российского образования, направленная на  повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации  педагогов.Обновление содержания во всех ветвях  образования требует и обновления профессиональной компетентности.

Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.          Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение  создавать свой  положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Создание образовательных учреждений нового типа,  необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.

Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная  образовательная  система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

 На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании.

1. Характеристика основных проблем.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям. Сердцем этого сложного организма является его педагогический коллектив.

Однако педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными данными, реализующимися в ДОУ. А значит, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:

  • старение кадрового состава;
  • неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
  • недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы;
  • снижение престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью;
  • неготовность работать в условиях, предъявляемых федеральным государственным образовательным  стандартам дошкольного образования;
  • недостаток подготовленных педагогических кадров дают основания прогнозировать возникновение через 5-6 лет кризисной ситуации с обеспечением кадрами нашего учреждения;
  • не все педагоги своевременно повышают квалификацию, в том числе используя дистанционное обучение.

Мониторинг педагогических кадров в МАДОУ « Детский сад №15» показал следующее: 

  • Образовательный уровень педагогов на 01.09.2017г

Высшее образование – 14 человек-  46%

Средне-специальное– 16человек- 54%

  • Наличиекурсовой подготовки – 26 человек –86%

  • Профессиональный уровень педагогов на 01.09.2017г

Педагоги с высшей квалификационной категорией - 10 человек –33,4%

Педагоги  с первой квалификационной категорией – 14 человек – 46,6%

Соответствие занимаемой должности  -3 человека 10 %

Педагоги без категории – 3 человек – 10% .

  • Средний возраст педагогов составляет 44 года.

Проведенный анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и негативные тенденции:

  • Для развития кадрового потенциала необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в детском саду лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения ДОУ новым поколением воспитателей;
  • Также решением может стать создание условий для непрерывного образования педагогических кадров; разработка и апробация основных кадровых технологий; меры по привлечению молодых кадров в систему дошкольного образования, мотивации и стимулированию педагогических кадров, направленных на повышение качества обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  • Кроме того, к основным направлениям следует отнести распространение эффективного инновационного способа работы лучших педагогов в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Решение большинства указанных проблем требует программного подхода и применения эффективных механизмов поддержки. Программа должна стать основой для реализации государственной политики в области образования, как модели эффективных отношений образовательного учреждения и общества.

Данная программа направлена на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

2. Цели и задачи Программы.

Цели:

  • Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации дошкольного образования;
  • Создание системы повышения квалификации, профессиональной компетентности педагогических работников образовательного учреждения способной удовлетворить потребности любого педагога с учётом потребностей образовательной организации.

Задачи:

  • Формирование конкурентоспособного кадрового потенциала, обеспечивающего необходимый уровень квалификации для работы в режиме развития и инноваций.
  • Формирование умений проектировать и прогнозировать педагогический процесс в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
  • Повышение мотивации педагогов в росте профессионального мастерства; Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
  • Повысить мотивацию педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении

 3. Пути реализации Программы.

Разработка системного подхода к организации непрерывного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ:

• применение таких интерактивных методов как: деловые игры, технология открытого пространства, метод SWOT – анализа, Мозговой штурм, презентация.

• создание внутренней системы повышения квалификации (теоретические семинары, деловые игры, практикумы, творческие группы и т. д.).

• сотрудничество с БРИОП и БГУ.

Повышение мотивации педагогов для активного внедрения инновационных технологий и участия в конкурсном движении.

• промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

• разработка системы мер поощрения творческих педагогов, проведение конкурсов профессионального мастерства, на лучшую постановку воспитательно-образовательной работы, на обогащение предметно-развивающей среды, различные выставки и др.

• совершенствование системы научно-методической работы, её организация.

• совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов и принятие управленческих решений.

• активное участие педагогов в методической службе на уровне ДОУ,  муниципальном уровне: работа в составе проблемно-творческих групп, участие в работе научно-практических конференций;

  • развитие восприимчивости педагогов к новшествам через тренинги, дискуссионные площадки, творческие игры, мастер-классы, повышение уровня новаторства и творческой активности воспитателей в коллективе;
  • разработка индивидуальных программ личностного развития педагогов.

Активизация творческого потенциала педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.

Формирование образа успешного педагога через формирование и своевременное ведение электронного портфолио.

  • школа высшего педагогического мастерства;
  • разработка педагогами авторских программ, проектов, специальных семинаров;
  • активное участие педагогов в методической работе на уровне ДОУ, района: работа в составе проблемно-творческих групп, участие в работе научно-практических конференций;
  • обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
  • ведение собственных сайтов;
  • своевременное ведение и пополнение электронного портфолио педагогов;
  • наставничество у молодого специалиста.

Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления молодых специалистов в ДОУ.

Для реализации данной задачи планируется использовать следующие мероприятия.

• Анализ кадровой ситуации в системе ДОУ прогнозирование потребности в педагогических кадрах на последующие учебные годы.

• Привлечение в систему образования молодых кадров путем материальной поддержки и обеспечения методического сопровождения.

• Подготовка резерва управленческих кадров, обобщение и трансляция передового педагогического опыта, профессиональные смотры- конкурсы.

• Привлечение в ДОУ молодых воспитателей, обеспечение их консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации.

• Разработка плана организации повышения квалификации индивидуально с каждым педагогом.

• Обучение педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, ТРИЗ и т.д.).

• Создание информационного банка данных, обеспечивающих эффективность использования инноваций в системе дошкольного образования.

• Участие воспитателей в реализации модели сетевой организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Оформление результатов деятельности, подготовка методических материалов для издания, определения, перспектив развития профессиональной компетентности педагогов района.


4. Ожидаемые результаты Программы.

  • закрепление кадров в ДОУ и создание условий для притока молодых педагогических кадров;
  • формирование резерва управленческих кадров;
  • решение комплекса социальных и моральных мер поощрения для повышения статуса педагогических работников.
  • реализация программы позволит создать более благоприятные условия для:
    профессионального роста и эффективного использования кадрового потенциала;
  • готовности педагогических работников к использованию ИКТ технологий в педагогическом процессе и повышении квалификации:
  • мотивации к качественному педагогическому труду;
  • увеличения доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней;
  • повышения социального статуса воспитателя;
  • увеличения доли молодых специалистов в образовательных учреждениях.

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ;

• Внедрение инноваций и нововведений: открытие личных сайтов педагогов, участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, разработка методических пособий и авторских программ;

• Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения, регламентирующей сопровождение педагога;

• Создание модели системной работы по непрерывному повышению квалификации;

• Успешное прохождение аттестации для повышения уровня квалификации педагогов;

• Качественно сформированный творчески работающий коллектив педагогов-единомышленников.

5. Этапы реализации Программы    

Мероприятия

Планируемый результат

Сроки

Ответственный

1. Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в ДОУ.

Статистические данные мониторинга

ежегодно

Заведующий

ДОУ

2. Разработка и внедрение в практику положения о стимулирующей части оплаты труда работников бюджетной сферы, определение критериев качества педагогической и иной деятельности в рамках образовательного процесса.

Внесение изменений в положение о системе оплаты труда и стимулирующей части оплаты труда

2017

Заведующий

ДОУ

Рабочая группа

 3. Разработка стратегии повышения привлекательности ДОУ для квалифицированных кадров, реализация административного проекта «Современный воспитатель»:

- комплекс мероприятий по привлечению к работе в ДОУ молодых специалистов (рекламные акции, система материального стимулирования молодых специалистов, тренинги коммуникативного взаимодействия в коллективе, внедрение института наставничества);

- комплекс мероприятий по стимулированию педагогического труда работников учреждения (создание оптимальных условий для самореализации через конкурсы проф. мастерства, проектную деятельность, обеспечение возможности дальнейшего обучения, возможности повышения квалификации, аттестации на более высокую кв. категорию, материальное стимулирование);

- комплекс социально-ориентированных мероприятий (материальное стимулирование, обеспечение возможности транслировать передовой опыт, создание безопасных условий труда);

- комплекс мероприятий по поддержанию кадров с большим трудовым стажем (мероприятия по профилактике профессионального выгорания, внедрение института наставничества, обеспечение возможности транслировать передовой опыт, обучение новым технологиям образования).

100% укомплектованность кадрами


2017-2019гг.

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

4. Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ:

- разработка программы повышения уровня профессионального мастерства;

- систематическая курсовая подготовка сотрудников учреждения;

- повышение правовой культуры сотрудников учреждения в рамках деятельности нормативно-правового лектория

- организация работы дифференцированных мобильных объединений разного уровня;

- обеспечение возможности для занятий опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью под научным руководством;

- мониторинг эффективности мероприятий по повышению профессиональной компетентности сотрудников ДОУ.

Высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив

ежегодно

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

5. Мероприятия по аттестации педагогического персонала:

- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников, приведение в соответствие с современными требованиями нормативных актов ДОУ;

- портфолизация педагогического персонала;

- систематизация банка передового педагогического опыта разного уровняю

Повышение квалификационной категории 100% педагогического персонала учреждения.

2017-2019 гг.

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель


Педагоги ДОУ

6. Совершенствование и утверждение в новой редакции локальных актов учреждения, касающихся деятельности сотрудников (Правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, Коллективный договор, положения).

Нормативные документы.

2017-2019 гг.

Заведующий ДОУ

6. Организация управления Программой.

  • Использование персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования, включая дистанционные формы обучения.

Предполагает: Изучение, анализ и использование персонифицированных моделей повышения квалификации работников образования. Активное использование дистанционных форм обучения без отрыва от основной деятельности.

  • Использование различных форм работы с педагогами.

Предполагает: консультирование педагогов, психологическое сопровождение, использование наставничества, создание постоянно-действующих семинаров-практикумов и др.

  • Работа по обобщению передового педагогического опыта педагогов.

Предполагает: формирование банка данных по педагогическому опыту, публикации на сайтах, участие в конкурсах разного уровня, участие в сетевых сообществах.

  • Организация сетевого взаимодействия детского сада с другими учреждениями образования.

Предполагает: мониторинг рынка образовательных услуг других учреждений, заключение договоров по взаимодействию, отслеживание результатов работы.

  • Использование педагогами в работе современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов.

Предполагает: совершенствование педагогами ИКТ-компетенций, активное освоение Интернет-ресурсов и применение их в работе.

  • Формирование системы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах и формирование ежегодного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров.

Предполагает: анализ кадрового обеспечения, создание планов-графиков по подготовке, переподготовке и повышения квалификации.

  • Осуществление оперативного мониторинга хода реализации Программы:

1

Мониторинговые исследования состояния профессиональной компетенции педагогических кадров путем применения инструментария оценки профессиональной компетенции педагогов.

(Приложение 1)

Старший воспитатель, педагог - психолог

2 раза в год (осень, весна).

Получение объективной информации о состоянии профессиональной компетенции педагогов.  

2

Способы профессиональной деятельности.

(Приложение 2)

Заведующий, старший воспитатель.

В течение года.

 Осознанное применение теоретических знаний для решения стандартных задач профессиональной деятельности.             Самооценка

профессиональной деятельности.

3

Уровни профессиональной компетенции педагогов ДОУ.(Приложение 3)

Заведующий, старший воспитатель.

В течение года.

Выбор и обоснование средства и способов достижения поставленной задачи, оценивание полученного результата с точки зрения его соответствия педагогической цели.

 Формирование наиболее результативных способов профессиональной деятельности, в условиях самостоятельно выдвигаемых целей и оценки педагогических ситуаций.

Приложение № 1 к Программе повышения профессиональной компетенции педагогов

Оценочный лист ключевых компетенций педагогов дошкольного образования

Уважаемый педагог! Оцените степень выраженности имеющихся у Вас представлений и способов профессиональной деятельности. Оценивание проводиться по трехбалльной шкале.

1.Теоретические представления.

3 балла – Вы выделяете педагогические факты и явления, рассматриваете их развитие, объясняете и раскрываете их смысл.  Можете воспроизвести во внутреннем плане последовательность действий, т.е. описать, почему надо делать именно так.

2 балла – Вы распознаете педагогические явления, выделяете и описываете их важнейшие внешние наблюдаемые признаки, однако затрудняетесь в установлении взаимосвязи  отдельных педагогических явлений, описании последовательности действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать так именно так.

1 балл – Вы затрудняетесь в распознавании педагогических явлений, выделений и описании их важнейших внешне наблюдаемых признаков.

Таблица 1

№п/п

Балл

1.1.1

О педагогическом анализе

1.1.2

О содержании дошкольного образования

1.1.3

О формировании системы целей и задач дошкольного образования

1.1.4

О содержании реализуемой программы дошкольного образования

1.1.5

О принципах построения образовательного процесса в ДОУ

1.1.6

О необходимым материально-техническом оснащении образовательного процесса

1.1.7

О способах педагогического исследования

1.1.8

О передовом педагогическом опыте, педагогических инновациях

1.2.1

О социальном заказе, предъявляемом к дошкольной образовательной системе

1.2.2

О психолого-педагогических и возрастных особенностях детей

1.2.3

О содержании средств, форм и методов передачи содержания дошкольного образования

1.2.4

О содержании учебных материалов, используемых  в дошкольном образовании

1.2.5

О принципах отбора и композиции учебного материала

1.2.6

О требованиях к педагогическому исследованию

1.2.7

О прогнозировании педагогических исследований

1.3.1

О видах планирования образовательного процесса в ДОУ

1.3.2

О проектировании  методического и дидактического оснащения занятий

1.3.3

Об этапах познавательной  деятельности детей

1.3.4

О методах педагогического исследования

1.3.5

О проектировании содержания  педагогического исследования

1.3.6

О создании предметно-развивающей среды в ДОУ

1.3.7

О проектировании самообразовательной деятельности

2.1.1

О видах педагогической диагностики

2.1.2

Об основных средствах, формах и методах педагогического оценивания детей

2.1.3

О видах педагогической деятельности

2.1.4

О функциях педагогической деятельности

2.1.5

Об оценивании профессионально-педагогической деятельности

3.1.1

Об информировании детей о предстоящей деятельности

3.1.2

О логике изложения материала, об образности, интонационной выразительности речи

3.1.3

Об организации совместной деятельности

3.2.1

О развитии субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

3.2.2

О демонстрации выполнения дошкольниками разных видов деятельности

3.2.3

О поддержании внимания детей

3.2.4

О контроле и коррекции хода деятельности детей

3.2.5

Об организации самообразования

3.3.1

О формировании у детей ценностного отношения к миру

3.3.2

Об ориентации детей в предстоящей деятельности

3.4.1

Об инициировании активности детей

3.4.2

О создании атмосферы заинтересованности в результате деятельности

3.4.3

О формировании мотивов поведения детей

4.1.1

О педагогическом воздействии

4.1.2

О педагогической оценке, ее функциях

4.1.3

О педагогическом общении с детьми

4.2.1

О создании положительного психологического климата в группе

4.2.2

О создании «ситуации успеха»

4.2.3

О педагогическом конфликте

4.2.4

Об этической защите детей

4.3.1

О сигналах вербальной и невербальной коммуникации

4.3.2

О проявлении переживаний, состояний детей

Всего баллов

Технология формирования оценочного листа основана на отражении совокупных коллективных представлений об актуальных и инновационных способах профессиональной деятельности педагогов ДОУ, определяемых самими педагогами в ходе работы с оценочными листами. Работа над заполнением оценочных листов обеспечивает рефлексию собственной деятельности.

Обработка оценочных листов предполагает подсчет поставленных баллов. Суммарные значения по обоим листам складываются и делятся пополам.

Для определения уровня профессиональной компетенции полученное количество баллов соотноситься  с баллами таблицы 3..

Использование оценочных листов дает возможность обеспечить индивидуализацию содержания образовательной программы повышения квалификации в ДОУ, при самообразовании, а также способствует развитию рефлексивных умений педагога.

Приложение № 2 к Программе повышения профессиональной компетенции педагогов

2.Способы профессиональной деятельности

3 балла – Вы самостоятельно выдвигаете подтвержденные фактами, серьезными доводами перспективные цели деятельности, выбираете наиболее действенные средства и методы достижения цели в связи с оценкой условий деятельности, результат своей деятельности обоснованно прогнозируете и оцениваете собственные действия по его достижению.

 2 балла – Вы применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяете цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбираете и обосновываете средства и способы достижения поставленной задачи, оцениваете полученный результат  с точки зрения его соответствия поставленной педагогической задаче, однако затрудняетесь в оценке собственных действий.

1 балл – Вы не всегда осознанно применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняетесь в определении педагогических целей в конкретных условиях, обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели и собственных действий по его достижению.

Таблица 2

№п/п

Балл

1.1.1

Определение причин, мотивов, целей педагогических явлений и выявление их взаимосвязи

1.1.2

Анализ учебно-образовательной информации с учетом педагогических целей

1.1.3

Определении соответствия поставленных целей конкретным задачам развития детей

1.1.4

Анализ содержания учебных материалов

1.1.5

Анализ эффективности форм организации обучения и форм занятий

1.1.6

Анализ материально-технической базы

1.1.7

Анализ своей деятельности

1.1.8

Анализ соответствия содержания деятельности воспитанников поставленным задачам

1.2.1

Перевод целей и содержания образования в конкретные педагогические задачи

1.2.2

Прогнозирование развития качеств личности, чувств, воли и поведения воспитанников

1.2.3

Выбор содержания, форм, методов и средств образования, соответствующих поставленным задачам

1.2.4

Прогнозирование эффективности собственных педагогических воздействий на развитие детей

1.2.5

Прогнозирование трудностей и ошибок, которые могут возникать у детей в ходе деятельности

1.2.6

Постановка исследовательских задач и выбора соответствующих им методов

1.2.7

Моделирование, мысленный эксперимент

1.3.1

Определение доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа образовательного процесса в ДОУ

1.3.2

Планирование различных форм и видов самостоятельной деятельности детей

1.3.3

Проектирование структуры учебного занятия

1.3.4

Проектирование системы приемов стимулирования активности дошкольников

1.3.5

Определение наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств обучения

1.3.6

Проектирование вариантов и способов создания личностно развивающей среды

1.3.7

Проектирование этапов самообразовательной деятельности

2.1.1

Педагогическая диагностика детей в различных видах деятельности

2.1.2

Педагогическое оценивание психических процессов, состояний детей

2.1.3

Определение «зоны ближайшего развития»

2.1.4

Определение характера и уровня усвоения детьми нового материала

2.1.5

Фиксация результатов собственной деятельности результатов развития детей

3.1.1

Постановка перед воспитанниками целей и задач деятельности

3.1.2

Изложение учебного материала с учетом уровня подготовленности детей, их жизненного опыта

3.1.3

Совместный с детьми выбор цели деятельности, средств, трудовых действий и оценка результатов деятельности

3.2.1

Учет собственной позиции ребенка в разных видах деятельности

3.2.2

Создание проблемных ситуаций для развития познавательной активности воспитанников

3.2.3

Распределение внимания, поддержание его устойчивости

3.2.4

Формулирование вопросов, требующих применения самостоятельных умозаключений

3.2.5

Формулирование вопросов в доступной форме

3.3.1

Формирование у детей  морально-ценностных установок

3.3.2

Ориентация в изменяющихся условиях и педагогических ситуациях

3.4.1

Развитие у детей устойчивого интереса к разным видам деятельности

3.4.2

Актуализация знаний и жизненного опыта детей

3.4.3

Создание ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков

4.1.1

Педагогическое воздействие

4.1.2

Педагогическая оценка

4.1.3

Реализация информативной, аффективной, регулятивной функций педагогического общения

4.2.1

Создание положительного психологического климата в группе

4.2.2

Создание  «ситуации успеха» для каждого ребенка

4.2.3

Разрешение педагогического конфликт

4.2.4

Этическая  защита детей

4.3.1

Определение по внешним признакам степени вовлеченности детей в совместную деятельность

4.3.2

Определение общего психологического настроя группы по поведению детей

Всего баллов

Приложение № 3 к Программе повышения профессиональной компетенции педагогов

Таблица 3

Характеристика уровней профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Уровень

Характеристика

Недопустимый

(0-10 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, однако затрудняется в их характеристике, в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению

Критический (11-20 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, описывает их внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в описании   действий при осуществлении определенного способа  деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению

Допустимый (31-30 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, выделяет и описывает их важнейшие, внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений, в описании последовательных действий при осуществлении определенного способа  деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели, в оценке собственных действий по достижению

Достаточный (31-40 баллов)

Специалист выделяет педагогические факты и явления и раскрывает их смысл. Может во внутреннем плане произвести последовательность действий при осуществлении определенного способа  деятельности, т.е.  описать, почему нужно делать именно так. Применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяет цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбирает и обосновывает средства и способы достижения поставленной задачи, оценивает полученный результат с точки зрения его соответствия педагогической цели. Оценивает собственные действия по его достижению.

Оптимальный (свыше 41 балла)

Сформированные теоретические представления позволяют педагогу идентифицировать педагогические факты и явления, рассматривать их развитие, объяснять и раскрывать их смысл, воспроизводить во внутреннем плане последовательность действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. описывать, почему надо делать именно так; сформировать наиболее результативных способов профессиональной деятельности в условиях самостоятельно выдвигаемых целей и оценки педагогических ситуаций.



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ

 

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________________

Категория _____________________________________________________________________

Педагогический стаж ____________________________________________________________

Показатели

Баллы

Баллы

1.Профессиональные знания

1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним;

2. Знание требований государственного образовательного стандарта;

3. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий;

4. Знание особенностей содержания, представленного в современных образовательных программах (комплексных и парциальных);

5.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников;

6. Знание основ преемственности между детским садом и школой;

7. Знание частных методик развития детей;

8. Знание содержания регионально образовательного компонента стандарта;

9. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй;

2. Педагогические умения

Обучающая функция:

1. Учитываю поло-ролевые различия детей;

2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения;

3. Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений;

4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы;

5. Самостоятельно проектирую процесс обучения;

6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира;

7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование, ТРИЗ и др)

8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей;

9. Владею способами оценки детской деятельности;

10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать

Воспитывающая и развивающая функция:

1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления;

2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми; строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей;

Организационно-педагогическая функция:

1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей;

2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей

Планово-прогностическая (планирующая)функция:

1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ;

2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы;

3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей;

4. Умею осуществлять внутри - и межпредметные связи в педагогическом процессе;

5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Коммуникативная функция:

1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями;

2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям;

Диагностическая функция:

1. Владею методами педагогической диагностики;

2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми;

Исследовательская функция:

1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей;

2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты;

1. 3. Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики;

4. Анализирую результаты своей деятельности;

1. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики.

Аналитическая функция:

1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей;

2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности;

3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности.

Корректирующая функция:

1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики;

2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка;

3. Умею управлять поведением и активностью детей.

Гностическая функция:

1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования;

2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность;

3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки;

4. Умею предвидеть последствия своих действий;

5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.

Итого баллов

 

Уровень:

 

 

 

Каждый критерий оценивается по 4 -балльной шкале:

 

· 3 балла – показатель присутствует в полной мере

· 2 балла – показатель присутствует не в полной мере

· 1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере

· 0 балл – показатель отсутствует

 

За каждый показатель проставляется оценка в баллах, затем высчитывается общая сумма показателей. Если педагог набирает:

 

· 97-144 балла - уровень педагогической компетентности оптимальный

· 49-96 балла - достаточный

· 48-20 балла - критический

· менее 19 балла - недопустимый.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ

Образец информационно-практического занятия с элементами тренинга для педагогов с целью создания условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативно...

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....

Значение методической работы для повышения творческого потенциала педагогов ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего активизирует личность педагога, развивает его творческую деятельность. Все ее формы повышают...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...