Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ
методическая разработка по теме

Денисова Ольга Николаевна

Образец информационно-практического занятия с элементами тренинга для педагогов с целью создания условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение       детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

Психологический тренинг с педагогами ДОУ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Выполнила:

Старший воспитатель, педагог-психолог

МБДОУ ДС №16 «Аннушка»

Денисова Ольга Николаевна

Смоленск, 2013

Психологический тренинг с педагогами ДОУ

"Развитие творческих способностей".

Дата проведения тренинга: 04.12.2013

Ведущий: педагог-психолог, старший воспитатель Денисова О.Н.

Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.

Задачи:

  • создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; 
  • формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
  • активизация индивидуальных и творческих способностей;
  • преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Содержание тренинга:

Вступительная часть: Уважаемые коллеги, сегодня у нас занятие по теме «Развитие творческого потенциала педагога».  

3й слайд. В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов!!!

4й слайд. Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности». По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку.

5й слайд. По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».

6й слайд. Тема нашей сегодняшней встречи: «развитие творческого потенциала педагогов ДОУ». Так что же такое «творческий потенциал» ?

По мнению Николая Александровича Бердяева « Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации».

7й слайд. Мне ближе следующее определение «Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности».

Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Существует очень много мнений и позиций на такие понятия как «творчество», «креативность», «задатки», «способности», «творческие способности», «творческая позиция» и т.д. Эта сфера очень интересна для изучения.

В разное время из разных фактов рождались различные предположения. Считали, например, что способности зависят от объема мозгового вещества, так как у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см3 и достигал 1800 см3 (у писателя И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг в 1200 см3 или даже жил с одной половинкой мозга, как Пастер, у которого после кровоизлияния в мозг функционировало только одно полушарие, а такая гипотеза не могла их объяснить. Тогда обращались к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда есть отличия от обычной структуры, но, какие из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой.

Предполагалось, например, также, что талантливым бывает первый ребенок в семье. И эта гипотеза имела приверженцев, пока не пришла на помощь статистика. Из 74 всемирно известных гениальных и талантливых людей, из биографических данных которых можно было установить, каким по счету он родился, первыми оказались только пять - Мильтон, Леонардо да Винчи, Г. Гейне, Брамс, А. Рубинштейн.

А Франклин был - 17-м ребенком в семье, Менделеев - 17-м, Мечников -16-м,

Шуберт - 13-м, Вашингтон -11-м, Сара Бернар - 11-м, Карл Вебер - 9-м

Наполеон - 8-м, Рубенс - 7-м и т. д.  Значит, дело не в том, каким по счету ребенок родился в семье, а в чем-то другом.

Современная гипотеза, поэтому предпочитает обходить молчанием такие вопросы.

8й слайд. Опыт моей работы по развитию творческого потенциала педагогов можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный (проведение диагностической работы в области определения творческого потенциала педагогов ДОУ), практический (проведение мероприятий, организованных форм работы с педагогами ДОУ по повышению творческого потенциала педколлектива), заключительный (подведение итогов работы  по развитию творческого потенциала педагогов).

Те, кому интересна данная проблема, может подробнее ознакомиться с формами работы на каждом этапе из моего опыта работы (см. приложение 1).

Практическая часть:

9й слайд. Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ через использование психотренинговых информационно-практических занятий. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Давайте знакомиться! (участники сидят в кругу).

Игра «знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует о себе, и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой плюшевый мячик). Мы будем его передавать по кругу и тот, к кому он попадет в руки, громко себя назовёт и поздоровается».

10й слайд. 

              Игра «Алфавит» 
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. 
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.

11. слайд. Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. Инструкция: 
«Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

12й слайд. Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):

  • Утром настроение плохое, 
    Глаз накрасить не могу никак…
  • Вместе с мужем мы собрались
    Выйти вдруг куда - нибудь…
  • Весной везде повсюду лужи,
    В ручьях кораблики плывут…
  • Я решила похудеть,
    Села на диету…
  • После смены я решила
    Быстренько уйти домой…
  • Всех решила удивить
    И французский суп сварить…
  • Родители, часто сердясь и бранясь,
    С ребенком теряют душевную связь…

13й слайд. Музыкальная минутка
Я буду вам зачитывать определённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.

  • Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
  • Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
  • Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
  • Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
  • Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
  • Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
  • Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
  • Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)

14й слайд. Упражнение “Суперскрепка”
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Инструкция: разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

15й слайд.

Упражнение «Портрет креативного человека»
Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждая команда представляет свой портрет. Обсуждение.

16й слайд.Заключительная часть. Упражнение «Мешочек пожеланий»

Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету.  Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».

17,18,19. Результативность работы

20 слайд. Скрин-шот сайта МБДОУ ДС №16 «Аннушка». Достижения наши и наших выпускников.

21 слайд. Творческий калейдоскоп.

22 слайд. Рефлексия.

23 слайд. Спасибо за внимание!

                                                                                                                                                                   

Список использованной литературы

1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. – 1988. – № 1. – С. 43-49.

2. Творчество и социальное Познане / Под ред. А.И. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 132 с.

3. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – 159 с.

Интернет-источники

1.  Работа психолога с педагогическим коллективом ДОУ по развитию креативности посредством тренингов http://www.pandia.ru

2. Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала педагогов - залог продуктивности методического мастерства

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым с...

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕШИБАНОВА Н.Я............................................................................................. 5Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности МДОУ Д/С ЦРР «...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОУ.

Давно отмечено, что создание благоприятного психологического климата благотворно влияет на работу педагогического коллектива и является одним из  факторов развития творческого потенциала педагого...

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»

Экологический педсовет на тему: «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ и их компетентность в вопросах экологии»....

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Семинар-практикум по профессиональному развитию для педагогических работников: «Креативность и развитие творческого потенциала педагога»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЦентр Образования «Юлдаш»Табасаранский район, с.Хучни      семинар-практикум по профессиональному развити...