:«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».
методическая разработка
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.Ю.Степурка
старший воспитатель МБДОУ №27
г.Канск
Тема :«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».
1.Актуальность
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко» № 27 г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.
Процесс социализации детей с ОВЗ предполагает вовлечение и самовключение их в образовательную и свободную деятельность и связанное с этим межличностное общение с нормально развивающимися сверстниками, что способствует социокультурной интеграции воспитанников с ОВЗ.
Построение образовательного процесса осуществляется с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой недостатка развития. Решающее значение для социализации детей имеет специальное обучение, основанное на компенсаторных возможностях организма. В работе учитываются интересы, способности, возможности детей для социализации.
Цель – формирование системы мероприятий (механизмов) основанных на идеях инклюзии, обеспечивающих целенаправленный процесс образования (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных условий (материально-технических, социально-педагогических и т.д.) для развития детей с особыми образовательными потребностями в рамках образовательной системы детского сада и обеспечение успешной социализации.
Задачи:
1. создать условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей;
2. организовать психолого-педагогическую работу с родителями детей с ОВЗ;
3. повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Участник сопровождения | Цели | Методы работы |
Администрация | Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей. | -Собеседование, интервью. -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта. -Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса. -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме. |
Методическая служба | Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования | -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей. -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме. -Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме. -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов. |
Психологическая служба | Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. | -Психологический анализ педагогической деятельности. -Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей. -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций. |
Педагог (воспитатели, специалисты) | Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. | -Самоанализ педагогической деятельности. -Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме. Работа по самообразованию. |
2.Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ;
- проводит психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
-диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
-составляет индивидуальные планы развития;
-проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
-консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
-осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
-учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
-использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
-осуществляет укрепление здоровья детей;
-совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
-проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
-воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
-организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
-применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
-консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
-проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
-осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Председатель ПМПк:
- координирует деятельность ПМПк;
- обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ;
- контактирует с родителями (законными представителями);
- несет ответственность за конфиденциальность информации о детях с ОВЗ.
3. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.
Организационно – административное обеспечение:
-создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;
-формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
-приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.
Методическое обеспечение
Подготовка библиотеки научно-популярной литературы в помощь педагогам и родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методическое обеспечение:
-организация консультативной помощи педагогам по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ;
-проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;
-разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;
-совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;
Материально-техническое обеспечение
Для качественной образования детей с ОВЗ и их семьям предоставляются:
- медицинский кабинет;
- сенсорно - игровые центры в группах;
-в спортивно -музыкальном зале - тренажёры; мультимедиа; музыкальная аппаратура,
- на территории ДОУ детская спортивная площадка;
- психолого -логопедический кабинет.
Психолого-педагогическое обеспечение:
Организация работы психолого-педагогических консилиума ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;
ПМПк нашего детского сада обеспечивает систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде, состояния соматического и психического здоровья. В состав ПМПк мы включили следующих специалистов: старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, воспитателей групп.
Задачи ПМПк:
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.
2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями - ознакомление родителей с формами работы ДОУ с детьми ОВЗ и семьёй.
3. Составление адаптированных образовательных программ сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ на основе рекомендаций ПМПК, карт реабилитации, заключение специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.
4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
5.Разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ.
6.Организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам.
7.Организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ.
8.Организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОУ.
9.Подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
4.Организация психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Задачи в работе с родителями детей с ОВЗ:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.
3. Сформировать адекватную самооценку.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Беседы: групповые и индивидуальные.
2.Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3. Родительские собрания в форме: «круглых столов», «Педагогической гостиной».
Задачи «круглого стола» или «педагогической гостиной»: возможность встречи друг с другом, обмен опытом и оказания друг другу поддержки, что даёт родителям детей с ОВЗ ощущение того, что «они не одиноки»; помогает выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4. Индивидуальные и групповые занятия детей с участием родителей.
Задачи: стимулируют родителей, вдохновляют их; учат не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и освоению новых методов и форм общения с ним.
5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
Задачи: формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Ожидаемые результаты
В МБДОУ№27 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением речи обучаются как в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы, так и по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.
Результаты:
1) Создана модель взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
2) Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ ( 6 педагогов прошли обучение).
3) Наблюдается положительная динамика оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.
4) Обобщен и распространен опыт педагогов городском уровне.
5) Организована единая комфортная РППС для воспитанников с разными стартовыми возможностями и детей ОВЗ.
6) Повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ.
7) Для специалистов подобрана методическая копилка по работе с детьми с ОВЗ, имеется доступ в сеть Интернет.
Формирование компонентов, составляющих личностные качества, необходимые для социализации, зависят от педагогических условий, создаваемых в образовательном процессе. Осуществление воспитание в коллективах различного типа позволяет расширить сферу общению, создает общения для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникаций, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.
Осуществление воспитания в коллективе различного типа позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.
Индикаторы результативности
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
( аналитические материалы).
2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
-личностное развитие родителей и педагогов
3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий
( журналы посещаемости, книги отзывов).
4.Повышение рейтинга учреждения.
проблемы:
1.несоответствие материально - технической базы (компьютер для детей, оргтехника, интерактивная доска, центр "Песка и воды", сухой бассейн, мягкие модули и др.). РЕШЕНИЕ - приобретение за счет платных дополнительных образовательных услуг, спонсоры, благотворительные пожертвования.
2.нет экспертизы программ АОП (внутренняя) РЕШЕНИЕ - взаимодействие с ДОУ, посещение методических мероприятий
3. нет дефектолога РЕШЕНИЕ - обучение воспитателя - переподготовка
поощрение
грамоты, стимулирующие выплаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации психолого-педагогических практикумов.
Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса...
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Н.Е. ВЕРАКСЫ.......
«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»
Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...
Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.
Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями о детя...
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Материалы для работы ПМПк в ДОУ....
Психолого – педагогические аспекты сюжетно – ролевой игры, как средства социализации и самореализации детей дошкольного возраста
Консультация для воспитаиелей....
Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"
Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...