Педагогическая практика в детском саду
статья

Зверева Татьяна Александровна

Педагогическая практика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_praktika_v_detskom_sadu.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая практика в детском саду

Каждая дошкольная образовательная организация принимает на практику студентов педагогического института. Как организовать успешное взаимодействие педагогов ДОО и практикантов, помочь будущим воспитателям преодолеть профессиональные барьеры и состояться как специалистам, успешно пройти испытательный период при приеме на работу?

Ответы на эти и другие вопросы представлены в статье.  

Значение педагогической практики в детском саду

Профессиональные пробы студента-педагога в детском саду являются важным звеном профессиональной подготовки. Образовательными стандартами государственного образца в программе педагогических вузов предусмотрено проведение нескольких видов учебной практики, но практическая деятельность в ДОО является ключевым моментом для формирования компетенций будущего специалиста. Педагогическая практика организовывается для студентов на четвертом году обучения, что позволяет уверенно применять на практике полученные знания, организовать образовательный процесс в ДОО, уверенно подходить к решению профессиональных задач, реализовать творческие проекты. 

Дневник практики в детском саду: подготовительная работа

Основной целью проведения педагогической практики является формирование у студентов профессионально значимых качеств личности педагога дошкольного образования. В ходе тестовой профессиональной деятельности у практикантов закрепляется теоретическая база, создается устойчивый интерес к профессии, формируется понимание необходимости совершенствовать приобретенные компетенции, отточить профессиональное мастерство на практике.  Практикантам важно понимать порядок прохождения педагогической практики, знать, что распределение на практическое обучение проводится задолго до начала тестовой деятельности, а потому у всех желающих есть возможность заранее познакомиться с руководителем практики, базовым учреждением и даже воспитанниками в группах. Чаще всего вузы направляют для ознакомления в детские сады группы студентов комплектностью 6-10 человек – такими мобильными коллективами легко управлять и групповому руководителю, и руководителю ДОО.  До начала практической деятельности студентов в вузах принято проводить совещания, на которых обязательно выступает представитель деканата, руководители практики, методисты, организаторы педагогических семинаров и семинаров-практикумов. На данном этапе студенты могут получить заготовки для последующего успешного написания дневника педагогической практики, поскольку на таких собраниях практикантам раздают анкеты, практические задания, методические материалы.  Следующий этап подготовки – проведение совещания в детском саду, в ходе которого за членами педагогического коллектива закрепляются студенты. Практикантов знакомят с содержанием учебных целей, определяют характер, цели и задачи практической деятельности, степень ответственности за ход и план воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Таким образом, будущие педагоги получают положительную мотивацию к деятельности и могут переходить непосредственно к выполнению поставленных заданий и заполнению отчетной документации. 

Когда следует составлять отчет по педагогической практике в детском саду

Начало практики знаменуется проведением общефакультетской конференции, после которой практиканты расходятся по детским садам, знакомятся с условиями практики. Методистам детских садов на момент начала практики рекомендуется создать методические уголки с информацией для практикантов: педагогическими разработками, вариантами мониторинга, графиками работы студентов. На данном этапе будущим воспитателям нужно сосредоточиться на изучении вспомогательных материалов, приобретении профессионально-педагогических умений, а подготовку дневника педагогической практики в ДОУ студента заполненного отложить на более поздний период практики.  Руководитель ДОО должен донести до членов педагогического коллектива, ответственных за прохождение практики, что студенты не являются кадровыми сотрудниками, сначала их нужно обучить, а потом требовать выполнения педагогических заданий. 

В детском саду практикант находится в течение 6 ч посменно в соответствии с графиком, утвержденным групповым руководителем (примерно: 1-я смена – с 8.00 до 14.00, 2-я смена – с 13.00 до 19.00). Дни практики, пропущенные по уважительной причине (подтвержденной медицинскими справками, выписками, заявлениями), следует отработать в другое время. Студенты работают под контролем воспитателей, один-два раза в неделю за профессиональной деятельностью практикантов наблюдает групповой руководитель, отражая выводы в «Дневнике наблюдений за студентами». 

Дневник практики в детском саду: периоды практической деятельности 

Весь период практической деятельности условно делится на несколько этапов: ознакомительно-адаптационный, диагностико-прогностический, конструктивно-исполнительский, итоговый.  Ознакомительно-адаптационный период практики продолжается 1-3 дня, его длительность зависит от индивидуальных качеств практикантов. Некоторые студенты быстро овладевают методами работы воспитателей, легко знакомятся с детьми, а потому буквально с первых часов пребывания в ДОО начинают оттачивать профессиональное мастерство.  Во время ознакомительно-адаптационного периода будущим воспитателям очень важно провести мониторинг освоения детьми разделов программы дошкольного образования, познакомиться с характерными особенностями управления детским коллективом. Постепенно, по мере овладения практическими приемами и принципами организации работы педагога ДОУ, студенты могут переходить к организации деятельности дошкольников – от отдельных ее видов до управления группой на протяжении полного рабочего дня. Например, в первый день пребывания на практике студенту могут предложить провести отдельные режимные моменты, на следующие – провести одно занятие. До конца первой недели практики будущие воспитатели смогут организовать все виды деятельности дошкольников. 

Во время диагностико-прогностического этапа студенты обязаны завершить психолого-педагогическую практику в ДОУ, диагностику и проанализировать ее результаты, чтобы составить индивидуальный план профессиональной практической деятельности с учетом требований программы дошкольного образования. После этого практиканты конкретизируют цели, задачи и ход практической деятельности путем составления недельных тематических планов, которые утверждаются групповым руководителем практики. В этот период у многих будущих воспитателей уже есть на руках дневник педагогической практики в ДОУ студента заполненный – документ, отражающий результаты и проблемы профессиональной деятельности. Дневник можно вести в табличной форме.

 На конструктивно-исполнительском этапе студенты работают в качестве воспитателя по своему проекту педагогической деятельности, реализуют поставленные задачи, выполняют все профессиональные функции педагога дошкольного образования.  Одна из функций педагога ДОО – осуществление преемственности в образовательной работе с семьей. С этой целью практиканты используют различные формы работы с родителями: беседы, консультации, открытые занятия, анкетирование, подготовка выставок, стендов. 

На последней неделе студенты проводят зачетные виды деятельности: организация по одному виду учебной и внеучебной деятельности. В течение всего времени студенты активно участвуют в общественной и культурной жизни коллектива: производственных собраниях, профессиональных конкурсах, концертах, спектаклях для детей и сотрудников. Воспитатели детского сада имеют право привлекать практикантов к усовершенствованию предметно-развивающей среды в группах, изготовлению раздаточных материалов и другим видам деятельности, направленным на оснащение образовательного процесса. 

Итоговый этап охватывает последние два дня пробной практической деятельности. В это время студенты: осуществляют итоговую диагностику детей с целью выявления реализуемого ими педагогического проекта; анализируют результаты своей профессиональной работы; составляют отчетную документацию, в том числе предоставляют групповому руководителю дневник педагогической практики в ДОУ студента заполненный.

В предпоследний день практики в детском саду организуется итоговое совещание, на котором обсуждается деятельность каждого студента, составляются характеристики на практикантов. Проводится выставка пособий и игр, изготовленных студентами. На итоговом совещании в дошкольном учреждении студентам выставляется предварительная оценка по практике. Окончательно она утверждается на заседании кафедры.  Критерии оценки практической деятельности студентов: уровень сформированности профессионально-педагогических умений; профессиональная компетентность; отношение к практике, проявление профессионально значимых качеств; качество выполнения всех задач и видов работы на практике; качество и своевременность сдачи отчетной документации. 

Отчет по педагогической практике в детском саду и другая документация по практике

После прохождения профессионального тестирования в дошкольной образовательной организации студенты обязаны подготовить: индивидуальный план с отметкой о его выполнении;  дневник практики в детском саду;  план учебно-воспитательной работы с дошкольниками;  конспекты зачетных видов деятельности;  материалы по работе с родителями;  отчет по оказанию помощи детскому саду (в изготовлении наглядных пособий, учебных материалов, игрушек, атрибутов к играм, оформлении помещений, участков и др.);  отчет по педагогической практике в детском саду (самоанализ педагога детского сада, самоанализ профессионального становления, реализация задач практики, самооценка выполнения различных видов деятельности, положительные и отрицательные стороны практики, предложения по совершенствованию организации практики). 

На итоговой конференции по практике в вузе обсуждаются следующие проблемы: характеристика педагогической деятельности базового дошкольного учреждения и материально-техническая оснащенность воспитательно-образовательного процесса; учет методов работы воспитателя, уровня развития и особенностей детей при реализации собственного проекта педагогической деятельности; результативность запланированных мероприятий; самоанализ организации учебных и внеучебных видов деятельности дошкольников; реализация работы с родителями; самооценка профессионально-педагогических умений; участие в жизни педагогического коллектива и оказание помощи в оснащении педагогического процесса; успехи и трудности при прохождении практики; предложения по совершенствованию организации практики. 

Источник: http://www.resobr.ru/article/8326-qqe-16-m10-pedagogicheskaya-praktika-v-detskom-sadu

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по производственной практике в детском саду

Дневник по производственной практике Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста в старшей группе...

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Передовой педагогический опыт в практику работы детского сада

Базовая модель опыта:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

«Детская мультипликация и игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича как способ поддержки детской инициативы и развития творчества в практике современного детского сада»

Современная образовательная система требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2" в  анимационной студии «Анимашка» в р...

Педагогическая практика «Сундук детских вопросов»

Воспитатели старших групп в течение дня, наблюдая за деятельностью детей, фиксирует у себя в записной книжке детские вопросы. Вопросы детей делят на простые и сложные.На простые вопросы воспитатель от...