Экспериментальная деятельность ДОО "Сюжетно-ролевая игра как важный этап социализации дошкольников"
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Берёзка» с.Каликино
Добровского муниципального района
Экспериментальная деятельность ДОО «Сюжетно-ролевая игра
как важный этап социализации дошкольников»
Подготовила:
воспитатель высшей
категории Филатова Т.В.
2018г
Где купить путёвку в детство?
Чтобы детям показать
Как же было интересно
Во дворе толпой гулять…
Жгли костры, играли в прятки,
Пеленали всех котов…
Мы играли в наши игры,
В продавцов и докторов.
На скакалке мы скакали
И гоняли «лисапед».
Жаль, конечно, что сегодня,
Детство – это интернет.
К сожалению, автор этих стихов мне не известен, я думаю, что он, как и большинство из нас родом из СССР. В современном быстро меняющемся мире проблема социального развития дошкольников становится одной из актуальных. Давайте вспомним своё детство. Где проходила наша социализация? Правильно, на улице в играх с друзьями. А сейчас?
Мы потеряли разновозрастное сообщество. Приоритет родителей по раннему обучению детей. Родители заняты, не играют с детьми.
Как вы думаете, кто виноват в том, что дети перестали играть со сверстниками и предпочитают компьютерные игры? (спешащие родители, во дворе стало опасно, новые технологии, загруженность воспитателей).
Ученые и педагоги бьют тревогу, говоря о том, что дети поступают в школу недоигравшие. С учетом темы муниципальной конференции «Дошкольное образование Добровского района: будущее рождается сегодня», наша главная задача направлена на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.
В своей работе я опираюсь на то, что сегодняшние дошкольники это завтрашние ученики. Считаю что, мы, воспитатели, самые первые учителя детей и от нас зависит, как пройдёт социализация детей в школе.
В детском саду игра всегда была и остаётся ведущим видом деятельности. И сегодня, хочется уделить особое внимание именно сюжетно-ролевой игре, в которой при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, формируется жизненный опыт.
Но выступают на первый план важные вопросы: «Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?» Мне очень понравилась лекция и.о. ректора Липецкого педагогического университета Фединой Нины Владимировны, где она говорила о важности сюжетно-ролевой игры для дошкольников, но в тоже время как практик, она объясняет, что воспитателю некогда играть с детьми.
Трудно не согласиться с Ниной Владимировной. Из-за недостатка времени воспитателя и т.д.:
- игры бедны по содержанию;
- наблюдается низкий уровень самостоятельности и активности детей;
- из-за недостатка опыта детей (нет разновозрастного сообщества) игра не разворачивается, угасает;
- практически нет навыка сюжетосложения и согласованности действий с партнёрами;
- не используют предметы заместители.
Думаю, что данные проблемы есть практически во всех дошкольных учреждениях. Мне, в прошлом учебном году, было предложено поучаствовать в эксперименте по обогащению и усовершенствованию данного вида деятельности. Я разработала долгосрочный проект «Сюжетно-ролевая игра как важный этап социализации дошкольников».
Цель - развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе мною была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность.
Для развития игры необходимо наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. На первом этапе я не выбирала игры, типа «Выборы», «Армия». Моя задача, была научить детей играть в игры, с сюжетом которых они сталкиваются каждый день. (Поликлиника, магазин, семья). На основе которых и происходит социализация детей, т.е усвоение общечеловеческих ценностей.
Этапы постановки с-р игры включают в себя:
1.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Пример: В марте у нас на практике была студентка Лебедянского педагогического колледжа, и по совместительству наша родительница, и она очень часто принимала участие в наших играх. (видео)
2. Совместная деятельность со сверстниками (видео)
3.Свободная самостоятельная деятельность.
Наблюдая за детьми в процессе игры, я заметила, что они как бы перевоплощаются в того, кого изображают, создают особую игровую жизнь и искренне радуются или огорчаются по ходу игры, они вживаются в роль и иногда так интересно отображают действительность.
Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является целесообразный подбор атрибутов.
С этой целью я провела мастер-класс с родителями по изготовлению атрибутов к играм.
И был организован смотр-конкурс «На лучший атрибут к сюжетно-ролевой игре». Родители наши постарались, поучаствовали в конкурсе и тем самым обогатили нашу развивающую среду.
На следующем этапе нашего проекта был проведен эксперимент: мы с детьми ходили играть в другие группы (видео)
Мы планируем провести эксперимент, когда один день в неделю будет полностью посвящён с-р игре, ввести новые более сложные игры.
Все мы родом из детства и сейчас, я предлагаю вам небольшую экскурсию в прошлое.
1. 2 группы по 3-4 человека. Разыграть с-р игру.
2. Работа с остальными:
Важным моментом в развитии сюжетно-ролевой игры является введение предметов-заместителей. Без них никакая игра не будет насыщенной и интересной. Мы сейчас с вами должны придумать, чем в игре могут быть эти предметы.
Кубик – чашка, мыло, машинка, хлеб.
Кирпичик – телефон, пирожок, батон.
Круг- руль, сумочка, шляпа.
Палочка – ложка, ручка, градусник, указка.
Скакалка – микрофон, ручеек, дорожка.
Шарик- картошка, яблоко.
Закончить своё выступление я хочу высказыванием Антона Семеновича Макаренко:
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...
«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»
laquo;Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»...
ИГРА - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Знакомство дошкольников с профессиями, как важный этап социализации.
Знакомство ребенка с миром профессий - это важнейший шаг его социализации. В детском саду особое внимание ознакомлению детей с профессиями начинаю уделять со старшей группы (с 5-6 лет). Предлага...
Игра, как важное средство социализации личности дошкольника
консультация для педагогов...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...