Экспериментальная деятельность ДОО "Сюжетно-ролевая игра как важный этап социализации дошкольников"
материал на тему

Филатова Татьяна Васильевна

Выступление на районном семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_t.v.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

   

МБДОУ д/с «Берёзка» с.Каликино

Добровского муниципального района

Экспериментальная деятельность ДОО «Сюжетно-ролевая игра

как важный этап социализации дошкольников»

                                                                          Подготовила:

                                                                     воспитатель высшей

                                                                      категории Филатова Т.В.

2018г

         Где купить путёвку в детство?

Чтобы детям показать

Как же было интересно

Во дворе толпой гулять…

Жгли костры, играли в прятки,

Пеленали всех котов…

Мы играли в наши игры,

В продавцов и докторов.

На скакалке мы скакали

И гоняли «лисапед».

Жаль, конечно, что сегодня,

Детство – это интернет.

К сожалению, автор этих стихов мне не известен, я думаю, что он, как и большинство из нас родом из СССР. В современном быстро меняющемся мире проблема социального развития дошкольников становится одной из актуальных. Давайте вспомним своё детство. Где проходила наша социализация? Правильно, на улице в играх с друзьями. А сейчас?

Мы потеряли разновозрастное сообщество. Приоритет родителей по раннему обучению детей. Родители заняты, не играют с детьми.

 Как вы думаете, кто виноват в том, что дети перестали играть со сверстниками и предпочитают компьютерные игры? (спешащие родители, во дворе стало опасно, новые технологии, загруженность воспитателей).

  Ученые и педагоги бьют тревогу, говоря о том, что дети поступают в школу недоигравшие. С учетом темы муниципальной конференции «Дошкольное образование Добровского района: будущее рождается сегодня»,  наша главная задача направлена на  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные.

В своей работе я опираюсь на то, что сегодняшние дошкольники это завтрашние ученики. Считаю что, мы, воспитатели, самые первые учителя детей и от нас зависит, как пройдёт социализация детей в школе.

В детском саду игра всегда была и остаётся ведущим видом деятельности. И сегодня, хочется уделить особое внимание именно сюжетно-ролевой игре, в которой при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает потребность в общении со сверстниками и взрослыми, формируется жизненный опыт.

  Но выступают на первый план важные вопросы: «Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей?»                                                                                                                                  Мне очень понравилась лекция и.о. ректора Липецкого педагогического университета Фединой Нины Владимировны, где она говорила о важности сюжетно-ролевой игры для дошкольников, но в тоже время как практик, она объясняет, что воспитателю некогда играть с детьми.

Трудно не согласиться с Ниной Владимировной. Из-за недостатка времени воспитателя и т.д.:

- игры бедны по содержанию;

- наблюдается низкий уровень самостоятельности и активности детей;

- из-за недостатка опыта детей (нет разновозрастного сообщества) игра не разворачивается, угасает;

- практически нет навыка сюжетосложения и согласованности действий с партнёрами;

- не используют предметы заместители.

Думаю, что данные проблемы есть практически во всех дошкольных учреждениях. Мне, в прошлом учебном году, было предложено поучаствовать в эксперименте по обогащению и усовершенствованию данного вида деятельности. Я разработала долгосрочный  проект «Сюжетно-ролевая игра как важный этап социализации дошкольников».  

Цель - развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

На первом этапе мною была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность.

Для развития игры необходимо  наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. На первом этапе я не выбирала игры, типа «Выборы», «Армия». Моя задача, была научить детей играть в игры, с сюжетом которых они сталкиваются каждый день. (Поликлиника, магазин, семья). На основе которых и происходит социализация детей, т.е усвоение общечеловеческих ценностей.

Этапы постановки с-р игры включают в себя:

1.Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Пример: В марте у нас на практике была студентка Лебедянского педагогического колледжа, и по совместительству наша родительница, и она очень часто принимала участие в наших играх. (видео)

2. Совместная деятельность со сверстниками (видео)

3.Свободная самостоятельная деятельность.

 

Наблюдая за детьми в процессе игры, я заметила, что они как бы перевоплощаются в того, кого  изображают,  создают особую игровую жизнь и искренне радуются или огорчаются по ходу игры, они вживаются в роль и иногда так интересно отображают действительность. 

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является целесообразный подбор атрибутов.

С этой целью я провела мастер-класс с родителями по изготовлению атрибутов к играм.

И был организован смотр-конкурс «На лучший атрибут к сюжетно-ролевой игре». Родители наши постарались, поучаствовали в конкурсе и тем самым обогатили нашу развивающую среду.

   На следующем этапе нашего проекта был проведен эксперимент: мы с детьми ходили играть в другие группы (видео)

Мы  планируем провести эксперимент, когда один день в неделю будет полностью посвящён с-р игре, ввести новые более сложные игры.

Все мы родом из детства и сейчас, я предлагаю вам небольшую экскурсию в прошлое.

1. 2 группы по 3-4 человека. Разыграть с-р игру.

2. Работа с остальными:

Важным моментом в развитии сюжетно-ролевой игры является введение предметов-заместителей. Без них никакая игра не будет насыщенной и интересной. Мы сейчас с вами должны придумать,  чем в игре могут быть эти предметы.

Кубик – чашка, мыло, машинка, хлеб.

Кирпичик – телефон, пирожок, батон.

Круг- руль, сумочка, шляпа.

Палочка – ложка, ручка, градусник, указка.

Скакалка – микрофон, ручеек, дорожка.

Шарик- картошка, яблоко.

Закончить своё выступление я хочу высказыванием Антона Семеновича Макаренко:

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,  прежде всего в игре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие социальной компетентности - важный этап социализации ребёнка"

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С.Выготского рассматривается как “врастание в чело...

«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»

laquo;Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации дошкольников в ДОУ»...

Знакомство дошкольников с профессиями, как важный этап социализации.

Знакомство ребенка с миром профессий - это важнейший шаг его социализации. В детском саду особое внимание ознакомлению детей с профессиями начинаю уделять со старшей группы (с 5-6 лет).  Предлага...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...