Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.
консультация по теме

Лютикова Марина Борисовна

Мастер класс«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastekr_klass.docx29.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю мастер-класс по теме

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца.

Свою образовательную работу я планирую в соответствии с основной образовательной программой «Детство» под редакцией Бабаевой, Гогобиредзе. а также парциальной программой «Ладушки» под редакцией Карлуновой, Новосельцевой. Часть формируемая участниками образовательного процесса программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией Князевой, Маханевой.

1 слайд.

Актуальность.

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности русской народной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Необходимо в процессе  развития детей большое внимание уделять воспитанию музыкальной культуры, вернуть утерянное из народных традиций, обрядов    нашей России, учитывая при этом специфику работы с детьми. 

Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе.

Русские народные танцы для детей имеют большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры. И очень важно, чтобы дети воспитывались в национальных традициях. 

Народные танцы несут в себе особую энергетику, помогая показать таланты каждого ребенка. Дошкольники очень любят танцевать – это знают все. Желание детей танцевать и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе.

Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.

2слайд.

Новизна  подобной деятельности заключается в том, что традиционный   процесс формирования и развития музыкально-ритмических движений детей  дополняется  музыкальным фольклором.  

3 слайд.

Цель: Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца, приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

Задачи:  

-Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

-Проанализировать  методологическую и методическую литературу.  

-Познакомить детей с русским народным творчеством: фольклор, песни, танец,  костюм.

-Развивать интерес и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

-Воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального фольклора.

-Обучить детей элементам русских народных танцев.

- Вырабатывать у детей чувство ритма, ловкость, красивую осанку, умение свободно двигаться;

-Формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;

-Развитие индивидуальности детей, их способности к импровизации, творчеству, развитие образного мышления.

_Создавать условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (проведение народных праздников, посиделок с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

4 слайд.

Реализация  ТВОРЧЕСКОГО проекта проходит в три этапа:

1 этап: ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа велась: в

  •  Изучение психолого-педагогической  и методической литературы с использованием Интернет ресурсов по теме проекта.

  •  Изучение современных требований к содержанию и организации фольклорной деятельности дошкольников.

  •  Выявление и анализ компетентностей детей по данной проблеме.

Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведено мониторинговое исследование. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные способности и музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный план образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

  • Гибкий подбор разнообразных технологий  взаимодействия с воспитанниками.

 Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца.

Чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

  • Создание  педагогических условий для реализации проекта.

  •  Разработка консультаций и методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

5 слайд.

2 этап: ОСНОВНОЙ

 На данном этапе на музыкальных занятиях дети знакомятся с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка, и другие движения.  

  Работу над танцем проводится  на музыкальном занятии через разделы: слушания музыки, развития чувства ритма, слушание музыки сопровождалось иллюстрациями русских народных танцев, костюмов, народных инструментов.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над  качеством исполнения, так как  у детей очень важно воспитать   стремление  всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец.

 По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно. На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать  в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты  и культуры  движения. Дети учатся танцевать народные  парные танцы, танцы с пением, хороводы,  сюжетные, национальные, характерные. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях.

 Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.  Кроме  плясок, разучиваем игры с пением, и потешки с движениями. Развивая чувство ритма у детей, я особое внимание уделяю речевым упражнениям.

Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.   Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

Танцевальные, ритмические упражнения  используются не только в музыкальной деятельности, но и  в режимных моментах дошкольников. Комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, игрового массажа включают фольклорные зарисовки, опираются на устное народное творчество, что способствует не только укреплению здоровья детей, но и выразительности движений, развитию речи, созданию благоприятного микроклимата.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры с пением. С их помощью в интересной и непринужденной форме я успешно решаю поставленные  задачи. Я считаю, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда  они исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием. С помощью  игр, я формирую  интерес к музыке и пению, развиваю музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решаю коррекционные задачи.

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление  о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.

Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Зимний вечер», «Капустник», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал. 

6 слайд.

Для достижения задач  по данной теме я использую следующие методы:

1. объяснительно – иллюстративный (художественное слово, фольклор);

2. репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

3. исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

4. метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Но приоритетным остаются методы наглядности и подражания.

7 слайд. Прочитать на экране.

Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:

1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).

2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).

3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).

4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).

5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).

6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).

Моя работа по обучению детей в данном направлении соответствовала трём важным условиям:

• Быть доступной для детей и педагога;

• Быть интересной для них;

• Быть систематической формой обучения;

Главное слушать своё собственное сердце, помогающее  правильно понимать детей. Этот  метод «сердечной диагностики»  и есть самая точная методика и лучшая технология.

 8 слайд.

Я применяю в практике следующие виды музыкально-ритмических движений:

-  упражнения (в том числе и народные);

-танцы, пляски, хороводы (свободные, характерные, сюжетные, парные, танцы с пением);

-игры (сюжетные-инструментальные, несюжетные, игры с пением)

Через танец и игру дети познают прекрасный мир танца, где раскрывают свою эмоциональную сторону, учатся общению, взаимопониманию и доверию. Занятия народным танцем помогают раскрыть не только творческий потенциал, но и внутренний мир ребенка.

Дети учатся красиво танцевать, а также дружить и ценить друг друга. Для девочек занятия народными  танцами дают возможность приобрести грацию и красоту, для мальчиков – с раннего возраста приобрести хорошую спортивную осанку, научиться правильному обращению с девочками и быть мужественными, так как учиться танцевать народные танцы – это огромный труд. Обучение народному танцу детей дошкольного возраста совершенствует координацию движений, способствует  укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе занятий классическим танцем, дает возможность дошкольников овладеть сложностью темпов и ритмов.

9 слайд.

Огромное значение в реализации проекта послужило взаимодействие с родителями.

Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики. Их мнение очень важно для меня. Благодаря им у нас появились костюмы к танцам. Конечно же,  были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать  и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.

10 слайд.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления  о народном быте, обогатился  словарный запас, повысился  интерес к музыкальному фольклору.

Дети стали лучше петь песни, движения их стали более раскованными, более выразительными. Это способствовало  активному участию детей в городских и областных конкурсах. Выпускник нашего детского сада  сейчас танцует в  ансамбле  народного танца «Ивушка» и наша воспитанница Сиземина Анна  ………занимала первые места в городских конкурсах и выступала на телевидении ……в конкурсе юных талантов  «Синяя птица» пела народные песни.

Результатом наших занятий по обучению народным танцем также стали выступления на утренниках и развлечениях, которого всегда  дети ждали с большим нетерпением, ведь танцы – украшение любого праздника. Ребята успешно выступали на таких праздниках, как «Праздник Берёзки», «День матери», «Святки», «Ярмарка», «Масленица». Именно на таких выступлениях ребята учились быть  ответственными, дисциплинированными,  внимательными.  А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

11 слайд.

Главный  критерий  в  оценке  результатов  творческих        опытов детей для меня_- это  не  только  правильность  выполненных  заданий,  а  возник  ли  у  них    интерес  к  этому  занятию,  стремится  ли  каждый ребенок   к  самостоятельной   деятельности. В результате  проведенной работы, по итогам мониторинга, выявлена  положительная динамика в развитии музыкально – ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.   Спасибо за внимание.

Методическая литература.

1 .Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.  – 3-е изд., перераб. и дополн. -  СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

О.С.Боромыкова. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. – 64 с.

3.Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы:/М.Ю.Гоголева; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль. Академия развития, 2006. – 120 с.

4. Зимина, А.Н. Народные игры с пением. А.Н.Зимина -  Практическое пособие. – М.: «издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.

5. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». М.Н.Мельников -  М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

7.Новиковская, О.А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. О.А.Новиковская - Санкт-Петербург. КОРОНА принт, 2005.

8. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие /  Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 216 С.

9. Макшанцева, Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. Е.Д..Макшанцева- АРКТИ-ИЛЕКСА, М.: 1998

10. Кацер, О.В., Коротаева, С.А. Музыка. Дети. Здоровье. – Игровая методика развития музыкальных способностей детей. О.В.Кацер, С.А.Коротаева. – 60с.

12. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык.рук. и воспитателей. О.В.Клезович /Авт.-сост. О.В.Клезович. – Мн.: Аверсэв, 2005. -152 с.

13. Картушина, М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М.Ю.Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2003. -192 с.

14. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

15. Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Мастер-класс Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук».

Мастер-классРазвитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук». Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с методами развития мел...

Мастер-класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии»

Необычные способы изображения считать бесполезно. Сколько бы раз ни подводить итоги, они всегда будут предварительными: новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. К примеру,...

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Мастер-класс "Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования цветных палочек Киюзенера"

Палочки Кюизенера как дидактическое средство развития математических представлений у детей являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятель...