Мастер-класс "Развитие логического мышления и способностей к творческому самовыражению у дошкольников через овладение тико-конструированием"
методическая разработка

Маненкова Татьяна Николаевна

Выступление на педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_manenkova_polikarpova._master-klass_vystuplenie.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления и способностей к творческому самовыражению у дошкольников через овладение тико-конструированием.

воспитатель МБДОУ №21 «Золотой ключик» Маненкова Т.Н.,

воспитатель МБДОУ №21 «Золотой ключик» Поликарпова Е.В.

Мастер-класс

1 слайд В течение последних двух десятилетий в России происходит процесс реорганизации всей системы образования. Введение в действие ФГОС ДО и Концепции математического образования в России определяют на сегодняшний день и саму основу образовательной программы детского сада, и главную цель педагогической деятельности в детском саду. В части математического образования приоритет был отдан развитию культуры логического мышления дошкольника.

Переход дошкольного образования на новый более качественный уровень не случится без разработки инновационных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности и способностей ребенка. Специфика дошкольного образования, заключается в том, что сам процесс обучения происходит не в учебных, а в других видах деятельности.

2 слайд Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. (на слайде) Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т.д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка, способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Технология ТИКО-моделирования учитывает это.

3 слайд «ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста, а также для использования в качестве методических пособий воспитателями детских садов, педагогами школ и студентами педагогических вузов.

4 слайд Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

5 слайд В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

6 слайд В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает названия и облик плоскостных фигур: треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, призмы, пирамиды, звезды Кеплера. 

7 слайд Дети не только выучивают названия плоскостных фигур, но и овладевают приемами конструирования по схеме, конструирования по образцу, конструирования по замыслу, заменяют отсутствующие деталей другими. а также переходят к новому этапу в конструировании создание объемных фигур.

8 слайд В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Также конструирование с ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.

9 слайд Благодаря наборам "ТИКО", происходит обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулируется активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Воспитатели используют ТИКО-конструирование на занятиях - изучают цвет, размер, форму фигур; количество и счет; звуки и буквы. Наглядная демонстрация результата конструирования детьми положительно влияет на мотивацию к деятельности, повышает самооценку ребенка.

10 слайд И самое главное ТИКО-конструирование это игровая деятельность, отвечающая интересам детей. Дети с удовольствием играют с наборами «ТИКО».

Сегодня на мастер-классе наша задача - рассмотреть достоинства многофункционального конструктора ТИКО, на основе которого возможно комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОО и эффективная реализация Федерального государственного образовательного стандарта. На мастер-классе Вам будет предоставлена возможность на практике познакомиться с конструктором ТИКО и   обследовать диапазон его применения в образовательной деятельности ДОО. Надеемся, материалы мастер-класса помогут Вам профессионально применять конструктор ТИКО в образовательной деятельности дошкольника и разнообразить развивающую среду.

11 слайд Тема мастер-класса «Приемы и методы Тико-моделирования в работе с дошкольниками».

1 задание (для индивидуального выполнения): Обследуйте в течение 2 минут содержимое коробки конструктора ТИКО и выявите конструктивные особенности ТИКО-деталей. 2 стороны конструктора (шершавая и гладкая). Обратите внимание, что соединение деталей осуществляется перпендикулярно (под углом). У деталей имеется шарик и дуга, которые соединяются между собой. («одеть шапочку на голову ребенка»)

2 задание (для выполнения в парах): Найдите себе пару в группе.  Работа с карточкой. Задание: сконструируйте фигуры по полным схемам раскрасьте схемы.

12 слайд приемы и методы обучения конструированию вы можете посмотреть на слайде.

13 слайд посмотрите на слайд и сконструируйте данную поделку.

14 слайд конструирование по полной схеме. (несколько заданий (котенок и лисичка) и «оживление» поделок. Напоминаем, что после выполнения задания даем детям поиграть с поделками.)

15 - 16 слайд способы объемного моделирования. (1 способ - из плоской фигуры путем поворота детали или подставка с помощью детали с соединительными отверстиями, обратить внимание, что деталь крепится гладкой стороной.)

2 способ – 2 детали крепятся соединительной лентой из квадратов.

17 слайд конструирование по контурной схеме. (расчертить и сделать поделку, раскрасить)

18 – 19 слайд конструирование по замыслу. (предлагаем придумать что-нибудь простое самостоятельно и показать результат!)

20 слайд Конструирование ТИКО-поделки по словесной инструкции «Кокон».

21 слайд просмотр результатов.

22 слайд 4 задание Конструирование объемной ТИКО-поделки используя для этого технологическую карту «Корзинка».  

23 слайд постройка многогранников по развертке, расчертить схему, построить, раскрасить).

Вопрос: Из каких геометрических фигур состоит 3-я развертка?

24 слайд постройка шаров по полной схеме развертки, построить, соединить, раскрасить.

25 слайд (если останется время) построить наушники и микрофон по полной схеме.

26 слайд участие в международном педагогическом форуме.

27 слайд КОНЕЦ!

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года дети должны знать:

плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);

различные виды многоугольников;

различные виды призм и пирамид;

различные виды многогранников;

По окончании дети должны уметь:

сравнивать и классифицировать многоугольники по 2 - 3 свойствам;

ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»; «по диагонали»;

конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.

конструировать и исследовать многогранники;

владеть основами моделирующей деятельности;

сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;

решать комбинаторные задачи;

выделять «целое» и «части»;

выявлять закономерности;

считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);

конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;

создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Механизм отслеживания результатов:

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце учебного года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Выставки детских работ, организуемые в группе после цикла проведённых занятий.

Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям заключается:

• в поддержке инициативы и самостоятельности детей;

• в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

• в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;

• в формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности.

Практическая часть.

Чтобы проанализировать образовательные возможности конструктора ТИКО, определить его соответствие вышеперечисленным требованиям, вникнуть в суть методики ТИКО-моделирования, нам в первую очередь необходимо познакомиться с самим конструктором.

Рефлексия

Педагогическая значимость внедрения технологии ТИКО моделирования в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста определяется следующим: с помощью системы логических заданий, у дошкольников развиваются пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме осваиваются математические понятия и объемное моделирование.

Материалы мастер-класса помогут Вам профессионально применять в пространстве образовательной деятельности дошкольника предметно-дидактический материал – конструктор ТИКО, разнообразить развивающую среду для детского творчества и самостоятельной деятельности. (просим выразить ваше отношение к проведенному мероприятию).

Идея, организационная инициатива и научно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджад Хакович Сабитов, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО-моделирования Логинова Ирина Викторовна.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия, обеспечивающие развитие способностей к творческому самовыражению дошкольников посредством музыкального движения.

Благодаря музыкально-ритмическим движениям у детей дошкольного возраста развиваются  способности к творческому самовыражению....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ БУМАГОПЛАСТИКИ

Описание возможных техник апликации которые можно применить для работы с детьми старшего возраста...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через овладение основами бумагопластики

ull;Современная жизнь человека отличается высоким темпом жизни, эмоциональными перегрузками. Занятия бумагопластикой помогают снизить уровень внутренней тревожности, привести состояние души ребёнка ...

« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»

В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...

Формирование основ инженерного мышления у дошкольников через овладение Тико-конструированием.

В современном мире будущее определяет наука, техника, инженерия, математика. Главная цель педагогической деятельности в детском саду – научить ребенка быть успешным. Развитие образного мышления,...