План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"
материал на тему
Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе. огромное значение при этом имеют отношения образовательной организации и родителей. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, часто приобретая обостренный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию старшего воспитателя
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 3" НМР РТ
Ганиной Натальи Александровны
на 2015-2020 годы
Тема самообразования «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья – школа»
Введение. В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Семье в дошкольном образовании всегда отводилась большая роль – педагоги работали с родителями: учили, наставляли, консультировали. В современной системе огромное значение отводится семье, родители стали участниками образовательных отношений, согласно Конвенции о правах ребёнка родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Семья рассматривается как социальный институт, где ребенок проходит этапы первичной социализации. Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей, учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.
Актуальность. Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, часто приобретая обостренный характер. Многие сложности связаны с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда недоверием родителей к педагогам. Все это отражается на ребенке.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.
Однако на практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей. Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка, недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.
Сейчас педагоги дошкольных учреждений сотрудничают с семьями воспитанников, а также со школами, где будут учиться их воспитанники. А со – трудничество – это совместный труд, в основе которого лежат партнерские отношения педагогов и родителей, уважительное отношение друг к другу. Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень. Наладить тесное сотрудничество с педагогами начального образования, родителями наших воспитанников, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.
Цель самообразования: развитие профессионального мастерства собственной методической деятельности. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Создание эффективной системы взаимодействия между коллективом МБДОУ № 3", МБОУ СОШ №1 и родителями.
Задачи:
- Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.
- Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
- Провести мониторинг текущего уровня взаимодействия педагогических коллективов МБДОУ №3 и МБОУ СОШ №1
- Выявить степень заинтересованности родителей.
- Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.
- Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
- Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, интернет - ресурсы, ГМО, конференции, методическая литература, журналы.
Форма самообразования: Индивидуальная
Представление материала: мастер-классы, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, семинарах, конференциях.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы | Сроки | Содержание деятельности |
Диагностический | 2015, январь | Постановка проблемы, проведение мониторинга заинтересованности родителей, учителей начальных классов школы №1, актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, изучение методической литературы по теме |
Прогностический | 2015-2016 | Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов. |
Практический | 2017-2018 | Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения. |
Внедренческий | 2018-2019 | Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно-образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.) |
Обобщающий | 2019-2020 | Подведение итогов, оформление результатов работы, дальнейшая педагогическая деятельность |
Предполагаемый результат
Для старшего воспитателя
- Расширить знания по данной теме.
- Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления
- Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
- Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.
Для педагогов:
- Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.
- Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Для родителей:
1. Прививать у родителей интерес к активному участию в образовательной деятельности в детском саду.
2. Формировать педагогическую культуру.
Направления самообразования.
Профессиональное:
- Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.
- Проводить открытые мероприятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги детского сада, школы, родители).
- Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии.
- Создать банк презентаций методических мероприятий с применением информационных технологий.
Психолого-педагогическое:
- Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
- Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами.
Методическое:
- Совершенствовать знания современного содержания воспитательно-образовательного процесса.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
- Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.
- Проводить открытые мероприятия на региональном и муниципальном уровнях.
- Принимать активное участие в работе ГМО заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.
- Разработать методические мероприятия с применением информационных технологий.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
- Проведение открытых мероприятий.
- Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
- Выпуск буклетов, памяток.
- Представление результатов педагогической деятельности на муниципальном и региональном уровнях, сайте ДОУ, ГМО.
Ожидаемый результат:
- Корректировка образовательной программы ДОУ.
- Повышение творческой активности педагогов, их самосознания и самообразования.
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов.
Используемая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
- Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
- Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
- Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
- Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
- Волобуева Л.М.Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
- Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н.С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.
- Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
- МикляеваН.В.Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
Статьи из сборников, журналов:
- Жеребятьева, С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С.В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.
- Кучергина, О.В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О.В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.
- Медведникова, Л.Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л.Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.
- Смирнова, М.В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М.В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7 – 11.
Интернет - ресурсы
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»http://nsportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
- Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru/
- образовательный портал «Детство гид» http://detstvogid.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...
формирование единого образовательного пространства "ДОО - семья"
система взаимодействия дошкольной организации с семьей...
презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"
презентация "Формирование единого образовательного пространства ДОО -семья"...
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья».
Консультация для родителей на тему: "Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ - семья»....
План мероприятий взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в вопросах воспитания детей в полилингвальной среде
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Повара»; конспект занятия для детей второй младшей группы на тему: «Птицы зимой»; «Путешествие Пул...
Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества
Создание единой образовательной платформы с семьями воспитанников на основе технологии сотрудничества...