Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»
методическая разработка на тему
работа старшего воспитателя с педагогами по знакомству с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол
«Оценка качества дошкольного образования»
Цель: знакомство педагогов с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; обсуждение их значимости.
Вступительное слово старшего воспитателя:
На первом этапе реализации государственного контракта от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029 была обоснована необходимость внесения изменений в ряд нормативных правовых документов, с тем чтобы реализовать положения единой рамочной концепции качества дошкольного образования. В частности, были сформулированы изменения и дополнения:
в Положение о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174) в части определения лицензионных требований и условий образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;
в Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 164) в части предмета проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области дошкольного образования.
Кроме того, были предложены уточняющие формулировки в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и сформулированы проекты инструктивно-методических писем Минобрнауки России «О примерной форме административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению контроля качества дошкольного образования» и «О рекомендациях по осуществлению контроля и оценки качества дошкольного образования».
Научные основы понятия качества образования нашли свое отражение в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – законопроект). В статье 2 «Основные понятия» указанного документа дается определение качества образования: «Качество образования - это комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека».
Стандарт – не константное описание свойств объекта. В разные периоды концепция и понимание стандарта менялись, соответственно, менялись и подходы к оценке качества образования. В настоящее время (а также в законопроекте) под стандартом понимается совокупность групп требований:
- к структуре программ (содержательная группа требований);
- условиям реализации этих программ (ресурсная группа требований);
- к результатам освоения (системообразующая группа требований, ибо подходы к определению результатов, в свою очередь, определяют и образовательные программы и условия образования).
Подчеркивается – совокупность. Следовательно, определение качества образования – определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте.
Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а федеральные государственные требования: к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299) и к условиям реализации (приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303).
В рамках действующего законодательства разработка требований к результатам реализации основной общеобразовательной программы не предусмотрена. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.
Однако в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» данная нормативная недостаточность устранена. Дошкольное образование в законопроекте имеет статус уровня общего образования (наряду с начальным общим, основным общим и средним (полным) общим образованием). Для этого уровня уже предусмотрена разработка полноценного стандарта дошкольного образования, включающего три группы требований, а именно:
- требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С учетом данного обстоятельства при разработке предложений по внесению изменений и (или) дополнений в действующие нормативные правовые документы, проектов новых документов мы будем ориентироваться на проект закона «Об образовании в Российской Федерации» и на втором этапе исполнения государственного контракта от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029 сосредоточим внимание на разработке проекта требований к результатам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как основополагающем нормативно правовом документе, позволяющем определить качество освоения ребенком данной программы, а следовательно и качество дошкольного образования в целом.
Вопросы для обсуждения:
- Каким документом определяется специфика организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду? (Основной общеобразовательной программой дошкольного образования)
- Каким документом регламентируется составление ООП? (Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»)
- Какие образовательные области реализуются в рамках основных направлений развития? (1.Физическое («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»;
2.Социально – личностное («Социализация», «Игра», «Труд»);
3.Познавательно – речевое («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»);
4.Художественно – эстетическое («Художественное творчество», «Музыка»).
4. Определите предпосылки овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации в школе? (Отечественной психологии выделяются следующие:
- наличие познавательных и социальных мотивов учения;
- умение ребенка фантазировать, воображать;
- умение ребенка работать по образцу;
- умение ребенка работать по правилу;
- умение ребенка обобщать;
- умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе;
- умение ребенка общаться со взрослым и сверстниками.)
Слово старшего воспитателя:
Отвергая идею оценки результатов освоения основной образовательной программы для дошкольного возраста по ЗУНам, или - в современной педагогике - по компетенциям, мы предлагаем оценивать результат освоения основной общеобразовательной программы по психическому развитию ребенка, которое можно зафиксировать через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте. Таким образом, наши основные усилия будут сосредоточены на определении перечня таких параметров психического развития – качеств, которые показывают развитие ребенка в плане соответствия конкретному психологическому возрасту (в данном случае дошкольному с учетом его подпериодов – младший, средний и старший дошкольный возраст). Для каждой образовательной области мы определяем перечень личностных физических и интеллектуальных качеств ребенка.
Такой подход полностью соотносится с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655), так как представленная в ФГТ структура содержания дошкольного образования предполагает в каждой образовательной области решение психолого-педагогических задач, в том числе формирование личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка в различном сочетании.
- Давайте разберем, что подразумевается по этими качествами? (личностные, т. е. качества характеризующие развитие личностной сферы ребенка (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самосознания), в том числе его морально-нравственное развитие), физические – качества, характеризующие физическое развитие ребенка (сила, выносливость, ловкость и др.)),
интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы ребенка (формирование высших психических функций, накопление знаний и социального опыта)).
Слово старшего воспитателя: Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования строится таким образом, что в результате ее освоения, в итоге у ребенка возникли указанные качества. Данный подход к развитию детей меняет цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знаний, умений и навыков) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности.
Итоговый результат и одновременно целевой ориентир системы дошкольного образования – портрет «выпускника» дошкольного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, состоящий из сформированных у него физических, личностных и интеллектуальных качеств.
Обсуждение качеств сформированности в результате освоения ООП дошкольного образования по образовательным областям (слайд – шоу), предлагаемые разработчиками проекта нормативных документов для оценки качества дошкольного образования.
Разработчики проекта предлагают классифицировать результаты освоения основной общеобразовательной программы, в первую очередь, в соответствии со структурой содержания дошкольного образования в обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т.е. прописанные в ООП ДОУ). В результате освоения каждой образовательной области должны быть сформированы определенные физические, личностные и интеллектуальные качества (в различном сочетании), которые и позволяют сформулировать проект «социального портрета ребенка» 6,5-7 лет, который освоил основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Литература:
- ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», «Проекты
нормативных документов для оценки качества дошкольного образования», Москва, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг оценки качества дошкольного образования
Описана процедура мониторинга...
«Информационная открытость ДОУ во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »
Сообщение из опыта работы...
Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада.
В статье представлены особенности управления качеством дошкольного образования.Представлены компоненты оценки качества дошкольного образования.Описана примерная модель оценки качества дошкольного обра...
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"
Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...
Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...
Круглый стол «Лучшие практики дошкольного образования: перспективы развития». Выступление «Информатизация дошкольного образования: опыт, практика, перспективы» 15.11.2022 г.
Все мы знаем, что национальный проект «Образование» предусматривает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступно...