Система оценки качества деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО
материал
Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга. Главным ориентиром рассматриваемой системы, является, прежде всего – оценка образовательных условий, а не результативность системы дошкольного образования, определяемой уровнем и динамикой детского развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_pedagogov.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учрждение
№1 «Сказка»
Система оценки качества деятельности педагогов
в соответствии с ФГОС ДО
Мегион 2019
Актуальность. Стратегическая цель государственной политики в образовательной сфере состоит в повышении доступности образования, организованного на высоком качественном уровне, в соответствии потребностями личности, требованиями инновационного экономического развития, современными потребностями общества.
Таким образом, процесс осуществления образовательной деятельности, ориентирован на личностный, государственный и общественный заказ. Непосредственно оценка качества образования в ДОУ, рассматривается в личностных, общественных, государственных интересах, и интересах самой системы образования.
Нормативной основой всех инноваций в системе дошкольного образования, представлен ФГОС ДО. Его приоритетной задачей, является: обеспечить государственные гарантии качества и уровня образования, на основе системы требований к реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения.
Качество системы дошкольного образования, рассматривается в виде характеристики системы дошкольного образования, посредством которого отражается степень соответствия достигаемых реальных образовательных результатов совокупности нормативных требований, личностным и социальным ожиданиям.
Оценка качества образования, проводится в форме государственного лицензирования ОУ, контрольной и надзорной деятельности, аттестации кадров, мониторинга.
Главным ориентиром рассматриваемой системы, является, прежде всего – оценка образовательных условий, а не результативность системы дошкольного образования, определяемой уровнем и динамикой детского развития.
Критерии качества представлены:
–федеральными государственными образовательными стандартами к содержанию образования;
-профессиональной педагогической компетентностью с точки зрения особенностей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком;
–организацией в ДОУ пространственной предметно-развивающей среды.
1.Нормативные документы, лежащие в основе системы оценки деятельности педагогов ДОУ
Деятельность педагогов ДОУ, оценивается на основе положения о системе оценки деятельности педагогических работников ДОУ, являющегося локальным актом, разработанным на основе нормативно
-правовых документов системы образования: ФЗ Закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ДО, утвержденного Приказом № 1155 от 17.10.2013Минобрнауки России; -Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
-Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
-Постановление № 164 от 11.03.2011 Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»;
-Приказ № 1014 от 30.08.2013 Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрированного под № 30038 26.09.2013 в Минюсте России);
-СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.
-Устав МАДОУ №1 «Сказка»;
-Положение о системе оплаты труда работников МАДОУ №1 «Сказка».;
-Основная образовательная программа МАДОУ №1 «Сказка».
2.Принципы системы оценки качества образования
дошкольного учреждения
Принципы системы оценки качества образования дошкольного учреждения соответствие качества образования требованиям ФГОС ДО;
-принцип достоверности, объективности, системности и полноты информации о качественном уровне образования;
-принцип прозрачности, открытости процедур оценки качественного уровня образования; преемственности в политике образования, интеграции в систему оценки качества образования на общероссийском уровне;
-принцип доступной информации о качестве и состоянии образования для разных групп потребителей;
-принцип рефлексивности, который реализуется посредством включения педагогов в проведение критериального самоанализа, с самооценкой своей деятельности опираясь на объективные показатели и критерии; повышения потенциала самооценки, внутренней оценки, самоанализа педагога;
-принцип оптимальности при использовании источников первичных данных с целью выделения показателей эффективности и качества образования (учитывая возможность их многократного применения);
-принцип технологичности и инструментальности показателей (учитывая существующие возможности сбора данных, методик измерений, анализа данных и их интерпретации, с подготовленностью потребителей к их восприятию);
-принцип минимизации показателей, учитывая потребности различные уровни управления; сопоставимость системных показателей с аналогами на муниципальном и региональном уровне;
-принцип взаимного дополнения процедур оценки, с установлением взаимосвязей и взаимозависимостей между ними;
-принцип соблюдения моральных и этических норм при оценке качества образования в Ддошкольном учреждении.
3. Обоснованность критериев оценки деятельности педагогов дошкольного учрежднеия
При разработке критериев оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения, следует учитывать, что в них не должны входить показатели деятельности, которые относятся непосредственно к должностным обязанностям педагогов дошкольного учрждения, так как за них начисляется и выплачивается заработная плата. Выполнение разных видов деятельности и работ, не выходящих за рамки должностных обязанностей, но несущих в себе элементы новизны и инноваций напротив подлежит стимулированию в виде дополнительных выплат к заработной плате.
Цель - создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в дошкольном учрждении, обеспечивающей определение факторов, влияющих на качество образования и своевременное выявление его изменений; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией дошкольного учреждения.
Задачи:
-получение объективной информации о функционировании и развитии образовательного процесса в дошкольном учреждении, тенденциях изменения и причинах оказывающих влияние на динамику качества образования;
-оперативное выявление соответствия качества деятельности педагогических работников в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
-формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных.
Таким образом, в критерии оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения включаются следующие критерии, отражающие профессиональные качества личности педагога:
-показатель эффективности и регулярности использования современных педагогических технологий (+1);
-показатель системного использования ИКТ в образовательном процессе (+1);
-показатель авторского подхода в построении и обновлении предметнопространственной среды группы (+5);
-показатель разработки и внедрения дидактических и методических материалов: планирования, конспектов, проектов, сценариев, игр, пособий (+5);
-показатель вклада в решение кадровой проблемы дошкольного учрждения, представленный замещением (+1);
-показатель эффективности реализации педагогических рекомендаций специалистов (+3); -показатель эффективности обеспечения посещаемости воспитанников группы (от +1 до +5);
-показатель за непрерывную трудовую и профессиональную деятельность (отсутствие больничных листов) (+5);
-показатель выполнения должностной инструкции (+5);
-показатель выполнения инструкции по охране труда (+5);
-показатель детского травматизма (-10);
-показатель невыполнения правил внутреннего распорядка (-5);
-показатель корректности в отношении к сотрудникам коллектива, воспитанникам, родителям (-+10).
Критерии, личного вклада педагога в повышение качества образования:
-показатели участия в педагогических, методических советах, методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах:
- на уровне дошкольного учрждения (+2);
- на муниципальном уровне (+10);
- на региональном уровне (+10);
- на федеральном уровне (+10);
-показатель размещения и публикация педагогом своих разработок на сайте дошкольного учрждения, в интернете, в СМИ (+5);
-показатель активности участия в театрализованной деятельности дошкольного учрждения (+5);
-показатель проведения открытых мероприятий с детьми:
- для коллег(+5),
- для родителей(+5);
-показатель активности участия в общественной жизни дошкольного учрждения (+5).
Критерии инновационной деятельности педагогов:
-показатель эффективности участия в реализации инновационного проекта дошкольного учрждения (+5).
Критерии организации взаимодействия с родителями:
-показатель эффективности взаимодействия с родителями:
- использование новых форм взаимодействия и информирования, наличие положительных отзывов родителей в СМИ, на сайте дошкольного учрждения (+3);
- создание информационного поля для родителей(-5);
- показатель наличия обоснованных жалоб со стороны родителей(-10).
Критерии результативность профессиональной деятельности:
-показатель участия воспитанников в соревнованиях(+1), конкурсах(+1), выставках(+1);
-показатель результативности (призовые места) участия воспитанников в соревнованиях, конкурсах, выставках:
- на уровне дошкольного учреждения(+2);
- на муниципальном уровне(+10);
- на региональном уровне(+10);
- на федеральном уровне(+15).
3.Формы и методы оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения используемых в работе
В качестве источника данных для оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения:
-изучаются представленные материалы самоанализа, нормативно правовая документация;
-анализируется программное, учебно-методическое обеспечение направленности, которая заявлена в образовательной программе;
-проводится наблюдение за профессиональной деятельностью педагога;
-исследуется развивающая предметно пространственная предметно среда, а также условия, обеспечивающие максимальное удовлетворение родительских и детских запросов;
-анализируется планирование, результаты диагностики.
4. План мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения
и шкала оценок
Важное условие объективности мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения представлено систематичностью и регулярностью процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учрждения. Мониторинг деятельности педагогов целесообразно проводить ежемесячно, ежеквартально и 1 раз в год.
В качестве шкалы оценок рассматривается заполненный экспертный лист результатов комплексной оценки:
Экспертный лист результатов комплексной оценки
Критерий | Показатель | Метод исследования показателя | Оценка (в баллах) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка и анализ суммированных бальных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п), К (п) где Б (п) - балл по показателю;
К (п) - количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.
Низкий уровень 15-20 баллов - педагог-исполнитель, с характерным отсутствием потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следованием стереотипам, методическим рекомендациям не учитывая меняющиеся условия, особенности воспитанников, потребности их родителей, социальный заказ общества, с ориентацией на репродуктивные формы процесса образования.
Средний конструктивный (эвристический) уровень – 20-25 баллов, характеризующий педагога, как личностно-ориентированного практика, с самостоятельными суждениями, но с недостаточностью доказательной аргументацией, использующего в своей деятельности аналитические навыки, методы диагностики, современные средства обучения и воспитания. Воспитателем среднего уровня в большинстве случаев реализуется дифференцированный подход, с учетом потребностей родителей, координированием своей профессиональной деятельности в соответствии с социальным заказом общества.
Высокий исследовательский (креативный) уровень - от 25 до 30 баллов, характеризующий педагога, как мастера-компетентного исследователя, осознанно выбирающего инновационные методы, средства и формы образовательного процесса, самостоятельно разрабатывающего педагогические методики и технологии, с хорошим владением доказательной научной аргументацией, придерживающимся своих педагогических принципов и реализацией их на практике. Прогнозирующий развитие воспитанников, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, осуществляющий педагогическое просвещение родителей, взаимодействующий с представителями социальных институтов.
4.1. Включение в мониторинг деятельности педагогов
дошкольного учрждения самооценки воспитателя своей деятельности
Самоанализ педагогической деятельностиэто скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся педагогом со своими действиями.
Самоанализ дает возможность:
-формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности воспитанников;
-развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
-формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом.
Карта самооценки степени соответствия профессиональных компетенций воспитателя
Ф.И.О, должность _____________
Образование __________________
Стаж педагогической деятельности ____________________
Квалификационная категория _________________________
1.В области специфики дошкольного образования.
Знать:
-особенности организации работы со своими воспитанниками;
-общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
-владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.
2. В области организации образовательной деятельности воспитанников.
Уметь:
-планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС ДО;
-планировать и корректировать образовательные задачи (совместно со специалистами) с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
-организовать работу с детьми с особыми образовательными потребностями;
-организовать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности.
3.В области оценки возможных достижений воспитанников.
Владеть:
-методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ;
-осуществлять последующую образовательную деятельность ребенка с учетом уровня его развития.
4.В области обеспечения безопасной и комфортной образовательной среды.
Уметь:
-проектировать ППРС в соответствии с ООП ДОУ и требованиями ФГОС ДО;
-организовать ППРС в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
5. В области в области психолого-педагогического просвещения родителей.
Уметь:
-выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач;
-использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
-планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
6. В области ИКТ- технологий.
Владеть:
-ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализаци и и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
7. В области личностного саморазвития.
Уметь:
-рассматривать ситуацию с точки зрения коллег и достигать взаимопонимания;
-соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Анализ: Оценка производится по всем параметрам путем самооценки своей профессиональной деятельности, определяя степень соответствия профессиональных компетенций профессиональному стандарту «Педагог», воспитатель использует 3-х бальную шкалу:
0 баллов - компетенция не проявляется;
1 баллов - компетенция не выражена;
2 балл - компетенция слабо выражена;
3 балла - компетенция явно выражена.
Сильные строны | Слабые стороны | Ресурсы (чем владею, могу поделиться) |
После получения результата педагог составляет план профессионального личностного развития:
Ф.И.О, должность _____________
Образование __________________
Стаж педагогической деятельности ____________________
Квалификационная категория _________________________
Дефицит | Формы работы | Результат |
4.2. Включение в мониторинг оценки родителей деятельности педагогов
При проведении мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения, следует учитывать степень удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного учрждения, так как для решения проблемы повышения качественного уровня дошкольного образования в дошкольном учрждении требуется комплексный и системный подход к его оценке.
В данном случае речь идет о корректном отношении воспитателя к родителям, их включенности в образовательный процесс, положительных отзывах родителей о профессиональной деятельности воспитателя, с отсутствием жалоб с их стороны.
Анкета «Удовлетворённость родителей деятельностью воспитателя группы»
1.Вы получаете информацию:
а) о целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка
да нет не знаю
б) о режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях)
да нет не знаю
в) о питании (меню)
да нет не знаю
2.Воспитатель обсуждает с родителями вопросы, касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении (дисциплина, питание, гигиенические процедуры и т. п.)
да нет не знаю
3.Вы получаете информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка и т. п. (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)
да нет не знаю
4.Вас информируют о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках в еде и т. д.
да нет не знаю
5.Вы имеете возможность обсудить с сотрудниками ДОУ успехи детей на совместных собраниях (не реже раза в год)
да нет не знаю
6.Вас удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т. д.), которые получает ваш ребенок в группе ДОУ
да нет не знаю
7.Уверены ли вы, что вашему ребенку нравится посещать группу, в которой работает этот воспитатель?
да нет не знаю
8.Вы чувствуете, что воспитатель дошкольного учреждения доброжелательно относится к вам и вашему ребенку
да нет не знаю
9.Довольны ли вы в целом работой воспитателя (если нет, то что именно вас не устраивает в деятельности педагога)
да нет не знаю
5. Учет полученных результатов оценки деятельности педагогов дошкольного учрждения и устранение недостатков
Оформленные данные мониторинга деятельности педагогов дошкольного учрждения, хранятся в методическом кабинете в портфолио педагога, в котором собраны также данные о результатах, достигнутых педагогом в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, социальной, творческой, коммуникативной).
По сути, портфолио представлено альтернативной формой оценки результативности и профессионализма деятельности педагога. Следует отметить, что при выраженности низкого уровня результативности и профессионализма педагога методистом разрабатывается индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий для педагога, с определением сроков выполнения.
Направление | Корректирующее действие и мероприятие | Сроки | Отметка о выполнении |
Заключение
Комплексной оценкой качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения предусмотрен ряд составляющих:
-методы;
-компоненты и этапы оценки; характерные особенности их взаимосвязи между собой и непосредственно с деятельностью в целом.
Посредством применения модели комплексной оценки, создаются предпосылки для выявления педагогом проблем имеющихся в его деятельности, стимулируется его стремление к повышению качества профессиональной деятельности и уровня профессионализма.
При реализации комплекса корректирующих мероприятий и действий на основе результатов оценки профессиональной деятельности педагогов, в конечном итоге достигается результат, с целью достижения которого разработана модель (высокий уровень качества профессиональной деятельности педагогов, с удовлетворением потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса).
При этом в качестве ключевых ориентиров, которые определяют качество современной системы дошкольного образования, выступают:
-удовлетворение на высоком уровне потребности семьи и воспитанника в услугах дошкольного учрждения;
-гармоничное и благополучное развитие ребенка в дошкольном учрждении;
-сохранение здоровья воспитанников дошкольного учрждения и его коррекция при необходимости;
-выбор учреждением определенной образовательной программы с ее научнометодическим обеспечением.
Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
2. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. - 2010. - №3. с. 82 - 85.
3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
4. Бондаренко А., Позняк Л., Шкатула В. Заведующий ДОУ. - М., 2009. - 144 с.
5. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.
6. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.
Состав рабочей группы
по реализации внутренеей системы оценки качества педагогов (ВСОКП)
1.Саитова Елена Васильевнена – заместитель заведующего.
2.Чернухина Светлана Викторовна – страший воспитатель.
3.Булыгина Светлан Александровна – музыкальный руковолитель.
4.Латыпова Лиля Салаватбатыровна – учитель-логопед.
5.Ивашкина Татьяна Александровна – воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ
Система оценки индивидуального развития детей в соответствиис ФГОС ДО...
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ Педагогический мониторинг
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУТаблицы педагогического мониторинга на все возрастные группы детского садаСводная таблица педагогического мониторинга ДОУ...
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
В Мониторинге содержатся карты наблюдения пол всем возрастам по программе "От рождения до школы"...
Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"
В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической ди...
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО...
Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
Диагностика педагогического процесса в старшей группе (5-6 лет)...