Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
статья на тему
Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
На сегодняшний день дошкольники не просто часть школы, – это ее основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь и в зрелые годы. Закон впервые отделяет получение дошкольного образования от услуги по присмотру и уходу. Мы сможем полноценно в масштабах всей страны регулировать качество этих двух фундаментальных государственных услуг в сфере дошкольного образования. Закон об образовании основывается на самоценности дошкольного периода в развитии маленького человечка. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуальности развития, учитывает особые потребности детей с ограничением здоровья. Поэтому тема качества образования на сегодняшний день очень актуальна. Ведущую роль в обеспечении качественного дошкольного образования играет педагог. Отсюда следует, что необходимо повышать профессиональный уровень педагогов с помощью разнообразных форм и методов. Именно профессионализм педагога, его понимание целей, задач современного дошкольного образования дает качественный результат в педагогическом процессе. ДОУ, где есть место игре, творчеству, познанию, взаимопомощи, сопереживанию, поиску своего «Я», постоянному росту, дети растут не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг себя к лучшему. Кто же совершенствует, развивает, создает условия, углубляет и внедряет инновационные знания, технологии, требования — руководитель. Современным дошкольным учреждением должен управлять мудрый, самостоятельно мыслящий руководитель, владеющий инновационными технологиями. Качество дошкольного образования зависит и от управленческой культуры руководителя. Эффективность управления людьми зависит от общительности, интереса к людям, способности располагать к себе подчиненных, умения видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей, умения разрешать конфликты . Деятельность руководителя — это умение планировать, организовывать, руководить и осуществлять контроль. Как разумно и грамотно спланирует свою деятельность руководитель, будет виден эффект качественного образования в ДОУ . Внедрение нового Стандарта дошкольного образования повысило требования к дошкольному образованию. Изменились методы обучения, формы работы, средства обучения, функции педагога и деятельность воспитанников. В дошкольном детстве, в детском саду, ребенок должен жить хорошо, интересно, необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того чтобы ребенок подошел к школе с мотивацией «Хочу учиться!». Дошкольный ребенок-человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Уникальность Стандарта в том, что он ради ребенка. В общении, в игре, познавательно-исследовательской деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО. В том числе, задача руководителя создать образовательную и развивающую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. Новый Стандарт указывает на внедрение инклюзивного образования, то есть создание комбинированных групп, равенства возможностей для полноценного развития каждого ребенка, и с ОВЗ и здоровым ребенком. В связи с этим, на руководителя ложится ответственность за подготовку педагогов, образовательной и развивающей среды для детей с ОВЗ, просветительскую работу с родителями (воспитанников с ОВЗ). Кроме того, качество образования зависит от заинтересованности педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности; от контролируемости всех процессов в образовательном учреждении; от степени авторитета руководителя. В ФГОС представлено три группы требований
— к структуре основной образовательной программы, — к условиям реализации основной образовательной программы, — к результатам освоения основных образовательных программ. Определить качество образования в образовательной организации, значит установить степень соответствия фактического состояния образовательной программы, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в Стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.
Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления:
- управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ;
- управление качеством выбора программ, технологий;
- управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ;
- управление качеством мониторинга дошкольного образования.
Понятие “качество дошкольного образования” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.
Управлять качеством дошкольного образования необходимо на разных уровнях и в разном масштабе:
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Уровень образовательной организации
Цель управления качеством образования в масштабе образовательной организации:
Поддерживать нормальный ход образовательного процесса, обеспечивать его цикличность и стабильность в рамках нормативных требований, максимально удовлетворяя ожидания потребителей на государственном и социальном уровне.
Таким образом, перед руководителем дошкольного учреждения ставится одна из основных целей: создание эффективного механизма оценки качества предоставляемых услуг дошкольного образования и осуществление руководства развитием образовательной организации с учетом полученных результатов.
Для достижения поставленной цели в своей работе решались следующие важные задачи:
1. Подготовить нормативно-правовую базу, позволяющую рационально организовать процесс оценки качества образовательных услуг.
2. Создать «команду» творческих единомышленников, которые помогут воплотить идеи в жизнь.
3. Подобрать необходимый инструментарий для оценки качества дошкольного образования в детском саду.
4. Научить сотрудников детского сада и родителей воспитанников адекватно оценивать имеющиеся условия.
5. Организовать процесс анализа полученных результатов.
6. Разработать механизм принятия управленческих решений, исходя из проведенных мероприятий по оценке качества дошкольного образования.
7. В результате работы создать открытое образовательное и информационное пространство. Довести результаты проведенной работы до общественности.
Каждая из выделенных задач не может существовать отдельно. Это своеобразных комплекс мероприятий, позволяющих реализовать систему работы учреждения по управлению оценкой качества образования.
Предварительный просмотр:
Управление качеством дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
На сегодняшний день дошкольники не просто часть школы, – это ее основа. Чем полнее ребенок проживает дошкольное детство, тем увереннее он учится, тем более полноценной становится его жизнь и в зрелые годы. Закон впервые отделяет получение дошкольного образования от услуги по присмотру и уходу. Мы сможем полноценно в масштабах всей страны регулировать качество этих двух фундаментальных государственных услуг в сфере дошкольного образования. Закон об образовании основывается на самоценности дошкольного периода в развитии маленького человечка. Он создает нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуальности развития, учитывает особые потребности детей с ограничением здоровья. Поэтому тема качества образования на сегодняшний день очень актуальна. Ведущую роль в обеспечении качественного дошкольного образования играет педагог. Отсюда следует, что необходимо повышать профессиональный уровень педагогов с помощью разнообразных форм и методов. Именно профессионализм педагога, его понимание целей, задач современного дошкольного образования дает качественный результат в педагогическом процессе. ДОУ, где есть место игре, творчеству, познанию, взаимопомощи, сопереживанию, поиску своего «Я», постоянному росту, дети растут не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг себя к лучшему. Кто же совершенствует, развивает, создает условия, углубляет и внедряет инновационные знания, технологии, требования — руководитель. Современным дошкольным учреждением должен управлять мудрый, самостоятельно мыслящий руководитель, владеющий инновационными технологиями. Качество дошкольного образования зависит и от управленческой культуры руководителя. Эффективность управления людьми зависит от общительности, интереса к людям, способности располагать к себе подчиненных, умения видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей, умения разрешать конфликты . Деятельность руководителя — это умение планировать, организовывать, руководить и осуществлять контроль. Как разумно и грамотно спланирует свою деятельность руководитель, будет виден эффект качественного образования в ДОУ . Внедрение нового Стандарта дошкольного образования повысило требования к дошкольному образованию. Изменились методы обучения, формы работы, средства обучения, функции педагога и деятельность воспитанников. В дошкольном детстве, в детском саду, ребенок должен жить хорошо, интересно, необходимо развивать в детях любопытство и любознательность, познавательный интерес, для того чтобы ребенок подошел к школе с мотивацией «Хочу учиться!». Дошкольный ребенок-человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры. Уникальность Стандарта в том, что он ради ребенка. В общении, в игре, познавательно-исследовательской деятельности реализуются ведущие направления ФГОС ДО. В том числе, задача руководителя создать образовательную и развивающую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. Новый Стандарт указывает на внедрение инклюзивного образования, то есть создание комбинированных групп, равенства возможностей для полноценного развития каждого ребенка, и с ОВЗ и здоровым ребенком. В связи с этим, на руководителя ложится ответственность за подготовку педагогов, образовательной и развивающей среды для детей с ОВЗ, просветительскую работу с родителями (воспитанников с ОВЗ). Кроме того, качество образования зависит от заинтересованности педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности; от контролируемости всех процессов в образовательном учреждении; от степени авторитета руководителя. В ФГОС представлено три группы требований
— к структуре основной образовательной программы, — к условиям реализации основной образовательной программы, — к результатам освоения основных образовательных программ. Определить качество образования в образовательной организации, значит установить степень соответствия фактического состояния образовательной программы, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в Стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.
Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления:
- управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ;
- управление качеством выбора программ, технологий;
- управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ;
- управление качеством мониторинга дошкольного образования.
Понятие “качество дошкольного образования” анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.
Управлять качеством дошкольного образования необходимо на разных уровнях и в разном масштабе:
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Уровень образовательной организации
Цель управления качеством образования в масштабе образовательной организации:
Поддерживать нормальный ход образовательного процесса, обеспечивать его цикличность и стабильность в рамках нормативных требований, максимально удовлетворяя ожидания потребителей на государственном и социальном уровне.
Таким образом, перед руководителем дошкольного учреждения ставится одна из основных целей: создание эффективного механизма оценки качества предоставляемых услуг дошкольного образования и осуществление руководства развитием образовательной организации с учетом полученных результатов.
Для достижения поставленной цели в своей работе решались следующие важные задачи:
1. Подготовить нормативно-правовую базу, позволяющую рационально организовать процесс оценки качества образовательных услуг.
2. Создать «команду» творческих единомышленников, которые помогут воплотить идеи в жизнь.
3. Подобрать необходимый инструментарий для оценки качества дошкольного образования в детском саду.
4. Научить сотрудников детского сада и родителей воспитанников адекватно оценивать имеющиеся условия.
5. Организовать процесс анализа полученных результатов.
6. Разработать механизм принятия управленческих решений, исходя из проведенных мероприятий по оценке качества дошкольного образования.
7. В результате работы создать открытое образовательное и информационное пространство. Довести результаты проведенной работы до общественности.
Каждая из выделенных задач не может существовать отдельно. Это своеобразных комплекс мероприятий, позволяющих реализовать систему работы учреждения по управлению оценкой качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Управление качеством дошкольного образования Ставропольского края в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)".
В презентации представлена состема дошкольного образования Ставропольского края. целевые ориентиры в оценке качества дошкольного образования, рейтинг территорий по психологической готовности педагогче...
Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Доклад на тему: "Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования"...
«Управление качеством дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования на основе деятельностного подхода».
laquo;Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка»....
Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.
Что же такое «качество дошкольного образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...
Статья "Актуальные вопросы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО"
В статье раскрывается актуальность проблемы оценки качества дошкольного образования. Понятие качества образования рассматривается с позиции участников образовательных отношений, проводится сравнительн...
Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
Эволюция системы качества образования на современном этапе характеризуется тем, что отечественная образовательная система испытывает значительное влияние европейских и мировых тенденций. А качество об...
Управление качеством дошкольного образования в условиях ФГОС ДО на основе деятельностного подхода
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необ...