Система тестирования в студии раннего творческого развития "Гармония"
методическая разработка на тему
В данной статье представлена система тестирования по выявлению результотов образовательной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_testirovaniya_rezultatov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТУДИЯ
«ГАРМОНИЯ»
Программа
«Первоначальная ориентация
дошкольников на выбор путей развития творческих способностей
в системе дополнительного образования»
Направленность образовательной программы - социально-педагогическая.
Настоящая программа представляет собой программу, интегрирующую интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие детей от 3 до 7 лет.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.
Это период интенсивного развития. Особенности этого периода проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствуют виды деятельности, характерные для детей дошкольного возраста - игра и различные виды продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.
Именно в этот период начинается процесс социализации. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Ребенок из «мира семьи» должен выйти в «большой мир» и научиться в этом мире жить.
Задача социальной адаптации на современном этапе развития общества приобретает особую значимость. Дети, не посещающие дошкольных учреждений, не имеют к моменту поступления в образовательные учреждения опыта общения с посторонними для них, взрослыми и детьми; опыта совместной деятельности в детском коллективе, что вызывает трудности на начальных этапах обучения.
С проблемой готовности к обучению в настоящее время сталкиваются не только учителя начальной школы, но и педагоги дополнительного образования.
Раннее выявление природных способностей и их развитие в дошкольном возрасте создает условия для формирования устойчивой положительной «Я-концепции» личности, что является базой раскрытия и реализации творческого потенциала ребенка.
В данной программе процесс обучения выстроен таким образом, чтобы максимально создать условия для общения ребенка с педагогами, сверстниками и родителями других детей. В процессе занятий в студии дошкольник осваивает общепринятые нормы поведения, учится строить отношения с взрослыми и детьми, усваивает морально-этические нормы.
Широкий спектр видов деятельности детей в студии способствует решению всеми педагогами общих задач, таких, как развитие коммуникативных качеств; развитие воображения, как основы творческой деятельности; развитие внимания; развитие памяти; развитие координации и мелкой моторики; развитие мышления.
Предлагаемый настоящей программой подбор предметов позволяет природосообразно воздействовать на развитие личностных качеств в гармонии с особенностями процессов восприятия дошкольников. Так, в развитии эмоциональной сферы ребенка доминирующее место занимает программа «Музыкальное развитие». Развитию воображения и мелкой моторики более всего способствует программа «Изобразительная деятельность». Развитию разнообразных двигательных качеств – программы «Ритмика» и «Физическая культура». Развитию речи – программы «Развитие речи» и «Развивающие игры». Развитию логического мышления – программы «Основы математических представлений», «Развивающие игры», «Ознакомление с окружающим миром».
Отличительные осбенности данной программы заключается в следующем:
• Программа деятельности студии «Гармония» вытекает из задачи создания условий для непрерывного дополнительного образования и развития личности ребенка, которая определена программой деятельности Дворца творчества детей и молодежи. Являясь начальным звеном в осуществлении этой задачи, программа студии «Гармония» направлена на раннее выявление и развитие природных способностей и личностных качеств дошкольников. Данная программа выступает в роли первоначальной ступени, с базой умений и знаний которой дети продолжают обучение по образовательным программам Дворца. Педагоги студии сопровождают его по всему образовательному маршруту до выпуска из стен Дворца.
• Обучающимся по программе предоставлены возможности освоения программы в различном темпе. Начало освоения программы возможно в возрасте 3, 4 , 5 и 6 лет и учебным планом сбалансировано по объему освоения в соответствии с возрастной нормой.
Ребенок может заниматься в студии от 1 до 4 лет.
• Значительно разнообразит содержание процесса обучения досугово-просветительская работа. Так, например, посещение выставок позволяет обучить детей правильному поведению при осмотре экспозиций. При посещении концертов дети знакомятся с культурой поведения зрителей. Подготовка к праздникам создает условия для коллективной творческой деятельности детей и взрослых.
Участие студии в комплексных программах ДТДиМ и акциях города Москвы существенно расширяет познания детей, формирует культуру социального взаимодействия. В области знакомства детей с отечественной историей и культурой – это программа «Истоки»; в области физической культуры – программы «Здоровье»; в области знакомства и взаимодействия с объединениями Дворца – программы «Светлячок», «Золотой ключик»; в области работы с семьями воспитанников – программа «Наш дом – ваш дом».
• Особенностью программы является максимальная включенность родителей в образовательный процесс: обязательное участие родителей в подготовке и проведении досугово-просветительских и массовых мероприятий, посещение открытых занятий, участие в семинар и мастер-классах для родителей.
Система тестирования в отделе раннего творческого развития «Гармония»
В студии «Гармония» разработана система наблюдения за развитием обучающихся.
Она включает в себя:
- Наблюдение за обучающимся в начале учебного года и заполнение карт по итогам наблюдения;
- Наблюдение за обучающимся в конце учебного года и заполнение карт наблюдения.
Наблюдение за развитием детей.
Первый этап наблюдения за ходом развития – заполнение карт наблюдения.
Организация наблюдения.
Карты наблюдения заполняются педагогом дважды в год: в октябре и апреле, в течение месяца. Важно, чтобы к моменту заполнения карт от начала занятий прошло не менее 2-3 недель, необходимых для адаптации детей к занятиям.
Характеристика карт наблюдения.
- Карты наблюдений разработаны по каждому предмету программы.
- Карты и характеристики уровней едины для всех возрастов.
- При разработке характеристики уровней развития за ориентир были взяты возрастные нормы развития отдельных качеств и умений. Например, для детей 4-5 лет характерна неустойчивость внимания, ребенок 5-6 способен при умелом руководстве педагога сохранять внимание 20-25 минут, т.е., усталость проявляется к концу занятия. Дети 6-7 лет в норме и при учете педагогом особенностей материала, предлагаемого для изучения, способны сохранять устойчивое внимание на протяжении всего занятия. Эти показатели и являются характеристикой низкого, среднего и высокого уровней развития внимания. Следовательно, низкий уровень, в основном, характерен для детей 4-5 лет, средний – для детей 5-6 лет, высокий – для детей 6-7 лет.
- Каждая карта наблюдения содержит три группы параметров:
- Специальные знания, умения и навыки по предмету;
- Блок умений и навыков, по которым можно судить о сформированности предпосылок учебной деятельности: умение работать по образцу, понимание словесной инструкции, сформированности понятий по предмету;
- Особенности поведения и особенности эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, второй и третий блоки являются общими для всех карт. Это позволяет отследить особенности поведения ребенка на разных занятиях и дает информацию о предпочтениях ребенка и о наиболее проблемных для него видах деятельности.
Являясь отделом социально-педагогического творчества ДТДиМ, студия «Гармония» активно участвует в комплексных программах Дворца, тесно взаимодействуя с другими коллективами.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТУДИИ «ГАРМОНИЯ»
Цели:
• развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка;
• формирование начал музыкальной культуры.
Задачи:
• развитие ладового чувства - различение общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, а также определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными и требующими завершения;
• музыкально-слуховых представлений - способности, проявляющейся в воспроизведении по слуху мелодий;
• чувства ритма - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке.
Занятия для детей 3-6 лет проводятся 1 раз в неделю по 30мин.
Содержание программы по музыкальному развитию
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Включает в себя: прослушивание музыкальных произведений (инструментальных, вокальных), знакомство со звучанием различных музыкальных инструментов.
Исполнительство – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.
Творчество – сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные.
Музыкально-ритмическая деятельность – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Музыкально-образовательная деятельность – знания о музыке, ее видах (народной, классической, вокальной, инструментальной), о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности; накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведениях); знания, необходимые для овладения певческими навыками: звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль; знания о тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах; знания о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности.
В данной карте наблюдения низкий уровень обозначается синим цветом, средний-зеленым, высокий-красным. Затем считается в процентном соотношении и выводится диаграмма.
Таким образом, система тестирования и наблюдения за ходом развития обучающихся, разработанная в студии «Гармония», позволяет:
1. выявить наиболее существенные проблемы в развитии детей на момент начала обучения;
2. создать благоприятные условия для адаптации детей, имеющих проблемы;
3. установить доверительные отношения с родителями, скоординировать усилия педагогов и семья в работе со сложными детьми;
4. проследить динамику развития ребенка на протяжении всего времени занятий в студии;
5. выявить наиболее проблемные для ребенка виды деятельности, помочь в устранении сложностей;
6. выявить проблемы формирования эмоционально-волевой сферы, скоординировать усилия семьи и педагогов студии в их преодолении.
Успехи обучающихся демонстрируются на концертах, соревнованиях, эстафетах, праздниках и п.д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
«А недавно было лето» (игровая программа для обучающихся студии раннего развития «Азбука»)
Игровая программа для детей 3-4 лет посвященная осени с элементами театрализации....
Программа студии развития творческих способностей "Акварелька".
Программа студии развития творческих способностей "Акварелька". Программа направлена на активизацию у детей творческого мышления, интеллектуальное развитие, формирование предпосылок уни...
Программа "Студия раннего развития"
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процесс...
Конспект открытого занятия Студии раннего развития "Радуга" "Хорошее настроение"
Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством танцевально- игровой деятельности....