Программа студии развития творческих способностей "Акварелька".
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа студии развития творческих способностей "Акварелька". Программа направлена на активизацию у детей творческого мышления, интеллектуальное развитие, формирование предпосылок универсальных учебных действий, познавательных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию | 438.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Николо-Кормская СОШ
СогласованоУтверждаю директор
педагогический совете МОУ Николо-Кормская СОШ
от «__»_____________ _______________Т.Г. Рыжова
Протокол №________ «____»______________20__г.
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол №_________
«__»________20____г.
Программа студии
развития творческих способностей
«АКВАРЕЛЬКА»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Автор составитель:
Перевощикова Галина Валентиновна,
воспитатель первой
квалификационной категории
Консультант:
Сандуляк Анна Николаевна
старший воспитатель
первой квалификационной категории
с. Никольское 2017г
Паспорт программы
Наименование Программы | Программа студииразвития творческих способностей «Акварелька» |
Основание для разработки Программы |
|
Заказчик Программы | Родительская общественность Педагогический коллектив МОУ Николо-Кормская СОШ |
Составитель Программы | Перевощикова Г.В, воспитатель первой квалификационной категории |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Срок реализации Программы | 1 год |
Цель Программы | Развитие творческих способностей детей через метод правополушарного рисования |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Координация и контроль реализации Программы | Осуществляется администрацией МОУ Николо-Кормская СОШ и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста Формы предоставления результатов
|
Краткое содержание Программы | Программа направлена на активизацию у детей творческого мышления, интеллектуальное развитие, формирование предпосылок универсальных учебных действий, познавательных и творческих способностей. |
Глядя на картины великих художников, мы все восхищаемся: «Ах, какой талант!» и где-то в глубине души сожалеем, что не обладаем подобным даром, а так хотелось бы… хоть чуть-чуть! Согласно идее правополушарного рисования – рисовать могут все! Как это возможно?
1. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
Рисование является одним из важнейших средств воспитания всесторонней, гармонично развитой личности дошкольника. Этот вид деятельности тесно связан с самостоятельной, практической и творческой активностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета; развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества. Проанализировав авторские разработки педагогов, занимающихся изо деятельностью с дошкольниками, а также передовой опыт работы с детьми отечественных и зарубежных педагогов и психологов, я заинтересовалась возможностью применения правополушарного рисования в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческих способностей.
Метод был основан Бетти Эдвардс в 1979 году на основе исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской премии в области деятельности головного мозга).
Правополушарное рисование – метод, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Который не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс).
Таким образом, Методика рисования по Бетти Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария, а именно:
∙ видеть контуры вместо фигуры;
∙ различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру ифон);
∙ видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции);
∙ видеть работу света и тени;
∙ собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Преимущества правополушарного рисования:
1. При правополушарной живописи в работу очень быстро включается правое полушарие. Это возможность быстро научиться рисовать и значительно улучшить эффективность любой деятельности, ведь мозг начинает работать в полную силу,тогда как до этого он функционировал лишь наполовину.
2. Короткий сеанс рисования позволяет быстро восстановиться и сбросить усталость.
3. Правое полушарие отвечает за «взгляд художника». Воспринимается объем предметов, глубина картины, переходы цветов.
4. Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря нескольким упражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов,натюрмортов.
Польза методики
1. Блокируется работа левого полушария, которое мешает человеку реалистично изобразить тот или иной предмет. В момент перехода в правополушарный режим человеку становится намного легче сначала повторить очертания предмета или момент цветоперехода, а в дальнейшем навык развивается настолько, что никакого труда не составляет полноценное рисование картин «с нуля»с использованием одного только воображения.
2. Это волшебное путешествие к источнику своих собственных творческихспособностей, приобретение чувства вдохновения. Рисование правым полушарием -это психологический тренинг креативности, снятие стереотипов восприятия,мышления, видения, а также тонкой синхронизации центральной нервной системы и моторики.
3. «Активированное» правое полушарие остается рабочим и дальше, изменяя и перестраивая весь образ мышления человека, позволяет внести необходимую долю творчества в жизни и развитии ребенка, помогает достичь расслабленности и гармонии внутреннего мира.
Используемый метод:
– позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формирует эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Новизна
Раскрытие и развитие творческих способностей детей путём активизации работы правого полушария. Данная программа, позволит закрепить с детьми, такие понятия как: композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.
Цель данной программы: развитие творческих способностей детей через метод правополушарного рисования.
- Задачи
- освоить основные правила правополушарного рисования;
- научить использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач.
- развивать воображение, мышление, творческий потенциал, творческое самовыражение;
- развивать инициативу и самостоятельность;
- активизировать творческие способности;
- развивать художественный вкус, понимание прекрасного;
- развить стремление к творческой самореализации.
- уравновесить эмоциональное состояние (избавление от стресса и тревог);
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- развить умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
Принципы построения программы:
- доступности;
- научности;
- систематичности и последовательности предлагаемого материала с постепенным усложнением;
- наглядности;
- концентричности – периодического возвращения к ранее пройденному материалу на более высоком уровне;
- здоровьесбережения (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подвижные игры);
- проблемного обучения (ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности);
- психологической комфортности (создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка);
- творчества (формирование способности находить нестандартные решения).
Продолжительность реализации программы 1 год.
Режим занятий
1раза в неделю по 1 занятию.
Продолжительность занятия - 25мину
Участники:
- дети 5-7 лет;
- родители.
Методы и приемы:
- Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого потенциала;
- Зеркальное рисование;
- Рисование двумя руками
- Поочередное рисование руками
- Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, и т.д.
- Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
Правила занятий с ребёнком:
- Не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком.
- Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира.
- Не навязывать свои символы и свое видение.
- Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Достоинства программы:
- положительная эмоциональная атмосфера;
- наличие учебно-тематического плана;
- наличие нетрадиционного художественного материала на базе дошкольных групп;
- гармонизация работы правого и левого полушарий;
Недостатки программы: организуется часть детей группы.
2. Содержательный раздел программы
Перспективный план работы студии «Акварелька»
№ | Месяц | № Неделя | Тема | Кол-во занятий | ||
Сентябрь | ||||||
1 | Организационные занятия | |||||
1 | Досуг «Путешествие в страну Акварелию» | 1 | ||||
2 | Тематическая прогулка «Что нам осень принесла» | 1 | ||||
2 | Фоны | |||||
3 | Игра «Тепло - холодно» | 1 | ||||
4 | «Звездная ночь» | 1 | ||||
Октябрь | ||||||
3 | «Ромашковое поле» | |||||
5 | «Небо, земля» | 1 | ||||
6 | «Трава» | 1 | ||||
7 | «Ромашки» | 1 | ||||
8 | «Сказочная полянка» | 1 | ||||
Ноябрь | ||||||
4 | «Раз - березка, два - осинка» | |||||
9 | «Утро», «Вечер» | 1 | ||||
10 | «Дерево» | 1 | ||||
11 | «Волшебное дерево» | 1 | ||||
5 | «Маленькой елочке холодно зимой» | |||||
12 | «Четыре всадника» (утро, день, вечер, ночь) | 1 | ||||
Декабрь | 13 | «Елочка - красавица» | 1 | |||
14 | «Елочка – колючая иголочка» | 1 | ||||
6 | «Снегири» | |||||
15 | «Морозное дыхание» | 1 | ||||
16 | «Деревья» | 1 | ||||
Январь | 17 | «Снегири» | 1 | |||
18 | «Зимняя сказка» | |||||
7 | «В пещере Горного короля» | |||||
19 | Фон на усмотрение детей | 1 | ||||
Февраль | 20 | «Гора» | 1 | |||
21 | «Отражение» | 1 | ||||
8 | «Море, море – мир бездонный» | |||||
22 | «Небо», «Горизонт» | 1 | ||||
23 | «Вода» | 1 | ||||
Март | 24 | «Рябь», «Морская пена» | 1 | |||
9 | «Закат» | |||||
25 | «Вечереет» ( 1 фон) | 1 | ||||
26 | «Земля», «Трава» | 1 | ||||
27 | «Вечер» (2 фон) | 1 | ||||
Апрель | 28 | «Трава» | 1 | |||
10 | «Одуванчики» | |||||
29 | «Утро вечера мудренее» | 1 | ||||
30 | «Одуванчики» | 1 | ||||
11 | «Котейки» | |||||
31 | «Клубочки», «Ниточки» | 1 | ||||
Май | 32 | «Совушка - сова» | 1 | |||
33 | «Котенок» | 1 | ||||
12 | «Моя картина» | |||||
34 | Фон по замыслу | 1 | ||||
35 | Сюжет по замыслу | 1 |
Ожидаемые результаты освоения программы:
- Овладение техникой правополушарного рисования;
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей, воображения, творческого и пространственного мышления;
- Овладение навыком использования в одной работе разных изобразительных материалов, навыком по составлению сюжетов.
- Овладение умением свободно выражать свой замысел, экспериментировать.
- Развивается связная речь, мелкая моторика рук;
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки.
Тематический план.
- Досуг «Путешествие в страну Акварелию»
Цель: знакомство с материалами, инструментами, оборудованием для изобразительной деятельности.
- Тематическая прогулка «Что нам осень принесла»
Цель: уточнение и расширение знаний детей об осени, сезонных изменений в природе (небо серое, хмурое; листопад; трава потемнела, местами стала коричневая и тд.)
- Игра «Тепло - холодно»
Цель: Формирование понятия детей о теплых и холодных оттенках. Изготовление фонов, используя прямые короткие и длинные мазки, мазки по диагонали.
- «Звездная ночь»
Цель: знакомство с выразительными техниками правополушарного рисования (набрызг); упражнение в нанесение коротких мазков по – диагонали; развитие творческих способностей, наблюдательности, эстетического восприятия, чувства цвета и самостоятельности при изображении ночного неба.
- «Ромашковое поле»
- «Небо, земля»
Цель: упражнение детей в умении наносить короткие и длинные мазки для изображения неба и земли; развитие чувства цвета, наблюдательность, воображение.
- «Трава»
Цель: ознакомление с техникой «Перевернутого листа», инструментами, используемыми для изображения травы (малярная кисть, веерная кисть, щетина плоская, круглая, тонкая длинная кисть №1)
- «Ромашки»
Цель: формирование представления детей об изображении предметов, расположенных близко и далеко с различных сторон. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, самостоятельности.
- «Сказочная полянка»
Цель: формирование умения самостоятельно создавать картины природы, используя изученные техники. Развитие творческих способностей, воображения, чувства цвета.
- «Раз - березка, два - осинка»
- «Утро», «Вечер»
Цель: ознакомление с выразительными техниками, помогающими изобразить различное время суток; закрепление использования коротких и длинных прямых и по – диагонали мазков, умения рисовать всем ворсом кисти и ее концом; закрепление знания о теплых и холодных тонах.
- «Дерево»
Цель: формирование умения рисовать с натуры силуэты деревьев; ознакомление с техниками изображения листьев (метод тычка, перекрестные мазки, примакивание); развитие композиционных умений, чувства цвета, эстетическое восприятие.
- «Волшебное дерево»
Цель: формировать умение самостоятельно придумывать и воплощать свой замысел, используя знакомые техники; закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Развитие творческих способностей, воображения, эстетического восприятия.
- «Маленькой елочке холодно зимой»
- «Четыре всадника» (утро, день, вечер, ночь)
Цель: закрепление умения, используя выразительные техники правополушарного рисования, изображать время суток. Развитие чувство цвета, эстетического восприятия.
- «Елочка - красавица»
Цель: ознакомление с техникой тычкования. Развитие композиционных умений, памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
- «Елочка – колючая иголочка»
Цель: ознакомление с техникой точечного рисунка (пуантилизм). Развитие композиционных умений, памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
- «Снегири»
- «Морозное дыхание» (фон)
Цель: ознакомление с техникой мазков о кругу, рисованием пальчиком (солнце). Развитие пространственного восприятия и мышления, чувства цвета.
- «Деревья»
Цель: формирование представления о дальнем и ближнем плане. Закрепление использование техник для изображения деревьев. Развитие композиционных умений, чувства цвета.
- «Снегири»
Цель: знакомство с выразительными техниками изображения снегиря. Закрепление разных приемов рисования кистью (всем ворсом и концом). Развитие зрительного внимания, пространственной ориентировки, воображения, вариативности мышления.
- «Зимняя сказка»
Цель: формирование умения предавать свое видение картины, отражать свое настроение в цвете. Развитие творческих способностей.
- «В пещере Горного короля»
- Фон на усмотрение детей
Цель: формирование уменияпередавать в картине свое настроение (цвет); закрепление умения наносить кистью прямые, круговые и по - диагонали мазки. Развитие творческих способностей.
- «Гора»
Цель: развитие умения отражать в рисунке свои представления о природных ландшафтах; упражнять в смешивании цветов («подружить» фон с изображением объектов).
- «Отражение»
Цель: ознакомление с техникой изображения отражения в воде (двойные изображения, зеркально – симметричные). Тренировка в рисовании сухой кистью, тонкой кистью, использование процарапывания. Развитие композиционных умений, вариативности мышления, эстетического восприятия.
- «Море, море – мир бездонный»
- «Небо», «Горизонт»
Цель: знакомство с техникой растяжки; развивать умение самостоятельно отображать свое видение картины (небо ясное, небо хмурое); развивать творческие способности.
- «Вода»
Цель: ознакомление с техниками изображения воды (более темный цвет, разнообразные мазки). Развитие умения отражать в рисунке впечатления о море, реке, озере (впечатления об отдыхе на море, речке).
- «Рябь», «Морская пена»
Цель: расширение знакомствас техниками изображения воды (рябь, пена) - сухая кисть, процарапывание. Закрепление умение изображать отражение в воде. Знакомство с методом рисования двумя руками. Развитие творческих способностей, произвольного внимания, памяти.
Список информационных источников:
- Бетти Эдвардс http://www.drawright.com/
- Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г.
- Бетти Эдвардс «Открой в себе художника», Минск: изд Попурри. 2010, 288с.
- Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс,wwwnaydisebyaru
- Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками поизобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО«Попурри», 2005. – 256с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚»,1998.– 256с.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство«Астрель», 2005. – 63с.
- ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,2003.– 96с.
- Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчествадетей 5-7 лет. – Москва, 2001.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитиедошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольныхобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.1
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. –128с.
- Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольноговозраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ«Сфера», 2004 – 128с.
- Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
- Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. –144с.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 93-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.– 64с.2
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –Дидактика», 2006. – 108с.
- Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей».2006. – 128с.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:КАРО, 2007. - 96с.
Отчет о проверке на заимствования №1
Автор: sandulyakanuta@mail.ru / ID: 6255742
Проверяющий: (sandulyakanuta@mail.ru / ID: 6255742)
Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат»- http://users.antiplagiat.ru
ИНФОРМАЦИЯ О ДОКУМЕНТЕ
№ документа: 5
Начало загрузки: 08.01.2019 22:39:40
Длительность загрузки: 00:00:00
Имя исходного файла: Программа правополушарное
Размер текста: 752 кБ
Cимволов в тексте: 20124
Слов в тексте: 2298
Число предложений: 202
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТЧЕТЕ
Последний готовый отчет (ред.)
Начало проверки: 08.01.2019 22:39:41
Длительность проверки: 00:00:00
Комментарии: не указано
Модули поиска:
ЗАИМСТВОВАНИЯ
36,06%
ЦИТИРОВАНИЯ
0%
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
63,94%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста "Сотвори радость"
Программа разработана для работы с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области "Художественное творчество",способствует развитию творческих способностей детей , развитию мелкой м...
Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»
Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом"
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом" для детей 6-7 лет. Нетрадиционные техники: Граттаж, макаронная технология, торцевание, изготовление объе...
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом"
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом" для детей 5-7 лет. Нетрадиционные техники: граттаж, макаронная технология, квиллинг, оригами, торцевание...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Рабочая программа студии развития детей "Топ-хлоп"
Рабочая программа студии развития детей "Топ-хлоп" по развитию музыкально-ритмического воспитания с элементами музицирования и логоритмики для детей младшего и старшего дошкольного воз...
ПРОГРАММА по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет через тестопластику "Талантики"
«Истоки способностей и дарований детей– на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки, которые питаютисточник творческой мысли»В. А. Сухомлинский...