Программа "Студия раннего развития"
рабочая программа (младшая группа)
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.i_ryanina_programma_studiya.docx | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Ивушка» структурное подразделение Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
Согласовано: Педагогический совет «___»_________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор филиала детского сада «Чебурашка» _______________А. В. Сухинина приказ №____ от «___»_______г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Студия раннего развития «Непоседы»
Составила: Рянина Надежда Ивановна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
II. Цели и задачи реализации программы 5
III. Учебно – тематический план. 5
IV. Содержание программы 14
V. Годовой календарный учебный график 15
VI. Организационно – педагогические условия реализации программы 15
VII. Планируемые результаты 15
VIII. Оценочные и методические материалы 15
- Формы контроля: 15
- Критерии отслеживания освоения программы: 15
-Условия реализации программы 16
- воспитательная работа 16
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный период в развитии психики ребёнка, который предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Программа разработана на основе комплексной программы психологических занятий с детьми раннего возраста Роньжиной А.С. и комплексных развивающих занятий с детьми раннего возраста Хомяковой Е.Е. и учитывает все основные особенности развития ,свойственные данному возрасту.
- Цель программы
Содействовать гармоничному сенсорному и речевому развитию ребёнку раннего дошкольного возраста.
Задачи:
-Формировать познавательную активность, любознательность и расширить кругозор детей.
-Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
-Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства, их назначение, особенности.
-Создавать эмоционально- положительное настроение без эмоционального и мышечного напряжения.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 2 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Цель | ||
сентябрь |
1.«Спрячь мышонка» Дидактическая игра 2.«Птичка в клетке» Дидактическая игра 3. «Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.». Игровое занятие 4.«Найди такой же по цвету и форме». Игровая деятельность 5.«Осенний листопад» Интегрированная деятельность. 6. «Матрёшки» Дидактическая игра. 7. «Божья коровка». Игровое занятие. 8.«Мишка- топтыжка». Игра | -создание радостного настроения .желания взаимодействовать друг с другом. - развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. -учить находить и правильно называть цвета, развивать умение сравнивать предметы по величине. -развитие пространственной ориентировки, сравнение классификация предметов по цвету. -согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры. -развивать слуховое внимание, умение рассматривать и сравнивать предметы. -развивать координацию движений, мелкую моторику ,внимание и речь. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, следовать правилам игры, закрепить умение определять цвет. | ||
октябрь | 1.Знакомство с формой: овал, круг. Интегрированная деятельность. 2.Накорми мишек» Дидактическая игра 3.«Спрячь зайку от лисы» Игровое занятие.
4.«Чудесный мешочек» Игровое занятие. 5 «Играем в кубики» Строительная игра. 6. «Пирамида» Дидактическая игра. 7. «Домик» Интегрированная деятельность. 8.«Весёлая прогулка» Игра. | -Развитие и закрепление понятий: овал, круг, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. -знакомство с параметрами трёх величин. -продолжать дифференцировать предметы по цвету, сопоставлять соответствующие по величине предметы. - развивать умение сравнивать предметы по форме и величине. -формирование понятий : куб , квадрат -обогащать словарный запас. Формирование понятия: треугольник, пирамида.
-сравнение предметов, формирование Понятий: треугольник, куб, квадрат, круг. -развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, выполнять правила игры. развитие координации движений | ||
ноябрь | 1.«Кто где спит» Дидактическая игра. 2.«Игра с мячами» Интегрированная деятельность 3.«Построим башню». Строительная игра 4. « Окраска воды» Опыты в детской лаборатории 5 « Какой формы предметы в нашей группе?» Игровое занятие 6. «Цвет и форма». Сенсорное лото. 7.«Составные картинки» Дидактическая игра. 8. «Весёлые картинки» Игровое занятие в песочной студии. | -формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы. -сравнивать предметы по трём параметрам. -развивать умение координировать действия в групповой деятельности. -развивать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности. -развивать познавательный интерес, аргументировать свой ответ -ориентироваться в различных величинах. -развивать координацию движений, общую и мелкую моторику руки ,внимание, речь. -развивать умение выражать свои знания о геометрических фигурах в рисовании песочных историй. | ||
декабрь | 1.«Здравствуй, зима» Интегрированное занятие. 2. «Три медведя» Игровая деятельность. 3. «Пушинка и камень» Опыты в детской лаборатории. 4. «Автомобильная трасса» Игровое занятие. 5. «Заяц и Лиса» Интегрированное занятие. 6. «Мякиши» Игровое занятие. 7.«Снеговик-почтавик» Дидактическая игра. 8.«Наряжаем Ёлочку» Творческая мастерская
| - познакомить детей с признаками зимы, повторить и закрепить пройденный материал. - развивать у детей зрительное внимание. Формирование навыков распознавания эмоций. -развивать сенсорное восприятие, интерес к опытам и экспериментам. -формирование пространственной ориентировки, первоначальные основы правил дорожного движения и личной безопасности. -развитие навыков сочувствия и сопе- реживания ,развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха и правилами игры. -развитие познавательно-исследовательской деятельности. -развивать зрительное восприятие, внимание, умение соотносить схему с реальным изображением. -отражать в своих рисунках. поделках свои знания и умения, развивать творческое воображение и дизайнерские решения. | ||
январь | 1.«Хвост у петуха» - цвет. Игровое занятие 2.«Магазин» Дидактическая игра 3.«Кто выше» Игровое упражнение 4. «Собери цветик- семицветик» Интегрированная деятельность 5.«Зимняя рыбалка» Игровое занятие 6.«Сделай поровну» Игровое упражнение | - группировать предметы по цвету. -развитие зрительного внимания и умения контролировать и координировать свои действия. -ориентация в разных величинах. -развивать умение определять и группировать предметы по цвету. -формировать представление о величинах. -формировать навыки количественного счёта. | ||
февраль | 1.«Живое домино» Дидактическая игра 2.«Кто быстрее свернет ленту» Игра-соревнование. 3.«Построим башню» Строительная игра. 4 «Где вагончик?» Интегрированная деятельность. 5. «Геометрический конструктор» Продуктивная игровая деятельность. 6. «Что изменилось?» Игровое занятие. 7. «Какой сегодня день? Игровое занятие 8.«Разложи правильно» Строительная игра | -развивать умение следовать правилам игры и соотносить предметы по заданному признаку. -формировать представление о величинах, развивать координацию движений ,мелкую моторику и речь. -интерес к совместной деятельности, зрительное внимание, умение соотносить схему с реальным изображением. -развитие навыков пространственной ориентировки. -развивать мышление ,закреплять представления о геометрических фигурах. -развивать умение раскладывать счётные палочки по образцу. -знать дни недели. -уметь сравнивать предметы по трём признакам. | ||
март | 1.«Стираем платочки» Интегрированная деятельность . 2.«Бусы для мамы» Творческая мастерская. 3.«Весенняя капель» Игровое занятие. 4.«Разные следы» Занятие с песочными экранами. 5.«Лесные чудеса» Игровое занятие 6.«Цветные ладошки» Творческая мастерская 7.«Теремок» Интегрированная деятельность
8.«Журчат ручьи» Опыты и эксперименты на прогулке | -развивать умение согласовывать свои действия с ритмом стиха. правилами игры, развитие мелкой моторики и координации движения. -развивать тактильные восприятия, знакомить со свойствами предметов. -знакомить с характерными признаками весны, развивать тактильные ощущения , зрительную память. -развитие творческого воображения, координации движения и мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. -развивать умение следовать правилам игры, координацию движений, применять в игре свои навыки и умения. -уметь выкладывать изображение из деталей, используя образец. -формировать умение соотносить предметы, и распределять их по заданному признаку. -расширить кругозор детей, развивать интерес к поисковой и исследовательской деятельности. | ||
апрель | 1.«Зоопарк» Интегрированная деятельность 2.«Наш любимый Мишка» Дидактическая игра 3.«Сложи рисунки из фигур» Дидактическая игра 4.«Где фигура?» Игровое занятие 5.«Сложи радугу» Игровое занятие 6.«Расставь игрушки» Интегрированная деятельность 7. «Колючий Ёжик» Дидактическая игра 8. «Прогулка под дождём» Занятие в песочной студии | -формирование понимания величин длины -развивать координацию движений, формировать понятия тяжёлый и лёгкий. -развивать умение складывать по образцу узор из геометрических фигур разного цвета. -развитие зрительной памяти, логического мышления и пространственного расположения. -закреплять цвета, развивать внимание, речь. -развивать умение раскладывать фигуры, похожие по форме .величине и цвету. -развитие тактильных ощущений, умение раскладывать предметы поровну и объяснять полученные результаты. -закрепить умение изображать предметы по характерным признакам. | ||
май | 1.«Семья» Интегрированная деятельность 2.«Соберём карандаши» Игровое занятие 3.«Найди место» Дидактическая игра 4.«Украсим сад флажками» Игровое занятие 5.«Сложи из частей» Дидактическая игра 6.«Деревня» Игровое занятие
Игровое занятие на прогулке 8.«Игрушки» Итоговое, диагностическое | -развитие умения соотносить предметы с его словесным обозначением, формировать словарь по теме -уметь различать предметы по внешним признакам. -Развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, сравнивать предметы. -уметь различать фигуры по цвету и выполнять их чередование по образцу. -зрительное восприятие, развитие логического мышления. -формировать умение моделировать из разных деталей. -уметь измерять длину и величину предметов. -проверка полученных знаний и умений |
IV. Содержание программы
В основе программы лежит идея о том , что каждый год жизни ребёнка является важным для становления определённых психических новообразований. Младший дошкольный возраст - важный этап в развитии психики ребёнка.
В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.
Активизация восприятия возможна при включении в доступные виды деятельности. Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям. У ребёнка могут обнаружиться серьёзные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Программа разработана с учётом закономерностей формирования восприятия и особенностей усвоения сенсорных эталонов детьми этого возраста. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведётся работа ,направленная на развитие моторики и координации движений.
Использование различного дидактического материала6 конструктор ЛЕГО,ТИКО, блоки Дьенеша, мозаики, счётные палочки, геометрические наборы и др. позволяют вносить разнообразие в игровую деятельность и открывает простор для творчества педагога.
V.Годовой календарный учебный график
Длительность одного занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество занятий в месяц | Количество часов в месяц | Количество занятий в год | Количество часов в год | |
3-й год жизни | 10 мин | 2 | 20 мин. | 8 | 4 часа | 69 | 34,5 часа |
4-й год жизни | 15 мин. | 2 | 30 мин. | 8 | 4 часа | 69 | 34,5 часа |
VI.Организационно-педагогические условия реализации программы.
Условия для реализации программы созданы в группе детского сада и осуществляется деятельность во вторую половину дня. Дети принимаются без специальных умений и навыков.
Структура занятий
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих действий всей группы: дети дружно шагают, хлопают ладошками по мячу, выполняют задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают им настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции ,активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой сменой сюжета, малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения объединены в игровой сюжет. Комплектование и количество модулей варьируется педагогом. Он вправе сократить, изменить последовательность частей в связи с настроением детей.
Занятия длительностью 10- 15 минут проводятся 2 раза в неделю индивидуально или по подгруппам. На первом занятии проводится диагностика, все результаты фиксируются в протоколе. Во время занятий ведется наблюдение за выполнением заданий. Последнее занятие диагностическое, а 67 занятий развивающих.
VII.Планируемые результаты.
Воспитанники приобретают знания:
- о различных эмоциях;
-элементарных математических величин;
- о свойствах и признаках предметов.
У воспитанников формируются представления:
- о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина);
- об общениях;
У воспитанников развиваются умения:
-подчинять свои действия правилам;
- общая координация движений
Оценочные и методические результаты
- формы контроля
1.Диагностика, наблюдение
2. Опрос родителей
-Критерии отслеживания освоения программы
Диагностика эффективности программы осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
- умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
- эмоциональное отношение к предложенной деятельности.
За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
-
Условия реализации программы:
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий и предметной развивающей среды для работы студии раннего развития. Гибкая форма организации студии в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения – пальчиковые игры, релаксационнные паузы и физминутки. Формы проведения деятельности различны.
-воспитательная работа
-литература
Структура занятия:
- Ритуал приветствия;
- Основная часть,
- Ритуал прощания.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», « Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.
Объекты программы
- Дети 2-3 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Принципы комплектования группы и организации работы.
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 34 занятий по 10-12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
Предполагаемый результат:
Поэтапный план реализации программы
Подготовительный этап:
1.Создание предметно-пространственной среды в группе:
а) изготовление картотеки игр, сбор художественного слова(стихотворений, потешек, загадок).
б) изготовление атрибутов для ООД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий на период учебного года ( сентябрь 2018- май 2019.)
Заключительный этап:
1.Диагностические исследования, анализ и подведение итогов.
2. Прогнозирование развития и корректировка деятельности студийной работы.
3.Освещение и трансляция опыта работы студии для детей раннего развития.
ПРОГРАММА
дополнительного образования «Капелька»
(для детей группы раннего возраста)
Автор: Воспитатель МДОУ Новомалыклинский детский сад «Солнышко»
Насонова Светлана Михайловна
с. Новая Малыкла, 2017 г.
Дополнительное образование
Кружок «Капелька»
Пояснительная записка
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе. Исследования Н. Н. Поддъякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводиться в практическую деятельность. Поэтому важно, чтобы педагог активизировал детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций через экспериментирование. Использование поисковой деятельности детей (особенно самостоятельно) характеризуется эпизодичностью, позицией воспитателя над ребенком, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной организации.
Актуальность. Детское экспериментирование является одним из важнейших методов развития естественнонаучных представлений малышей. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, формирует основы логического мышления, что обеспечивает максимальную эффективность его интеллектуального развития.
Цель: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
• Формировать представления ребенка об окружающем мире.
• Продолжать развивать способность детей к пониманию речи окружающих.
• Способствовать зарождению интереса к художественному слову.
• Формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.
• Приобщать детей к миру природы и экспериментированию.
• Обогащать чувственно — сенсорный опыт в процессе знакомства с различными предметами и материалами.
Условия, необходимые для осуществления познавательно-исследовательской деятельности:
• Создание и обогащение предметно — развивающей среды.
• Разработка конспектов занятий, игр, бесед, экскурсий, опытов.
• Приобретение дидактического материала, накопление природного и бросового для использования в исследовательской деятельности.
• Обеспечение безопасности детей во время исследовательской деятельности.
• Соблюдение санитарно—гигиенических требований.
Работа проводится с детьми, начиная с полуторного возраста.
Занятия проводятся во второй половине дня, 2 раза в месяц, 18 занятий в год.
Продолжительность занятий 8-10 минут. При сохранении интереса у детей и желании продолжать деятельность, занятия могут быть продлены на 4-б минут.
Занятия проводятся в игровой форме, с использованием персонажей, игрушек и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь различать воду в разном состоянии (вода, снег, лёд).
2. Уметь пользоваться во время опытов материалами разного качества.
3. Определять и называть качества и свойства исследуемого объекта.
Учебно-тематический план работы
кружка «Капелька»
Форма
проведения Тема занятия Цель Оборудование
Сентябрь 2-я неделя
Знакомство с разными состояниями воды
Наблюдение за работой взрослого. Опыт № 1 Физические свойства воды
Формирование начальных представлений о свойствах воды; Игрушка Капитошка (синий воздушный шарик, надутый в виде капли). Тазик с водой, тряпочка, бумага.
Сентябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 2 Исследование физического свойства воды (теплая-холодная) Познакомить детей со свойствами воды: бывает теплая и холодная, смачивает предметы Два тазика - с холодной и теплой водой.
Октябрь 2-я неделя
Окрашивание воды. Опыт № 3 «Вот какая разная: белая и красная» Выявить свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет. Акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Октябрь 4-я неделя
Практическая деятельность детей. Опыт № 4 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Поролоновая губка, пластмас-совый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ноябрь 2-я неделя
Замораживание в формах воды разного цвета. «Чудесные бусы» (превращение воды в лед) Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лед. Формы для замораживания воды разных размеров.
Ноябрь 4-я неделя
Д/и «Плывет кораблик»
(Камешки тонут, кораблик — нет) «Тонут — не тонут» Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды. Таз с водой, камешки разного размера, игрушка кораблик.
Декабрь 2-я неделя
Наблюдение за таянием снега «Снег — вода» Дать детям представление о свойстве снега превращаться в воду, развитие тактильных ощущений Игрушка снеговик, чистый снег в тазу.
Воздух
Декабрь 4-я неделя
Дуть через соломинку в стакан с водой.
Опыт № 1. «Буря в стакане» Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы Стаканчики с водой, трубочки.
Январь 2-я неделя
Практическая деятельность детей Опыт № 2. «Надувание мыльных пузырей»Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Вызвать желание пускать мыльные пузыри. Мыльные пузыри.
Январь 4-я неделя
Дети дуют каждый в свою мисочку. В каждой миске свое «море» -
получаются волны. «Море волнуется — раз.»
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, развитие любознательности. Миски с водой.
Опыт с землей, песком
Февраль 2-я неделя
Наблюдение за опытом взрослого Свойства песка Дать детям представление о свойствах песка. Формочки для песка, песок.
Февраль 4-я неделя
Д/и «Мельница» (песок сыплется через воронку) Сухой песок Расширять знания детей о свойствах сухого песка - сыплется, не прилипает, рыхлый. Песок, емкости для песка, воронка.
Март 2-я неделя
Из мокрого песка можно «лепить» куличики и строить крепость. Опыт № 2. Мокрый песок Расширять знания детей о свойствах мокрого песка - лепится, прилипает к рукам Песок, формочки, подносы, лейка с водой.
Март 4-я неделя
Подготовить емкость для земли, насыпать и посадить лук или комнатное растение. Мини — огород (наблюдение) Дать детям знания о том, что для жизни растениям нужны земля, вода и тепло. Емкость для земли, земля, лук, лейка с водой.
Знакомство с солнцем
Апрель 2-я неделя
Наблюдение за солнцем в ясную погоду «Солнышко, посвети» Дать детям представление о солнце - греет и светит.
«Поймай зайчика» «Солнечные зайчики» Познакомить с естественным источником света - солнцем. Маленькие зеркала
Знакомство с природными материалами
Апрель 4-я неделя
Шишки шероховатые на ощупь, а камни гладкие (дети обследуют предметы, развитие тактильных ощущений). Опыт № 1. «Шишки и камни» Знакомить с природными материалами - камни, шишки. Развивать тактильные ощущения, познавательную активность. Камешки разной величины и структуры, шашки
Листочки летят, плавают в воде, шуршат под ногами. Опыт № 2. «Листочки»(природный материал) Формировать знания о листьях деревьев - легкие, летят на ветру, шуршат под ногами. Листочки, емкость с водой.
Итого: 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
Раннее развитие и раннее обучение
Развитие ребёнка...
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».
Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...