Методическая работа в ДОУ
методическая разработка на тему

Алексеева Наталия Николаевна

Ценность методической работы определяется целью: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Концепция деятельности методической службы включает: систему идей, взглядов, методологических подходов, принципов, цели и задач и др., обосновывающих созданную модель.

При построении модели методической службы мы основывались на таких методологических подходах, как: системный, функциональный, ситуационный, дифференцированный.

Деятельность методической службы выстраивается с позиции трех управленческих уровней: стратегического, тактического и информационно-аналитического.

Эффективность деятельности методической службы оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_metodicheskoy_sluzhby_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Старшие воспитатели Алексеева Н.Н., Кочетова О.А.

Модель методической службы дошкольного учреждения

Актуальность

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые требования ФГОС дошкольного образования к определению структуры, условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. И в нашем регионе, как и в других регионах России, дошкольные образовательные учреждения, испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.

В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов-дошкольников рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.

Концепция деятельности методической службы

        Концепция деятельности методической службы включает: систему идей, взглядов, методологических подходов, принципов, цели и задач и др., обосновывающих созданную модель.

        Основополагающая идея, которой мы руководствовались, создавая модель методической        службы: чем лучше и точнее модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи тем, кто ее будет воплощать в жизнь.

Эта идея предъявляет к модели методической службы ряд требований:

- модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции;

- модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.;

- модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий “внешней” по отношению к модели среды;

- проверяемость модели на достоверность: установить, все ли существенные компоненты реальной действительности встроены в модель.

Таким образом, цель деятельности методической службы можно сформулировать следующими направлениями: создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной  образовательной программы дошкольного образования; осуществление непрерывного образования педагогов; развитие профессиональных потребностей всех членов педагогического коллектива; создание в образовательном учреждении коллектива единомышленников.

Цель определяет задачи:

- создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации, концентрация ценного опыта достижений в образовательной практике;

- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;

- оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;

- определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной образовательной программы дошкольного образования;

- организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;

- способствование созданию программно-методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;

- обеспечение проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;

- осуществление контроля за выполнением требований ФГОС дошкольного образования;

- способствование саморазвитию, повышению квалификации педагогических кадров.

        При построении модели методической службы мы основывались на таких методологических подходах, как: системный, функциональный, ситуационный, дифференцированный.

Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движений в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой.

Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства  обучения отвечают потребностям  и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели.

Ситуационный подход – структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется  конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются по сходным индивидуальным, личностным качествам.

        Основной принцип построения модели методической службы: «принцип командного управления», который предполагает создание «команд» (мобильных функциональных подразделений), которые рассматривают и решают вопросы с позиции трех управленческих уровней (стратегического, тактического и информационно-аналитического). Каждый педагог имеет возможность стать участником «команды» в соответствии со своими актуальными потребностями и ожиданиями учреждения.

Организационная структура методической службы

Выбирая организационную структуру для модели методической службы, мы сразу отказались от традиционной линейной структуры из-за ее недостаточной эффективности. (Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы. Такая организация деятельности минимизирует инициативу, творчество педагогов, а также снижает гибкость управления).

        Учитывая приоритетное направление деятельности нашего учреждения (духовно-нравственное развитие дошкольников), а также основной подход, который мы используем для реализации приоритетного направления (социально-педагогическое проектирование), при создании модели методической службы нами была выбрана матричная линейно-функциональная организационная структура:

-  наличие функциональных подразделений, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов (команда «Образовательные области», команда «Коррекционная педагогика», команда «Проект» и др.);

- одновременная реализация многих проектов (один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов,  не имеющих административных полномочий).

  Деятельность методической службы выстраивается с позиции трех управленческих уровней: стратегического, тактического и информационно-аналитического.

На стратегическом уровне  определяются приоритетные направления развития методической и научно-исследовательской работы педагогов; программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; обобщение и распространение передового педагогического опыта. В нашем учреждении стратегический уровень представлен научно-методической командой (НМК) и педагогическим советом. В научно-методическую команду включаются: заведующий, заместитель заведующего, старшие воспитатели, воспитатели высокого профессионального уровня, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования. На заседаниях педагогического совета учреждения коллегиально обсуждаются, корректируются и утверждаются направления деятельности, разработанные научно-методической командой.

Тактический уровень  представляет собой взаимодействие инвариантной (стабильной) и вариативной (меняющейся) составляющих методической службы, представленных разнообразными направлениями работы с педагогами.

Инвариантная составляющая включает рассмотрение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Главная цель – совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта, создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.  Инвариантная составляющая представлена командами:

- «Образовательные области» (состав команды: заместитель заведующего, старшие воспитатели, воспитатели) -  помощь педагогам в организации образовательной деятельности по образовательным областям (формы: семинар «Образовательные технологии деятельностного типа», еженедельная пятиминутка «Глоссарий», консультации)

- «Коррекционная педагогика» (состав команды: учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп комбинированной направленности) – помощь педагогам в организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (формы: творческие группы, интегрированные занятия);

- «Профстандарт» (состав команды: заместитель заведующего, старшие воспитатели) – подготовка педагогов к работе в условиях введения Профессионального стандарта педагога (формы: семинар)

Вариативная составляющая более гибкая, отвечает на актуальные запросы, ожидания, проблемы, возникающие в практической деятельности педагогов, решение которых может быть найдено в процессе организации проектной деятельности, социального партнерства.

Вариативная составляющая представлена командами:

- «Проект» (состав команды: старшие воспитатели, все педагоги учреждения) – планирование и практическое воплощение педагогических и социально-педагогических проектов, направленных на организацию деятельности по реализации приоритетного направления (духовно-нравственное развитие дошкольников), основная форма: проект;

- «Социальное партнерство» (состав команды: заведующий, заместитель заведующего, старшие воспитатели) – организация взаимодействия всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ребенка на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (города Тамбова) и привлечения родительской общественности, квалифицированных кадров из разнообразных общественных организаций, учреждений культуры и образования (формы: клуб, конференция, экскурсии).

Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне - это звено, которое непосредственно воплощает идеи, решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне.

Информационно-аналитический уровень представлен Программой внутренней системы оценки качества образования.

        Оценку качества осуществляют мониторинговые группы:

- мониторинговая группа №1 «Качество условий» - заведующий, заместитель заведующего, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, медицинская сестра, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели  высокого профессионального уровня.

- мониторинговая группа №2 «Качество процессов» - заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели высокого профессионального уровня.

- мониторинговая группа №3 «Качество результата» - заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель.

Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»

Программа внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»

Направления внутренней оценки качества образования

качество условий

качество процессов

качество результата

мониторинговая группа №1

«Качество условий»

мониторинговая группа №2 «Качество процессов»

мониторинговая группа №3

«Качество результата»

Сбор документально зафиксированных количественных и качественных результатов оценки, заполнение «Диагностической матрицы по определению количественных и качественных показателей системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении»

Анализ полученных результатов внутренней системы оценки качества образования

Выводы, принятие управленческих решений, выработка стратегий на основе полученных результатов

Эффективность деятельности методической службы оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов. Критерии эффективности работы:

Эффективность для ребенка:

  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;

Эффективность для родителя:

  • положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей помогать ДОУ;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;

Эффективность для педагога:

  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности.

Методическая служба является связующим звеном между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующим становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала.

Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами.

Таким образом, главные ориентиры результативной деятельности предложенной модели командного управления - рост профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения и увеличение возможностей отдельных профессиональных объединений педагогов. В целом представленная модель методической службы:

- создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;

- отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др., что находит отражение методических секциях, творческих мастерских, научно-исследовательских коллективах и т.п.;

- ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, оставляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;

- реализуется на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);

- строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней;

- учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории  развития профессиональной компетентности педагогов, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня и содержание педагогической деятельности         

Представленная модель методической службы дошкольного образовательного учреждения является открытой системой: в ней возможны изменения и корректировки, которые определяются необходимостью обеспечения системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам современного общества.

Реализация описанной модели методической службы образовательного учреждения направлена на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и возможна при условии создания непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров.

Успех предлагаемой модели зависит от желания и готовности к совместной работе администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения, от консолидации их в коллектив единомышленников, выработки единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Самостоятельная работа № 9 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Анализ работы методического кабинета ДОУ».

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического ...