Педагогический совет "Взаимодействие ДОУ и семьи"
методическая разработка на тему

Зыкова Наталья Васильевна

Организайия и проведение педагогического совета "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи».

Дата проведения:_______________

Место проведения:_________________

Присутствовали:________ человек.

Цель: Активизация работы педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями.

Задачи:

  1. Совершенствование форм работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей.
  2. Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между детским садом и семьей.
  3. Удовлетворение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода дошкольного детства.
  4. Реализация индивидуального образовательного запроса.
  5. Реализация личностно-профессионального роста педагогов ДОУ — специалистов и воспитателей.

Подготовительная работа:

1. Консультация для воспитателей на тему: «Новые подходы к организации воспитания и обучения в ДОУ в соответствии с ФГОС»

2. Показ музыкальной сказки для родителей «Колобок», показ сказки для детей «Гуси-лебеди»

3.Тематический контроль «Организация работы педагогов по взаимодействию детского сада и семьи».

4. Фестиваль «Мамино сердечко»  

5. Анкетирование родителей (образец в приложении)

    6. Тестирование педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (образец в приложении)

Форма проведения: интерактивное общение

План проведения педагогического совета 

1. Вступительное слово руководителя дошкольного отделения (в сокращении)

    2. Презентация «Интерактивные формы работы с родителями» (в приложении)

3. Итоги тематического контроля (краткая справка) 

4. Деловая игра.

5. Решение педагогического совета.

Ход педагогического совета:

1.Вступительное слово 

Сообщение руководителя дошкольного отделения на тему «Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей» (краткое содержание).

Одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность», а одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому взаимодействие с семьями воспитанников – важная и сложная сторона деятельности всех работников ДОУ.

Руководитель поставила перед коллективом ДОУ следующие цели в работе с семьями воспитанников:

  • Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между детским садом и семьей;
  • Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий;
  • Удовлетворение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода дошкольного детства;
  • Реализация индивидуального образовательного запроса;
  • Широкое применение родителями педагогических умений и приемов в общении с ребенком;

Итог: Для достижения поставленных целей творческой группе разработать проект по работе с родителями в ДОУ.

2. Презентация «Интерактивные формы работы с родителями»

3. Итоги тематического контроля –справку составляет методист

4. «Деловая игра» - проводит методист

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: рабочие группы формируются для каждой части методом жребия, руководитель - эксперт.

Ход игры.

1 часть. Теоретическая.

1 задание.

Цель: приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива

Вопросы для групп выбираются в игре «Чудесный мешочек»

  • Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  • Перечислите формы работы с родителями.
  • Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  • Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
  • Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  • Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  • Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие? Что это даёт педагогам и родителям?
  • В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

2 задача

Цель: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач

На доске нарисована таблица. В нее вписаны «блоки» и «задачи». В ходе обсуждений группы вписывают «формы работы».

Методист: Анализируя анкеты родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума). Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия, родительские собрания, консультации, наглядная агитация (буклеты, брошюры)

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль работы ДО

Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, фестивали мастерства

3 часть. Практическая.

  1. Задача.

Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
  3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

2.Задача

Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».

Цель: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, педагоги представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Определите последовательность действий при организации встречи (содержание текста на карточках)

  • Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учётом данных о семьях воспитанников.
  • Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  • Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  • Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Определите последовательность действий при проведении встречи (содержание текста на карточках)

  • Трансляция родителям положительного образа ребёнка; Цель: установление доверительных отношений с родителями:
  • Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье;

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству:

  • Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка;

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству:

  • Совместное исследование и формирование личности ребёнка;

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

3.Задача.

Разбор педагогической ситуации:

«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)

Итог дискуссии: В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения и дать ему возможность высказаться;

- настойчиво обозначить границы, установить их;

- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и успокоиться) ;

- избегать скоропалительных выводов;

- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Методист: Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим приоритетные правила общения с родителями. 

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении (позитив и улыбка).
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

Методист: Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога», в сфере общения с родителями воспитанников. Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов).

Наличие у педагога определенных компетенции изложены в профессиональном стандарте «Педагог» от 18.10.2013 г. №544н. В трудовых функциях воспитательной деятельности описаны трудовые действия, необходимые умения и знания какими должен обладать педагог, общаясь с родителями. Рассмотрим только функции касающиеся работы с родителями:

Трудовые действия

Определение и принятие четких правил поведения воспитанниками в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует. 
    5. Решение педагогического совета. 

Сегодня мы обсудили одну из важнейших задач, которые стоят перед дошкольным отделением. Какие выводы вы сделаете из материала данного педсовета, напишите на листах – это и будет решением педсовета.

Решение педагогического совета.

  1. Организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска»: ответственный педагог-психолог.
  2. Использовать в работе с родителями инновационные формы и методы для просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
  3. Способствовать активному участию родителей в жизни ДОУ.
  4. Составлять планирование в разделе «Взаимодействие с родителями» используя проектную деятельность.



Предварительный просмотр:

«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».

Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению. 

Методика проведения. Вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда». 

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?


Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков. 

ШИФР: Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый. 

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей на педсовете по теме: Организация работы (взаимодействия) с родителями Методист Зыкова Н.В. ГБОУ Школа 1130 дошкольное отделение № 3

Слайд 2

Формы работы: индивидуальные, групповые коллективные Направления работы: Информационно-аналитические Информационно-ознакомительные информационно-просветительские Наглядно-информационные Познавательные Досуговые

Слайд 3

Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Слайд 4

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Слайд 5

Индивидуальные формы работы Родительские собрания Конференции Консультации Беседы Вечера для родителей Кружки для родителей Тематические выставки Диспуты Педагогические советы Встреча с администрацией Школа для родителей Групповые формы работы Личные блокноты Образовательные маршруты Досуги

Слайд 6

Коллективные формы работы Дни открытых дверей. Турниры знатоков КВН, викторины Кружки Праздники Семейные конкурсы Выпуск газет и постеров Просмотры фильмов Концерты и фестивали Мастер-классы и интеракивы Соревнования Благоустройство ДОУ и территории. Литературные гостиные и эстафеты чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вместе дружная семья"

В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....

Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"

Основная цель данного проекта  - это вовлечение  родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить  интерес...

Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"

На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....

Презентация педагогического проекта «Моя дружная семья»

Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, ...

Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....

Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»

Россия – это родина для многих. Но  для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...

Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...