Педагогический совет "Взаимодействие ДОУ и семьи"
методическая разработка на тему
Организайия и проведение педагогического совета "Взаимодействие ДОУ и семьи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проведение педагогического совета | 91 КБ |
Тест к педсовету«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями». | 36 КБ |
Анкета для родителей | 149.98 КБ |
Презентация "Формы взаимодействия с родителями" | 313.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи».
Дата проведения:_______________
Место проведения:_________________
Присутствовали:________ человек.
Цель: Активизация работы педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями.
Задачи:
- Совершенствование форм работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей.
- Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между детским садом и семьей.
- Удовлетворение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода дошкольного детства.
- Реализация индивидуального образовательного запроса.
- Реализация личностно-профессионального роста педагогов ДОУ — специалистов и воспитателей.
Подготовительная работа:
1. Консультация для воспитателей на тему: «Новые подходы к организации воспитания и обучения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
2. Показ музыкальной сказки для родителей «Колобок», показ сказки для детей «Гуси-лебеди»
3.Тематический контроль «Организация работы педагогов по взаимодействию детского сада и семьи».
4. Фестиваль «Мамино сердечко»
5. Анкетирование родителей (образец в приложении)
6. Тестирование педагогов «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (образец в приложении)
Форма проведения: интерактивное общение
План проведения педагогического совета
1. Вступительное слово руководителя дошкольного отделения (в сокращении)
2. Презентация «Интерактивные формы работы с родителями» (в приложении)
3. Итоги тематического контроля (краткая справка)
4. Деловая игра.
5. Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета:
1.Вступительное слово
Сообщение руководителя дошкольного отделения на тему «Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей» (краткое содержание).
Одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность», а одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Поэтому взаимодействие с семьями воспитанников – важная и сложная сторона деятельности всех работников ДОУ.
Руководитель поставила перед коллективом ДОУ следующие цели в работе с семьями воспитанников:
- Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между детским садом и семьей;
- Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий;
- Удовлетворение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода дошкольного детства;
- Реализация индивидуального образовательного запроса;
- Широкое применение родителями педагогических умений и приемов в общении с ребенком;
Итог: Для достижения поставленных целей творческой группе разработать проект по работе с родителями в ДОУ.
2. Презентация «Интерактивные формы работы с родителями»
3. Итоги тематического контроля –справку составляет методист
4. «Деловая игра» - проводит методист
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: рабочие группы формируются для каждой части методом жребия, руководитель - эксперт.
Ход игры.
1 часть. Теоретическая.
1 задание.
Цель: приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива
Вопросы для групп выбираются в игре «Чудесный мешочек»
- Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
- Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие? Что это даёт педагогам и родителям?
- В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
- В его присутствии
- Без него
- В присутствии всех членов семьи
2 задача
Цель: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач
На доске нарисована таблица. В нее вписаны «блоки» и «задачи». В ходе обсуждений группы вписывают «формы работы».
Методист: Анализируя анкеты родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума). Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Блоки | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия, родительские собрания, консультации, наглядная агитация (буклеты, брошюры) |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль работы ДО | Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, фестивали мастерства |
3 часть. Практическая.
- Задача.
Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
- Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
- Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
- Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
- Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
2.Задача
Игровое упражнение «Определи логическую последовательность».
Цель: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, педагоги представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Определите последовательность действий при организации встречи (содержание текста на карточках)
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
- Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Определите последовательность действий при проведении встречи (содержание текста на карточках)
- Трансляция родителям положительного образа ребёнка; Цель: установление доверительных отношений с родителями:
- Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье;
Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству:
- Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка;
Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству:
- Совместное исследование и формирование личности ребёнка;
Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами
3.Задача.
Разбор педагогической ситуации:
«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)
Итог дискуссии: В общении с рассерженными взрослыми необходимо:
- показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения и дать ему возможность высказаться;
- настойчиво обозначить границы, установить их;
- исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и успокоиться) ;
- избегать скоропалительных выводов;
- встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.
Методист: Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим приоритетные правила общения с родителями.
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении (позитив и улыбка).
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
Методист: Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога», в сфере общения с родителями воспитанников. Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов).
Наличие у педагога определенных компетенции изложены в профессиональном стандарте «Педагог» от 18.10.2013 г. №544н. В трудовых функциях воспитательной деятельности описаны трудовые действия, необходимые умения и знания какими должен обладать педагог, общаясь с родителями. Рассмотрим только функции касающиеся работы с родителями:
Трудовые действия | Определение и принятие четких правил поведения воспитанниками в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации |
Проектирование и реализация воспитательных программ Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
Необходимые умения | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их | |
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях | |
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач | |
Необходимые знания | Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества | |
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях | |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики | |
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки | |
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий | |
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) | |
Другие характеристики | Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
5. Решение педагогического совета.
Сегодня мы обсудили одну из важнейших задач, которые стоят перед дошкольным отделением. Какие выводы вы сделаете из материала данного педсовета, напишите на листах – это и будет решением педсовета.
Решение педагогического совета.
- Организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска»: ответственный педагог-психолог.
- Использовать в работе с родителями инновационные формы и методы для просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
- Способствовать активному участию родителей в жизни ДОУ.
- Составлять планирование в разделе «Взаимодействие с родителями» используя проектную деятельность.
Предварительный просмотр:
«Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями».
Цель: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения. Вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
- Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
- Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
- Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
- Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
- Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
- Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
- Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
- Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
- Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
- Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
- Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
- Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
- Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
- У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
- Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
- Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
ШИФР: Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы работы: индивидуальные, групповые коллективные Направления работы: Информационно-аналитические Информационно-ознакомительные информационно-просветительские Наглядно-информационные Познавательные Досуговые
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, анкетирование Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Индивидуальные формы работы Родительские собрания Конференции Консультации Беседы Вечера для родителей Кружки для родителей Тематические выставки Диспуты Педагогические советы Встреча с администрацией Школа для родителей Групповые формы работы Личные блокноты Образовательные маршруты Досуги
Коллективные формы работы Дни открытых дверей. Турниры знатоков КВН, викторины Кружки Праздники Семейные конкурсы Выпуск газет и постеров Просмотры фильмов Концерты и фестивали Мастер-классы и интеракивы Соревнования Благоустройство ДОУ и территории. Литературные гостиные и эстафеты чтения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Вместе дружная семья"
В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....
Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"
Основная цель данного проекта - это вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес...
Социально - педагогический, творческий проект "Моя СемьЯ"
На современном этапе проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Наиболее важным и основным аспектом является, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс....
Презентация педагогического проекта «Моя дружная семья»
Первые чувства зарождаются в семье. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, ...
Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"
Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....
Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»
Россия – это родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю...
Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...