«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
статья на тему
Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС
дошкольного образования»
Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.
Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.
В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении более совершенных механизмов взаимодействия с образовательным социумом; необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Это обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации в области образования. Это диктует требование приспособления самой системы образования к уровню подготовки и особенностям развития воспитанников.
Выявленные проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, как маркетинговой, личностно-ориентированной.
Сущностная характеристика модели.
Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ предлагает один из вариантов создания психологического просвещения и сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог – ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с семьей с целью создания системы «ответственного родительства», способствует изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании личности ребенка, используя различные формы работы с родителями, а также обеспечивают условия взаимодействия специалистов в рамках реализации направлений введения ФГОС ДО.
Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей
«Педагог - ребенок – родитель».
Ожидаемые результаты:
- создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;
- поддержка позитивных инициатив педагогов, связанных с инновационными разработками в области образования;
- повышение результативности деятельности специалистов за счет включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с семьей;
- создание в ДОУ единой системы «Педагог – ребенок – родитель», позволяющей конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, построить партнерское общение с родителями, использовать разнообразные формы общения с родителями, а также повысить социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в глазах родителей воспитанников;
- развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии детей;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в условиях введения ФГОС ДО.
Структура модели.
Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается как организационная структура в системе образовательной организации, объединяющая субъектов методической работы и реализующая функции методического сопровождения участников образовательного процесса (приложение 1).
Основа модели – идея оптимизации взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель».
Задачи:
- формировать психологическую культуру родителей, повышать их психолого-педагогическую компетентность;
- создавать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизация этих отношений, привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ;
- изучать семьи воспитанников, условий семейного воспитания и потребностей родителей;
- оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению, создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих важную информацию в воспитательном и образовательном плане, в активных участников решения важных вопросов;
- повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
- содействовать развитию психофизического здоровья воспитанников, а также формированию у детей представления о нравственных ценностях и качествах (доброта, человеколюбие, любовь и уважение к родителям, вежливость, заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию и нравственному поведению;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание единого пространства «Семья – ДОУ».
Практическая новизна:
- показаны возможности повышения качества образования, развития и воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в системе отношений «Педагог – ребенок – родитель»;
- показано использование разнообразных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической и педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций в детском саду путем использования современных педагогических технологий;
- переход от традиционной модели трансляции опыта к обучению «действием»;
- ориентация на продуктивность (создание авторских программ, проектов, эффективных методик, дидактических пособий и т.д.).
Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.
Модель предполагает три основных блока:
работу с педагогами, с детьми и родителями.
Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения мероприятий, методические рекомендации.
Основные направления работы с педагогами:
- разработка индивидуальных траекторий образовательной деятельности педагогов по повышению уровня профессионального мастерства через практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;
- методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов в системе диссеминации передового опыта.
Показатели результативности: стремление к профессиональному росту и непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие педагогов в различных формах представления и обобщения опыта, конкурсах профессионального мастерства, грантовых конкурсах, инициация образовательных инициатив.
Механизм реализации модели межпрофессионального взаимодействия
Взаимодействие структурных единиц каждого уровня можно представить в виде схемы (приложение 1).
Взаимосвязь всех уровней заложена в принципах построения модели, предполагает наличие и горизонтальных, и вертикальных связей, подчинения и соподчинения, когда каждый из участников методической среды может быть участником и одновременно тьютором какой-либо деятельности. Решая задачу индивидуального методического воздействия, предпочтение отдается обучению «действием».
Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на базе следующих принципов:
- принципа системности, включающего не только организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств развития профессионализма специалистов их образовательным потребностям и затруднениям; развитие психолого-педагогической компетентности родителей;
- принципа сетевого взаимодействия;
- принципа оптимальности деятельности;
- принципа взаимодополнения и компенсации.
Основой для определения содержания деятельности по методическому сопровождению является мониторинг профессиональных и информационных затруднений педагогов и родителей, выявление затруднений дидактического и методического характера. С этой целью осуществляется изучение запросов образовательного сообщества.
Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого уровня: анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные диагностики уровня профессиональных компетенций педагогов, данные эффективности педагогического воздействия на ребенка. Полученная информация обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется выбор механизмов для предоставления услуг с учетом имеющихся (или по возможности создаваемых) условий.
Процесс сопровождается мониторингом качества предоставленных услуг, поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность. В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.
Технологическое сопровождение проекта.
В основе реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО - технологическая составляющая деятельности.
Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий. На это, в частности, указывает и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.
Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
Для решения новых задач необходим новый инструментарий. Наряду с технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для эффективной реализации модели взаимодействия специалистов нужно освоить современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы, так и каждого ее представителя.
Новизна межпрофессионального взаимодействия специалистов состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий (ИКТ, технологии проблемного обучения, исследовательской, проектной деятельности).
В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- учебно-воспитательные технологии.
Кроме того, стоит отметить еще одну педагогическую технологию.
Это – педагогика сотрудничества. Стоит отметить ценность целевых ориентаций педагогики сотрудничества, которые заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку и взрослому, в единстве обучения и воспитания, и которые с успехом реализуются через данную программу.
Особое значение в условиях развития инновационной деятельности придается системе консультирования и экспертизы.
В основе создаваемой модели межпрофессионального взаимодействия специалистов лежат идеи партнерства, эффективного взаимодействия, ориентированные на раскрытие личностного потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.
В данной модели этот процесс осуществляется через систему проектов различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских, творческих.
Одной из эффективных технологий, способствующей успешной реализации модели, является технология педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).
Условия реализации модели межпрофессионального
взаимодействия специалистов.
- Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовое документы.
- Материально-технические:
- кабинеты специалистов
- музыкально-физкультурный зал
- мультимедийные установки
- цифровая видеокамера;
- цифровой фотоаппарат;
- Кадровые:
- заведующий
- заместитель заведующего по ВМР
- старший воспитатель
- музыкальный руководитель
- руководитель ФВ
- учитель-логопед
- педагог-психолог
- воспитатели
Критерии эффективности реализации модели.
Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на макроуровне через анализ внешних социальных эффектов осуществляемой деятельности.
Такими критериями являются:
- доступность предлагаемых услуг;
- эффективность услуг с точки зрения соответствия их результатов потребностям семей воспитанников по уровню социализации.
Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования рабочих процессов.
Критерий | Показатели |
Сформированность системы информационного обеспечения |
|
Сформированность системы нормативно-правового обеспечения |
|
Эффективность научно-методического обеспечения |
|
Состояние кадрового потенциала |
|
Уровень социально-правовой, психологической, профессиональной защищенности |
|
Уровень финансирования |
|
В процессе реализации инновационной модели межпрофессионального взаимодействия специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные последствия:
- стихийный, спонтанный характер организации взаимодействия, обусловленный внутренними особенностями ДОУ;
- ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать участие в деятельности педагогического сообщества;
- возникновение ситуации разрыва между «педагогическим знанием и педагогическим действием»;
- недостаточная сформированность у педагогов профессиональной идентификации, способности к самопрезентации собственных достижений;
- пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.
Пути преодоления рисков.
- Четкое планирование, регламентация деятельности специалистов ДОУ в целях осуществления эффективного управления деятельностью.
- Своевременная корректировка планов взаимодействия специалистов в соответствии с принятыми обязательствами.
- Организация системы повышения профессиональной квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.
- Организация системы мониторинга состояния и результатов межпрофессионального взаимодействия специалистов с целью своевременной коррекции и выявления лучших практик.
Приложение 1
Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ
по решению образовательных задач
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
РУКОВОДИТЕЛЬ ФВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие МБДОУ д/с №2 г.Таганрога с семьями воспитанников по решению образовательных задач программы "Мир открытий".
Перспективный план работы с родителями по программе "Мир открытий"....
Статья "Совершенствование взаимодействия воспитателей группы и семьи, с целью эффективного решения образовательных задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
педагогическое просвещение...
Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства
Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...
Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства
Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...
Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)
Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...
Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...
«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
laquo;Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...
- Мне нравится (1)