«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»
статья на тему

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagogov.docx49.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС

дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.

Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.

В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении более совершенных механизмов взаимодействия с образовательным социумом; необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Это обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации в области образования. Это диктует требование приспособления самой системы образования к уровню подготовки и особенностям развития воспитанников.

Выявленные проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, как маркетинговой, личностно-ориентированной.

Сущностная характеристика модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ предлагает один из вариантов создания психологического просвещения и сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог – ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с семьей с целью создания системы «ответственного родительства», способствует изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании личности ребенка, используя различные формы работы с родителями, а также обеспечивают условия взаимодействия специалистов в рамках реализации направлений введения ФГОС ДО.

Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей

 «Педагог - ребенок – родитель».

Ожидаемые результаты:

  • создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;
  • поддержка позитивных инициатив педагогов, связанных с инновационными разработками в области образования;
  • повышение результативности деятельности специалистов за счет включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с семьей;
  • создание в ДОУ единой системы «Педагог – ребенок – родитель», позволяющей конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, построить партнерское общение с родителями, использовать разнообразные формы общения с родителями, а также повысить социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в глазах родителей воспитанников;
  • развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии детей;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Структура модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается как организационная структура в системе образовательной организации, объединяющая субъектов методической работы и реализующая функции методического сопровождения участников образовательного процесса (приложение 1).

Основа модели – идея оптимизации взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель».

Задачи:

  • формировать психологическую культуру родителей, повышать их психолого-педагогическую компетентность;
  • создавать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизация этих отношений, привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ;
  • изучать семьи воспитанников, условий семейного воспитания и потребностей родителей;
  • оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению, создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих важную информацию в воспитательном и образовательном плане, в активных участников решения важных вопросов;
  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
  • содействовать развитию психофизического здоровья воспитанников, а также формированию у детей представления о нравственных ценностях и качествах (доброта, человеколюбие, любовь и уважение к родителям, вежливость, заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию и нравственному поведению;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание единого пространства «Семья – ДОУ».

Практическая новизна:

  • показаны возможности повышения качества образования, развития и воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в системе отношений «Педагог – ребенок – родитель»;
  • показано использование разнообразных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической и педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций в детском саду путем использования современных педагогических технологий;
  • переход от традиционной модели трансляции опыта к обучению «действием»;
  • ориентация на продуктивность (создание авторских программ, проектов, эффективных методик, дидактических пособий и т.д.).

Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.

Модель предполагает три основных блока: 

работу с педагогами, с детьми и родителями.

Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения мероприятий, методические рекомендации.

Основные направления работы с педагогами:

  • разработка индивидуальных траекторий образовательной деятельности педагогов по повышению уровня профессионального мастерства через практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;
  • методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов в системе диссеминации передового опыта.

Показатели результативности: стремление к профессиональному росту и непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие педагогов в различных формах представления и обобщения опыта, конкурсах профессионального мастерства, грантовых конкурсах, инициация образовательных инициатив.

Механизм реализации модели межпрофессионального взаимодействия

Взаимодействие структурных единиц каждого уровня можно представить в виде схемы (приложение 1).

Взаимосвязь всех уровней заложена в принципах построения модели, предполагает наличие и горизонтальных, и вертикальных связей, подчинения и соподчинения, когда каждый из участников методической среды может быть участником и одновременно тьютором какой-либо деятельности. Решая задачу индивидуального методического воздействия, предпочтение отдается обучению «действием».

Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на базе следующих принципов:

  • принципа системности, включающего не только организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств развития профессионализма специалистов их образовательным потребностям и затруднениям; развитие психолого-педагогической компетентности родителей;
  • принципа сетевого взаимодействия;
  • принципа оптимальности деятельности;
  • принципа взаимодополнения и компенсации.

Основой для определения содержания деятельности по методическому сопровождению является мониторинг профессиональных и информационных затруднений педагогов и родителей, выявление затруднений дидактического и методического характера. С этой целью осуществляется изучение запросов образовательного сообщества.

Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого уровня: анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные диагностики уровня профессиональных компетенций педагогов, данные эффективности педагогического воздействия на ребенка. Полученная информация обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется выбор механизмов для предоставления услуг с учетом имеющихся (или по возможности создаваемых) условий.

Процесс сопровождается мониторингом качества предоставленных услуг, поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность. В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.

Технологическое сопровождение проекта.

В основе реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО - технологическая составляющая деятельности.

Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий. На это, в частности, указывает и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».

Для решения новых задач необходим новый инструментарий. Наряду с технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для эффективной реализации модели взаимодействия специалистов нужно освоить современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы, так и каждого ее представителя.

Новизна межпрофессионального взаимодействия специалистов состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий (ИКТ, технологии проблемного обучения, исследовательской, проектной деятельности).

В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
  • учебно-воспитательные технологии.

Кроме того, стоит отметить еще одну педагогическую технологию.

Это – педагогика сотрудничества. Стоит отметить ценность целевых ориентаций педагогики сотрудничества, которые заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку и взрослому, в единстве обучения и воспитания, и которые с успехом реализуются через данную программу.

Особое значение в условиях развития инновационной деятельности придается системе консультирования и экспертизы.

В основе создаваемой модели межпрофессионального взаимодействия специалистов лежат идеи партнерства, эффективного взаимодействия, ориентированные на раскрытие личностного потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.

В данной модели этот процесс осуществляется через систему проектов различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских, творческих.

Одной из эффективных технологий, способствующей успешной реализации модели, является технология педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).

Условия реализации модели межпрофессионального

взаимодействия специалистов.

  1. Нормативно-правовые.

Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовое документы.

  1. Материально-технические:
  • кабинеты специалистов
  • музыкально-физкультурный зал
  • мультимедийные установки
  • цифровая видеокамера;
  • цифровой фотоаппарат;
  1. Кадровые:
  • заведующий
  • заместитель заведующего по ВМР
  • старший воспитатель
  • музыкальный руководитель
  • руководитель ФВ
  • учитель-логопед
  • педагог-психолог
  • воспитатели

Критерии эффективности реализации модели.

Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на макроуровне через анализ внешних социальных эффектов осуществляемой деятельности.

Такими критериями являются:

  • доступность предлагаемых услуг;
  • эффективность услуг с точки зрения соответствия их результатов потребностям семей воспитанников по уровню социализации.

Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования рабочих процессов.

Критерий

Показатели

Сформированность системы информационного обеспечения

  • Новизна, актуальность, полезность.
  • Технологические характеристики информации

Сформированность системы нормативно-правового обеспечения

  • Работа с законодательными нормативными документами.
  • Разработанность собственных локальных актов.

Эффективность научно-методического обеспечения

  • Оптимальность и рациональность выбора цели.
  • Соответствие содержания работы целям.
  • Эффективность использования исследовательских методов в инновационной  деятельности.
  • Сформированность умений проектирования инновационных идей.

Состояние кадрового потенциала

  • Обеспеченность.
  • Готовность к реализации целей.
  • Уровень методической обученности.
  • Наличие условий для повышения квалификации.

Уровень социально-правовой, психологической, профессиональной защищенности

  • Расширение рынка образовательных услуг.
  • Стимулирование творчества.
  • Психологический климат.

Уровень финансирования

  • Нормативное финансирование.
  • Доля внебюджетных вложений.

В процессе реализации инновационной модели межпрофессионального взаимодействия специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные последствия:

  • стихийный, спонтанный характер организации взаимодействия, обусловленный внутренними особенностями ДОУ;
  • ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать участие в деятельности педагогического сообщества;
  • возникновение ситуации разрыва между «педагогическим знанием и педагогическим действием»;
  • недостаточная сформированность у педагогов профессиональной идентификации, способности к самопрезентации собственных достижений;
  • пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.

Пути преодоления рисков.

  • Четкое планирование, регламентация деятельности специалистов ДОУ в целях осуществления эффективного управления деятельностью.
  • Своевременная корректировка планов взаимодействия специалистов в соответствии с принятыми обязательствами.
  • Организация системы повышения профессиональной квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.
  • Организация системы мониторинга состояния и результатов межпрофессионального взаимодействия специалистов с целью своевременной коррекции и выявления лучших практик.

 


Приложение 1

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ

по решению образовательных задач

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛИ                                                                                                                           УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РУКОВОДИТЕЛЬ ФВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...

Модель взаимодействия специалистов коррекционно - образовательного пространства

Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошко...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

«Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

laquo;Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»...